Надо Знать

добавить знаний



Естественные науки



План:


Введение

Естественные науки - отрасли науки, изучающие явления окружающего мира в живой и неживой природе. В естественных наук не относятся исследования человеческого общества, как и искусств, которые принято обьеднyваты под названием гуманитарные науки. Также не относятся к естественным наукам точные науки : математика и информатика, хотя методы и результаты этих областей исследований широко используются естествознанием. На базис естественных наук опираются прикладные науки.


1. Классификация

В естественных наук относят:


2. Методы

Основой научного метода является наблюдения, а в активной форме - эксперимент.

3. Связь между дисциплинами

4. История естествознания

4.1. Возникновение естествознания

Так что существование человечества историческое, т.е. эволюционировало от простых состояний к более сложным и усовершенствованных, то и наука прошла такой же путь эволюции.

Существует несколько точек зрения о времени возникновения науки:

Самая распространенная точка зрения, что наука возникла в XVI - XVII веках, когда появились работы Иоганна Кеплера, Христиана Гюйгенса, Галилея, Исаака Ньютона и других ученых. Признаками науки выступают:

К этой эпохе относятся и возникновения Королевского общества, Парижской академии наук.

С другой точки зрения время возникновения науки - конец первой трети XIX века, когда произошло совмещение исследовательской деятельности и высшего образования, объединенных на основе дослиднонауковои программы. Создатели науки Вильгельм Гумбольдт, Юстус Либих.


4.2. Становление науки

Немецкий философ Карл Ясперс говорит о 2 этапы становления науки:

  • Становление логической и методической науки в Греции и параллельно задатки научного познания мира в Китае и Индии.
  • Возникновение современной науки, вырастает с конца средневековья, решительно утверждается с XVIII веке, разворачивается во всю свою ширину с XIX века. [1]

Именно в XVII веке произошло то, что позволило говорить о научной революции, радикальное изменение основных компонентов содержательной структуры науки, образования новых принципов познания, категорий, методов. Социальным стимулом развития естествознания стало растущее капиталистическое производство. Греческая наука была умозрительным исследованием, мало связанным с практическими задачами. Этого Древняя Греция не нуждалась, поскольку все тяжелые работы выполняли рабы. Ориентация на практику считалась ненужной и даже неприличным. Только в XVII веке наука стала рассматриваться как способ увеличения благосостояния населения и обеспечения хозяйствования человека над природой. Фрэнсис Бэкон пропагандував эксперимент как главный метод научного исследования.


4.3. Подготовительные периоды к изучению естествознания

До того, как начать изучать естествознание как отдельную науку, человечество должно пройти некоторые подготовительные (исторические) периоды к систематическому изучению естествознания. Различают 5 основных подготовительных периодов:

  • Натурфилософский период, период зарождения будущего естествознания (характерное для древнего мира). Законченного деления на дисциплины не существовало, создаваемые концепции носили в большинстве свитоспостережний характер, но решающего критерия истинности эксперименту не отводилась. Верные наблюдения и гениальные догадки сосуществовали с ошибочными построениями.
  • Господство схоластики и теологии в Западной Европе и спорадическими открытиями в арабоязычных народов.
  • Развитие механистического и метафизического естествознания. Классический период развития естествознания. Он берет свое начало с исследовательских работ Галилея. Характеризуется разделением наук на традиционные области и даже немного гиперболизированной ролью эксперимента в их развитии (понять значит измерить). Опыт рассматривается не только как критерий истинности, но и как основной инструмент познания. Вера в истинность экспериментально добытых результатов столь велика, что их начинают распространять на новые области и проблемы, где такой проверки ранее не велось. Механика стала наукой с того момента, когда были открыты законы механического движения (перемещения) земных и небесных тел, закон падения тел (открытый Галилеем), закон вращения планет вокруг Солнца (Кеплер), закон всемирного тяготения (Ньютон). В физике и химии важнейшим стал закон самосохранения, открытый Ломоносовым в середине XVIII века как общий закон природы. Задолго до него философы материалисты учили, что ни что из ничего не образуется и ничего в ничто не превращается. Но то были лишь ситоглядни представления и никто не рассматривал как закон.
  • Открытие всеобщей связи и утверждения эволюционных идей в естествознании. Характеризуется стихийным проникновением диалектики в естествознание.
  • "Новейшая революция":

Сейчас в естествознании лидируют наряду с физикой, биология, химия, а также науки, смежные с естествознанием, такие как космонавтика и кибернетика. Современное естествознание характеризуется резким, лавинообразным накоплением нового фактического материала и возникновением новых дисциплин в пределах традиционных. Резкое подорожание науки, особенно экспериментальной. Как следствие роли теоретических исследований, направляющих работу исследователей в области, где нахождение новых явлений более возможно. Роль эксперимента, как критерия истинности знания и как основной инструмент познания. Современное естествознание утратило присущую классическому естествознанию простоту и понятность. Это произошло главным образом потому, что интересы современных исследователей из традиционных для классической науки областей переместились туда, где обычный "житейский" опыт и знания об объектах и ​​явлениях, с ними происходят, в большинстве случаев отсутствуют.


5. Закономерности и особенности развития естествознания

Некоторые важнейшие закономерности, определяющие собой общий характер естественных наук следующие:

  • Обусловленность практикой, потребностями техники, промышленного производства, уровню сельского хозяйства и медицины. Это главная движущая сила и источник развития естествознания.
  • Относительная самостоятельность развития естествознания, в результате чего оно удовлетворяет требования техники производства, шагая своим собственным путем исследования природы, обозначается внутренней логикой научного познания. Какие бы конкретные задачи не ставила техника перед наукой, практическое их решение может быть воспроизведен только за достижение конкретных ступеней развития самого процесса познания природы, который делается в процессе перехода от явлений к сущности и от менее глубокой сущности к более глубокой.
  • Переймальнисть в развитии естествознания, его идей и принципов, теорий и понятий, методов и приемов исследования, неразрывность всего познания природы как внутренне единого, целенаправленного процесса. По мере того, как с относительных истин складывается абсолютная истина, полная оказывается во внутреннем совпадении с менее полной, раньше достижений. Каждая высшее звено в развитии естествознания возникает на основе предыдущего звена, с содержанием всего ценного, что было накоплено раньше.
  • Постепенность развития естествознания по очередности периодов относительно спокойного, эволюционного развития и бурной, революционной ломки его теоретических основ, системы его понятий, принципов и представлений, а вместе с тем и всей картины мира. Эволюционное развитие всего естествознания и отдельных его частей происходит во время постепенного накопления новых фактов, теоретических концепций, в связи с чем происходит истончение и доработка уже принятых ранее теорий, понятий и принципов. Революция происходит тогда, когда начинается коренная ломка и перестройка в самой основе ранее установленных мировоззрений, перестройка фундаментальных положений, законов, принципов естествознания в результате новых открытий, экспериментальных данных и т.д..
  • Взаимодействие наук, взаимосвязанность всех составных частей естествознания, в результате чего предмет одной естественные науки может и должен быть исследован методами и приемами других наук.
  • Противоречия развития. Нередко наличие раскола точек зрения на неприемливи, несовместимые, казалось бы, находятся в постоянной борьбе, взглядов приводит к прогрессу научного познания.
  • Повторность.
  • Свобода критики. Беспрепятственное рассмотрение спорных и неясных вопросов науки, открытое и свободное столкновение различных мнений, возможность защищать свои интересы, находить новые аргументы. Все это является причиной прогресса.

6. Естественные науки и философия

Примечания

  1. (Рус.) К. Ясперс Смысл и назначение истории. - М., 1994. с. 100

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам