Надо Знать

добавить знаний



Европейская культура Нового времени



План:


Введение

Европейская культура нового времени (XVII-XVIII вв.)

Абрагам Ортелиус : Карта Европы, 1595.

1. Исторические условия и особенности развития культуры в XVII-XVIII вв.

См.. еще: Новая история (хронологическая таблица)

Конец средних веков и начало Нового времени охватила эпоха Возрождения и Реформации, переходная по своей природе. Оформление и распространение культуры собственно Нового времени приходится на XVII - XVIII века. Этот период находится между революциями : его открывают революции в Нидерландах (победила в 1608) и Англии (началась в 1640), а завершают война за независимость английских колоний в Северной Америке (1775-1783) и Французская революция ( 1789 - 1793).

За двух веков окончательно утверждаются национальные государства. При сохранении общих закономерностей, взаимовлияния, определенной моды четко очерчивается культура каждой страны. Неповторимое своеобразие связана с национальным языком, традициями, историей, а также с экономическим, политическим устройством.

Наибольшее влияние на европейский культурный процесс в настоящее время производят, каждая по-своему, две страны - Англия и Франция.

Англия. Английский буржуазия, утвердившись в экономике, раньше начинает политическую борьбу. После победы же быстро идет на компромисс, устанавливается конституционная монархия (власть короля ограничивает парламент).

Франция. Страна классического абсолютизма (абсолютизм - неограниченная монархия). Его вершина - последняя треть XVII века, годы правления "короля-солнца" Людовика XIV, автора знаменитой формулы: "Государство - это я". В XVIII веке королевская власть превращается в реакционную силу. При возрастающей экономическом кризисе и недовольстве народа дворянство продолжает сохранять внешний блеск. Не менее известный афоризм фаворитки Людовика XV маркизы Помпадур : ?После нас - хоть потоп".

Эти исторические особенности нашли свое отражение в сфере культуры. В Англии раньше состоят прогрессивные буржуазные политические и философские взгляды, но полного развития и решительного выражения приобретают они во Франции в процессе идеологического противостояния с абсолютизмом. Именно Франция становится классической страной Просвещения, отсюда его идеи распространяются по всей Европе. Во Франции главное внимание уделяют социальным теориям, этическим концепциям, в Англии же разрабатывается классическая политическая экономия.

Развитие культуры в XVII веке имеет свои особенности. У современников и в науке позднего времени случайно не сложилось обобщенного определения культуры XVII века. Например, начало этого века в Англии во многом еще связан с Ренессансом, а в Италии Возрождение уже ушло в прошлое, в Швейцарии доминирует Реформация. Главная черта культурного процесса - неустойчивость, очень быстрые изменения. С XVIII же столетием связана довольно сплошная историко-культурная эпоха - эпоха Просвещения. Причем, что характерно, такой ее понимали уже современники: срок использовали сами просветители. В XVII веке внимание активно мыслящих людей было прежде сосредоточено на научном объяснении явлений природы, в XVIII веке - на проблеме общественного устройства.

См.. еще: История наук, история социальниих наук


2. Революция в естествознании. Рационализм

Развитие естествознания в XVII веке продолжает традиции Возрождения. Собственно, в отличие от искусства, здесь практически невозможно провести четкую границу между эпохами.

Завершается разработка гелиоцентрической системы в астрономии, начата Н. Коперником. Немецкий астроном И. Кеплер установил, что планеты движутся по эллипсам и скорость движения планет увеличивается с приближением их к Солнца. Свое открытие он сформулировал в виде законов, которые носят его имя. В конце века о геоцентрическую систему всерьез никто и не говорил.

Английский медик В. Гарвей, который работал в Италии, открывает большой круг кровообращения и создает сплошную теорию кровообращения - основу дальнейшего развития физиологии человека.

Изобретается и применяется в исследованиях микроскоп. С его помощью А. Левенгук открывает микроорганизмы, в том числе бактерии, М. Мальпиги изучает строение кожи, легких, почек, тем самым создает микроскопическую анатомию.

В математике оформляется, по сути, современная знаковая система (до этого действия описывались громоздкими фразами), складываются первые таблицы логарифмов.

Переворот в физике связан прежде всего с именем Галилео Галилея. После выдающихся открытий (изобретение телескопа, физическая природа Месяца, спутники Юпитера) инквизиции ему было запрещено заниматься астрономией. Тогда Галилей заинтересовался вопросом свободного падения тел. Хрестоматийной стала рассказ его биографа: Галилей сбрасывал пули разного веса с высокой башни и измерял время падения, затем повторил измерения в деревянном желобе. По полученным результатам было составлено уравнение равномерно ускоренного падения. У современного научного это не вызывает удивления, для своего же времени Галилей применил совершенно новый подход: планирования и проведения эксперимента, а затем математическую обработку результатов.

Значительные достижения, полученные естественными науками, вызвали необходимость и одновременно создавали возможность их философского осмысления (см. методология науки). В течение всего Средневековья главным источником познания провозглашались вера и божественное откровения, в схоластике господствовал метод формально-логических доказательств, незыблемость авторитетов.

Философское обоснование новых методов в науке связано прежде всего с двумя именами - англичанина Фрэнсиса Бэкона ( 1561 - ? 1626) и француза Рене Декарта ( 1596 - ? 1650).

Ф. Бэкон обосновал эмпирический метод изучения природы (от греческого - исследовательский). Основа истинного знания - только опыт. Ученый обязан выполнить наблюдения, проверить их точность, а затем путем обобщения (индукции) этих наблюдений делать выводы. А. И. Герцен так оценил историческую роль этого мыслителя: "... появился человек, который сказал своим современникам:

"Посмотрите вниз: посмотрите на эту природу, от которой вы немагаетеся улететь куда-то; сойдите с башни, на которую поднялись и откуда ничего не видите; подойдите ближе к миру явлений - изучите его".

Философская система Декарта другая, он - родоначальник рационализма (от греческого - ум). Декарт был выдающимся математиком, основоположником аналитической геометрии (кстати, именно он ввел в алгебре привычные для нас обозначения неизвестных - х, у, z). Главным в познании он считал не опыт, а ум - рациональный, строгое логическое ммислення. Образцом для всех наук Декарт считал математику с ее строгими доказательствами. В ясности и четкости мысли, а не в практике Декарт видел критерий истины, главный путь к которой - научная гипотеза. Известны его высказывания: "Мыслю - следовательно существую", "Во всем сомневайся". Декарт считал окружающий мир, который состоит из постоянно движущихся мельчайших частиц, материальным.

Наибольших результатов достигали ученые, которые соединяли эксперимент и научную гипотезу, наблюдения и математическое обобщение. Такой подход отмечает классический труд И. Ньютона ( 1630 - ? 1677) "Математические начала натуральной философии". Закон всемирного тяготения, законы движения объясняли все предыдущие открытия в астрономии, физике, механике, сводили их в стройную систему. Ньютон и, независимо от него, Г. Лейбниц открывают дифференциальное и интегральное исчисления.

Опираясь на такой фундамент, естествознание в XVIII веке быстро продвигалось вперед. Поражает даже неполный перечень сделанных открытий. Х. Гюйгенс создает волновую теорию света. Р. Бойль и Э. Мариотт открывают главный закон теории газов. Шарль Кулон ставит эксперименты в области электростатики. А. Вольта конструирует первую электрическую батарею. А. Лавуазье объясняет природу горения и окисления, составляет первый перечень химических элементов. Карл Линней разрабатывает классификацию растений. Добавим: Иннокентий Гизель, ректор Киево-Могилянской академии, в 40-х годах XVII века формулирует, а в XVIII веке Антуан Лавуазье и Михаил Ломоносов экспериментально доказывают принцип сохранения материи и количества движения. Все новые и новые сферы осваиваются наукой.

Вообще можно сказать, что важнейшим итогом развития опытного естествознания и математики стал переворот во всем мировоззрении. Уже в конце XVII века господствует рационалистическая картина мира. Под природой понимают все сущее, включая человека. В ней все подчинено общим закономерностям. Эти закономерности, что в целом не меняются, могут быть опознаны человеческим разумом, выраженные в математических законах. Такое мировоззрение определяют как механико-материалистический.

Сближение науки и практических нужд человека, наметилось еще в эпоху Возрождения, в конце XVIII века выходит на качественно новый уровень. Так, если раньше медицина решала задачу эффективного лечения, то созданная Е. Дженнером вакцина против оспы позволяла вообще избежать болезни.

Техника. Научные открытие, воплощенные в технике, начинают использоваться в производстве. Изобретение механической прядильной машины и ткацкого станка поставил вопрос об универсальном двигатель. В 1784 году была запатентована паровая машина Д. Ватта. Причем Ватт сразу же понял значение своего изобретения для всей промышленности, а не для частных целей. Англия, таким образом, открывает эру промышленного переворота.


3. Новый взгляд на общество. Эпоха Просвещения

Победа новых методов в естествознании, нового взгляда на природу заставляла задуматься над ролью самого человека, человеческого общества. Философия, как никогда, привлекает общественное внимание, становится символом века. Общим для просветителей было преклонение перед человеческим разумом, вера в его преобразующую силу. В освобождении от невежества виделся путь к справедливому общества. О том, каким же будет это справедливое общество, какие методы допустимы в борьбе за него, высказывались различные взгляды - от вполне умеренных до самых радикальных.

Основу политических убеждений Просвещения составила теория так называемого "Естественного права". Она была разработана в XVII веке английскими мыслителями Томасом Гоббсом и Джоном Локком. Центральное понятие их теории - понятие "природы человека". Каждый человек от природы обладает неизменными "естественными" правами. Прежде всего это - право на собственность и свободу. На ранних стадиях истории люди жили согласно этих прав, т.е. существовал "естественный порядок". Гоббс считал, что это было время войны "всех против всех", поскольку люди - эгоистичные, завистливые. Локк думал, что естественное состояние был своего рода "золотым веком", который он противопоставлял современности. Гражданское общество и его основной элемент - государство - создаются путем ?Общественного договора?. Люди добровольно передают заботу о соблюдении своих "естественных прав" государстве. При этом сохраняется "народный суверенитет", народ имеет право изменить государство, если она не выполняет свои обязанности. Восстание против тирана будет законным. Движущая сила прогресса - ум : если все поймут необходимость "естественного порядка" - он наступит. По сравнению с веками господства доктрины "божественного происхождения" королевской власти, ее одвичности, неизменности такой рационалистический подход был огромным шагом вперед. Идеи о естественных правах, равенство людей от природы, о народном суверенитет, о договорном происхождении государства - в различных сочетаниях, с различными выводами - встречаются во всех просветителей.

К числу инициаторов просветительского движения во Франции принадлежит Вольтер. Он сыграл исключительную, во многих случаях первостепенную роль. История его жизни и деятельности представляет будто концентрированное отражение века Просвещения со всеми его этапами и противоречиями.

Вольтер

Франсуа Мари Аруэ ( 1694 - ? 1778), вошедший в историю под именем Вольтер, родился в семье, принадлежавшей к третьего сословия. Его отец поднялся до положения нотариуса, имел высокопоставленную клиентуру, дал сыну хорошее образование. Связи отца, одаренность, которая рано оказалась, принесли Вольтеру популярность в аристократических кругах. Однако довольно быстро его сатирическая поэзия стала вызывать и недовольство: одиннадцать месяцев он провел в Бастилии, позже один из обиженных вельмож приказал избить его палками, после чего по распоряжению правительства Вольтер был выслан в Англии. Пребывание в Англии расширило его научный кругозор, познакомило с другим политическим устройством. Из Англии он привозит "Философские письма", которые сравнивают английские и французские порядки, не в пользу последних. Тираж был арестован и сожжен. Сам Вольтер, справедливо опасаясь дальнейшего преследования, покинул Париж. Лишь незадолго до смерти он вернулся в столицу, где был встречен как триумфатор.

Наследие Вольтера огромна: стихи, повести, романы, пьесы, научные работы. Литература для него была орудием борьбы за лучшее будущее. Каждое произведение подчиняется главной задаче - освобождению человеческого ума от тяготеющих над ним невежества. Центральное место в этой просветительской пропаганде занимает борьба против предрассудков, связанных с религией и церковью. В борьбе с церковью Вольтер не жалел ни времени, ни сил. Он анализировал и сопоставлял исторические источники христианского учения, проявлял его внутренние логические противоречия, яркими, порой грубыми мазками изображал преступления церкви - инквизицию, религиозные войны, суды над "еретиками", нетерпимость и жестокость. Его любимым и отточенной оружием была насмешка - тонкая, язвительная, уничтожающей. Чтобы сегодня лучше понять крайнюю резкость Вольтера в его антицерковной полемике, нужно учитывать, что большинство из памфлетов написаны как прямой отклик на серию религиозных юридических процессов, которые заканчивались смертными приговорами.

Однако Вольтер не был атеистом. С разумности окружающего мира он делал вывод о существовании его разумного творца. Он считал, что "если бы Бога не было, его надо было бы придумать" - как сдерживающее начало и для низов общества, и для правителей. Вот несколько высказываний, раскрывающие его позицию: "Атеист бедный и февраль, который верит в безнаказанность, будет дурак, если не убьет вас, чтобы присвоить ваши деньги. Чернь станет ордой разбойников", "Я хочу, чтобы государи и их министры верили в Бога, который наказывает и прощает. Без этой узды они будут представляться мне животными, которые стремятся крови ".

