Епископальная система церковного управления

Епископальная система церковного управления - форма организации управления христианской церкви, основанная на иерархии епископов. Епископальная система противостоит пресвитерианской системе, в которой властные полномочия предоставлены коллегиальным органам, и конгрегационалистской конфессиям, в которых каждый церковный приход независимый от любых высших священнослужителей или религиозных организаций. Епископальная система (епископат) принята в большинстве христианских церквей: католической, православной, лютеранской, англиканской, армянской и других.


Епископат в католической и православных церквях

Исторически, в Великого раскола 1054 г. римская и византийская церкви были частями единой христианской церковной организации с общей епископальной системой. После разделения церквей на католическую и православную основы епископальной организации обеих конфессий остались похожими. В доктринальной сфере обе церкви признают положение о том, что властные полномочия в религиозной организации возникают не от человека, а от Господа Бога. Это единственный источник церковной власти, которая передается путем снисхождения благодати Святого Духа в таинстве рукоположения. Иисус Христос посвятил в сан священника двенадцать апостолов, которые, в свою очередь передали благодать епископам, а те - священникам.

Первым христианским богословом, который обозначил общие принципы епископальной организации, был Святой Игнатий Антиохийский, ученик апостолов Петра и Иоанна. Он установил необходимость посвящения в каждый город одного епископа, которому должны подчиняться другие священнослужители. В период раннего христианства признавались четыре центра апостольской власти: Иерусалим, Антиохия, Александрия и Рим, чьи епископы поддерживали священников преемство от апостолов Христа. Понятие апостольского преемства как источника церковной власти и способа хранения догматов и обрядов в том виде, в котором они проповедовали двенадцатью апостолами, стало одной из центральных доктрин как католической, так и православной церквей, а также других епископальной конфессий.

Константинопольский собор 381 г. и Халкидонский собор 451 г. утвердили верховную власть в христианской церкви патриарха Константинополя. Римский епископ (папа), основываясь на своем преемство от апостола Петра, не признал верховенство Константинополя, что в дальнейшем стало одной из причин Великого раскола 1054 г. В католической церкви догмат о верховной власти папы римского стал основой формирования строгой иерархии епископов, подчиненных Святому Престолу . Православная церковь выработала собственную доктрину о верховенстве церковных соборов, сохранив при этом епископальную организацию, подчиненную патриарху (Константинопольскому, а позже - патриархам национальных церквей).

В современной католической церкви папа римский является викарием Христа на Земле, а каждый из епископов - викарием Христа для своей епархии. В православных церквях принят принцип автокефальности, однако каждая из пятнадцати автокефальных церквей, а также автономные православные церкви, управляются иерархией епископов и архиепископов, подчиненных главе церкви (обычно Патриарху или митрополиту). В отличие от католичества в православии принята доктрина "соборной иерархии", согласно которой каждая из церквей, а также и пятнадцать их председателей, уподобляются собранию апостолов у трона Христа в "Откровении Иоанна Богослова".


Епископат в протестантских церквях

Система управления англиканской церкви также основывается на принципе апостольского преемства епископов Англии от Августина Святого. Сохранив обряд рукоположения, а также систему епископов, подчиненных архиепископу Кентерберийскому и королю Англии, англиканская церковь осталась в организационном плане наиболее близкой к римской католической церкви. Те же принципы господствуют в Шведской епископальной церкви, а также в Епископальной Церкви США.

Лютеранские церкви Германии, Прибалтики и других стран, а также Реформатские церкви Франции и Венгрии также основываются на епископальной иерархии, однако в этих церковных деноминациях верховная власть принадлежит синодам.

Пресвитерианская церковь Шотландии, а также Реформатские Церкви Швейцарии, Нидерландов и Америки отказались от епископальной иерархии и организуются на принципах пресвитерианской или конгрегационалистской систем церковного управления.


См.. также