Надо Знать

добавить знаний



Жан Ренуар


Франция

План:


Введение

Жан Ренуар ( фр. Jean Renoir; 15 сентября 1894 - 12 февраля 1979) - французский режиссер, сценарист, продюсер, актер. Сын художника Огюста Ренуара, брат актера Пьера Ренуара. Его фильмы очень глубокое влияние на французское кино 1930-1950 годов.


1. Детство и юность

Жан Ренуар родился на Монмартре, в Париже. Он стал вторым сыном художника- импрессиониста Огюста Ренуара и Алины Шариго - жены Огюста и его натурщицы.

Когда Жан был ребенком, семья переехала на юг Франции. Он развивался среди природы, привило любовь к окружающему. Эта любовь позже стала постоянной чертой его работы. Жан с малых лет занимался живописью, потом - керамикой. Глубокое влияние на мальчика мало круг семьи и друзей, талант отца. Медсестра Габриель Ренар, постоянно ухаживала Жана, первая научила его любить мелодрамы. "Она научила меня ненавидеть клише", - писал потом Ренуар в своих мемуарах [1].

Огюст Ренуар. Портрет Жана Ренуара (1910)

Финансовый успех отца позволил молодому Ренуару получить образование в популярных школах, из которых Жан часто убегал. В 1901 году парня отдали в школу Коллеж де Сент-Круа. Жан не понимал, почему другие мальчики так одержимы заведением. Он называл престижный колледж "своего рода элегантной тюрьмой" [2]. Тем не менее в 1914 он получает степень бакалавра.

1913 Жан Ренуар поступил в драгунский полк и служил офицер кавалерии. При Первой мировой войны Жан был ранен. Мог даже потерять ногу, если бы один из профессоров не запретил ампутацию. Травма оставила хромота и боль на всю жизнь. Даже через 40 лет из раны внезапно могла начаться кровотечение.

Во время реабилитации Жан находится с отцом в Париже. Он постоянно посещает театры, смотрит по двадцать пять фильмов в неделю. Особенно его поражают фильмы Чарли Чаплина. Вообще в то время Ренуар предпочитает американским лентам. После лечения Жан возвращается на фронт в качестве пилота. После второго ранения война для него была закончена.


2. Первые шаги в кинематографе

Оставив армию, Жан работал художником в области керамики. Некоторые его вазы ныне выставлены в музеях. В 1917 году Ренуар знакомится с рудой шестнадцатилетней моделью своего отца - Андре Хеушлинг. Он отмечал, что девушка была "невероятной красоты". Через месяц после смерти Огюста Ренуара (январь, 1920), Жан женился. В 1921 году у супругов родился сын Ален. В жизни Ренуара все изменилось после фильма "Сумасшедшие женщины" Эриха фон Штрогейма. Лента обусловила всю дальнейшую судьбу и большое влияние на стилистику Жана.

Жан хотел видеть на экране свою жену. На это направлены первые его девять фильмов. В большинстве снимается Андре, которая теперь стала Екатериной Хесслинг. Для жены Ренуар пишет сценарий "Екатерина, или Жизнь без радости" (Catherine ou Une vie sans Joie). После этого художник понял, что его призвание - кинематограф. На деньги, полученные от продажи картин отца, Жан унаследовал, он создает собственную кинокомпанию. В 1924 году он снял свою первую ленту "Дочь воды" (La Fille de l'eau) с изысканными пейзажами и необычным решением сцены сна героини [3]. Осенью 1925 года фильм показали в кинотеатре "Старый голубятню".

В то время во французском кинематографе господствовала течение "Авангард", сформированная под влиянием символизма. "Дочь воды" сложно назвать авангардной лентой. Здесь много внимания уделено натурным съемкам, актерской игре и живописности, близкой импрессионизма. Сочинения Жана сохранены в такой стилистике.

В ленте "Нана" (Nana), снятой по произведению Эмиля Золя, Екатерина получила главную роль. Но игра жены Ренуара разочаровала зрителей. Ренуар увлекся легендами и фантастикой, что полностью соответствовало таланта его жены. В поэтической экранизации сказки Андерсена "Девочка со спичками" (La Petite Marchande d'allumettes) режиссер с помощью макетов, освещения и монтажа пытается создать мир фантазий - синтез Мельеса и немецкого экспрессионизма.

Следующие ними ленты Ренуара были незаметными работами. Именно с появлением звука в кино наступил новый этап в творчестве Жана. Звуковая комедия-фарс "Ребенку дают слабительное" (On purge b?b?, 1931) произвела революцию. В то время шумы и звуки имитировались в студии, а Ренуар записал настоящие шумы спускаемой воды в туалете. Этот эксперимент имел большой успех.


3. Признание

Фильм "Сука" (La Chienne, 1931) стал настоящим открытием Жана Ренуара. Драма из жизни обитателей Монмартра была снята таким образом, что жизненная достоверность не мешала почувствовать иносказательность сюжета. Мишель Симон сыграл в ленте одну из своих лучших ролей. Съемки стали также началом разрыва Ренуара с Екатериной, потому что на главную роль он пригласил Дженни Марезе. В начале 30-х Жан встретил Маргариту Хейл. Она была редактором одного из фильмов режиссера, а потом стала его любовницей, сменив фамилию на Ренуар. Маргарита была связана с коммунистами и женскими движениями. Именно поэтому с этого времени фильмы художника показывают сильную социальную и политическую чувствительность к неравенству французской классовой структуры и его симпатии к рабочему классу.

Ренуар особенно заботится о социальной достоверность своих героев. В фильме "Тони" (Toni) о итальянцев - эмигрантов он прибегает к строгому, почти документального репортажного стиля. Построена на факте криминальной хроники из жизни рабочих, картина правдива и совершенна.

Сближение с движением Народного Фронта вылилось в работу над агитационным киноплакатов "Жизнь принадлежит нам" (La vie est a nous, 1936) и в сильно переработанную версию "На дне" (Les Bas-fonds) по мотивам пьесы Максима Горького. Левые идеи и вера в силу простых людей, которые принимают судьбы народов в свои руки, выраженные в лучшей работе режиссера - философской драме "Великая иллюзия" (La Grande Illusion, 1937), которая принесла Ренуару международное признание. Именно здесь достигает апогея искусство Ренуара - психолога и реалиста, добивается необычной полноты и глубины актерского исполнения, а также ощущение неразрывной связи отдельных человеческих судеб и исторического процесса. Режиссер использовал личные воспоминания, когда в 1916-1917 годах был военнопленным. Фильм на тему братства французских военнопленных во время Второй мировой войны был запрещен в Германии. Геббельс назвал его "кинематографическим врагом номер один". После того как "Великая иллюзия" получила награду на фестивале в Венеции, ее запретили Италии, а затем и в оккупированной Франции. На экранах фильм, появился лишь в 1946 году. Это была первая картина на иностранном языке, которую номинировали на премию Американской киноакадемии за лучший фильм.

В 1939 году Жан Ренуар снимает "Правила игры" (La R?gle de Jeu) - психологическую драму с элементами гротеска и фарса, которая раскрывала нравственное растление и пустоту аристократических кругов. Ленту считают венцом творчества режиссера и в то же время концом, потому что он стал предвестником будущей катастрофы. Фильм встретили насмешками и общественной враждебностью. "Правила игры" запретил правительство за "деморализацию". Ренуар, который сам сыграл в фильме в качестве одного из центральных персонажей, так и не оправился от этой реакции. Запрет был снят в 1940 году, но позже наложен снова. Впоследствии оригинал пленки был разрушен. Лишь в 50-х ленту смогли восстановить. Сейчас "Правила игры" часто появляются на верхних позициях опроса критиков о лучших фильмов мира.


4. Американский период

В 1939 связь Ренуара с Маргаритой закончился, он сблизился с Дидо Фрейре. В 1944 году она стала его второй женой.

В июле 1940 года Жан Ренуар получает рабочую визу в США. Вместе с Дидо он покидает Францию ​​и направляется в Голливуда. Ренуар приехал в Голливуд 10 января 1941. Он подписал контракт с Fox, но ему было трудно найти проекты, которые бы подходили. Здесь он не мог работать в качестве сценариста и режиссера, не мог принимать ключевые решения. Каждая идея Ренуара была отклонена. Ренуар писал: "Голливуд - огромная машина, великолепный механизм без души" [4].

Десять лет провел Ренуар вне родины. К американскому периоду относится ряд фильмов, среди них типично ковбойская история "Стоячая вода" (The Swamp Water), "Дневник горничной" (The Diary of a Chambermaid) по мотивам романа Октава Мирбо о Франции конца прошлого века, "Южанин" (The Southerner) из жизни американских фермеров Техаса, ставший лауреатом Венецианского фестиваля как лучший иностранный фильм. Ленту "Южанин" рассматривают как лучшую работу Ренуара в Америке. За нее Жана номинировали на премию Американской киноакадемии за режиссуру.

Американский период закончился "Женщиной на пляже" (The Woman on the Beach, 1947), но фильм снова не нашел своего зрителя. Сценарист и режиссер Дэрил Занук говорил, что Ренуар очень талантливый, но не для Америки.


5. Последние годы жизни

В 1950 году Ренуар работал в Индии над элегией "Река" (The River), своим первым цветным фильмом. Здесь он вдохновил сейчас всемирно известного Сатьяджит Рей на режисерство. "Река" стала призером Венецианского кинофестиваля.

По возвращении в Европы, Ренуар сделал трилогию музыкальных комедий на темы театра, политики и торговли "Золотая карета" (Le Carrosse d'or, 1953) с Анной Маньяни, "Французский канкан" (French Can Can) с Жаном Габеном (1955) и "Елена и мужчины" (Elena et les hommes) с Ингрид Бергман и Жаном Маре (1956). Его картины 50-х годов выполнены с пластической изяществом, увлечением красотой природы и бытия, ностальгическим возвращением к "прекрасной эпохи" конца 19 - начала 20 веков.

С 1954 года Ренуар работает на телевидении, часто обращается к театру в качестве автора пьес и постановщика спектаклей.

С 1960 года преподавал режиссуру в университете в Беркли. Параллельно занимается литературным трудом. В 1962 он издал книгу-биографию воспоминаний об отце [5], где описал глубокое влияние Огюста Ренуара. Также Жан написал книгу о себе "Моя жизнь и мои фильмы", издал три романа "Записки капитана Георга", "Сердечно удовольствие" и "Преступление англичанки".

Свой последний фильм "Малый театр Жана Ренуара" (Le Petit theatre de Jean Renoir) режиссер сделал в 1969 году. Фильм представляет собой серию из четырех короткометражек, сделанных в различных стилях. Лента является одной из его самых сложных, авангардных и нетрадиционных работ.

В 1970 году принял американское гражданство. Не в силах найти финансирование для своих фильмов, Ренуар провел последние годы жизни в своем доме в Беверли-Хиллз. Режиссер умер в Калифорнии 12 февраля 1979, но его прах покоится на родине рядом с могилами предков.

В 1975 году Жану Ренуару была вручена почетная премия "Оскар" - "Гению, который с завидной преданностью работал в немом, звуковом, игровом, документальном и телевизионном кино, завоевав всемирное восхищение". В 1975 году была ретроспектива его работ на сцене Национального театра кино в Лондоне. Жан Ренуар имеет звезду на Голливудской Аллее Славы.


6. Фильмография

6.1. Немые фильмы (Франция)

? 1924 - Екатерина, или Жизнь без радости / Catherine ou Une vie sans Joie

? 1925 - Дочь воды / La Fille de l'eau

? 1926 - Нана / Nana

? 1927 - Чарльстон / Sur un air de charleston

? 1927 - Маркитта / Marquitta

? 1928 - Лентяй / Tire-au-flanc

? 1928 - Девочка со спичками / La Petite Marchande d'allumettes

? 1928 - Турнир / Le Toirnoi

? 1929 - Блед / Le Bled


6.2. Звуковые фильмы (Франция)

? 1931 - Ребенку дают слабительное / On purge b?b?

? 1931 - Сука / La Chienne

? 1932 - Ночь на перекрестке / La Nuit du Carrefour

? 1932 - Будю, спасенный из воды / Boudu Sauv? des Eaux

? 1932 - Шотаро и Компания / Chotard et Cie

? 1933 - Мадам Бовари / Madame Bovary

? 1935 - Тони / Toni

? 1936 - Преступление господина Ланж / Le Crime de Monsieur Lange

? 1936 - На дне / Les Bas-fonds

? 1936 - Жизнь принадлежит нам / La vie est a nous

? 1936 - Загородная прогулка / Une partie de campagne

? 1937 - Великая иллюзия / La Grande Illusion

? 1938 - Человек-зверь / La B?te Humaine

? 1938 - Марсельеза / La Marseillaise

? 1939 - Правила игры / La R?gle de Jeu


6.3. Фильмы, снятые в США

? 1941 - Стоячая вода / The Swamp Water

? 1943 - Эта земля моя / This Land Is Mine

? 1945 - Южанин / The Southerner

? 1946 - Дневник горничной / The Diary of a Chambermaid

? 1947 - Женщина на берегу / The Woman on the Beach

6.4. Фильмы, снятые по возвращении из США

? 1950 - Рика / The River (Франция - Индия - США)

? 1952 - Золотая карета / Le Carrosse d'or (Франция - Италия)

? 1954 - Французский канкан / French Can Can (Франция - Италия)

? 1956 - Елена и мужчины / Elena et les hommes (Франция - Италия)

? 1959 - Завещание доктора Корделье / Le Testament du Docteur Cordelier (Франция)

? 1959 - Завтрак на траве / Le Dejeuner sur l'herbe (Франция)

? 1962 - приколота капрал / Le Caporal epingle (Франция)

? 1968 - Работа Жана Ренуара с актером / La Direction d'ac-teur par Jean Renoir (Франция, документальный)

? 1971 - Маленький театр Жана Ренуара / Le Petit theatre de Jean Renoir (Франция, документальный)


Примечания

  1. Ренуар, Жан. Моя жизнь и мои фильмы, Нью-Йорк: Атенеум, 1974.
  2. Жан Ренуар - www.peoples.ru/art/cinema/producer/renoir/
  3. Жан Ренуар - www.megabook.ru/Article.asp?AID=586836
  4. Официальный сайт Жана Ренуара - www.jeanrenoir.com / bio.htm
  5. Ренуар, Жан. Ренуар Отец Мой, Boston: Little, Brown и компания, 1962 год.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам