Жан Батист Люлли, портрет работы Николаса Миньярда

Люлли Жан Батист ( фр. Jean-Baptiste Lully , Джованни Баттиста Луллий, итал. Giovanni Battista Lulli ; 28 ноября 1632 - 22 марта 1687) - французский композитор, скрипач, танцор, дирижер и педагог итальянского происхождения; создатель французской национальной оперы.


1. Биография

Родился в Флоренции в семье мельника. Музыкальные способности и актерский темперамент подростка привлекли внимание герцога де Гиза, который увез Люлли в Париж, назначив на службу к принцессе Монпансье (сестры короля Людовика XIV). В Париже Люлли занимался композицией, пением, брал уроки игры на клавесине и скрипке. Молодой итальянец добился благосклонности Людовика XIV и сделал при его дворе блестящую карьеру. Он скоро вошел в знаменитого оркестра "24 скрипки короля", около 1656 организовал и возглавил свой малый оркестр "16 скрипок короля". В 1653 г. Люлли получил место "придворного композитора инструментальной музыки", с 1662 г. - суперинтенданта придворной музыки, а в 1672 стал владелец патента на право основания в Париже Королевской академии музыки "с пожизненным пользованием этим правом и передачей его по наследству поэтому с сыновей, кто станет его преемником на посту суперинтенданта музыки короля ". В 1681 г. Люлли был почтен дворянскими грамотами и званием королевского советника-секретаря. Умер в Париже, до конца дней сохраняя положение обладателя музыкальной жизни французской столицы.


2. Творчество

Творчество Люлли развивалась преимущественно в тех жанрах и формах, которые сложились и культивировались при дворе "короля-солнца". В первые десятилетия своей службы (1650-60 гг) Люлли писал инструментальную музыку (сюиты и дивертисменты для струнных инструментов, отдельные пьесы и марши для духовых и т.п.), духовные сочинения, музыку к балетным спектаклям ("Больной Амур, Альсидиана, Рождение Венеры "и др..). Постоянно участвуя в придворных балетах как автор музыки, постановщик, актер и танцор, Люлли освоил традиции французского танца, его ритмоинтонацийни и сценические особенности. Сотрудничество с Ж. Б. Мольером помогла композитору войти в мир французского театра, почувствовать национальное своеобразие сценической речи, актерской игры. Люлли пишет музыку к пьесам Мольера ("Женитьба по принуждению, Принцесса Элиды, Сицилия, Любовь-целительница" и др.)., Выполняет роль Пурсоньяк в комедии "Господин де Пурсоньяк" и Муфти в "Мещанин во дворянстве".

Люлли долгое время не признавал оперы и считал, что французский язык непригоден для этого жанра, однако в начале 1670-х гг он круто изменил свои взгляды. В период 1672-86 гг он поставил в Королевской академии музыки 13 лирических трагедий (среди которых "Кадм и Гермиона", "Альцеста", "Тесей", "Атис", "Армида", "Ацис и Галатея"). Именно эти произведения заложили основы французского музыкального театра, определили тип национальной оперы, что на протяжении нескольких десятилетий господствовал во Франции. "Люлли создал национальную французскую оперу, в которой как текст, так и музыка сочетаются с национальными средствами выражения и вкусами и которая отражает как недостатки, так и достоинство французского искусства", - пишет немецкий исследователь Г. Кречмер.

Стиль лирической трагедии Люлли формировался в тесных отношениях с традициями французского театра эпохи классицизма. Тип большой пятиактную композиции с прологом, манера декламации и сценической игры, сюжетные источники (древнегреческая мифология, история Древнего Рима), идеи и нравственные проблемы (конфликт чувства и разума, чувства и повинности) сближают оперы Люлли с трагедиями П. Корнеля и Ж . Расина. Не менее важным является связь лирической трагедии с традициями национального балета - большие дивертисменты (вставные танцевальные номера, не связанные с сюжетом), торжественные шествия, процессии, праздники, волшебные картины, пасторальные сцены усиливали декоративно-зрелищные качества оперного спектакля. Традиция введения балета в оперу оказалась чрезвычайно устойчивой и сохранялась во французской опере на протяжении нескольких веков. Влияние Люлли сказалось в оркестровых сюитах конца XVII-начала XVIII века (Р. Муффат, И. Фукс, Г. Телеман и др..). Написанные в духе балетных дивертисментов Люлли, они включали французские танцы и характеристические пьесы. Большое распространение в оперной и инструментальной музыке XVIII века приобрел особый тип увертюры, сложившийся в лирической трагедии Люлли (т.н. "французская" увертюра, состоящая из медленного, торжественного вступления и энергичного, подвижного основного раздела).

Во второй половине XVIII века лирическая трагедия Люлли и его последователей (М. Шарпантье, А. Кампра, А. Детуш), а вместе с ней и весь стиль придворной оперы становится объектом ожесточенных дискуссий, пародий, осмиювання ("война буффонов, война глюкистив и пиччиннистив "). Искусство, возникшее в эпоху расцвета абсолютизма, воспринималось современниками Дидро и Руссо как падшее, вялое, надменно-помпезное. В то же время творчество Люлли, сыгравшая определенную роль в формировании большого героического стиля в опере, привлекало внимание оперных композиторов ( Ж. Ф. Рамо, Г. Ф. Гендель, К. В. Глюк), которые тяготели к монументальности, патетики, строго рациональной, упорядоченной организации целого.


3. Наследие

Основные сочинения:

3.1. балеты:
  • Les Noces de P?l?e et de Th?tis ( 1654)
  • Les Plaisirs ( 1655)
  • L'Amour malade
  • Les Saisons ( 1661)
  • Le Naissance de V?nus ( 1665)
  • Les muses ( 1666)
3.2. оперы (лирические трагедии):

3.3. комедии:
  • L'Impromptu de Versailles ( 1663)
  • Le Mariage forc? ( 1664)
  • L'Amour m?decin ( 1665)
  • Le Sicilien ( 1667)
  • Georges Dandin ( 1668)
  • Monsieur de Pourceaugnac ( 1669)
  • Les Amants Magnifiques ( 1670)
  • La Comtesse d'Escarbagnas ( 1671)
  • Les Burgeois gentilhomme ( 1671)
3.4. церковная музыка:
  • Jubilate Deo (Motet de la Paix) ( 1660)
  • O Lachrymae fideles ( 1664)
  • Miserere ( 1664)
  • Plaude Laetare Gallia ( 1668)
  • Te Deum ( 1677)
  • De profundis ( 1683)
  • Dies irae ( 1683)
  • Exaudiat te Dominus ( 1683)
  • Quae fremuerunt ( 1685)
  • Benedictus ( 1685)
3.5. инструментальные произведения:
  • Les trio des op?ra, mis en ordre pour les concerts ( 1690)
  • Les airs de trompettes, timbales et hautbois ( 1665)
  • Trios pour le coucher du Roi ( 1665)
  • 9 органных произведений

4. Файлы

Аудио Choeur des divinit?s de la terre et des eaux, from Psych? (1687) - Midi file описание файла


Литература

  • Beaussant, Philippe. Lully ou Le musicien du Soleil. Paris: ?ditions Gallimard, 1992
  • Bukofzer, Manfred, Muzyka w epoce baroku. Od Monteverdiego do Bacha. przekł. E. Dziębowska, Warszawa 1970.
  • Anthony, James R. Hasło "Lully" w: The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 1980, tom 14, s. 315-326.
  • Merrick Jeffrey, Bryant T. Ragan, Jr., Homosexuality in Early Modern France. A Documentary Collection. New York and Oxford: Oxford University Press, 2001
  • Muffat, Georg Suavioris harmoniae instrumentalis hyporchematicae florilegium primum, Augsburg, 1695.
  • Roland, Romain Z pierwszych wiek?w opery, Przekł. J. Kozłowski, Krak?w 1971.
  • de la Vi?ville, Lecerf, Comparaison de la musique italienne et de la musique fran?aise, o?, en examinant en d?tail les avantages des spectacles et le m?rite des compositeurs des deux nations, on montre quelles sont les vraies beaut?s de la musique, Bruxelles, 1704 .

См.. также

  • 8676 Люлли - астероид, названный в честь композитора.

6. Источники и ссылки