Надо Знать

добавить знаний



Жанр



План:


Введение

Жанр (от фр. genre - "Манера, разновидность" ) в искусствоведении - род произведения, характеризующийся совокупностью формальных и содержательных особенностей.

В каждой области художественной деятельности жанровая дифференциация особая зависимости от специфики вида искусства : такой жанровый ряд, как ?бытовой жанр - портрет - пейзаж - натюрморт" , присущий живописи и невозможен в музыке, литературе и киноискусстве; так же "Песня - романс - кантата - оратория" есть ряд специфически музыкальных жанров. И все же существуют общие для всех искусств принципы жанровой дифференциации, которые лишь по-своему отражаются в каждом виде.


1. Жанры в истории мировой культуры

Понятие жанра несет преемственность восприятия: читатель, обнаруживая в произведении те или иные особенности сюжета, места действия, поведения героев, относит его к какому-либо известному ему жанра, вспоминая прочитанное и узнает в новом знакомо. Однако, кроме устойчивости и равенства себе категория жанра имеет и прямо противоположную особенность: она исторически подвижна, как и вся шкала художественных ценностей. Границы, отделяющие литературу от не-литературы, как и границы, отделяющие жанр от жанра, изменчивы, причем эпохи относительной устойчивости поэтических систем чередуются с эпохами деканонизации и формотворчества. Любой жанр может заимствовать специфические особенности других жанров и существенно менять свой строй и внешность. Идентифицировать его в таком случае становится крайне сложно: один и тот же жанр может по-разному восприниматься в разные эпохи, и последнее слово в споре о его природе принадлежит приемнику.


1.1. Жанры в античную эпоху

В истории европейской эстетической мысли жанр становится специальной темой с самого начала ее существования. Самые "размышления о жанре" - это "Поэтика" Аристотеля, посвященная трагедии, и "Наука поэзии" Горация, посвященная сатире. И для Аристотеля, и для Горация жанр был совокупностью художественных норм. Античная художественная мысль, для которой высшей добродетелью была мера, выработала понятие "доступности для осмотра", то есть соответствия читательском восприятию и требованиям вкуса. Поэт, который добивался "доступности" в своем произведении, добивался тем самым жанровой правильности. Все античные мнения о жанровой норму касались преимущественно стихотворных жанров. Прозаические жанры не рассматривались в поэтике, поскольку считались "недостойными", очень связанными с обыденным и деловой речью. Античный роман в Древней Греции и Древнем Риме рассматривался как тривиальная литература, как "чтиво".


1.2. Средневековья и Ренессанс

Обновление жанровой системы в Европе начинается в эпоху позднего средневековья и Ренессанса в 11-16 ст. Поэты- трубадуры (11-13 вв.) восстановили систему лирических жанров (альба, серенада). Под конец средневековья впервые появляется понятие "романа". Средневековый "роман" - произведение, написанное на одном из романских языков (а не на латыни), в которой происходят фантастические события на экзотическом ландшафте. В 14 в. итальянский поэт Данте Алигьери создает Божественную комедию - грандиозный синтез светского жанра эпической поэмы и религиозного жанра видения. В том же веке Франческо Петрарка канонизирует жанр сонета ("Книга песен"), а Джованни Боккаччо канонизирует жанр новеллы ("Декамерон").


1.3. Просвещение

На рубеже 16 и 17 века английский драматург Уильям Шекспир пишет произведения, диалектически соединяющие в себе жанровые элементы трагедии и комедии ("Гамлет", "Макбет", "Король Лир").

Ни в античной, ни в средневековой, ни в ренессансной литературе не существовало систематического, исчерпывающего, претендующего на "всеобщность" сведение жанровых норм. Он появился только в 17 в. Французский поэт Н.Буало-Депрео в "Поэтическое искусство" (1674) разграничил жанры по родовому признаку, выделив эпический род, к которому относятся героические и эпические поэмы, драматический род, к которому относятся трагедия и комедия; лирический род, к которому относят оду, элегию, балладу, басню, пастораль, сатиру и эпиграмму. Жанровая система классицизма, что регламентировалась умом и хорошим вкусом определила и основной творческий принцип этого литературного направления: подражание древним, античным образцам.


1.4. Новейшее время

В Новейшее время происходит все большее смешение жанровых форм, параллельное потрясению социальных иерархий. Подражание, как художественный принцип уступает место художественному принципу оригинальности: для того, чтобы сказать что-нибудь по-своему, необходимо настаивать на своем. Понятие традиции оказывается скомпрометирована как такое, что сковывает эмансипированной и творчески самодостаточную личность. Жанры как "вместилища традиции" подвергаются критике и переосмысливаются. Далеко не случайно, что именно в ситуации кризиса жанровых форм ( 18 и 19 века) ​​возникает и утверждается роман, вмещающий в себя все жанры сразу и таким образом поглощает их.

В 20 веке жанры переживают и принципиальное переосмысление и радикальную перестройку: становятся возможны неожиданные экспериментальные соединения и, поскольку уже ничто не разумеется само собой, - исторически сложившаяся и заверенная традицией и тем самым унаследованная за определенными художественными формами закрепленность определенных тем и мотивов, свя связывая их между собой узнаваемыми чувствами и мыслями превращается в проблему и для автора, и для читателя.


Источники

См.. также



код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам