Надо Знать

добавить знаний



Жан-Жак Руссо


Jean-Jacques Rousseau (painted portrait). Jpg

План:


Введение

Жан-Жак Руссо ( фр. Jean-Jacques Rousseau , * 28 июня 1712, Женева - 2 июля 1778, Эрменонвиле, вблизи Париж), французский философ - просветитель, писатель, композитор.


1. Из биографии

Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 в Женеве в семье часовщика. Женева в те времена была городом-государством в составе Швейцарской Конфедерации, центром кальвинизма. Мать парня умерла через 9 дней после родов. Жан-Жак и его брат Франсуа воспитывались отцом и сестрой, тетей Сюзанной.

Когда Жан-Жаку были 10, его отец, заядлый охотник был обвинен в браконьерстве богатым землевладельцем. Чтобы избежать приговора, он перебрался в Нион, забрав с собой тетю Сюзанну. Вскоре он женился вторично, и в дальнейшем мало заботился о сыне [1]. Жан-Жак остался с дядей с материнской стороны, который отправил парня вместе со своим собственным сыном на учебу в кальвинистского пастора в село неподалеку от Женевы. У пастора ребята научились немножко математике и рисованию. Религиозная богослужение всегда глубоко трогала Руссо, и некоторое время он мечтал о том, чтобы стать священником.


1.1. Побег из Женевы

Почти вся информация о юности Руссо известная из его собственной "Исповеди", в которой хронология событий несколько запутана. В 13 лет Жан-Жак начал работать и учиться ремеслу сначала у нотариуса, потом у гравера, который его избивал. В 15 лет парень сбежал из Женевы. Это произошло 14 марта 1728, когда он вернулся в город и обнаружил, что городские ворота заперты в связи с военным положением. Жан-Жак отправился в Савойю, где нашел убежище у католического священника, который познакомил его с двадцатидевятилетний Франсуазой-Луизой де Варан. Она была женщиной благородного происхождения, проживавшая отдельно от мужа. Король Пьемонта платил ей за обращение протестантов в католичество. Жан-Жака отправили в столицу Савойи, Турин, с целью завершить обращения. Как следствие, он должен был отказаться от женевского гражданства, хотя позже вновь перешел в кальвинизм и восстановил свой статус.

Принимая католицизм где Варан и Руссо, наверное, реагировали на строгость кальвинистского убеждение, что человек "жалкий грешник, рожденный испорченным, склонен ко злу, способен сам по себе добро [2]. По своим убеждениям где Варан бул подвержена деизма, и католическая концепция прощения грехов импонировала ему.

Руссо был вынужден заботиться о себе сам, поскольку отец и дядя от него практически отказались. Он работал слугой, секретарем, учителем, перебираясь из одного города в другой в Италии и Франции. В течение этого времени он время от времени жил у де Варан, которую он идеализировал и называл своей "мамой". Где Варан пыталась найти для него профессия, и организовала ему уроки музыки. Некоторое время Руссо учился в семинарии с намерением стать священником. Когда Руссо исполнилось 20, они с де Варан стали любовниками. При этом она имела интимные отношения еще со своим слугой. Сексуальный аспект и жизнь втроем смущали Руссо, но он всегда считал где Варан крупнейшим в своей жизни любовью. Где Варан жила много, имела большую библиотеку, любила развлечения и музыку. Люди из ее окружения, в основном католические священники, познакомили Руссо с миром литературы и идей. Руссо учился охотно, хотя часто имел приступы ипохондрии. Он серьезно заинтересовался философией, математикой и музыкой. Когда ему было 25, он получил небольшое наследство от матери и использовал его частично, чтобы вернуть де Варан деньги, которые она потратила на него. В 27 он стал учительствовать в Лионе.


1.2. Первые годы в Париже

В 1742 Руссо уехал в Париж с целью представить Академии наук новую числовую систему нотной нотации, которая, как ему верилось, сделает его богатым. Система, по замыслу удобна для типографии, записывала ноты в одну строку, указывая цифры, которые соответствовали музыкальным интервалам, между ними, знаки препинания указывали на ритм. Академия отвергла его предложение, расценив систему как непрактичную, хотя его похвалили за хорошее знание предмета и поощрили к новым попыткам.

С 1743 по 1744 годы Руссо занимал почетную, но плохой в материальном плане, должность секретаря графа де Монтэга, французского посла в Венеции. Именно в это время у него проснулась любовь к итальянской музыке, которая продолжалась всю жизнь:

Я приехал из Парижа с присущей этому городу предвзятостью против итальянской музыки; однако я получил от природы чувствительность и тонкость суждений, против которой предубеждение бессильно. Вскоре я заразился той силой чувства, через которую итальянская музыка оказывает вдохновения всем тем, кто способен чувствовать ее совершенство. Слушая баркаролы, я почувствовал, что не знал раньше, что такое пение ... - Исповедь.

Работодатель Руссо тримував средства от правительства только с опозданием в год, а потому платил своим людям нерегулярно [3]. После 11 месяцев такой работы, Руссо оставил ее, и этот опыт утвердил в нем глубокое недоверие к любой правительственной бюрократии.

Вернувшись в Париж, Руссо, без гроша в кармане, стал любовником хорошенькой модистки Весы Левассер, которая вынуждена была держать на себе мать и многочисленных беспутных братьев и сестер. Сначала Руссо и Тереза ​​не жили вместе, хотя затем Руссо взял ее с матерью в себя в качестве служанок. На него также легло бремя поддержки семьи. Исповедь рассказывает о том, что прежде чем переехать в Руссо, Тереза ​​родила ему сына, и еще четырех детей. Независимого подтверждения количества детей нет [4]. Руссо пишет, что убедил Терезу отдать новорожденных в убежище ради своей "чести". "Ее мать боялась неудобств, связанных с ребенком, и пришла мне на помощь, и она [Тереза] позволила себя убедить". (Исповедь). Приюты для младенцев были тогдашней реформой, введенной с целью спасти многочисленных детей, которых оставляли на улицах Парижа. Детская смертность в те времена была очень высокой - около 50%, во многом потому, что родители отправляли своих детей в кормилиц. Но смертность в приютах, которые тоже отсылали детей к матерей, была еще хуже, и большинство преданных туда детей умирало. Через десять лет Руссо поинтересовался судьбой своего сына, но никаких записей найти не удалось. Когда Руссо стал знаменитым теоретиком воспитания детей, его критики, в частности Вольтер и Эдмунд Берк, использовали тот факт, что он покинул своих, для нападок ad hominem. По иронии судьбы совет Руссо матерям выкармливать детей собственным молоком, за что ратовал французский натуралист Жорж-Луи Леклерк, пожалуй, спасла тысячи младенцев.

В Париже Руссо подружился с философом Дени Дидро и, начиная в 1749 из музыкальных статей [5], немало написал для "Энциклопедии", которую Дидро издавал вместе с Д'Аламбером. Самые знаменитые из этих статей посвящены политической экономии.

Идеи Руссо были результатом мысленного спора с мыслителями прошлого, часто профильтрованы разговорами с Дидро. Гений Руссо проявлялся в оригинальном способе изложения, чем в оригинальности собственного мышления. В 1749 Руссо ежедневно посещал Дидро Венсаннський крепости, куда того упекли за взгляды, изложенные в "Письмах о слепых", среди которых ощущались намеки материализма, веры в атомы и естественный отбор. В то время Руссо узнал, что Дижонская академия проводит конкурс на сочинение тему о том, развитие искусства и науки приносят пользу человеческой морали. Руссо вспоминает, что по дороге в Венсанну (это примерно три мили от Парижа) к нему пришла мысль о том, что искусства и науки должны в моральной деградации человечества, от природы хорошего. По словам Дидро, он написал гораздо позже, Руссо сначала збирився дать традиционный ответ на вопрос, но разговор с Дидро убедила его, что надо послать парадоксально отрицательный ответ. Этот ответ привлекла к нему внимание. Эссе Руссо 1750 "Рассуждения о искусства и науки" получила первый приз на конкурсе и получила известность.

Руссо продолжал занятия музыкой, и в 1752 его комическая опера Деревенский колдун была поставлена ​​перед королем Людовиком XV. Королю она очень понравилась, и он предложил автору пожизненную пенсию. Руссо отказался от этой чести, за ним пошла слава человека, возгнушалась королевским даром. Он отказался еще от нескольких выгодных предложений, иногда с резкостью, граничащей с грубостью, что оскорбляло людей и создавало проблемы. Того же года состоялась постановка в Париже оперы "Служанка-госпожа" Перголези труппой итальянских музыкантов. Это привело к ссоре Буффона между сторонниками французской и итальянской музыки. Руссо выступил как сторонник итальянской музыки против Жана-Филиппа Рамо и других. Как следствие он написал Письма о французской музыке.

В 1754 Руссо вернулся в Женеву, и снова перешел в кальвинизм, восстановив свое женевское гражданство. В 1755 он завершил свою вторую большую работу: "Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми", в которой развивал идеи, высказанные в "Рассуждениях о искусства и науки".


1.3. Разрыв с энциклопедистами

Руссо влюбился в 25-летнюю Софи дьУдето, частично послужила ему вдохновением для эпистолярного романа Жюли, или новая Элоиза. Другим источником произведения был его связь с мадам де Варан времен идиллической молодости. Софи была кузиной и гостьей мадам д'Эпине, которой Руссо относился довольно резко. Его раздражали ее вимоглы появляться, когда ему заблагорассудится. Не нравились ему также неискренние разговоры и мелочный атеизм энциклопедистов, с которыми он встречался за ее столом. Оскорбленные чувства привели к ссоре между Руссо, мадам д'Эпине, ее любовником, филологом Гриммом и общим другом Дидро, который выступил против Руссо на стороне хозяев. Позже Дидро описывал Руссо как "лицемерного, тщеславные, как черт, неблагодарного, жестокого и дикого ... Он высасывал из меня идеи, сам их использовал, а потом еще и презирал меня"

Ссора Руссо с энциклопедистами совпало с написанием трех значительных произведений, в каждом из которых он подчеркивал горячую веру в духовное происхождение человеческой души и вселенной, отрицая материалистам Дидро, Ламетри и Гольбаху. В это время Руссо покровительствовали герцог Люксембургский и принц де Конти, богатые и могущественные вельможи Франции. Им нравился Руссо и его способность говорить на любую тему, а, кроме того, они использовали его для того, чтобы насолить королю Людовику XV и политической фракции, которая группировалась вокруг королевской фаворитки мадам де Помпадур. Но даже со своими покровителями Руссо входил слишком далеко, рискуя отлучением за критику откупа налогов, практики, которую они использовали [6].

Сентиментальный роман Жюли, или новая Элоиза был опубликован в 1761 с большим успехом. Живиписне отражение красоты швейцарской природы коснулось струны в душе читателя и, возможно, стало причиной моды 19 века швейцарские пейзажи. В следующем году, в апреле, Руссо опубликовал Об общественной соглашение, или принципы политического права. Даже его друг Антуан-Жак Рустан вынужден написать вежливое отрицание раздела, касающегося гражданской религии, отметив, что концепция христианской республики парадоксальная, поскольку христианство учит покорности, а не участия в общественных делах. Руссо даже помог Рустану найти издателя для своего возражения [7].

В мае Руссо опубликовал книгу Эмиль, или О воспитании. Последняя ее часть, Исповедание веры савойского кюре имела целью защиту религиозных верований. Руссо выбрал выступающим католического кюре скромного происхождения, в те времена было смелым новшеством. Священник придерживался убеждений социнианства. Поскольку это направление мысли отвергал Первородный грех и откровения, возмутились как католики, так и протестанты. Более того, Руссо отстаивал мысль, что любая религия одинаково достойна, если она ведет к благочестию, поэтому людям следует придерживаться той веры, в которой они были воспитаны. Этот религиозный индифферентизм привел к тому, что книги Руссо были запрещены как во Франции, так и в Женеве. Его публично осудил парижский архиепископ, книги были сожжены, и был выписан ордер на арест [8]. Бывшие друзья Руссо вроде Жакоба Верна из Женевы не могли стерпеть его взглядов и написали горячие возражения [9].

Дружелюбный наблюдатель, шотландский философ Дэвид Юм, "совсем не удивился, когда услышал, что книги Руссо запрещены в Женеве и других краях". По мнению Юма Руссо, "не имел предусмотрительности, чтобы определить покрывало на свои чувства, и, пренебрегая прикрытием своего презрения к утвержденных мнений, ему не приходится удивляться, что все зелоты подняли на него оружие. Свобода прессы не столь обеспечена в любой какой стране ... чтобы не сделать несколько опасной такую ​​откровенную атаку на популярные предубеждения " [10]. Руссо, который думал, что защищает религию, чувствовал себя раздавленным. Вынужденный бежать от ареста, он при содействии герцога Люксембургского и принца де Конти перебрался в кантона Невшатель, который находился под протекторатом прусской короны. Влиятельные покровители не только помогли ему бежать, а распространять во Франции запрещены книги. Книги были напечатаны в Голландии издателем Марком-Мешелем Рэем и пересылались замаскированными под другие книги с фальшивыми обложками и титульными страницами.

Руссо остановился в городе Мотьер под покровительством лорда Кейта, местного представителя либерального прусского короля Фридриха Великого. Там он написал, в 1765, Конституционный проект для Корсики. 6 сентября 1765 дом, в котором жил Руссо, забросали камнями, и Руссо нашел убежище в Юма в Британии. Юм нашел для него помещения в Стаффордшир. Ни Тереза, ни Руссо не сумели выучить английский или запрителюваты с кем-то. К изолированному от общественной жизни Руссо, не очень стабильного эмоционально в любое время своей жизни, стали приходить параноидальные фантазии о заговорах против него со стороны Юма и других. "Он просто сумасшедший, после того как долго был с приветом" [11], писал Юм в письме к другу. Письмо Руссо в Юма, в котором он высказывал свои претензии, вызвал обмен обвинениями, опубликованный в Париже и сприйтятий тогдашней пубикою с большим интересом.


1.4. Возвращение во Францию

Гроб Руссо в парижском Пантеоне

Хотя до 1770 Руссо было запрещено находиться на территории фракции, Руссо вернулся в 1767 под фальшивым именем. В 1768 он, как, женился Терезой, хотя женитьба католиков с протестантами тогда не признавались. Ранее Руссо всегда называл Терезу экономкой. В 1770 году ему разрешили вернуться в Париж. Условием возвращения было согласие не публиковать книг, но, завершив Исповедь, Руссо начал устраивать частные чтения. По просьбе мадам д'Эпине, которую смущало можливисть раскрытия тайн его личной жизни, полиция приказала ему прекратить эту практику, поэтому Исповедь была частично опубликована только в 1782, через четыре года после смерти автора. Все последующие книги тоже вышедших посмертно.

Статуя Руссо на острове Руссо в Женеве

В 1772 у Руссо попросили рекомендаций по новой конституции Речи Посполитой, и он откликнулся написанием своей последней политической работы: Соображения по правительству Польши. В 1776 он завершил Диалоги: Руссо судья Жан-Жака и начал работать над Мечтами одинокого путешественника. Для материальной поддержки он вновь стал переписывать музыку, а в свободное время изучал ботанику.

Руссо был знаменитостью, но собственный психическое состояние не позволяло ему наслаждаться славой. Последние годы жизни он провел, сознательно отойдя от общества. В то же время он радушно принял композитора Глюка в 1774. Одним из последних сочинений Руссо был захвачен анализ оперы Глюка Альцеста.

Руссо скончался от кровоизлияния в мозг во время прогулки имением маркиза Рене Луи де Жирардена в Эрменонвиле. Сначала его похоронили в Эрменонвиле на Острове Тополь, который стал местом паломничества многочисленных поклонников. Через шестнадцать лет, его остатки перенесли в Пантеон и поставили напротив гроба его современника Вольтера. Гроб Руссо имеет форму простого сельского храма барильефу, на котором изображена рука с факелом свободы. По замыслу это отражает любовь Руссо к природе и классической античности. В 1834 правительство Женевы несколько неохотно поставил памятник в его честь на крошечном острове Руссо посреди Женевского озера. Сегодня жители Женевы гордятся им, как самым знаменитым сыном города.


2. Идейное наследие

Руссо был выразителем идей нового класса тогдашней Франции - мелких буржуа.

2.1. Общественно-политические взгляды и их влияние

В своих трудах "Рассуждение о происхождении и причинах неравенства между людьми" ( 1755), " Об общественном договоре, или Принципы политического права" ( 1762) и другие остро критиковал феодально - абсолютистский строй, призвал к борьбе против деспотизма. Идеализируя первобытное общество, Руссо противопоставлял современное ему общественный счастливой жизни в так называемом "естественном состоянии", когда все люди были, по его мнению, равными и свободными. Причину возникновения неравенства видел в частной собственности, однако не выступал за полную ее ликвидацию, а выдвинул утопическую теорию уравнительного распределения частной собственности как средство уничтожения деления общества на богатых и бедных. Время, именно в экономике Руссо видел основу развития общества.

Будучи сторонником договорной теории происхождения государства, Руссо считал, что в результате сговора между богатыми государственная власть узаконила частную собственность, узурпировала естественные права народа, и выразил мнение, что народ имеет право расторгнуть этот договор, то восстать, свергнуть власть, которая существует, и установить народный суверенитет.

Образцом государства Жан-Жак Руссо считал небольшую республику и мечтал превратить современные ему государства в своеобразную федерацию небольших республик.

Общественно-политические взгляды Руссо сыграли важную роль в идеологической подготовке Великой французской революции 1789 - 1799 лет; оказали влияние на передовых тогдашних и более поздних мыслителей, в том числе украинских, среди которых Григорий Сковорода, Ян Козельский и другие.


2.2. Философские и научные взгляды Руссо

Руссо - сторонник деизма. Отрицая церковное учение о создании природы Богом, он одновременно признавал существование Бога, бессмертной души. С позиций дуализма Руссо считал началом всех природных явлений дух и материю, причем материю рассматривал как пассивное начало, приписывая активность Богу. В теории познания Руссо стоял на позициях сенсуализма. Мыслитель подверг острой критике схоластику и религиозный фанатизм.


2.3. Литературная деятельность

Жан-Жак Руссо писал поэмы, стихи, комедии (Нарцисс, 1753, "Военнопленные", опубликован 1782), романы. Также есть автором опер ("Сельский волшебник", 1753), в которых создавал либретто и музыку. В книге " Эмиль, или О воспитании " ( 1762) воплотил педагогические взгляды.

В эпистолярном романе "Юлия, или Новая Элоиза" ( 1761) осуждал сословное общество, противопоставляя ему естественное чувство любви. В автобиографической Исповеди (опубликована в 1782 - 89 годах) рассказал о своей жизни, духовные поиски, переживания и т.п..

Художественные произведения Руссо пробуждали гуманное отношение к бедным, любовь к природе, способствовали гармоничному развитию личности, воспитывали чувство гражданского долга. Литературная деятельность Руссо вызвала к жизни течение русоизму, близкую к сентиментализма.

Большое влияние Руссо имел представикив романтизма в литературе, в частности украинской. Так, украинский классик Иван Франко в статье "Власть земли в современном романе" и "Слове" до "Перебенди" Тараса Шевченко писал о сложном характере сочинений Руссо, подчеркивал их влияние на молодого Шевченко, указывал на мировой резонанс его общественных и эстетических идеалов.


3. Украинские издания

  • Руссо, Жан-Жак. Об общественной соглашение, или принципы политического права / Пер. с фр. и ком. А. Хома. - М.: Port-Royal, 2001. - 349 с. - ISBN 966-7068-06-4.

Источники

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Жан-Жак Руссо
  • Зиневч И. Е., Лозинский И. М. Украинская советская энциклопедия. В 12-ти томах. / Под ред. М. Бажана. - 2-е изд. - М., 1974-1985., Том 9, К., 1983, с. 523
  • Верцман И. Е. Жан-Жак Руссо., М., 1976 (Рус.)
  • Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо, М., 1980 (Рус.)
  • Damrosch, Leo (2005). Jean-Jacques Rousseau: Restless Genius. New York: Houghton Mifflin.

5. Сноски

  1. Damrosch, p. 24.
  2. Rousseau: Restless Genius, p. 121.
  3. Лео Дамрош описывает графа как виртуальную пародию паразитического аристократа, очень тупого, мучительной и раздутого от убеждения в важности собственной персоны. Он не разговаривал итальянской, тогда как Руссо делал это с легкостью. Хотя Руссо выполнял большую часть работы в посольстве, к нему относились как к слуге. (См. Дамрош, стр. 168).
  4. Некоторые из современников Руссо верили, что дети не его. Жорж Санд написала эссе "Les Charmettes" (1865), в котором она объясняет, почему, возможно, Руссо поднял на самого себя клевету. Она цитирует слова своей бабушки, в семье которой Руссо служил учителем, по которым, якобы, Руссо не мог иметь детей.
  5. Музыкальные статьи Руссо вызвали возмущение других музыкантов, в частности Рамо. Смотрите, например, Encyclopdie: Temprament.
  6. Damrosch (2005), p. 357.
  7. Helena Rosenblatt Rousseau AND Geneva: from the first discourse to the social contract, 1749-1762. - С. 264-5. - Cambridge University Press, 1997.
  8. Биограф Руссо Лео Дамрош считает, что власть решила осудить его на религиозной, а не политической основе из тактических соображений. Смотрите Jean-Jacques Rousseau, Restless Genius (New York: Houghton Mifflin, 2005).
  9. . Blackwood Magazine (1842).
  10. Peter Gay, The Enlightenment, The Science of Freedom, p. 72.
  11. Проверено в Damrosch, p. 432

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам