Надо Знать

добавить знаний



Жан Расин


Jean racine.jpg

План:


Введение

Жан Батист Расин ( фр. Jean-Baptiste Racine , * 21 декабря 1639 - 21 апреля 1699) - французский драматург, один из "Большой Тройке" драматургов Франции XVII века, рядом с Корнелем и Мольером.


1. Биография

Жан Расин родился 21 декабря 1639 года (был окрещен 22 декабря 1639 года) в городе Ла-Ферте-Милон, графство Валуа (ныне департамент Ен), в семье чиновника налоговой службы Жана Расина ( 1615 - 1643). В 1641 году во время родов второго ребенка (сестры будущего поэта Мари) умерла его мать. Отец женился вторично, но за два года также умер в 28-летнем возрасте. Детей воспитывала бабушка.

1649 года Жан-Батист поступил в школу в Бове при монастыре Пор-Рояль. В 1655 году его приняли учеником в самое аббатство. Три года, Расин провел там, оказали значительное влияние на развитие его литературного дарования, ведь учился он в четырех тогдашних выдающихся филологов-классиков (Пьер Николь, Клод Лансло, Антуан Ле Местре, Жан Хамон), благодаря чему он стал хорошо осведомленным классической античной литературой.

После обучения в парижском Коллеж д'Аркур ( фр. Collge d'Harcourt ) 1660 года Расин познакомился с Лафонтеном, Мольером, Буало, написал придворную оду "Нимфа Сены" (за которую получил пенсию от короля Людовика XIV), а также две пьесы, до сих пор не сохранились.

В 1661 году Расин перебрался к дяде, бывшего священника, для переговоров о получении от церкви бенефиции, что дало бы ему возможность полностью отдаться литературному творчеству. Однако церковь отказала ему, и 1662 года (или на следующий, 1663 -го) он вернулся в Париж. Считается, что его первые пьесы, которые дошли до нас, "Фиваида, или Братья-враги" ( фр. La thebade, ou les frres ennemis ) И "Александр Великий" ( фр. Alexandre le grand ), Были написаны по совету Мольера, который поставил их в 1664 и 1665, соответственно.

В последующие после постановки "Александра Великого" два года ( 1665 - 67) Расин укрепил связи с двором, открыли ему путь к личным хороших отношений с королем Людовиком XIV. Драматург действовал согласно тогдашних моральных устоев состояния, в котором оказался - получил покровительство королевской любовницы мадам де Монтеспан (ее в образе напыщенной Вастии автор позднее изобразил в пьесе "Эсфирь", 1689), свою любовницу, известную актрису Терезу Дюпарк, заставил покинуть труппу Мольера и перейти в театр "Бургундский отель", где 1667 году она сыграла заглавную роль в "Андромаси", которую считают одной из лучших в наследии Расина. Оригинальность трагедии в том, что Расин обнаружил в ней большое умение изобразить душу современного ему человека, в которой под налетом культуры бушуют настоящие животные страсти, и это противостояние долга и чувств способно привести к массовому разрушению личности.

Единую комедию Расина "Истцы" (Les Plaideurs) была поставлена 1668 года. 1669 года с умеренным успехом прошла трагедия "Британик" (Britannicus), а в следующем, 1670 -го, на сцене появилась "Береника" (Brnice), вызвавшие немало споров по поводу выведенных в ней персонажей.

За "Береника" были "Баязет" (Bajazet, [1672]), "Митридат" (Mithridate, 1673), "Ифигения" (Iphignie, 1674) и "Федра" (Phdre, 1677). Последняя трагедия, по мнению многих литературоведов, является вершиной драматургии Расина, превышая остальные произведений автора красотой стихов и глубиной проникновения в человеческую психологию. Она, как это и бывает с острыми произведениями, была враждебно воспринята при дворе.

Следовательно, Расин не стал участвовать в большой полемике, которую породила "Федра" - он женился на набожной и о доме Катрин де Романе, которая подарила мужу семерых детей, и занял должность королевского историографа вместе с Н. Буало. В этот период драматургом были созданы лишь пьесы "Эсфирь" и "Гофолия" (Athalie) - их он создал по просьбе мадам де Ментенон, чтобы их поставили в 1689 - 91 года в основанной ею школе в Сен-Сире.

Жан Расин умер 21 апреля 1699 года. Он похоронен на парижском кладбище возле церкви Сент-Этьен-дю-Монт.


2. Творчество

  • 1660 - ( фр. Amasie )
  • 1660 - ( фр. Les amours d'Ovide )
  • 1660 - "Ода на выздоровление короля" ( фр. Ode sur la convalescence du roi )
  • 1660 - "Нимфа Сены" ( фр. La Nymphe de la Seine )
  • 1685 - "Идиллия мира" ( фр. Idylle sur la paix )
  • 1693 - "Краткая история Пор-Рояля" ( фр. Abrg de l'histoire de Port-Royal )
  • 1694 - "Духовные песни" ( фр. Cantiques spirituels )

2.1. Пьесы


3. Особенности творческого метода Ж. Расина

  • критика изысканной литературы современности с ее "совершенными героями";
  • попытка вернуть литературу к жизни, к реальным людям, к реальным

человеческих отношений;

  • утверждение права художника изображать слабости человеческой натуры (изображе-

ния так называемой "среднестатистического человека");

  • литература и театр призваны морально воспитывать читателя;
  • правдоподобие сценического действия;
  • обоснование обязательности древних сюжетов для трагедии;
  • показывал людей такими, какие они есть, а не какими они должны быть;
  • создание не героических, полных пафоса трагедии, а трагедии любовно-

психологические, которые отражали бессилие разума перед страстью;

  • страдание любви, душевная борьба, внутренние противоречия психологии

человека составляют основной


4. Источники и ссылки


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам