Жан Жене ( фр. Jean Genet , * 19 декабря 1910, Париж - ? 15 апреля 1986, Париж) - французский писатель, драматург и общественный деятель. Бродяга и мелкий преступник в начале своей жизни, он позже взялся за писательство и получил мировую славу своими романами и пьесами. Главными героями его произведений были воры, убийцы, проститутки, сутенеры, контрабандисты и другие обитатели социального дна.


1. Биография

1.1. Вор

Жан Жене родился в Париже. Заброшенный матерью, когда ему было всего шесть месяцев, он сначала воспитывался в сиротском доме. Только в возрасте двадцати одного года со своего свидетельства о рождении он узнал, что его мать звали Габриэлла Камиль Жене и родился он по адресу: рю дьАсса, 22. Когда он ушел по адресу, то оказалось, что это был адрес общественного роддома, а его мать была проституткой. [1] Как звали отца и кем он был, Жене так никогда и не узнал.

Жене еще ​​не исполнилось и года, когда его отдали на воспитание в крестьянскую семью Ренье в Морван. [2] Его знали как набожного и послушного мальчика, пока в возрасте десяти лет его не поймали на воровстве. (Позже выяснилось, что он ее не делал.) Обиженный на мир, он решает стать вором. Его назвали вором, им он и стал. Как он писал об этом позже: "Я решительно возражал мир, который отрицал меня". [3]

Альберто Джакометти "Жан Жене" ( 1954 или 1955)

В октябре 1924 года его направляют учеником в типографию в Эколь д'Аламбер в Париже. Но в следующем месяце, спустя десять дней после прибытия туда, Жене убегает. Его находят в Ницце и переправляют в детский опекунского убежища в Париже. В апреле 1925 года его примищають в дом слепого композитора Рене де Бюкселя, где через несколько дней Жене прогуливает определенную сумму порученных ему денег. Жене забираются оттуда и подвергают психиатрической экспертизе в центре надзора за детьми и подростками. Потом раз за разом за безбилетный проезд сажают на несколько месяцев до тюрьмы. Наконец осенью 1926 года после очередного заключения суд направляет его в исправительной колонии для несовершеннолетних в метро. Пребывание в этой колонии стало основой позднего романа Жене "Чудо розы" (Miracle de la rose, 1946). В середине декабря 1927 года он бежит из колонии, но вскоре его возвращают туда.

Наконец в марте 1929 года, чтобы вырваться из колонии, он записывается в Иностранного легиона. Какое-то время подразделение базируется в Сирии. Это был первый контакт Жене с арабским миром, впечатление от чего не оставляют будущего писателя до конца жизни. Военная служба длится до 1936 -го, когда, получив первую солидную сумму денег, он дезертуе, прихватив с собой личные вещи одного из офицеров. После побега из армии он ведет жизнь бродяги и вора : проститутка в Испании, карманный вор в Италии, конокрад в Албании. В Польше он попадает в тюрьмы за сбыт фальшивых банкнот, в Голляндии он сидит за контрабанду наркотиков, а в Германии он живет с мелкой кражи. Во Франции, во время немецкой оккупации, он почти все время сидит то в одной, то в другие тюрьмы. В тюрьме он пишет свое первое произведение - поэму "Осужденный на смерть" (Le Condamn? ? mort), посвятив ее Морису Пилоржу, юноше-проститутки, который убил своего клиента.


1.2. Писатель

Публикация 1943 года первого романа "Богоматерь цветов" (Notre Dame des Fleurs) открывает перед Жене дверь литературного мира. Ранее он уже успел познакомиться с писателем Андре Жидом и издателем Жаном Декарненом (последний становится его любовником). Но теперь у него появляются поклонники среди читателей: Жан Кокто и Жан-Поль Сартр становятся его добрыми друзьями и всячески заботятся судьбой его литературного наследия. За четыре года они также помогают Жене избежать пожизненного заключения, начав кампанию в его защиту, что к ней присоединяются кроме другим Андре Жид и Пабло Пикассо (того года Жене в десятый раз поймали на краже, за что, по французским законам, ему грозило суровое наказание). В тюрьме он уже никогда не попадет.

За пять лет он пишет и издает пять романов. Его искусный стиль, изысканный язык его книг дают основания провозгласить рождение нового писателя, равного Марсель Пруст и Луи-Фердинанду Селину. Ж.-П. Сартр начинает писать предисловие к собранию его сочинений, его планирует издательство "Галлимар", но останавливается только тогда, когда "предисловие" разрастается до 600 страниц. В конце концов, 1952 года она выходит как первый том собрания под названием "Святой Жене, комедиант и мученик" (Saint Genet, com?dien et martyr). Жене был настолько потрясен глубиной анализа своих произведений, а также неожиданной славой выдающегося писателя, это повлекло творческий кризис, который продолжается до 1956 года.

В литературу он возвращается как драматург. Одна за другой выходят три его пьесы - "Балкон" (Le Balcon, 1956), "Негры" (Les N?gres, 1958) и "Ширмы" (Les Paravents, 1961), демонстрируют другую сторону его таланта: от автобиографической прозы он переходит к аллегорий с политическим подтекстом.

В это же время он влюбляется в канатоходца-араба Абдула. Но их отношения продолжаются не долго. Абдула из-за несчастных случаев и травмы, преследующие его, совершает самоубийство. Жене впадает в депрессию и сам пытается покончить с собой. К счастью, неудачную. Теперь он больше не пишет художественных произведений - он интересуется политикой.


1.3. Общественный деятель

Герои Жене - это убийцы, карманные воры, проститутки-гомосексуалисты, их сутенеры или все вместе в одном персонаже, одним словом, социальное дно. Но элегантность его персонажей, безупречность их жестов, их осанку эпических героев не следует путать со свободной жизнью и свободой выбора. На обочине они живут не по собственной воле. На обочину общества их вытеснили. Отбросами их сделал буржуа, обыватель, "рядовой гражданин". Их покинули, так же как когда-то покинули самого Жене. Поэтому шаг, сделанный Жене от изгоев в литературе к переселенным в политике, был совсем не случайным - для него стать на сторону угнетенных и солидаризироваться с восставшими против буржуазного мира было органичным продолжением бунта против условностей и фальши общества в литературе.

Активистка движения за гражданские права чернокожих Анжела Дэвис и Жан Жене ( Лос-Анджелес, 1971)

В конце 1960-х Жене начинает активно участвовать в политической жизни общества. Еще до того он вместе с Ж.-П. Сартром выступал в печати в поддержку освободительной борьбы алжирцев, а также с разоблачением чрезвычайно жестокого обращения с арабами во французских тюрьмах вслед за Алжирской войной. Теперь он пишет статьи и выступает с речами в защиту прав чернокожих американцев и палестинцев. 1970 -го по приглашению Черных Пантер он едет в США (въезжает нелегально через Канаду), где в течение трех месяцев выступает с речами и лекциями в американских университетах и на политических митингах. Того же 1970 года он шесть месяцев прожил в палестинских лагерях беженцев (хотя, по его словам, когда ихив до Леванта, он не собирался оставаться там дольше, чем на несколько дней). В Иордании встретился с руководителем Организации Освобождения Палестины Ясер Арафат. Позже о своем увлечении борцами за национальное освобождение и симпатию к угнетенным народам он напишет в "пленники любви" (Le captif amoureux, 1986) - своеобразных воспоминаниях и политическом памфлете время (эта книга выйдет уже после его смерти). 1977-го в опубликованном в газете "Монд" очерке "Насилие и жестокость" (Violence et brutalit?) он выразил свою солидарность с вооруженной борьбой городских партизан с немецкого Фракции Красной Армии. [4]

В сентябре 1982 года Жене был в Бейруте, когда в лагерях бижинцив Сабра и Шатила, расположенных в городе, состоялась массовая резня мирных палестинцев (совершили ее 16-18 сентября ливанские христиане-фалангисты - союзники Израиля в войне 1982 года; во время массового убийства палестинцев лагеря находились под охраной израильской армии). Он одним из первых прибыл на место трагедии и написал об увиденном в репортаже "Четыре часа в Шатили" (Quatre heures ? Chatila). Он читал отрывки из своего произведения во время торжественного открытия выставки, посвященной резне, в Вене 19 декабря 1983 года, куда прибыл по приглашению австрийского философа Ганса Кьоглера.


1.4. Смерть одиночки

В Жене, который курил, развился рак горла. От рака он, очевидно, и умер. [5] Его тело нашли 15 апреля 1986 в гостиничном номере в арабском районе Парижа. Он так никогда и не обзавелся собственным жильем. Похоронен на испанском кладбище в городке Лараш ( Марокко).

2. Творчество

2.1. Проза

Свой первый роман "Богоматерь цветов" Жене написал, сидя в тюрьме Френ, на оберточной бумаге. [6] Будущий писатель вызывал у себя фантазии, что они могли бы помочь ему мастурбировать, и записывал их на будущее. Так появилась книга. Фантазии, а в романе они приписываются Дивин, юноше -проститутки, который умирает и вспоминает своих бывших любовников, лежа на парижском чердаке, вращаются вокруг фигуры Нотр-Дам-де-Флер. "Жизненном пути" красивого молодого хулигана рассказ главным образом и посвящена. Молодой конце концов отправляется на гильотину за убийство старого ("Старый был обречен. У него уже ни на кого не вставал", - были его последними словами на суде [7]). Так гомосексуальный эротизм - через убийство, через освобождение мира от уже отжившего - сочетаются со своеобразным утверждением жизни.

Обложка романа "Богоматерь цветов" (Editions Gallimard, Collection Folio n ? 860, 1976)

Роман "Диво розы" стал признанием в жажде измены и желании потерять все человеческое, выраженным через поступки героев книги - заключенных тюрем метро и Фонтевро.

В "плачевных почестях" (Pompes fun?bres, 1947) уже привычные для писателя темы преступления и гомосексуализма сочетаются с темой празднования смерти. Празднуется смерть Жана Декарнена, любовника Жене и бойца Сопротивления, убитого в перестрелке с нацистами на улицах Парижа. Жене открывает для себя, что он любит Дакарнена именно потому, что тот погиб и больше не сможет мешать фантазиями о нем, в том числе тем, в которых в качестве красивых и сладких садистов выступают нацисты.

Главным героем романа "Керель с Бреста" (Querelle de Brest, 1947) является криминальный молодой моряк. Этот "идеальный и героический персонаж" убивает своего сообщника (и любовника), но вину умудряется переложить на другого своего товарища. В этом романе Жене начинает отступать от сплошной субъективности своих первых книг, свидетельством чего является появление в романе женщины (хозяйки борделя).

Рассказ о путешествиях и унижения, которые он испытал в бесконечной погоне за святостью, из "Дневника вора" (Journal du voleur, 1949) является безусловно наиболее автобиографическим из всех его произведений.

Как писал в своем толстые критико-биографическом исследовании Сартр: "заражая своим злом нас, Жене излечивается от него сам. <...> С каждой новой книгой этот одержимый человек постепенно овладевает демона, который им владеет. Десять лет литературы равны лечебном курса у психоаналитика. " [8]


2.2. Драматургия

Первая пьеса Жене "Пристальный надзор" (Haute surveillance, 1944) является театрализованным форме тех историй, которые он рассказывает в своих романах. Действие происходит в тюремные камере. Сидят трое, что они образуют иерархию. На вершине - идеальный Йоз-Верт, который, убив в припадке гнева проститутку, осуществил свою судьбу ("Я не хотел этого - она сама выбрала меня."). В восторге от него и поступка, сокамерник Лефранк намеренно, хотя и без веской причины, убивает третьего узника - душит его. Но для писателя этого мало: это убийство становится сознательными актом воли, а не естественным жестом большого преступника; следовательно, убийство не позволяет войти его исполнителю к личному пантеона писателя.

В "Служанки" Жене демонстрирует большую уверенность во владении языком театра, осознав, что теперь он имеет дело не с одиноким читателем, а с совокупностью зрителей, публикой, которая собралась посмотреть на воплощение антисоциальных фантазии Жене-вора. Пьеса открывается сценой, в которой элегантную даму одевает ее горничная : раздражительная женщина и терпеливая горничная. Вдруг она дает своей хозяйке пощечину, звонит будильник, и мы понимаем, что обе самом деле служанками, которые разыгрывают этот ритуал господства, унижения и бунт каждый раз, когда отсутствует их настоящая хозяйка. Подвижные смесью ненависти и любви, которую они испытывают к своей работодатели, горничные выдают ее любовника-правонарушителя полиции. Его отпускают, и через страх быть пойманным и ревность они решают отравить хозяйку. Им это не удается, и горничные возвращаются к своей игре, что она на этот раз достигает своего должного завершения - одна из них (та, что играет хозяйку) просит приготовить чай и выпивает его вместе с ядом. Хотя действие происходит не в тюрьме, мы снова оказываемся во сне заключенного, в фантазии выброшенных из общества, совершающих безуспешную попытку войти в мир принятых и признанных. Правда, это "восстание" служанок против своих хозяев еще не является социальной революцией, в нем чувствуется привкус ностальгии по утраченному миру, поэтому оно выражается не в акте протеста или сопротивления, а в ритуале.

Тема восстания находит свое продолжение в "негр"; правда, здесь она подается в терминах расовой дискриминации. Эту "клоунаду", как ее назвал сам Жене, должны играть только чернокожие актеры. Группа актеров в подчеркнуто гротескных белых масках представляют иерархию колониального мира: королева, губернатор, судья, миссионер - это Белые, сидящих в своеобразной президиума в глубине сцены и является отражением публики в зале. Остальные актеры разыгрывает для обеих публики свои фантазии мести за расовое унижение, включая изнасилование и убийство белой женщины (все это, действительно, является ничем иным, как колониальной действительностью, перевернутой вверх ногами). Впоследствии зрители узнают, что все действие разыгрывается только с целью отвлечь их внимание от настоящего происшествия, что она происходит за пределами сцены, - от суда над изменником Дела Черных и наказания его через смерть. Под конец пьесы Белые подводятся со своих мест, но им не дают уйти - их зверски избивают, калечат и убивают Черные, один из которых объясняет зрителям: "Мы теми, кем они хотели, чтобы мы были. Мы будем ими до самого конца, мы доведем это до абсурда. "

Французский премьера "Ширм" в постановке Роже Блена (Theatre de France, 1966)

В "ширмой" автор снова на стороне изгоев и жертв современного мира, они противостоят властям (на этот раз в контексте войны в Алжире). Пьеса имеет разыгрываться на большой четырехуровневый сцене перед ширмами, что они должны сменять друг друга одновременно с изменением сцен. Трудности постановки пьесы, ее откровенный анальный эротизм и, прежде всего, политический подтекст (прозрачные аллюзии на грязную колониальную войну, которая ведется рядом; неприятный портрет французской армии) отсрочили ее полномасштабного премьеру во Франции на пять лет (в урезанном виде постановка впервые была сделана в 1961 году в Германии). 1966 ее наконец осуществил известный актер и режиссер Роже Блен. Несмотря многочисленные опасения национального скандала, состоялось противоположное - спектакль имел большой успех: ее хвалили в "Юманите", и на ее поддержку в Национальном собрании выступил Андре Мальро. [9] Рожденная в грязи, она показала торжество духовной правды и силы обездоленных.


2.3. Кино

1950 года Жене выступил в роли режиссера фильма по собственной поэме "Песнь любви" (Un Chant d'amour): 26-минутный черно-белый немой фильм изображает гомосексуальные фантазии узника и надзирателя. Написанный французским писателем киносценарий "Запрещенные сны, или Другая сторона снов" (Les R?ves interdits, ou L'autre versant du r?ve, 1952) лег в основу сценария фильма "Мадемуазель" (Mademoiselle, 1966) английского режиссера Тони Ричардсона.

По произведениям Жене снято много фильмов. Самыми известными являются "Балкон" (The Balcony, 1963, реж. Джозеф Стрик), "Служанки" (The Maids, 1974, реж. Кристофер Майлс), "Керель" (Querelle, 1982, реж. Райнер Вернер Фассбиндер).


3. Современники о Жане Жене

Жан-Поль Сартр (французский писатель и философ):

Святой Жене.

Анжела Дэвис (американская политическая активистка):

Когда мы объявили о его конференцию, на плакатах не указывали, что Жене говорить о Черных Пантер. Мы просто написали, что он будет выступать, и послушать его собралась огромная толпа. Ведь это Жан Жене! Великий писатель! Начал он с того, что заявил, что говорить о Черных Пантер и произнес очень трогательную речь, я бы даже сказала, очень теоретически глубокую речь. О том, как бороться с расизмом. <...> Примерно за четверть часа публика начала волноваться, послышалось какое-то перешептывание, и вдруг кто-то даже прервал Жене и попросил его рассказать, наконец, о самом себе и свои произведения. Жене сказал: "Нет. Я здесь не для того, чтобы говорить о литературе или книги - я приехал выступить в защиту Партии Черных Пантер!"

Эдвард Вади Саид (американский литературовед):

Чего я никогда не забуду, так это взгляд проницательных голубых глаз Жене: они словно смотрели куда-то вдаль и одновременно смотрели на тебя своим загадочным и удивительно отстраненным взглядом. [10]


4. Интересные

  • Жене арестовывали за различные правонарушения, в том числе за похищение книг. Среди всех остальных это были книги Марселя Пруста.
  • Когда французский поэт Поль Валери прочитал в рукописи дебютный роман Жене "Богоматерь цветов", он сказал, что это произведение гения, но его следует сжечь. [11]
  • Жене никогда не имел собственного жилья или постоянного места жительства. Его адресу, указанному в паспорте, был адрес его издателя. [12]
  • Еще до своей смерти наследником своих авторских прав Жене сделал какого-то загадочного молодого парня, который после смерти писателя периодически появлялся в издательстве "Галлимар" за гонорарами. Он никогда никого ни о чем не спрашивал, ни с кем не разговаривал, а просто молча брал деньги и уходил. При этом он не мог расписаться в ведомости, поскольку не умел писать. [13]

5. Произведения

  • Обложка французского издания "Негров" (Gallimard, Folio n ? 1180, 1980)

  • Обложка русского издания "Дневника вора" ("Текст", 1994)

  • Обложка английского издания "Кереля из Бреста" (Faber and Faber, fiction classics, 2000)

  • Обложка украинского издания "Горничных" ("Кальвария", 2002)


5.1. Романы

  • Богоматерь цветов (Notre-Dame-des-Fleurs, 1943)
  • Чудо розы (Miracle de la rose, 1946)
  • Траурные почести (Pompes fun?bres, 1947)
  • Керель из Бреста (Querelle de Brest, 1947)
  • Дневник вора (Journal du voleur, 1949)

5.2. Пьесы

  • Бдительный надзор (Haute surveillance, 1944)
  • Горничной (Les Bonnes, 1947)
  • Splendid's (Splendid's, 1948)
  • Она (Elle, 1955)
  • Балкон (Le Balcon, 1956)
  • Негры (Les N?gres, 1958)
  • Ширмы (Les Paravents, 1961)
  • Тюрьма (Le Bagne, 1986)

5.3. Поэзии

  • Осужденный на смерть (Le Condamn? ? mort, 1942)
  • Галера (La Gal?re, 1944)
  • Погребальное шествие (Marche fun?bre, 1945)
  • Песня любви (Un Chant d'amour, 1946)
  • Рыбак с Сюкету (Le P?cheur du Suquet, 1946)
  • Парад (La Parade, 1948)

5.4. Очерки, эссе, беседы

  • Преступная ребенок (L'Enfant criminel, 1949)
  • Мастерская Альберто Джакометти (L'Atelier d'Alberto Giacometti, 1958)
  • Пленник любви (Un Captif amoureux, 1986)
  • Отрывки и другие тексты (Fragments et autres textes, 1990)
  • Официальный враг. Тексты и беседы (L'ennemi d?clar?: textes et entretiens, 1991)

6. Издание украинских

  • Жан Жене. Горничные / Пер. с фр. Ю.Покальчука. - М.: "Кальвария", 2002. - 128 с.
  • Жан Жене. Дневник вора / Пер. с фр. О.Жупанського. - Киев: "Юниверс", 2004. - 304 с.

Примечания

  1. Юрий Покальчук. Зеркальные лабиринты "святого" Жене / / Жан Жене. Горничные. - "Кальвария", Львов, 2002. - Стр. 80.
  2. Юрий Покальчук. Зеркальные лабиринты "святого" Жене / / Жан Жене. Горничные. - "Кальвария", Львов, 2002. - Стр. 80.
  3. Юрий Покальчук. Зеркальные лабиринты "святого" Жене / / Жан Жене. Горничные. - "Кальвария", Львов, 2002. - Стр. 83.
  4. Jean Genet. Violence et brutalit? / / Le Monde, Paris, 2 Septembre 1977, pp. 1-2.
  5. French Author Jean Genet Dies of Cancer: Ex-Convict Wrote of Seedy, Brutal World / / Los Angeles Times, April 15, 1986
  6. Жан Жене. Интервью журнала "Плейбой" / / Жан Жене. Кэрэль - Санкт-Петербург: "Инапресс", 1995. - С.279.
  7. Жан Жене. Богоматерь цветов / Пер. с фр. Е.Гришина и С.Табашкин. - Москва: "Азазель", "Эргон", 1993. - С.54.
  8. Jean-Paul Sartre. Saint Genet, com?dien et martyr. In Oeuvres Compl?tes de Jean Genet I. Paris: Gallimard, 1952. P.645.
  9. Didier Mereuze. Les grands scandales de l'art: "Les Paravents" ravivent les plaies de la guerre d'Alg?rie / / La-croix.com (12/8/2010) -
  10. On Jean Genet / / Edward W. Said. On Late Style. - New York: Vintage, 2007. - Pp. 74.
  11. Дмитрий Волчек. Святой вор. К столетие со дня рожден Жана Жене / / "Радио Свобода", передача "Поверх барьеров с Дмитрием Волчек", эфир 12 декабря 2010 г.
  12. Жан Жене. Интервью журнала "Плейбой" / / Жан Жене. Кэрэль - Санкт-Петербург: "Инапресс", 1995. - С.287.
  13. Дмитрий Волчек. Святой вор. К столетие со дня рожден Жана Жене / / "Радио Свобода", передача "Поверх барьеров с Дмитрием Волчек", эфир 12 декабря 2010 г.

Источники

  • Дмитрий Волчек. Святой вор. К столетие со дня рожден Жана Жене / / "Радио Свобода", передача "Поверх барьеров с Дмитрием Волчек", эфир 12 декабря 2010 г.
  • Жан Жене. Интервью журнала "Плейбой" / / Жан Жене. Кэрэль - Санкт-Петербург: "Инапресс", 1995. - Стр. 274-324.
  • Эдуард Лимонов. Жан Жене: вор / / Эдуард Лимонов. Священные монстры. - Москва: Ad Marginem, 2003. - Стр. 70-75.
  • Юкио Мисима. О Жане Жене / / Жан Жене. Кэрэль - Санкт-Петербург: "Инапресс", 1995. - Стр. 265-273.
  • Юрий Покальчук. Зеркальные лабиринты "святого" Жене / / Жан Жене. Горничные. - "Кальвария", Львов, 2002. - Стр. 79-125.
  • On Jean Genet / / Edward W. Said. On Late Style. - New York: Vintage, 2007. - Pp. 73-90.