Жан-Батист Пигаль

Жан-Батист Пигаль ( фр. Jean-Baptiste Pigalle , 1714, Париж - 1785, Париж) - французский скульптор 18 века. В его честь названа площадь и квартал в Париже.


1. Жизнеописание. Ранние годы

Происходит из парижского ремесленного незнатного среды. Его отец резал скульптуры. Хорошее образование получить не мог, художественное образование играл под руководством Г. Лелоррена и Ж. Лемуана. Чтобы быть успешным скульптором в тогдашнем Париже, этого учения было недостаточно. Требовалась путешествие в Италии для изучения древнеримского творческого наследия, в Рим, известного художественного центра Западной Европы.

2. В Италии

Пигаль находился в Риме три года ( 1736 - 1739). Во многом он и усвоил там стилистику новомодного классицизма, о чем свидетельствует скульптура "Меркурий поправляет сандалию", терракота, выполненную еще в Италии. Произведение в Париже нашли достаточно художественным и 1744 года Пигаль получил звание академика. Так для сына ремесленника открылась возможность сделать художественную карьеру.

Он брался за все жанры, чтобы развить и проявить все знания, полученные в мастерских скульпторов и в годы пребывания в Риме. Среди продукции Пигаля-скульптора - садово-парковая скульптура и декоративные вазы, бюст, скульптуры для церкви (фигура Мадонны для церкви Ветеранов войн (Инвалидов по терминологии той эпохи).


3. Меценатство маркизы де Помпадур

На молодого скульптора, вернувшийся из Рима, обратила внимание сама маркиза де Помпадур, некоронованная обладательница Франции. Странным образом Пигаль плохо укладывался в стилистику игривого рококо, которое деятельно поддерживала и Помпадур. Но заказ на бюст маркизы он получил.

4. Бюст Помпадур

Худ. Буше. "Маркиза де Помпадур"

Маркизе было около тридцати, она болела туберкулез, который тогда не лечили. Болезненность и потере внешней привлекательности тщательно прикрывали постоянный макияж и роскошные платья. Сохранилось несколько портретов мощной маркизы. Но каждый из художников подавали ее только молодой, привлекательной, улыбчивой, ибо знали о железные когти любовницы короля и женщины, способной быть безжалостной с собственными противниками или критиками. Комплименты в портретах и ​​идеализация ее внешности обеспечивали художникам безопасность.

Реалистично воссоздать внешность маркизы (малый рот, нос как у утки, подозрительный взгляд) решился только Латур, но даже он пытался сделать маркизу внешне привлекательной. Пигаль, склонен к реализму без идеализации, пошел еще дальше. Бюст маркизы в Пигаля - это неудачная попытка уложиться в стилистику рококо: обнаженные плечи, тонкая шейка и те же тонкие губы, нос как у утки, подозрительный взгляд. Даже плотная прическа с цветком и смело обнаженные плечи мало поменяли в неприглядном образе. Собственную неспособность сделать из некрасивой женщины - грациозную нимфу, вероятно, признавал и сам скульптор. Привлекательность образа уменьшала и бесцветность самого скульптурного материала. Характерно, что он не брался за женские бюсты, они единичны в его творчестве.

Удачными были садово-парковые скульптуры Пигаля. Миром разошлись "Амуры, борющиеся за сердце". Скульптор удачно передал упорный поединок двух малых ребят, один из которых пытался ударить человеческое сердце, а другой бросился его защищать. Скульптура известна и в бронзе, и многочисленных мраморных копиях.


5. Общение с Вольтером и монумент королю

Пигаль невольно общался с Вольтером, авторитет которого нельзя было проигнорировать. Так, в 1763 году он обратился к прославленного писателя, чтобы тот создал панегирический надпись на постаменте со скульптурой короля. Скульптор объяснил, что барочная традиция монумента с закованными рабами напоминает ему о тирана, а он не хочет подавать короля - тираном. Аллегории будут, но они будут искусственно изобретенными - это "Мягкость правления" и "Народная Задовильнисть". Для фигуры "Народная Задовильнисть" скульптор использовал собственное лицо. "Задовильнисть" вышла в виде фигуры пожилого гражданина с мрачным и морщинистым лицом. Критики найдут "Задовильнисть" натуралистической, а творческую манеру скульптора - лишенной развитого воображения и склонности к идеальных образов.

  • Аллегория "Народная Задовильнисть" (автопортрет скульптора)

  • Общий вид фигуры

  • Монумент королю Франции Луи XV в Реймсе

  • Монумент в Королевской площади Реймса

Летом 1770 года Пигаль был сеансы позирования у Вольтера. Благородное общество в Париже пожелали иметь его прижизненное бюст, собрало деньги, дало заявление на создание - Пигаль. Вольтер скептически отнесся к позирование, болел, был беспокойным. Ему было семьдесят четыре. Сеансы были короткими, потому Вольтер диктовал очередные ответы на письма, а скульптор просил писателя читать "Орлеанской деве", чтобы увидеть в морщинистом лице писателя вдохновения. Вольтера это не могло не раздражать. Старость болезненного Вольтера ни была привлекательной, но это Пигаль перенес и в его бюст.


6. Обнаженный Вольтер

Усиление позиций классицизма в искусстве Франции в середине 18 века обратила художников и античной обнаженности. Оголенность прежнему была присуща мифологическим или историческим персонажам суток французского барокко и рококо. Оголенность античного героя в портретную скульптуру Вольтера смог перенести и Пигаль, потому что "героическая нагота" становилась престижной модой. Чтобы не отрываться от натуры, Пигаль пригласил позировать старого солдата, ветерана Семилетней войны, худощавого, чем-то похожего старческой телосложением с вольтеровской. К тому же, скульптор имел бюст самого писателя. Он подал Вольтера в полный рост с простыней-плащом сползал с плеча и свитком в руке, полотно которого удачно прикрывали низ старческого живота Вольтера. Обнаженную и худую фигуру старца довершали улыбающееся лицо писателя, далеко и от мужества философа, и от античной героической. Скульптура вышла странный. Ее выставили в Салоне и начался скандал. Зрителей шокировали недопустима патетика фигуры и лица, неприятная обнаженность старческого тела напоминало скульптурный, анатомический эскиз. Скульптура вызвала хохот, издевательства, по Парижу распространяли злые эпиграммы. Ведь реализма и правдивого воспроизведения удачного скульптурного образа - мало даже при использовании модных средств.

Фигуру старого философа Вольтера в условных одеждах, удачно прикрывали все болезненное, морщинистое тело, создаст молодой скульптор Гудон, удачно подхватит реалистические традиции искусства Пигаля. А значительное скульптурное дарования выведет того на новые горизонты даже при использовании модных средств в собственных произведениях.


7. Надгробие в творчестве Пигаля

  • Надгробие Морица Саксонского

  • Аллегория защищает маршала от Смерти

  • Надгробие закончен 1777 года

  • Надгробие Морица Саксонского, общий вид

Обращался Пигаль и к мемориальной пластики. Среди произведений этого жанра - надгробие маршала Франции - Морица Саксонского. Он неестественный француз, а саксонец по происхождению. Мориц был внебрачным сыном курфюрста саксонского Августа Сильного, и отец перевел сына во Францию, ставшую его новой родиной. Он выбрал военную карьеру, как наиболее подходящую благородным лицам его состояния.

Поскольку Мориц оставался протестантом, его похоронили не в католическом Париже, а в городе Страсбург, в церкви Св. Фомы (бывшая главной лютеранской церковью пограничного города). Пышный надгробие Морица Саксонского, закончен 1777 года, обратился к патетических надгробных схем барокко. Мастерство скульптора соединенная с барочным преувеличениями в попытке создать памятник-панегирик.


8. Избранные произведения

  • "Госпожа Буазо", бюст, 1745 (не сохранен)
  • "Меркурий поправляет сандалию", терракота, 1744
  • "Госпожа Клико-Блерваш", бюст
  • "Мсье Жорж Гужно", королевский секретарь, бюст, 1748, Австралия
  • "Маркиза де Помпадур", 1751, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
  • "Мсье Ж.-Н. Моро", хирург, терракота, Лувр, Париж
  • "Мсье Герен", хирург, бронза, Лувр, Париж
  • "Народная Задовильнисть", аллегорическая скульптура, 1765
  • "Портрет мсье Гужно", медальон для надгробия, 1767
  • "Дени Дидро", писатель, философ, бронза, 1777, Лувр, Париж
  • "Амуры, борющиеся за сердце"
  • Декоративные вазы для парков
  • Скульптура Мадонны для церкви Ветеранов войн (Инвалидов по терминологии той эпохи)
  • Меркурий и Венера, для парка в Сан-Суси, Берлин
  • "Вольтер", бюст, бронза, отливок 1778 г. создал Томир
  • "Обнаженный Вольтер", 1776, Париж, Библиотека Института
  • "Автопортрет", бюст, терракота, 1780, Лувр, Париж
  • "Мсье Жан-Родольф перроне", военный инженер, бронза, 1785, Париж, частное собрание
  • Надгробие герцога д'Аркур, Париж, собор Нотр Дам
  • Надгробие полководца Морица Саксонского, Страсбург, лютеранский собор Св. Фомы

См.. также

Источники

  • Ernest Coyecque, La maison mortuaire de Pigalle, rue La Rochefoucault, n ? 12, impr. de Daupeley-Gouverneur, Nogent-le-Rotrou, Paris, 1914, 15 p. (Extrait du Bulletin de la Soci?t? de l'histoire de Paris et de l'Ile-de-France, 1914)
  • Jean-Ren? Gaborit, Jean-Baptiste Pigalle: 1714-1785: sculptures du Mus?e du Louvre, R?union des mus?es nationaux, Paris, 1985, 103 p. (ISBN 2-7118-2029-7 )
  • Louis R?au, J.-B. Pigalle, P. Tisn?, Paris, 1950, 187 p. + 52 p. de pl.
  • Samuel-Elie Rocheblave, Jean-Baptiste Pigalle, E. L?vy, Paris, 1919?, XIV-388 p. + 38 p. de pl.
  • Jacques Soyer, Projet par Pigalle d'un monument ? ?lever ? Orl?ans en l'honneur de Jeanne d'Arc, 1761, P. Pigelet et fils, Orl?ans, 1908, 4 p.