Справедливое общество представлялось Вольтеру таким, в основе которого лежат принципы равенства, свободы и неограниченного частной собственности. Равенство понималась прежде всего как отсутствие сословных привилегий, имущественное неравенство не только не отрицалась, но считалась неизбежной и необходимой для общества. Что касается формы политического управления, то здесь очень показательна эволюция взглядов Вольтера. Долгое время он лучшей для осуществления реформ (против революции он категорически отрицал) считал "просвещенную монархию" (можно вспомнить его переписка с Екатериной II). Очень высоко оценивал политический строй в Англии. Развитие же событий во Франции развеял надежды на просвещенного монарха, он отчетливо увидел назревание революционного кризиса.

При всем богатстве и разнообразии политических тем, которые поднимались в сочинениях Вольтера, они все-таки не содержат стройной, целостной политической теории. Родоначальником конституционной мысли во Франции считается Монтескье, он был авторитетным политическим мыслителем для оппозиционных кругов XVIII века.

Шарль Луи де Монтескье

Шарль Луи де Монтескье ( 1689 - ? 1755) принадлежал к богатой и влиятельной семьи юга Франции, в двадцать семь лет он уже занял пост президента парламента в Бордо. После десяти лет службы ушел с должности и три года путешествовал по Европе, собирая материал о политической и общественной жизни разных стран. После возвращения занимался хозяйством, вел светскую жизнь, но - главное - не прерывал научных исследований. Основной труд Монтескье - "Дух законов", вышедшая в 1748 году анонимно в Женеве, подводила итоги его многолетних размышлений. Книга представляет собой сборник афоризмов. В предисловии Монтескье пишет, что его задача - в объяснении порядков, существующих у разных народов. В этих различных порядках обнаруживаются общие законы, которые и должен постичь исследователь. Таким образом, Монтескье очень четко сформулировал идею всеобщей закономерности, значительно опережая свое время.

Шарль Монтескье

Главное в учении Монтескье - различение трех форм государственного управления: деспотии, основой которой является страх, монархии, основанной на определенных законах, и республики, стоящий на добродетели. Признавая теоретически преимущества республики, сводя идеал английский парламентский строй, Монтескье считал, что на практике республика осуществима только в малых странах. Деспотия характерна для огромных государств на Востоке. Для Франции пригодной объявлялась монархия, правда, с конституционными ограничениями. В каждом государстве есть три вида власти: власть законодательная, исполнительная и судебная. Если они объединены в одном лице, это - характерная черта деспотии. В свободном государстве власти должны быть разделены. Монтескье определяет основы нового, буржуазного правопорядка: религиозная терпимость, свобода слова, печати, ограничено народное представительство.

В истории развития и особенно пропаганды новой идеологии одно из виднейших мест принадлежит авторам "Энциклопедии наук, искусств и ремесел". Ведущую роль в ее издании сыграл выдающийся французский философ-материалист XVIII века, Дени Дидро ( 1713 - ? 1780). Он сумел сплотить группу единомышленников, в условиях преследования правительства (дважды налагался запрет) осуществить грандиозное издание - 28 томов 21 года.

Дидро происходил из семьи владельца ремесленной мастерской в небольшом городке. Он закончил иезуитский колледж, зарабатывал уроками, переводами, занимался самообразованием. Первые опубликованные им работы обнаружили оригинальный, самобытный философский подход. Авторитет и влияние Дидро росли по мере выхода в свет томов "Энциклопедии".

"Энциклопедия" была одновременно справочным, научным и полемическим изданием. Новым была подчеркнута уже в названии внимание к труда, в техники. Дидро сам изучал вопрос технологии, а некоторые статьи написаны мастерами, квалифицированными рабочими. Но главный отзыв имели, безусловно, те статьи "Энциклопедии", посвященные общественно-политическим вопросам. Авторы стояли на рационалистических позициях, в целом придерживались теории "Естественного права". Собственно, сам замысел "Энциклопедии" - наглядное воплощение идеи распространения знаний как главного средства переустройства общества. Симпатии авторов - на стороне республиканского строя и, особенно, ограниченной монархии, решительно осуждается абсолютизм. Вся гамма идей "Энциклопедии", весь конкретный материал подводил читателей к мысли о необходимости политической перестройки в стране, но сами авторы такой вывод открыто не формулировали.

Буржуазный порядок в экономике Франции XVIII века отвоевал значительные позиции, и уже тогда постепенно становилось ясно, что новые отношения несут не только освобождение от феодальных пут. Для мелких собственников в городе, для крестьян он был связан с разорением, превращением в наемных работников. Настроение этих социальных слоев отразила течение, которое принято называть уравнительным. Ее сторонники сочетали очень резкую критику феодализма с критикой буржуазных порядков, хотя сам буржуазный выбор не отвергали. Они призвали сделать новый порядок справедливым, с помощью специальных мероприятий предотвратить рост неравенства.

Влиятельным идеологом уравнительного направления был Жан-Жак Руссо ( 1712 - ? 1778). Он родился в Женеве в протестантской небогатой семье. Еще мальчиком был отдан в ученики к мастеру, сбежал от него, потом годы прошли в поисках работы, изменении профессий, занятий, места жительства, религии. В литературу он пришел со сложным жизненным опытом. Когда Руссо впервые привлек к себе внимание произведением на конкурсную тему, он работал техническим сотрудником в издательстве ?Энциклопедии?. Ключевой работой для понимания убеждений Руссо является его "Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми". Отталкиваясь от общей для просветителей теории "естественного права", Руссо высказывает ряд совершенно новых мыслей. Его предшественники считали, что неравенство людей возникает уже при "естественном порядке", как следствие природных различий между отдельными людьми. Руссо же подчеркивает, что естественная неравенство было незначительным, а главное, социальное неравенство возникла позже. Связана она с появлением земельного частной собственности, которая вовсе не была извечной. Противоречие между естественными правами равенства и правом частной собственности приводит к имущественному расслоению, войны богатых и бедных. В таких условиях потребностью, прежде всего богатых, становится государство как орган охраны частной собственности. Богатые с помощью обмана уговорили бедных заключить соответствующий договор. Руссо пишет:

"Истинным основателем гражданского общества был тот, кто первый огородил участок земли, решил сказать:" это мое "и нашел достаточно простых людей, чтобы ему поверили. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бед и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, уничтожив ограждение и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: "Не слушайте лучше этого обманщика, вы погибнете, если способны забыть, что плоды земли принадлежат всем, а земля - ​​никому!".

Кроме теорий, которые отражали весь спектр буржуазных подходов, значительного развития набирает коммунистическая течение. Самый ранний и своеобразный коммунистический произведение XVIII века - "Завет" Жана Мелье ( 1664 - ? 1729). Он выступает против частной собственности: "зло, принято и узаконено почти во всем мире, заключается в том, что люди присваивают себе в частную собственность блага и богатства земли, тогда как все должны были бы обладать ими совместно на равных правах и пользоваться ими так же на одинаковом положении и сообща ". Сам будучи сельским священником, Мелье рассуждает как атеист. Он открытым текстом призывает к насильственному свержению власти : "... сбросьте везде эти троны несправедливости и несчастья ...". Хотя "Завет" не был опубликован, он разошелся по стране в списках и сыграл свою роль в предреволюционном брожении умов.

В русле идей Просвещения развивалась новая наука - политическая экономия. Во Франции ее первыми представителями были сторонники школы физиократов. Они последовательно выдвигали буржуазный идеал общества, основанного на частной собственности и наемном труде, были сторонниками свободного предпринимательства, невмешательство правительства в экономику.

Больше внимания вопросам экономики уделяли английские ученые, именно здесь состоит классическая политическая экономия. Адам Смит рассматривал капиталистическое хозяйство как "естественный" экономическое устройство и, подобно физиократов, требовал отмены любых ограничений частной инициативы. Главным научным достижением Смита есть трудовая теория стоимости, которую он развил в борьбе против произвольного регулирования цен правительством. Он публикует свое "Исследование о природе и причинах богатства народов", в котором провозглашает труд источником стоимости. Он идеализирован решал проблему соотношения частного и общественного интереса: "Добиваясь личного обогащения, люди часто гораздо больше работают на благо общества, чем если бы они прямо искали этого блага". В реальной жизни такой гармонии не было и нет.

Формирование новой идеологии, значительное распространение идей о "естественные права", "общественный договор", равенство были одной из предпосылок революции, которая надвигалась. Ее неизбежность ощущалась передовыми людьми. "Мы приближаемся к состоянию кризиса и возрасту революции", - писал Руссо в своем романе "Эмиль".

17 июня 1789 депутаты от третьего сословия провозгласило Национальным собранием Генеральные штаты, которые Людовик XVI созвал, надеясь найти компромисс. 14 июля разгорается народное восстание в Париже, 26 августа была принята Декларация прав человека и гражданина, которая вобрала в себя основные идеи Просвещения : "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах", "естественными и неотъемлемыми правами человека" есть "свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению", источником всякой власти может быть только нация.


4. Характеристика художественных стилей XVII-XVIII вв.

Искусство и литература XVII-XVIII веков каждой из европейских стран отмечаются неповторимым своеобразием. Но именно в это время благодаря расширению круга образованных людей, интеллигентов между ними складываются определенные контакты, налаживаются культурные связи. Если в прошлые эпохи на возникновение и изменение художественных стилей шли века, то теперь это происходит гораздо быстрее: в первой половине XVII века господствует стиль барокко, во второй половине - классицизм, в первой половине XVIII века - рококо (генетически связан с барокко), во второй половине - в несколько иной форме - возвращается классицизм. Остановимся на этих ведущих художественных стилях подробнее на примере архитектуры.


4.1. Архитектура

Площадь перед собором Св. Петра, Рим

Точное происхождение термина барокко неизвестно. Его начинают употреблять в XVIII веке с несколько презрительным интонацией (перевод с итальянского - "неправильный" или "причудливый"). Этот стиль прямо перекликался с образом жизни королевских дворов, особенно французского, что диктовало европейскую моду : сочетание бесконечных праздников, постоянных развлечений и строгого этикета, жесткой регламентации. В то же время со мироощущение исчезает стабильность, прочность, присущая прошлым эпохам.

Архитектура барокко широко использует открытые Ренессансом технические приемы, но с другой целью. Это чрезвычайно парадный, пышный, декоративный стиль. Для него характерны пространственный размах, обилие архитектурных деталей, преобладание изогнутых линий, очень сложных композиций. Барокко отличает контрастность, господство ярких цветов, обилие позолоты. Такие черты очень ярко проявились в очертаниях Зимнего дворца Варфоломея Растрелли в Петербурге.

Этот стиль активно использовал синтез искусств - сочетание в едином идейно-художественном замысле различных видов искусства. Начинают проектироваться не только здания сами по себе, но и целые ансамбли. Один из самых прославленных - ансамбль площади перед построенным ранее собором Святого Петра в Риме, которую, по замыслу Л. Бернини, окружили масштабной колоннадой, а в центре поставили огромный древнеегипетский обелиск. В архитектурный замысел включается окружающую среду, особое звучание приобретает садово-парковое искусство. Возникает архитектура фонтанов - садовых, городских. Множество фонтанов в стиле барокко у Риме, из них самый известный - фонтан Треви. В загородной резиденции российских императоров - Петергофе - фонтаны является стержнем всего дворцово-паркового ансамбля.

  • Арх. Карло Мадерно, Санта Сусанна, один из первых образцов римского барокко, 1603 год.

  • Церковь Св. Михаила, Лувен, Бельгия

  • Петергоф, Большой каскад

  • Зимний дворец, Санкт-Петербург

Часовня Версальского дворца

Большую роль начинают играть пышные интерьеры : света пол, хрустальные люстры, драперия, лепные украшения. Живопись и скульптура теряют самостоятельную роль, становятся частью декора. Очень распространены так называемые иллюзорные плафоны - особым расписана потолок, - изображающие, как правило, небо в сочетании с многофигурной композицией. Подобный эффект иллюзии используют и в архитектуре. Известный итальянский архитектор и скульптор барокко Л. Бернини так спроектировал лестницы в Ватиканском дворце, что они снизу воспринимаются гораздо длиннее, чем на самом деле. Когда на верхней площадке появляется Папа римский, его фигура кажется неожиданно большой и величественной.

Внутренне сложным стилем был классицизм. Центральная идея классицизма - в русле рационалистической философии - идея разумности, упорядоченности, "правильности". С одной стороны, эта идея широко использовалась для обоснования необходимости абсолютизма: государство во главе с монархом трактовалась как воплощение разума, который ограничивает человеческие пороки. Но, с другой стороны, тот же рационализм был философской основой развития передовой науки, фундаментом буржуазной идеологии. В XVII веке ведущей была первая тенденция. Во Франции классицизм становится официальным стилем, специальные указания даются кардиналом Ришелье, затем Людовиком XIV. Создаются специальные организации, призванные следить за развитием литературы, искусства. В 1634 это - Французская академия, преимущественно филологическое, позже - Академия живописи и скульптуры, Академия наук.

Характерный образец архитектуры классицизма - королевский дворцовый комплекс в Версале. В него входят дворец, парк, несколько парковых сооружений. Строгое планирования, геометрическая организованность и дворца и парка, симметричность определяют его вид. Даже деревьям и кустам придана форма геометрических фигур. Такой тип получил название французского, регулярного парка - распространенный тогда вроде саду барокко.

  • Пример плана, сад барокко, 1730 р.Франция

  • Палаццо Кариньян, Турин, Италия

  • Дворец Кристианборг, 1761

  • Монастырь банке, Бавария

Дворец Келуш, Лиссабон, Португалия

В начале XVIII веке ведущим становится стиль рококо (термин происходит от названия декоративного украшения в виде раковины). Этот стиль связан с барокко, но лишен его размах. Стиль рококо декоративный, несет черты утонченности, чувственности, ощутимо немонументальний. Рококо не предполагает прямых линий, использует нежные цвета - розовый, голубой, серый. Он ассоциируется с определениями "галантный век" и "игривое рококо". Аристократия Франции, Италии окончательно отходит от участия в практически-политичномуму жизни, замыкается в своем искусственном мире. Особенно последовательно рококо проводится в создании интерьеров. Любимые материалы - перламутр и фарфор, которая в Европе стала известна и вошла в моду только в XVIII веке. Произведением искусства становится даже внешность человека.

В то же время все большую силу набирает другое течение в культуре, происходит от третьего сословия, - линия буржуазной оппозиции абсолютизму. Во второй половине XVIII веке вновь утверждается классицизм, но его внутреннее содержание меняется. На первый план теперь выдвигается демократическая составляющая. Основные идеи - единой национальной государственности, патриотизма, гражданского долга - оказываются созвучны пафоса Просвещения. Утонченности рококо противопоставляется строгость и простота древних. Демократическое устройство греческих полисов и республиканского Рима были провозглашены образцом "справедливого строя". Особенно усилилось увлечение античностью после раскопок древнеримских городов Помпеи и Геракуланума, погибших во время извержения Везувия. Крупнейший знаток и пропагандист античного искусства историк И. Винкельман писал: "Единственный путь для нас стать великими, а если возможно, и неповторимыми, - это подражать древних". В архитектуре широко используются идея античных портиков и колонны греческих ордеров. Новой в парковом искусстве было появление английских ландшафтных парков, которые имитируют природный лес - пейзажный парк. К классицизму второй половины XVIII века применяют термины просветительский классицизм, неоклассицизм.

В условиях смены стилей то в зависимости от них, то относительно автономно развивались другие виды художественного творчества.


4.2. Музыка

Сознание эпохи барокко с ее контрастами, неустойчивостью наиболее созвучной музыкальному искусству, открывает новую эпоху в его развитии. Впервые в истории культуры музыка начинает играть такую ​​самостоятельную роль. Расширяется круг музыкальных инструментов, особым уважением пользуются мастера, которые их производят. И в наши дни непревзойденными считаются скрипичные инструменты - творение рук знаменитых Страдивари, Гварнери. Даже орган звучит уже не только во время богослужения, но и на концертах. Для органа написаны знаменитые произведения Баха, при жизни великого композитора в полной мере не оценены.

В русле барокко с характерной для него условностью и распространением синтеза искусств возникает новый музыкальный жанр - опера, который выдвинул на первый план красоту мелодии. Зарождается он в Италии, но быстро распространяется по всей Европе.

Классицизм с его идеей порядка, единства целого и его частей, гармонии и строгих пропорций с особой силой проявил себя в инструментальной музыке. Ведущей в Европе стала венская музыкальная школа. Основой ее завоеваний становится принцип симфонизма - особого качества развития музыкальной мысли, когда новая идея рождается постепенно, в превращении первоначального образа, главная тема порождает побочные, которая контрастирует с главной. Именно такой подход воплотился в новом жанре - симфонии. Венчала музыкальное искусство XVIII века и готовила новый прорыв творчество великого Вольфганга Амадея Моцарта : оперы "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта", три симфонии, трагический "Реквием", работу над которым прервала смерть композитора.


4.3. Изобразительное искусство

Эль Греко. Алтарный образ "Есполио", сакристия кафедрального собора в Толедо, 1579 г.

Характерные черты барокко можно увидеть в творчестве великого Фламандские художника Пауля Питера Рубенса ( Фландрия - современная Бельгия). Его отмечала фантастическая живописная мастерство, которая открыла перед изобразительным искусством новые перспективы. Любимыми были сюжеты античных мифов. Художник имел огромную популярность, которая принесла ему материальное благосостояние, поскольку тогда в большой моде были парадные портреты и мифологические композиции.

Иначе сложилась судьба голландца Рембрандта. С ростом мастерства в его картинах главным становится психологическая глубина образов, реализм в воспроизведении ситуаций. Если началом его творческого пути стал коллективный портрет на заказ "Анатомия доктора Тулпа", принесший популярность, то завершающим - психологически насыщенный, притчевую полотно "Возвращение блудного сына". Чем масштабнее, искусно значимыми становились работы Рембрандта, тем меньше становилась его популярность среди современников, а затем и меньше материальный достаток.

Славу испанском живописи принесла творчество нескольких испанских мастеров 17 в. - Среди которых -

Наиболее значимая фигура среди них - Диего Веласкес. В своих портретах, парадных по форме, Веласкес всегда уделял главное внимание внутреннему миру персонажа. Когда Папа Иннокентий X увидел свой ​​портрет, вынужденно признал - "очень правдиво!". Революционно смелой для строго католической Испании была картина Веласкеса "Венера перед зеркалом", где тот впервые решился подать обнаженную женщину в искусстве Испании.


4.4. Театр

В XVII веке разворачивалась творчество великих драматургов - Пьера Корнеля, Жана Расина, Мольера. Театр времен классицизма отмечает ряд характерных черт. Жанры в нем делились на "высокие" и "низкие". Произведения ?высокого? жанра - трагедии - должны быть написаны обязательно стихами. Предписывалось использовать возвышенные выражения, применять аллегории, образы мифологии. Классическая пьеса строилась на основе трех единств: единство времени, места и сюжета (одна сюжетная линия развивалась без смены декораций, события должны происходить в течение суток). Как писали члены Французской академии в одном из своих выводов: "Ничто беспорядочное и путаное вообще не может никому нравиться". В центре внимания трагедии был конфликт между долгом и чувством, причем обязанность должен победить. Когда Корнель в своей трагедии "Сид" отступил от этого правила (главная героиня соглашается на брак с любимым, хотя он убил на дуэли ее отца - то есть верх взяло чувство), по указанию Ришелье пьеса была вынесена на обсуждение академии, сюжет признали неправильным. При таких внешних формах пьесы главное внимание и Корнель, и Расин сосредоточили на внутреннем мире, переживаниях персонажей. Писались длинные монологи, которые требовали особого искусства декламации. Актеры стали специально работать над ролью, обсуждать замысел с автором. Растут их общая культура, знания.

Правила, такие суровые для "высоких" жанров, не распространялись на "низкий" жанр - комедию. Она была свободна от условности, неизбежно присущей трагедии классицизма, ее героями могли быть простые люди, которые говорили повседневной простым языком. Великий комедиограф Жан Батист Мольер соединил народную традицию и интеллектуальность, гражданственность. Почти через три столетия его "Тартюф", "Мещанин во дворянстве" не сходят со сцен театров всего мира. Еще дальше от замкнутости театра времен классицизма пошел Пьер Огюстен Бомарше в "Севильском цирюльнике" и особенно "Женитьбе Фигаро". В уста своих комедийных героев он вложил монологи, которые осуждали аристократию и предвещали революционную эпоху.

Классицизм стал художественным языком французского Просвещения. Почти все крупнейшие мыслители занимались и художественным творчеством. Пьесы, повести писал Вольтер, уже упоминались романы Руссо. Основателем нового жанра - художественной критики - стал Дидро.

Вместе с тем, в литературе, особенно английской, все сильнее прослеживаются реалистические тенденции: "Робинзон Крузо" Даниэль Дефо, политические сатиры Джонатана Свифта. Жанр знаменитого произведения Г. Филдинга "История Тома Джонса, найденыша" определяют как просветительский реалистический роман. Как реакция на чрезмерную рассудительность классицизма в конце века складывается новое направление - сентиментализм, для которого характерной было повышенное внимание к чувствам, переживаниям, "жизнь души".


5. Итог

XVII-XVIII века были решающими в формировании культуры Нового времени, тесно связано с выходом на историческую арену нового класса - буржуазии. Ее экономическое утверждения, политическая борьба сопровождались формированием нового мировоззрения. Благодаря многочисленным открытиям выдающихся ученых произошел переворот во взглядах на природу, утвердилась материалистическая картина мира. Был поставлен вопрос о справедливом устройстве человеческого общества. Ответ на него искали блестящие мыслители эпохи Просвещения. Усложняются формы художественного творчества. Если в средние века единство европейской культуры была следствием ее неразвитости, то теперь возникают условия для единства культурного процесса уже на другом качественном уровне. Перечисленные культурные процессы были одной из предпосылок буржуазных революций в Англии, а особенно во Франции.


Литература

  • Маркарян Э.. С. Очерки истории культуры. - Ереван: Изд. АрмССР, 1968.
  • Энциклопедия культур Deja Vu
  • Поликарпов В.С. Лекции по истории мировой культуры. М.: Знание, 2000. - 359 с.
  • Украинская и зарубежная культура. Учебное пособие / Под общ. ред. Заболоцкий К. В. - М.: "Восточный издательский дом", 2001. -С. 79-102

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам