Елена ( греч. Ἑλένη ) - В древнегреческой мифологии - дочь Зевса и Леди, жены Тиндарея, сестра Диоскуров и Клитемнестры; прекраснейшая из женщин и одна из самых популярных героинь древнегреческого эпоса. Согласно Ликофрон, мойры определили ей мать пятерых мужчин [1]

Первоначально Елена - староминойське божество растительности и Пелопоннесской божество плодородия и света.

В эпосе она изображена смертной женщиной, дочерью царя Спарты Тиндарея.


1. Рождения Елены

Леда и лебедь

Согласно одной версии, она была дочерью Зевса и спартанской царицы Леди [2] (по Эврипидом, третья дочь [3]). По другой версии, был зачат в Рамнунти ( Аттика), где Зевс в образе лебедя завладел Немесидою [4], и родилась из яйца [5], Гермес положил это яйцо на колени Леди [6]. Яйцо хранилось в храме Левкиппид в Спарте [7]. По другой версии, ее мать - океаниды [8]. Согласно Птолемеем Гефестион, Елена - дочь Гелиоса и Леды [9].


2. Елена и Тесей

Елена, украдена Тесеем, изображение на аттической краснофигурные амфоре, 510 г. до н. е., Государственное античное собрание, Мюнхен

Елена была самой прекрасной из женщин, даже богини завидовали ей. Герой Аттики Тесей с помощью Пирифоя похитил Елену из Спарты, когда ей было 12 лет [10] (или когда ей было 10 лет [11]), когда она танцевала в храме Артемиды Орфии [12] или приносила жертву в святилище Артемиды [13]. Ее братья Полидевк и Кастор освободили Елену и вернули Тиндарея, она осталась нетронутой. Согласно Стесихора, когда Елена вернулась с Афины, она была беременна и родила в Аргосе дочь Ифигению, основав там храм Илитии [14].


3. Свадьба Елены

По Елену сватались множество женихов, но Тиндарей опасался распрей и никак не мог решиться отдать Елену замуж. Одиссей предложил Тиндарея предоставить право выбора жениха самой Елене, которая выбрала прекрасного сына Атрея Менелая, который после смерти Тиндарея стал царем Спарты.

Много героев, стремившихся руки Елены, поклялись, что никогда не поднимут оружия против ее мужа и во всем будут ему помогать. Когда Парис похитил Елену и повез ее в Трое, Менелай призвал на помощь греческих героев, и они отправились в поход против троянцев. При Троянской войны Елена, живя в Трое как жена Париса, желает вернуться к первому мужу и дочери Гермионы. Приам и троянские старейшины отдают должное красоте Елены.

После захвата Трое Елена вместе с Менелаем возвращается в Спарту. В пислягомеривських версиях миф о Елене усложнился и дополнился новыми подробностями, которые, видимо, были отчасти заимствованы из различных местных мифов. Из двух намеков в "Одиссеи" (IV, 276; VIII, 517) развилась легенда, что после смерти Париса Елена якобы стала женой его брата Деифоба, которого после захвата Трое выдала Менелаю. Из других намеков в "Илиаде" и "Одиссеи" о пребывании Менелая с Еленой в Египте возникло предание о том, что Елена вовсе не была в Трое, а жила в египетского царя Протея, который и вернул ее Менелаю. Чтобы примирить эту версию с эпосом, придумали, будто в Трое был лишь "призрак" Елены. Культ Елены преуспел в Лаконии, где он был связан с представлением об умирании и оживание природы (ср. воскресенье Елены). Как и ее братья Диоскуры, Елена считалась покровительницей моряков.


4. Смерть Елены

После войны Орест и Пилад хотели убить ее [15]. По спартанской версии, ее могила в городке Ферапна вблизи Спарты [16]. Ее святилище в Спарте, рядом с ним могила Алкмана [17].

По Родосский версии, после смерти Менелая Елена была изгнана Никостратом и Мегапенфом и прибыла на Родос к своей знакомой Поликс, вдове Тлеполема. Поликсена, желая отомстить ей за гибель мужа, подослала к ней, когда она купалась, своих служанок в образе Ерин. Они захватили Елену и повесили ее на дереве. Вариант сама повесилась от отчаяния. Поэтому в родосцев есть храм Елены Дендритиды (Древесной) [18]. По другим рассказам, родосцы только побили камнями служанку, которую Менелай одел в платье Елены [19]. О связи Елены с деревьями вспоминает Феокрит [20].

Согласно Птолемеем Гефестиона, на обратном пути из Трои Елена была убита Фетидой, которая приняла вид тюленя [21], по другой версии его же пера, Менелай и Елена искали Ореста, и Ифигения принесла их в жертву Артемиде [22]. Согласно Стесихора и кротонцы, Елена после смерти стала женой Ахилла и поселилась на острове Левка в устье Дуная [23].


5. Образ в искусстве

Миф о Елене вдохновлял античных и новочасних писателей (трагедия Еврипида "Елена", потерянные трагедии Софокла "Лаконянка", "Посольство за Еленой", панегирики Горгия и Исократа, Гете во второй части "Фауста", "Елена Спартанская" Э. Верхарна, "Троянской войны не будет? Ж. Жироду и др..). Миф о Елене отразился и в творчестве художников разных эпох ( Зевксис, Полигнот, Рафаэль, Клод Лоррен и др..) и композиторов ( Глюк, Сен-Санс, Рихард Штраус, Оффенбах).


См.. также

Примечания

  1. Ликофрон. Александра 146
  2. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 7-8 далее
  3. Еврипид. Ифигения в Авлиде 51
  4. Стасина. Киприи, фр.9 Бернабе
  5. Псевдо-Эратосфен. Превращения в звезды 25, со ссылкой на Кратина
  6. Гигин. Астрономия II 8
  7. Павсаний. Описание Эллады III 16, 1
  8. Гесиод. Список женщин, фр.24 М.-У.
  9. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.98
  10. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э I 23
  11. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 63, 2
  12. Плутарх. Тесей 31
  13. Гигин. Мифы 79
  14. Стесихор. Елена, фр.191 Пейдж = Павсаний. Описание Эллады II 22, 6
  15. Еврипид. Елена 1455-1502
  16. Павсаний. Описание Эллады III 19, 9
  17. Павсаний. Описание Эллады III 15, 3
  18. Павсаний. Описание Эллады III 19, 9-10
  19. Полиэн. Стратегемы I 13
  20. Феокрит. Идиллия XVIII 48
  21. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.142-143
  22. Вестник древней истории. 1947. № 4. С.278
  23. Павсаний. Описание Эллады III 19, 11-13; Конон. Мифы 18

Литература