Надо Знать

добавить знаний



Жан-Огюст-Доминик Энгр


Kmska Jean Auguste Dominique Ingres (1780-1867) - Zelfportret (1864) - 28-02-2010 13-37-05.jpg

План:


Введение

Подпись Жана Энгра

Жан-Огюст-Доминик Энгр ( фр. Jean-Auguste-Dominique Ingres ; * 29 августа 1780 года, Монтобан, Франция - ? 14 января 1867 года, Париж, там же) - французский художник, живописец, представитель классицизма. Директор Французской академии в Риме (с 1834 года), профессор, член пяти академий, владелец Великой римской премии за создание картины "Послы Агамемнона у Ахилла" (1801 год).


1. Биография

1.1. Молодые годы

Жан Огюст родился в Монтобане. Отец его - Жозеф Энгр - был провинциальным живописцем, скульптором, архитектором и музыкой. Именно он способствовал развитию таланта Жана Энгра как художника, так и музыки. В 1791 году молодой Энгр доступае в Академию города Тулуза, где его вчитилем становится живописец Рок. Время он играет в театральном оркестре на скрипке.

В 1797 Энгр переезжает в Париж, где поступает в мастерскую Ж.-Л.Давида. Под руководством Давида сложились основы искусства Энгра.


1.2. Творчество и дальнейшая жизнь

В 1801 году, представив на конкурс свою картину "Послы Агамемнона у Ахилла", Энгр завоевал Большую римскую премию. Она должна была обеспечить 4-летнее пребывание молодого художника в Италии. Вследствие ведомственных финансовых трудностей Энгр попал в Италию только через несколько лет. Все это время он посещал мастерскую Сюисса. Много времени проводил в Лувре и библиотеках. Большое влияние на него оказали картины итальянца Рафаэля.

Чтобы заработать себе на жизнь Энгр начал рисовать портреты - "Портрет Наполеона Бонапарт", 1804 год, "Портрет гравера Демаре", 1805 год. Они были выставлены в Салоне в 1806 году, но получили прохладную оценку критиков и зрителей.

Находясь в Италии, Энгр создал много рисунков и картин с видами Рима, в частности Ватикана, церкви Санта-Мария-Маджоре, виллы Медичи, дома Рафаэля. Кроме того, Энгр много пишет картин по теме "ню", которая становится его любимой.

В 1813 году Энгр женился на родственнице его римских знакомых - Мадлен Шапель. Несмотря на то, что сватовство было заочным, брак оказался счастливым.

Крах империи Наполеона в 1814 году принудил к выезд многих французов, которые оставили Рим, потому что в Италии их считали завоевателями. Но Энгр остался в городе, где много рисовал портретов. В это время он работает графитными карандашами, всю картину создавал за один сеанс.

Обет Людовика XIII

В 1820 году Энгр переезжает во Флоренцию. Здесь он также много работает над портретами. Но главным результатом этого периода творчества художника стала алтарная картина "Обет Людовика XIII" (1820-1822), выполненная для собора города Монтобан.

После возвращения во Францию ​​в 1824 году Энгра наградили орденом Почетного легиона и избрали академиком. В Париже он открыл собственную мастерскую. Наиболее значимой работой этого времени становится аллегорическая композиция "Аофеоз Гомера", которая украсила плафон одного из залов Карла V в Лувре. Картина перенасыщена историческими портретами, среди которых есть и портрет Николя Пуссена.

Во время революции 1830 года Энгр вместе с другими художниками охранял музей Лувр и его художественные сокровища. Одновременно работал на большой религиозной композицией "Мученичество святого Симфориона" для собора города Оттен. Но в Салоне в 1834 году они встретила прохладный прием и жесткую критику. В этом же году Энгра назначили директором Французской академии в Риме. За годы своего управления (1834-1841) Энгр отреставрировал и расширил учебные помещения, ввел учебный курс по изучению археологии, увеличил количество классов с живой натурой, значительно пополнил фонд библиотеки и коллекции галереи слепков. За это время он написал только три картины - "Одалиски и рабыня", 1839 год "Стратоник", 1836-1840 годы, "Мадонна перед чашей с причастием", 1841 год.

В 1849 году умирает жена Энгра Мадлен. В 1852 году он женится вторично на Дельфине Рамель.

После поверння во Францию ​​Энгр принял участие в творческом противостоянии между сторонниками стиля классицизм, которых поддерживал Энгр, и романтизма, во главе которых стоял Эжен Делакруа. Все они противостояли группе реалистов и их лидеру Густаву Курбе. Во время Всемирной выставки 1855 года все лавры достались Энгру. В последнем годы он продолжает тему "ню", пишет много портретов современников.


1.3. Последние годы

Еще в 1866 году Энгр составил завещание, согласно которому все его картины и рисунки передавались городу Монтобан. Он до последнего времени продолжал писать картины. 8 января 1867 во время работы над новой картиной "Христос в гробнице" Энгр простудился и заболел пневмонией и уже 14 января умер. Похоронен на кладбище Пер-Лашез. В 1869 году в Монтобане был открыт музей Энгра.


2. Энгр и Делакруа

Академизм, его охранные и реакционные позиции, отразились и на поведении Енгра.Той пренебрежительно относился к художнику Делакруа и его произведений, как и к искусству стиля романтизм. Не одобрял он и произведений Курбе, представлявший французский реализм. Старый Энгр был современником появления картин Эдуарда Мане, что предвещало бессмертие традиций Рубенса, Жерико, Делакруа, не воспринимал и ругал упорный академист Энгр.


3. Портреты Энгра

В отличие от анемичных, слишком нежных и искаженных неволей одалисок, гаремных женщин и мифических Анжелик, реальные женщины на портретах Энгра удивляли. Удивляли образованием, самоуверенностью, элегантностью, хотя тоже чувствовали и свою зависимость (денег и мужчин), и свою неволю. Вспомним, что современницами Энгра были Жермена де Сталь, Полина Виардо и Жорж Санд, ум, способности, таланты которых не уступали ума и таланта многих мужчин. Женщины осваивали мужские сферы деятельности и становились известными художницами ( Виже-Лебрен), певицами (Малибран, Полина Виардо), писательницами ( Мадам де Сталь, Жорж Санд). Получили мощи процессы эмансипацию. И совсем скоро, еще при жизни Энгра, женщины войдут на поля войны и в госпитале, где спасать раненых воинственных мужчин.

Чрезвычайно чувствительный художник, Энгр невольно воспроизвел переходную эпоху в своих портретах, и женских, и мужских. Наиболее смелым и дальновидным современникам художника академические картины Энгра были уже не нужны. Мало кого мог взволновать "Апофеоз Гомера" 1827 г., когда по улицам бродили калеки наполеоновских войн, а все помнили годы оккупации Франции, вынужденную эмиграцию противников Наполеона, безумный ход событий на верхушке власти без получения стабильности.

Зато чрезвычайно ценили его портреты, качественно отражали грубую реальность, проблематику современности, ее потери, противоречия и недоразумения. В портретах Энгр невольно переставал быть упорным академистов и становился на позиции взволнованного красотой человека реалиста. Энгр поэтично и точно фиксировал усложненную психологию поколения наполеоновских авантюр, безумных изменений правительств, возвращения французских эмигрантов, ожесточенных споров наполеоновских ветеранов и еще живых прихильникик королевской власти. Именно как прекрасный портретист Энгр и войдет в историю искусства 19 века.

  • Портрет Мари Маркотт, 1826 г., Лувр.

  • Портрет художника Ф.Гране, 1807

  • Шарль Маркотт, 1810 р.

  • Луиза де Брольи, виконтесса дьАссонвиль


4. Академические картины Энгра

  • Рыцарь Роже спасает Анжелику, 1819

  • Одалиска с рабыней, 1842

  • Апофеоз древнегреческого поэта Гомера, 1827 г.

  • Юпитер и Фетида, 1811 г.


5. Значительные картины

Жан Огюст Доминик Энгр в 1804 году, музей Конде, Шантийи, Франция.
  • Портрет художника Франсуа Мариуса Гране, 1807 год.
  • Купальщица Вальписон, 1808 год.
  • Портрет Никколо Паганини, 1819 год, рисунок.
  • Портрет мадам Детуш, 1816 год.
  • Портрет семьи Стамати, 1818 год.
  • Апофеоз Гомера, 1824 год
  • Портрет Луи Франсуа Бертена Старшего, 1832 год.
  • Венера Андиомена, 1848 год.
  • Жанна д'Арк на коронации Карла VII в Реймском соборе в 1429 году, 1854 год.
  • Портрет графини Луизы ДьОссонвиль, 1842-1845 годы.
  • Портрет мадам Гонзо, 1852 год.
  • Источник, 1856 год.
  • Турецкая баня, 1862 год.

6. Галерея портретов Энгра


Источники

  • Karin H. Grimme: Jean-Auguste-Dominique Ingres. Taschen, K?ln ua 2007, ISBN 978-3-8228-2709-3
  • Uwe Fleckner: Jean-Auguste-Dominique Ingres. K?nemann, K?ln 2000, ISBN 3-8290-1632-8
  • G?tz Adriani / Ernst Goldschmidt (Hrg.): Ingres und Delacroix - Aquarelle und Zeichnungen, Dumont: K?ln 1986, ISBN 3-7701-1850-2
  • Andrew Carrington Shelton: Ingres. Phaidon, London 2008, ISBN 978-0-7148-4868-6
  • Andrew Carrington Shelton: Ingres and his Critics. Cambridge University Press, Cambridge 2005, ISBN 0-521-84243-3
  • Ga?tan Picon, Ingres, Skira, 1980, ISBN 2-605-00003-6
  • Georges Vigne, Les dessins secrets de Monsieur Ingres, Toulouse, 1997, Le P?r?grinateur ?diteur.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам