Надо Знать

добавить знаний



Жан Батист Симеон Шарден


Chardin pastel selfportrait.jpg

План:


Введение

Шарден, т.е. Жан Батист Симеон Шарден ( англ. Chardin Jean-Baptiste Simeon , 2 ноября 1699, Париж - 6 декабря 1779, Париж) - французский художник суток Просвещения, представитель реализма. Рисовал жанровые композиции, натюрморты, несколько портретов.


1. История изучения

Как-то немного, небольшими частями, но Шардену везло. Понемногу, но всю жизнь. Незнатного происхождения, с ремесленной семьи, не красавец снаружи, картины рисовал непрестижных и недостойном жанров. Казалось бы, все против него. Но произведения художника нравились коллегам, философу Дени Дидро, даже королю Франции - Луи XV. Среди заказчиков мастера была и императрица из России Екатерина | |.

Шарден же имел несколько историографов, среди которых и Шарль Николя Кошен (1715-1790), который был другом художника и пережил его. Творческий путь Шардена известен достаточно полно. Неизвестными, посвященных остались лишь детские и юношеские годы. Он не рассказал, а записать не успели.

Кошен записал: "Шарден был небольшого роста и худощавый, но присущий ему щарм привлекал женщин (как только не захвалиш друга!). Утонченный вкус, чувство юмора, неизвестно откуда зьвилися благородные манеры (несмотря на его низкое происхождение), умение при этом мягко, но настойчиво отстаивать свою позицию, способность реалистично оценивать себя и других - все это помогало ему как в личной жизни, так и в жизни профессиональном ".


1.1. Биография

Дед и отец художника - тесляри.Шарден с ремесленной семьи. Унаследовать профессию отца не захотел, а отец не мешал сыну учиться живописи. Отец зарабатывал на жизнь изготовлением столов для бильярда, мода на который пленила аристократов. Семья не была богатой, но не бедствовала.

Первый учитель Шардена-художник исторической живописи П.Ж. Каза (1676-1854). Гораздо больше Шарден получил от второго-от Н.Н.Куапеля (1690-1734). Но наибольшее влияние на ученика имели картины фламандцев, особенно их натюрморты. Шарден влюбился в натюрморты рано и не оставлял свою приязнь к ним никогда.

Расположение Шардена в натюрмортов не разделяли коллеги. Он знал об этом и пытался работать и в инших жанрах. Его первая картина-это вывеска для приемной хирурга, где был и пострадавший, и хирург, и небольшая толпа.

1728 г. - выставка молодых художников, куда Шарден дал натюрморты "Скат" и "Буфет". И сразу успех: того же года-1728-его избрали членом Королевской академии.Перша честь ободрила художника и он тщательно ходить на все заседания или иные события , которые организовывали в академии.

Странно но нешумные Шарден занимал должность казначея академии.Треба надеяться, что неприятным бюрократом Шарден не был.


1.2. Отсутствие тогдашнего образования

Шарден не имел тогдашнего образования - с ее латыни, знанием древнегреческого языка, мифологии тощо.Це отвлекло личность художника от библейских, мифологических, батальных сцен. Отсутствие тогдашнего образования считалась недостатком и, возможно, Шарден жалкував.Але это сохранило его личное мировоззрение, его художественную индивидуальность от нивелирования, схожесть на других.

Престижность натюрмортов заставила художника так тщательно их рисовать, так вкладывать в них мастерство, талант и свои чувства, они впадали в глаз. На свет появились скромные шедевры французской живописи вообще.


1.3. Кухонные натюрморты

Позднее барокко и расцвет рококо во Франции почти ничем не отразились на творчестве Шардена. Молжливо, только тип одежды свидетельствует, что рококо существовало и в жанровых картинах художника. А что предлагал художник вместо мифологических Диан, нимф, пастушков и пастушек рококо?

Медный бак. Лувр, Париж.

Ответом стали так называемые кухонные натюрморты. В Париже была мода на малых голландцев, а те охотно рисовали кухни, служанок, кордегардии, двор ремесленников. Кухонные натюрморты не новость для потребителей живописи. Но Шарден не похож ни на одного из голландцев или фламандцев предыдущих суток. Его "Серебряный кубок" простой и поэтический, ничто не нарушает тишину комнаты. Его "Кухонный стол" тесно уставленный посудой, а ценная фарфор указывает, что иногда в этом доме бывают и праздники.

Необычным стал натюрморт "Медный бак для воды". Это посудяний великан кухни. И небольшое кухонные принадлежности рядом лишь подчеркнуло председательства баке в натюрмоти, уравновешенному и красивом по колориту.


1.4. Жанровые композиции

Чтобы доказать себе и другим, что он может рисовать не только натюрморты, мастер брался за жанровые сцены. Они не выходят за пределы кухни или дома вообще. Это кухарка, чистящая овощи, прачка с сыном, который пускает мыльные пузыри, заботливая няня или иметь перед обедом, что ждет конца молитвы своих дочерей. Сюжеты простые и недраматични, но известны каждому жителю.

Дважды художник брался за создание картин с художником. Однажды это обезьяна в тогодишньому наряде, бессмысленно маше кистью (шутка Шардена на тему "Проделки обезьян"). Второй раз это стало аскетический "Молодой художник", где никакого места шуткам не осталось.

  • Молитва перед обедом. 1740 р.Лувр, Париж

  • Курьерская доставка еды, 1739

  • "Заботливая няня"
    Жан Батист Симеон Шарден, 1738

  • Кухарка, 1750 г.


1.5. Молодой художник

Молодой художник, 1738 год. Стокгольм, Нац. музей.

Шарден будто болезненно вспомнил свои нудгуваты занятия в Каза, что заставлял долго копировать зразки.У молодого художника нет даже стула и он сел на пол. Мы не видим его лица, что очень необычно даже для Шардена. Дырка на одежде свидетельствует о бедности. Но ученик погрузился в рисование, потому что нужно овладеть профессией и тогда, может, тогда все изменится к лучшему ...

Картина сподобалась.И Шарден сделал еще один вариант полотна "Молодой художник". Теперь два сборника гордятся оригиналами мастера.


1.6. Натюрморты с вещами искусств

Чтобы заработать денег, Шарден взялся за создание десюдепорты - картин, украшавших стены над дверью парадных зал. Сюжеты те же-это натюрморты. Ему даже поручили реставрацию стенописей в резиденции Фонтенбло. Он сделал и получил деньги, которых его семье хватило на несколько лет.В 1740 его представили королю.А 10 лет король предоставил художнику ежемесячную зарплату за вклад в искусство страны.

Теперь мастер поменьше зависел от продажи своих картин и мог рисовать по наитию, а не по тяжелым принуждением.

Для коронованных особ Шарден и нарисовал свои натюрморты с вещами мистецтв.Це натюрморт "Музыкальные инструменты", 1765 г., "Художественные атрибуты с головой Меркурия", еще одни "Художественные атрибуты" 1766 года, что теперь в музее Эрмитаж, Петербург.

Здесь все напоминает об искусстве. Меркурий - покровитель путников и художникив.Книгы и палитра с кистями - ведь без них невозможно художнику. Среди предметов натюрмору - чертежи архитектора. Итак, это намеки на три свободные искусства - живопись, скульптуру и архитектуру.


1.7. Другие натюрморты

  • Натюрморт "Скат". 1728 р.Лувр, Париж.

  • Натюрморт со стеклянной бутылкой, бл.1750

  • Виноград и гранаты, 1763 р.Лувр, Париж

  • Натюрморт с цветами ,1760-1763 Нац.галерея Шотландии, Эдинбург


1.8. Семья

Шарден был дважды женат. Жена, Маргарита Сентар, подарила ему дочь и сына, Жана-Пьера, тоже стал художником.Вона рано умерла.

Лишь после девяти лет со смерти первой жены Шарден женился второй раз с Маргаритой Пуже.Колись семья Шарден и Пуже дружили, теперь и пориднилися.Маргарита Пуже переживет мужа на 12 рокив.Зберигся ее портрет кисти Шардена (1775, пастель, Лувр, Париж).

1.9. Обращение к технике пастели

В Шардена ухудшилось зрение и пришли грустные мысли о конце життя.В него не было времени долго ждать, пока высохнут краски и можно снова работать над новым полотном. Он обратился к технике постели-не надо ждать высыхания красок, хорошо делать растушевки, быстро вносить изменения, а цвета яркие. Их хорошо видно и подслеповатым глазам. Неожиданностью было и обращение к портретам. Именно в преклонном вцци он пишет жене-Маргариту Пуже-и несколько своих автопортретов. Шутникам смешно смотреть на старика в странном шляпке с голубой лентой и шейным платком, который служил галстуком художнику. А старцу было удобно и он не так мерз.

Шарден как-то напряженно всматривался в свое отражение, а еще больше в будущий мир, где ему уже не придется жить.


1.10. Смерть

Он умер в Париже. А Францию ​​ждали тяжелые времена Революции, террора, войн авантюр Наполеона и поражения, победы, поражения и новые времена. Было как-то Шардена и не к его картин. Его ненадолго подзабыли. Почетное место в искусстве ему вернули братья Гонкуры, странный художник Эдуард Мане и Сезанн, который был просто влюбленным в произведения Шардена.

2. Страны, где хранят произведения Шардена

Painting, sculpture & architecture.gif
В Википедии есть портал
  • Австрия
  • Великобритания
  • Ирландия
  • Испания
  • Италия
  • Канада
  • Германия
  • Россия
  • США
  • Швеция

Источники

  • Всеобщая история искусств, т 4, М, "Искусство", 1963 (рус)
  • Marianne Roland Michel "Chardin", ?ditions Hazan 1994 ISBN 2 85025 3707

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам