Надо Знать

добавить знаний



Железнодорожная станция



План:


Введение

Заличничний вокзал в Львове. Построен в 1903

Железнодорожная станция или вокзал - производственно-технологическое подразделение железной по организации перевозок пассажиров, груза, грузобагажа и почты

Обязательными элементами станции являются:

  • Путевое хозяйство. Состоит из совокупности железнодорожных путей, как правило, объединенных в парки. Как парки, так и пути в парках могут иметь определенную специализацию (например, сортировочный парк, приемо-видправочний парк и т. д.).
Платформа станции Львов. Старая почтовая карточка
  • Системы сигнализации и централизации. Предназначены для управления движением поездов с помощью стрелок, светофоров. Отдельной системой является горочная автоматическая централизация (ГАЦ), предназначенная для управления роспуском поездов на сортировочных горках.
  • Грузовое хозяйство. Предназначено для проведения грузовых операций и включает в себя погрузочно-разгрузочные пути, терминалы, склады и т. д.

1. Законодательное регулирование железнодорожных станций в Украине

Главные железнодорожно-путевые мастерские на станции Оренбург (1901)

Общее Положение о железнодорожной станции утверждено и введено в действие приказом Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины от 30 декабря 2004 г. № 1041-ЦЗ

Положение определяет:

  • Юридический статус станций
  • Имущество и техническое оснащение станции
  • Станции и их задачи
  • Хозяйственная, экономическая и социальная деятельность станций
  • Содержание станционных сооружений, устройств и материально-техническое обеспечение станций
  • Управление станцией, права и обязанности начальника станции
  • Реорганизация и ликвидация станции

1.1. Подчинение

Железнодорожные станции находятся в подчинении дирекции железнодорожных перевозок (ДН), а также в оперативном подчинении соответствующих служб, относительно станции является высшим органом управления.

1.2. Классификация железнодорожных станций

Железнодорожные станции по своему назначению и основным характером выполняемой работы, делятся на:

  • пассажирские;
  • грузовые;
  • сортировочные;
  • участковые;
  • промежуточные (в том числе разъезды и обгонные пункты).

Определение станции с характером работы производится начальником железной дороги.

В зависимости от объема и сложности выполнения пассажирских, грузовых и технических операций и соответственно утвержденным Укрзализныцей "Показателей работы для отнесения дорог, отделений железных дорог и других подразделений в групп (классов) по оплате труда их руководителей", утвержденных приказом Укрзализныци от 30 июня 1995 года № Цзе-831, железнодорожные станции делятся на:

  • внеклассные;
  • I, II, III, IV и V классов.

Класс железнодорожных станций по их назначению и оплатой труда их руководителей, структуру и Положение об их деятельности утверждает начальник железной дороги.


1.3. Юридический статус станций

Станция не является юридическим лицом.

Железнодорожные станции могут быть хозрасчетными и нехозрасчетными.

Хозрасчетные станции самостоятельно ведут бухгалтерский учет хозяйственных операций, имеющих счет в учреждениях банка, печать со своим наименованием, штампы, бланки и реквизиты, необходимые для осуществления своей деятельности.

Хозрасчетные станции составляют отдельный баланс и финансовую отчетность и представляют их в дирекции железнодорожных перевозок или дорожные центры управления перевозками (ДЦУ) для составления сводной финансовой отчетности.

На хозяйственном расчете, как правило, находятся внеклассные станции и станции I класса. Перевод железнодорожных станций на хозяйственный расчет производится по решению начальника железной дороги.

Экономическая деятельность хозрасчетных станций определяется финансовым планом, который разрабатывается начальником станции и подается в дирекции железнодорожных перевозок или ДЦУ. Корректировка планов производится только по согласованию с дирекцией железнодорожных перевозках или ДЦУ.

Станция несет ответственность за свои обязательства согласно действующему законодательству и за надлежащее соблюдение требований нормативных документов в сфере эксплуатационной деятельности.

Железные могут делегировать хозрасчетным станциям право заключать от имени железной хозяйственные сделки (кроме договоров аренды нежилых помещений, отчуждение имущества), выступать истцом и ответчиком в судебных органах на основе доверенности.

Руководителям станций, которые не находятся на хозяйственном расчете, могут выдаваться денежные средства под отчет в пределах предельных сумм, установленных вышестоящей организацией, для приобретения канцелярских принадлежностей, оплаты за выполнение мелких ремонтных работ, экспертизы и других хозяйственных нужд.


1.4. Имущество и техническое оснащение станции

Имущество станции составляют внеоборотные и оборотные активы, а также другие ценности, стоимость которых отражается в отдельном балансе хозрасчетных станций, а нехозрасчетных - в балансе дирекции железнодорожных перевозок.

Имущество станции - это составная часть имущества железной дороги, которая закрепляется за ним на правах оперативного управления. Осуществляя право оперативного управления, станция пользуется указанным имуществом.

Станция пользуется землей и другими природными ресурсами в целях своей деятельности и действующего законодательства.

В зависимости от характера и объема выполняемой работы, железнодорожные станции должны иметь:

  • путевое развитие;
  • устройства наблюдения и контроля за движением поездов, вагонов и маневровой работой, средства автоматизации технологических процессов, средства механизации операций, выполняемых в СТЦ, средства механизации и автоматизации для обеспечения охраны труда;
  • устройства для посадки, высадки и обслуживания пассажиров;
  • устройства для приема, выдачи, погрузки, выгрузки, сортировки, хранения грузов и багажа;
  • устройства для приема, расформирования, формирования и отправления поездов, устройства для обслуживания, ремонта, экипировка вагонов, поставки вагонов-ресторанов;
  • устройства централизации и блокировки, освещения, водоснабжения, противопожарной безопасности, средства связи и передачи данных;
  • устройства для осмотра вагонов в коммерческом отношении и для устранения коммерческих неисправностей, промышленное телевидение, смотровые вышки ЗПУ (пломб) и устройства для их навешивания, вагонные весы, другие технические средства;
  • информационно-вычислительную технику для приема, обработки и передачи информации о поездах и грузы;
  • материалы, инструменты и приспособления для устранения коммерческих неисправностей;
  • специальный технологический транспорт.

2. Виды станций

2.1. Пассажирские станции

В пассажирских станций относятся станции, предназначенные для обслуживания пассажиров дальнего, местного и пригородного пассажирского сообщения. Основными задачами пассажирских станций являются:

  • прием и отправление пассажирских поездов расписанию;
  • обеспечения безопасной посадки и высадки пассажиров;
  • продажа билетов;
  • прием, погрузка, разгрузка, выдача и хранение багажа, грузобагажа и почты;
  • хранения ручной клади пассажиров;
  • своевременное и качественное информирование пассажиров по прибытии и отправлении поездов, проезда пассажиров железнодорожным и правил перевозки багажа и ручной клади;
  • обеспечения надлежащего обслуживания пассажиров;
  • формирования, оборот, очистка, ремонт, экипировку, отстой и заблаговременная подача для посадки пассажирских составов.

На пассажирских станциях, кроме того, осуществляется таможенный и пограничный контроль.


2.2. Грузовые станции

В грузовых станций относятся станции, основной работой которых является выполнение грузовых и коммерческих операций. Главными задачами грузовых станций являются:

  • прием к перевозке, взвешивание (при необходимости), хранения, погрузки, разгрузки, сортировки и выдача грузов;
  • оформление перевозочных документов и проведения расчетов за перевозку и предоставленные услуги;
  • прием, расформирование, формирование отправок грузовых поездов;
  • техническое обслуживание и коммерческий осмотр поездов;
  • передача вагонов и грузов;
  • предоставление грузополучателям и грузоотправителям информации о подходе, прибытии и подачу вагонов под грузовые операции;
  • выполнения маневровой работы, связанной с подачей вагонов на погрузочно-разгрузочные фронты и уборка их;
  • обслуживание подъездных путей предприятий: подача и уборка вагонов, перестановка вагонов с одного грузового фронта на другой, перестановка вагонов на весы и для дозирования, уборка их после перевешивания и дозирования;
  • транспортно-экспедиционное обслуживание клиентуры на основе заключенных договоров по поручению дороги;
  • выполнения грузовых и коммерческих операций контейнерами;
  • оформления и расследования материалов по случаям несохранности грузов во время перевозки;
  • предоставление других услуг клиентуре.

На грузовых станциях может осуществляться выполнение операций с таможенного досмотра грузов, проведения пограничного, медико-санитарного, карантинного, ветеринарного, фитосанитарного контроля при взаимодействии работников станции с органами таможенного контроля и внутренних дел на транспорте.


2.3. Сортировочные станции

К сортировочных станций относятся станции, основной работой которых является:

  • сортировки вагонов по назначениям, формирование из этих вагонов поездов, согласно плану формирования;
  • формирование сквозных, участковых, сборных и участково-сборных поездов, а также вывозных и передаточных поездов в ближайшие грузовых станций узла и заводских станций;
  • выполнения операций по пропуску поездов без переработки и с частичной переработкой;
  • обзор поездов и вагонов в техническом и коммерческом отношениях и устранение выявленных неисправностей.

Кроме того, на сортировочных станциях могут выполняться следующие операции:

  • смена локомотивов и локомотивных бригад;
  • сортировка грузов и формирование сборных вагонов с контейнерами и мелкими отправками;
  • обслуживание изотермических вагонов, рефрижераторных секций и вагонов с животными (птицей)
  • погрузки, выгрузки вагонов и обслуживание под "подъездных путей;
  • ремонт, техническое обслуживание и экипировки локомотивов;
  • формирование и подготовка к рейсу пассажирских вагонов;
  • посадка, высадка пассажиров дальних, местных и пригородных поездов;
  • выполнение погрузочно-разгрузочных работ;
  • оформление перевозочных документов;
  • информация грузополучателей и грузоотправителей о подходе, прибытии и подачу вагонов;
  • транспортно-экспедиционное обслуживание клиентов;
  • оформления и расследования материалов по случаям несохранности грузов во время перевозки.

Кроме того, на сортировочных станциях могут выполняться операции таможенного, пограничного, медико-санитарного, карантинного, ветеринарного, фитосанитарного контроля при взаимодействии работников станции с органами таможенного контроля и внутренних дел на транспорте.


2.4. Участковые станции

В участковых станций относятся станции, основным назначением которых является:

  • прием, обработка и отправка транзитных грузовых и пассажирских поездов;
  • выполнение операций по формированию-расформированию сборных и участковых поездов;
  • обслуживание подъездных путей и мест погрузки и разгрузки;
  • смена локомотивов и локомотивных бригад;
  • выполнение операций с технического и коммерческого обслуживания подвижного состава.

На межгосударственных передаточных (пограничных) участковых станциях выполняются операции таможенного, пограничного, медико-санитарного, карантинного, ветеринарного, фитосанитарного контроля при взаимодействии работников станции с органами таможенного контроля и внутренних дел на транспорте.

Кроме того, на участковых станциях выполняются операции, связанные с перевозкой пассажиров и грузов, обработка пассажирских и пригородных составов, обслуживание подъездных путей и другие технические операции.


2.5. Промежуточные станции

К ним относятся станции, основным назначением которых является прием, отправление и пропуск поездов.

На промежуточных станциях выполняются операции, связанные с перевозкой пассажиров и грузов, маневровые операции с отцепки и прицепки вагонов от (до) сборных поездов, операции по обслуживанию подъездных путей.

Кроме того, на отдельных промежуточных станциях осуществляются операции по формированию поездов, оборот пригородных составов и другие технические операции.

2.6. Разъезды пункты

К ним относятся раздельные пункты на однопутных линиях, основным назначением которых является пропуск, скрещение и обгон поездов. На разъездах могут выполняться грузовые и пассажирские операции, если они открыты для выполнения этих операций.

2.7. Обгонные пункты

К ним относятся Станции с путевым развитием на двухпутных линиях, основным назначением которых является пропуск и обгон поездов. В необходимых случаях на обгонных пунктах осуществляется перевод направления движения поезда с одной главной линии на другую.

3. Общие обязанности станций

Станции обеспечивают:

  • разработку сметы расходов на содержание станции. Смета утверждается начальником железной дороги или дирекцией железнодорожных перевозок;
  • своевременное освоение новых производственных мощностей и введения в действие приобретенного оборудования;
  • рациональное использование материальных и энергетических ресурсов;
  • эффективное использование и сохранность имущества станции и грузов;
  • развитие вспомогательной деятельности, расширения платных услуг населению;
  • создание условий для высокопроизводительного труда, соблюдения действующего законодательства о труде, правил и норм охраны труда, социального страхования, обеспечения прав работников, гарантированных законодательством об охране труда, функ-ния системы управления охраной труда;
  • полный сбор платежей за перевозку пассажиров, груза, грузобагажа и почты и оказанные услуги;
  • своевременную уплату налогов и сборов (обязательных платежей) в соответствии с действующим законодательством;
  • осуществление мероприятий по совершенствованию организации заработной платы работников с целью усиления их материальной заинтересованности как в результатах личного труда, так и в общих итогах работы станции, обеспечения экономного и рационального использования фонда оплаты труда и своевременных расчетов с работниками;
  • выполнение норм и требований по охране окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
  • укрепление производственной дисциплины, повышение квалификации кадров;
  • предупреждения случаев производственного травматизма;
  • сохранность грузов, перевозимых проведение мероприятий по обеспечению сохранности грузов при перевозках;
  • осуществления бухгалтерского учета и составления отчетности согласно действующему законодательству.

Станция предоставляет грузоотправителям услуги по отправке груза за границу, а именно:

  • по оформлению международных перевозочных документов;
  • по предоставлению складских помещений в пользование для предварительного завоза грузов до прохождения таможенного досмотра и отправления со станции.

Станция контролирует выполнение грузоотправителем и грузополучателем

  • правил перевозки грузов,
  • технических условий погрузки и крепления грузов,
  • требований по сохранению вагонного парка,

Станция:

  • осуществляет меры по охране и сохранности грузов на станционных путях, грузовых районах, контейнерных пунктах и ​​других местах выполнения грузовой работы;
  • соблюдение пропускного режима,
  • обеспечение режима тайны.

Станция организует работу на основе

  • утвержденного технологического процесса работы станции (технологии работы на станциях),
  • технически распорядительного акта,
  • графика движения поездов,
  • плана формирования поездов
  • месячных технических нормативов погрузки и выгрузки,
  • правил пользования вагонами,

3.1. Технологический процесс работы станции

Технологический процесс работы станции разрабатывается начальником станции

Технологический процесс работы внеклассной станции и станции I класса утверждается начальником железной дороги.

Технологический процесс работы остальных станций утверждается начальником дирекции железнодорожных перевозок.

Технология работы сборных поездов на промежуточных станциях разрабатывается отделами перевозок дирекций железнодорожных перевозок.

В технологии отражаются нормы времени на операции подачи (уборки) вагонов на погрузочно-разгрузочные фронты, а также нормы времени обработки пригородных составов (для пунктов оборота).

Технологический процесс работы станции, технология работы на станциях должны обеспечивать

  • наиболее эффективное использование всех технических средств станции для удовлетворения потребностей по переработке вагонов, нужд приема и отправления поездов с наименьшим временем нахождения их на станции;
  • сохранность груза и подвижного состава;
  • безопасность движения поездов и выполнения маневровой работы;
  • уменьшение себестоимости переработки вагонов;
  • надлежащее обслуживание пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей;
  • требований безопасного ведения работ при минимальных затратах на выполнение технологических операций;
  • формирование и отправление поездов в соответствии с требованиями
    • Правил технической эксплуатации железных дорог Украины,
    • Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Украины, утвержденной приказом Министерства транспорта Украины от 8 июля 1995 г. № 260,
    • Устав железных дорог Украины,
    • плана формирования и действующего графика движения поездов;
  • организации эксплуатационной работы на основе оперативного планирования.

При наличии автоматизированной системы управления должно предусматриваться обеспечение подготовки и передачи определенной информации на ЭВМ.


3.2. Технико-распорядительный акт станции

Технико-распорядительный акт станции должен устанавливать порядок использования технических средств станции, регламентировать безопасный и беспрепятственный прием, отправление и проследование поездов по станции, а также безопасность выполнения маневровой работы на станции. Технико-распорядительный акт станции составляется начальником станции в полном соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Украины, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Украины, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Украины, утвержденной приказом Министерства транспорта Украины от 8 июля 1995 года № 259, Инструкции по составлению техническо-распорядительных актов станций, утвержденной приказом Укрзализныци от 30 апреля 1996 года № 91 / Ц.

Соответствии с требованиями Инструкции по составлению техническо-распорядительных актов станции к технически-распорядительного акта разрабатываются приложения, а также другие документы, необходимость разработки которых определяется начальником станции в зависимости от конкретных условий работы.


3.3. Должностные инструкции

Для каждого работника станции на основе "Технологического процесса работы станции" составляются должностные инструкции, которыми устанавливаются конкретные обязанности, права и ответственность при выполнении работником технологических операций.

Должностные инструкции разрабатываются руководителями подразделений на каждого работника станции и утверждаются: для внеклассных, I, II классов - начальником станции; III, IV и V классов - начальником дирекции железнодорожных перевозок.

3.4. Инструкции по охране труда

Для работников станции всех профессий разрабатываются инструкции по охране труда. Порядок их утверждения устанавливается МПС.

4. Оперативное планирование работы станций

Оперативное планирование работы станций осуществляется с целью организации выполнения задач по приему и отправлению поездов, расформирование составов, погрузке, выгрузке, сортировке и перевалке грузов, а также для выполнения графика движения и плана формирования поездов.

Оперативное планирование работы станции осуществляется в сутки, смену на основании суточного и сменного плана-задания дирекции железнодорожных перевозок, анализа положения на станции до начала периода, который планируется и данных информации о подходе поездов, грузов и локомотивов.

Начальник станции или его заместитель на основании суточного плана-задания

  • составляет план грузовой работы для каждого грузоотправителя (по основным родам груза и грузо-получателя) по выгрузке вагонов,
  • определяет объем работы по подготовке вагонов под погрузку,
  • задачи по приему, отправлению, расформированию, формированию поездов,
  • задачи, связанные с плановыми работами по ремонту и содержанию железнодорожного пути и устройств станции,
  • другие задачи, исходя из местных условий работы станции.

5. Содержание станционных сооружений, устройств и материально-техническое обеспечение станций

Главные пути, приемо-отправочные пути, стрелочные переводы на главных и приемоотправочных путях, кроме того, ежемесячно в первой декаде должны осматриваться комиссией.

Стрелочные переводы, расположенные на подъездных путях, которые не находятся на балансе дистанции пути и обслуживаются локомотивами железных дорог и составительскими бригадами станции, осматриваются ежеквартально начальником станции, дорожным мастером, работником подъездного пути и другими причастными работниками.

На станциях, имеющих механизированные сортировочные горки, обзор состояния технических устройств горки по отдельному графику комиссией.

Обзоры путей на маршрутах следования пассажирских поездов по неспециализированных путях проводятся перед приемом первого поезда работниками дистанции пути.

Рельсы и стрелочные переводы на главных и приемо-отправочных путях проверяются дефектоскопными тележками по графику, утвержденному начальником дистанции пути.

Во время проведения комиссионного месячного осмотра проверяются:

  • состояние главных, приемоотправочных путей и путей, предназначенных для отстоя вагонов с опасными грузами, с промером по шаблону и уровню;
  • содержание стрелочных переводов на главных и приемоотправочных путях;
  • состояние предохранительных тупиков и путей для стоянки вагонов с опасными грузами класса 1 (взрывчатые материалы);
  • состояние технических сооружений и устройств;
  • видимость входящих, исходящих, маршрутных светофоров и их пригласительных сигналов, маневровых светофоров, маршрутных указателей, внешний вид и заземления светофоров;
  • наличие и состояние красных колпачков, табличек для обозначения выключение стрелок, наличие навесных замков, которые должны иметь скобы диаметром 15 мм, курбелем, инвентаря и сигнальных приборов, тормозных башмаков соответствии с ТРА, наличие специальных приспособлений и типовых скоб.

На механизированных сортировочных горках проверяются:

  • состояние путевых датчиков, фотоэлектрических и радиотехнических датчиков (осмотр и проверка габарита установки);
  • исправность вагонных замедлителей;
  • состояние башмакосбрасывателей и головок рельсов в районе работы тормозных башмаков;
  • состояние содержания горочных стрелок;
  • состояние содержания рельсовой колеи в плане на входе и выходе из замедлителей.

Техническое состояние всех сооружений и устройств, а также организация производственного процесса на станции должны обеспечивать

  • охрану труда работников, участвующих в выполнении технологического процесса,
  • безопасность движения поездов и безопасность пассажиров во время пребывания на станции,
  • полное сохранение вагонного парка и грузов во время приема, отправления, пропуска поездов и выполнения маневровой работы, во время погрузки и разгрузки вагонов.

Работа устройств и сооружений станций, не обеспечивающими соблюдение этих требований, должна быть немедленно приостановлена ​​до устранения недостатков.

Сооружения и устройства станции должны находиться в надлежащей чистоте.


6. Управление станцией, права и обязанности начальника станции

Управление станцией осуществляет начальник станции. Руководство станцией обеспечивается начальником станции через аппарат

Начальник станции:

  • несет полную ответственность за производственно-финансовой деятельности станции;
  • самостоятельно решает вопросы деятельности станции, за исключением тех, которые отнесены законодательством к компетенции железной дороги и дирекции железнодорожных перевозок;
  • действует по поручению и от имени железной дороги, представляет ее и станцию ​​во всех учреждениях и организациях;
  • несет ответственность за формирование и выполнение финансовых планов, эффективное использование государственного имущества в соответствии с действующим законодательством;
  • заключает по поручению железной договоры, выдает доверенности и подписывает денежные документы;
  • распределяет обязанности между должностными лицами, назначает на должность и освобождает от должности работников согласно утвержденной номенклатуре должностей и штатным расписанием. На станциях III, IV, V классов прием, перемещение и увольнение работников с работы осуществляется по представлению начальников станций, начальником дирекции железнодорожных перевозок;
  • в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками станции;
  • принимает меры по дисциплинарного воздействия на работников станции;
  • является начальником гражданской обороны станции;
  • принимает меры по устранению нарушений норм действующего законодательства, нормативных актов, приказов и распоряжений Министерства транспорта Украины, Укрзализныци, дороги, дирекции железнодорожных перевозок;
  • согласовывает вопросы, касающиеся обеспечения работы станции, перспективных и годовых планов развития, внедрения новой техники, совершенствование технологии работы, строительства и реконструкции предприятий других служб в пределах станции.

В оперативном подчинении начальника станции находятся смежные службы, которые размещены на территории станции.


См.. также


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам