Женщины-художницы

Автопортрет художницы Лабиль-Гийяр с двумя ученицями.1785 год

Женщины художницы - неполный перечень женщин художниц по странам и указанием лет жизни.


1. Немного истории

Геррада Ландсбергской, миниатюра "Семь свободных искусств"

Женщины привлекались к разновидностям искусства у разных народов и в разные эпохи. Отношение к цьго всегда было разным - от возмущения и запреты в одобрение и признание. Образ женщины всегда присутствовал в произведениях художников мужчин - в чернофигурная вазописи, в скульптуре, в живописи, в ​​графических произведениях. Но самим женщинам этого было мало. И они брались за глину, за кисти, за орудия скульптора. Естественная необходимость рождения детей и их воспитания побудила проводить больше времени в домах - от пещер до хижин или дворцов. Свободное время и стал временем, отведенным для искусства - гончарства, ткачества, создание одежды, живописи, графики и т.д..

Римский писатель Плиний Старший (23 или 24 Комо Северная Италия-? 79) создал, можлитво, первый перечень женщин художниц в европейской истории, назвав художниц Древней Греции - Олимпию, Тимару, эйрены, Калипсо, Аристарете т.п..

В Западной Европе Средневековье вообще считают лучшим временем для произведений женщин мастериц, среди которых художницы-миниатюристкы, мастера ковроткачества, ткачества, вышивки, даже мастера штукатурки храмовых стен.


2. Условность деления

Условность деления на сугубо мужские и сугубо женские занятия легко пересекалась как женщинами, так и мужчинами. Это было почти во всех областях действительности и искусства. Поэтому в истории нашлось место для мужчин и женщин воинов, мужчин и женщин пиратов, мужчин и женщин художников и скульпторов. Есть данные, что вязание как искусство-изобретение мужчин. Вязкой и сейчас охотно занимаются мужчины в Великобритании или Эстонии, никак не теряя мужских признаков. То же самое с ковровщиком, ткачеством. Еще в 19 веке человек ткач был обыденностью и стал героем полотен Ван Гога. А человек, занятый вышиванием, в России вызовет возмущение, потому толпа отнес эту отрасль к чисто женских занятий. В Вьетнаме создания картин вышиванием - часто ремисло мужчин, и это не вызывает возмущений. Там другая условность деления, чем в России.


3. Господствующие идеи эпохи

Художница Екатерина ван Хемессен. Базель, музей искусств.

Господствующие идеи эпохи часто рекрутируют в ряды своих сторонников как женщин, так и мужчин. В сутки возрождение В Италии и Нидерландах 16 века специальность художника стал слишком престижным. Именно в этих странах мы видим большое количество мастеров кисти, мужчин больше, но и женщин. Дочь нидерландского художника Герхарда Хоренбоута - Сусанна-самостоятельно овладела рисования так хорошо, вызывавшая восхищение у гостя - Альбрехта Дюрера. И Дюрер покупает несколько работ - не отца, а Сусанны, женщины художницы.


4. Барокко, караваджизм, классицизм ...

Подозрительное отношение к женщине жудожници со стороны мужчин закрыло путь к искусству многим женщинам. Откинуть ограничения и условности удавалось единицам, так как для женщин закрывали пути во вновь академии искусств или художественные школы. Но женщины - (мощные личности) пересекали и запреты, и предрассудки. В сутки барокко привлекательность караваджизму была такой большой, что среди караваджистов почетное место заняла Артемисия Джентилески. Хорошими портретисткой этой эпохи были Софонисба Ангишолы, Луиза Голландина т.п..

Во Франции 18 века работает целый ряд интересных мастеров - от Розальбы Карьеры в Виже-Лебрен, Лабиль-Гийяр и мастериц ампира.


5. Паула Модерзон-Беккер, Германия, 19 в.

Родилась в Дрездене в 1876 Художественное учебы начала получать в частной художественной школе города Берлин. Мощная личность, Паула сама бросила школу, потому обучение в ней признала плохим. Сама едет в колонию художников на север Германии в Ворпсведе. Женитьба с художником Модерзон сделало ее фамилия двойным. Модерзон получил признание при жизни, Паула - нет. Искусствоведы переоценили произведения Паули в 20 веке, которые считают более совершенными, чем произведения ее мужа - Модерзон.

А искусство Германии без произведений Кете Кольвиц (1867-1945) вообще невозможно представить, потому что за художественными качествами она опередила многих немецких художников мужчин.


6. Фландрия

7. Голландия

  • Юдит Лейстер (1609-1660)
  • Мария ван Остервийк (1630-1693)
  • Рэйчел Рюйш (1664-1750)
  • Анна Мария Схюрман (1607-1678)
  • Алеида Волфсен (1648-1690)
  • Магдалена ван дер Пассе (1600-1638), художница-график
  • Сусанна ван Стенвейк (ок. 1580-1653)
  • Мария де Вильде (1682-1729), женщина-гравер, музикантша, автор театральных драм
  • Рахель Рюйш (1664 - 1750), мастер цветочных натюрмортов, дочь доктора Фредерика Рюйша.
  • Юдит Лейстер, автопортрет.

  • Анна Мария Схюрман

  • Мария ван Остервийк

  • Мария де Вильде (1682-1729), женщина-гравер

  • Худ. Готфрид Схалкен. Рахель Рюйш.


8. Италия

Лавиния Фонтана, автопортрет, тондо. Уффици, Флоренция.
  • Мариэтта Рубости Тинторетто (1560 - 1590), дочь художника Тинторетто.
  • Софонисба Ангишолы (или Ангвисола, ок. 1532-1625)
  • Артемизия Джентилески (1593-1653)
  • Лавиния Фонтана (1552-1614)
  • Феде Галиция (1578-1630)
  • Елена Рекко (Elena Recco), 17 век
  • Маргерита Каффе (ок. 1650-1710)
  • Розальба Карьера (1675-1757)
  • Марианна Карлеварис (1703-1750)

9. Мексика

Фрида Кало

10. Германия

11. Россия

Елизавета Кругликова

12. Соединенные Штаты Америки

  • Бабушка Мозес (1860-1961)
  • Мари Кассат (1844-1926)

13. Украина

  • Фото Марии Башкирцевой, 1878 г.

  • Людмила Мешкова в мастерской. 2008

  • Монета в честь Екатерины Билокур

  • Бюст Марии Примаченко, Яготин.


14. Франция

Анна Валье Косте

15. Женщины скульпторы

Худ. Фридрих Каульбах. "Скульпторша Элизабет Ней ", 1860 год