Надо Знать

добавить знаний



Жан-Поль Сартр


Jean-Paul Sartre FP.JPG

План:


Введение

Nobel prize medal.svg

Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21 июня 1905, Париж - 15 апреля 1980) - французский философ, драматург, писатель. Сартр был одним из самых известных и влиятельных мыслителей современности. В произведениях Сартра сочетаются литературные и философские взгляды. В своих ранних философских трудах он сосредоточивается на эмоциях, воображении и природе лично.


1. Биографические заметки

В 1929 году окончил Высшую нормальную школу и в течение 1981 - 1985 лет преподавал в различных лицеях (ему пришлось сделать кратковременный перерыв в связи со службой в Вооруженных силах и пребыванием в военном плену).

Сартр сам повествует о своем детстве в написанных в конце жизни воспоминаниях ("Слова"), крайне критически и иронично. Нет ничего сентиментального в воспоминаниях о матери и дедушки, хотя видно, что его, единственного ребенка в неплохо устроенной буржуазной семьи, сироту (отец рано умер), все безумно любили. Малый Жан-Поль вырос мальчиком крайне холеным, испорченным избытком заботы, но какой-то внутренний сопротивление сделал его детства гиперсамокритичен далеких и близких, заставлял остро чувствовать фальшь даже там, где она была естественным преувеличением искренних чувств. Сартр не выносит шутовство почти так, как терпит грязи. Впрочем, он по-настоящему любил своих близких (кстати, это была семья эльзасцы Швейцер, из которой вышел и великий гуманист, знаменитый миссионер Альберт Швейцер). Критичность означает ощущение нечистоты, а жизнь человеческая полное грязи; человек - не ангел, она - и музыка, и щедрость, и эгоизм, и грубость, и поэзия, и физиологические отправления. Когда любишь человека, любишь его вместе со всеми ее неприглядными интимными деталями.

Большие прозаические циклы Сартра преимущественно незаконченные, как последний философский замысел - книга "Критика диалектического разума" (ее выдан 1960 года первый том так и не имел продолжение). Сартр все время стремился создать что-то грандиозное, его философский трактат "Бытие и ничто" поражает не столько своим объемом, сколько тем, что эта основательная работа написана в оккупационном 1943 году участником Сопротивления. Наконец, трудно назвать лучший философское произведение Сартра: это его исследования о бытии, или скромная лекция "Экзистенциализм - это гуманизм", прочитанная 1946 года. Именно после ее публикации захвата Сартровим "экзистенциализм" стало повальным.

В 1964 году Жан-Поль Сартр стал лауреатом Нобелевской премии (литература). Но он отказался принять эту награду, заявив о своем нежелании быть чем-нибуть обязанным любой социальной институции. В том же году Сартр заявил о своем отказе от литературной деятельности, назвал литературу суррогатом настоящего преобразования мира.

Творчество Жана Поля Сартра отражает тенденцию всего двадцатого века и тем, что в ней он обращался непосредственно к личности нескольких персонажей культуры в своих нескольких биографиях: Флобера, Жане, Бодлера и т.д.. Внимание к человеку, его поступков и его произведений связана с желанием объяснить эпоху, и наоборот, чтобы от эпохи вернуться снова к объяснению человека. Так или иначе, наша современность обозначена личностью Сартра. Но определяя ряд "гуманистически настроенных поклонников культуры", рядом с именем Сартра всегда появляется имя Теодора Адорно.


2. Философская концепция

2.1. Свобода

Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы.

2.2. Диалектика

В понимании Сартра диалектика возможна в двух формах - "критической" и "догматической". Первым является "негативная" диалектика, объясняется с точки зрения философии экзистенциализма (философии существования), вторая - "консервативная", "догматическая", "недостаточно революционная" марксистская диалектика.

Основные положения и принципы "негативной диалектики" Жан-Поль Сартра

  1. Диалектика вообще, по мнению этих философов, может представляться и быть понятной только как "негативная" диалектика. Она воплощается в различных формах отрицания - неприятия, отбрасывании, критике, аннигиляции, уничтожении и т.д.. Другого быть не может. Диалектика же, которая воплощается в утверждении существующего, есть догматической, консервативной, апологетической и потому не может быть приемлемой. Итак, "отрицательной" диалектике свойственны прежде односторонность, признание лишь одной стороны диалектики - как современной теории развития и метода познания.
  2. "Негативная" диалектика присуща субъекту, имеет отношение только к сознанию; не имеет объективного значения. Категорийный анализ заперечувальности (негативности), как это ясно показано у Сартра, сводится к эмоционально-волюнтаристского трактовка возражения через такие понятия, как "неприязнь", "отсутствие", "сожаление", "обеспокоенность", "растерянность", "ужас", "тревога", "невнимательность" и т. д. В этих эмоциональных состояниях и настроениях человека находят отражение элементы отрицания. Однако заперечувальнисть (негативность) не сводится только к этому, к субъективности, к эмоционально-антропологического переживания. Сартр, таким образом, оставляет в стороне другую диалектику - объективную, которая царит во всей природе.
  3. Субъектом, совершающий, "реализатором" отрицание может быть только Я, сознание. Помимо этого нет, не было и не будет никакого возражения. "Я" - единственный источник возражения. Как утверждает Сартр, "человек есть существо, благодаря которой в мир приходит заперечливисть". Эта способность отрицания всего сущностного составляет содержание человеческого существования, по выражению Сартра, "для-себя-бытие". Таким образом, субъективность возражения в "отрицательной" диалектике становится ее принципом, восходящим понятием.

"Негативная" диалектика по своей сути является субъективной диалектикой. Здесь зьявлються два момента:

  • В человеческом обществе субъектом заперечувальности является человек. Она сама определяет в процессе познания, и как возражать, выбирает формы такого возражения, темпы, условия, стороны и т. п.;
  • В природе диалектическое отрицание осуществляется без вмешательства человека, субъекта, сознания как самоотрицания с содержанием в процессе развития всего того, что необходимо для дальнейшего становления нового. Однако такое представление не находит понимания в концепции "негативной" диалектики, является недостаточным, а по сути, неверным, поскольку исключает самоотрицания в процессе развития.

Догматизм выходит из неизменных, раз и навсегда данных формул, знаний, которые не могут обогащаться в процессе развития познания. Раз есть определенная истина, то она, согласно догматизмом, верна для любого случая, для любых условий развития. Разделяя знание на правильные и неправильные, догматизм пытается закрепить это навсегда и, таким образом, фактически ведет к обманчивости. Догматизм, преувеличивая значение определенных сторон истины, не признает новых качественных моментов, возникающих в процессе познания, не учитывает конкретности истины, абсолютизирует ее, и в этом отношении, смыкаясь с метафизикой, является антиподом диалектики, однако, только в определенном ее значении - как теории познания.


2.3. Отчуждение

С понятием свободы у Сартра связано понятття "отчуждение".

3. Основные работы

3.1. "Тошнота"

В своих ранних философских работах Сартр сосредоточивается на эмоциях, воображении и природе личности, эти проблемы он рассматривает и в своем первом романе Тошнота ("La Nause" 1938) он сосредотачивается на эмоциях, воображении и природе личности, показывает свою глубинную сразу к буржуазному обществу. Жизнь обладает по-сартровское принципиальным "открытостью" и требует определенной завершенности. Антуан Рокантен, герой романа, ничего не писал, кроме исторических очерков и дневника в финале романа решил написать книгу, создать роман: "Да. Книгу. Сначала, конечно будет скучная, утомительная работа, которая не увильнуть меня ни от существования, ни от ощущение, что я существую. Но наступит такой момент, когда книга будет завершена, все будет позади, и тогда немного ясного света прольется на мое прошлое. И, может, в этом свете я буду смотреть на свою жизнь без отвращения и брезгливости ... и в прошлом - только в прошлом - я приму себя как блудного сына ".


3.2. "Критика диалектического разума"

В своей основной теоретической работы по проблемам политики "Критика диалектического разума" ("Critique de la raison dialectique" 1960) он попытался объединить экзистенциализм с марксизмом. В "Критике диалектического разума" Сартр сосредоточивается на одном уровне - уровне философии истории. Он предлагает модель диалектического разума, в рамках которого свободу каждого индивида следует рассматривать как составляющую тотальной истории. Блеск Сартровои оценки индивидов омрачает эту высшую цель, полное оправдание которой был оставлен для другого том (который, опять же, так и не появился). Но второй уровень трактата еще раз демонстрирует истинное лицо Сартра как моралиста. Он резко противопоставляет человеческих существ, которые попадают в определенных "категорий" и в "сплоченных групп.


4. Библиография

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Жан-Поль Сартр
  • "Тошнота" ("La Nause" 1938)
  • "Стена" ("Le Mur" 1939)
  • "Бытие и ничто" ("L'tre et le Nant" 1943)
  • "Мухи" ("Les Mouches" 1943)
  • "Дороги свободы (Незавершенная тетралогия)" ("Les chemins de la libert, 3 vols" 1945 - 1949))
  • "Экзистенциализм - это гуманизм" ("L'existentialisme est un humanisme" 1945)
  • "Уважительное проститутка" ("La P ... respectueuse" 1946)
  • "Что такое литература?" ("Qu'est ce que la littrature?" 1947)
  • "Грязные руки" ("Le Mains sales", 1948)
  • "Критика диалектично ума" ("Critique de la raison dialectique" 1960)
  • "Слова" ("Les Mots", 1964)
  • "Семейный идиот. Гюстав Флобер" ("L'Idiot de la famille. Gustave Flaubert 1821-1857", 1971 - 1972)

5. Переводы на украинский

  • Сартр Ж-П. Мур, Слова, тошнота. - М.: Изд-во Соломии Павлычко Основы, 1993. - 464 с.
  • Сартр Ж-П. Бытие и ничто: очерк феноменологической онтологии. - М.: Изд-во Соломии Павлычко Основы, 2001. - 855 с.
  • Сартр Ж-П. Тошнота: роман, пьесы. - Х.: Фолио, 2006. - 351 с.
  • Сартр Ж-П. Пути свободы. Трилогия. - Ч. 1: Зрелый возраст. - К.: Юниверс, 2006. - 384 с.
  • Сартр Ж-П. Пути свободы. Трилогия. - Ч. 2: Отсрочка. - К.: Юниверс, 2008. - 448 с


п о р Лауреаты Нобелевской премии по литературе
1901-1925
1926-1950
1951-1975
1976-2000

Беллоу (1976) Алейксандре (1977) Зингер (1978) Элитис (1979) Милош (1980) Канетти (1981) Маркес (1982) Голдинг (1983) Сейферт (1984) Симон (1985) Шойинка (1986) Бродский (1987) Махфуз (1988) Села (1989) Пас (1990) Гордимер (1991) Уолкотт (1992) Моррисон (1993) Оэ (1994) Гини (1995) Шимборска (1996) Фо (1997) Сарамаго (1998) Грасс (1999) Гао (2000)

2001-2025



Персоналии Это незавершенная статья о лицо.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


Аристотель Это незавершенная статья философии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам