Жигулевск ГЭС

Координаты : 53 ? 26'42 "с. ш. 49 ? 29'24 "вост. д. / 53.44500 ? с. ш. 49.49000 ? в. д. / 53.44500; 49.49000

Жигулевск гидроэлектростанция (Волжская (Куйбышевская) ГЭС им. В. И. Ленина) - ГЭС на реке Волга в Самарской области, у городов Жигулевск и Тольятти. Есть шестым степени и вторая по мощности ГЭС Волжско-Камского каскада ГЭС.


1. Общие сведения

Строительство ГЭС началось в 1950, закончилось в 1957. Особенностью геологического строения гидроузла является резкое различие берегов Волги. Высокий обрывистый правый берег составлен трещиноватыми верхньокамьянновугильнимы известково-доломитовыми породами. Левый коренной берег долины составлен песками с прослойками и линзами суглинков.

Состав сооружений ГЭС:

  • намывная земляная дамба длиной 2800 м, шириной 750 и высотой 52 м;
  • бетонная водосливная плотина длиной 980 м (максимальная пропускная расход до 40 тыс. м ? / с);
  • здание ГЭС совмещенного типа длиной 700 м;
  • двухниточные судоходные шлюзы с подходными каналами.

Плотине ГЭС проложены железнодорожный и автомобильный переходы через Волгу на магистрали Москва - Самара. Мощность Жигулевской ГЭС - 2320 МВт, среднегодовая выработка - 10,5 млрд кВт ∙ ч В здании ГЭС установлено 16 поворотно-лопастных гидроагрегата мощностью по 115 МВт и 4 поворотно-лопастных гидроагрегата мощностью по 120 МВт, работающих при расчетном напоре 22,5 м [1]. Оборудование ГЭС устарело и проходит модернизацию и замену. Плотина ГЭС образует большое Куйбышевское водохранилище.

ГЭС спроектирована институтом "Гидропроект".

Жигулевск ГЭС входит в состав ОАО "РусГидро" на правах филиала.


2. Экономическое значение

Жигулевск ГЭС участвует в покрытии пиковых нагрузок и регулирование частоты Единой энергосистемы страны, регулирует сток воды Волги, способствует эффективному ее использованию нижележачим волжскими гидроэлектростанциями, обеспечивает создание судоходных глубин и создает благоприятные условия для орошения больших площадей засушливых земель Заволжья. Электроэнергия, вырабатываемая ГЭС, передается по четырем высоковольтным линиям 500 кВ: по двум из них - в ОЭС Центра, по двум другим - в ОЭС Урала и Средней Волги [2].

Показатели деятельности
Автострада Автомагистраль M5 на плотине ГЭС
Произведено электроэнергии за год, млн кВт / ч
2006 2007 2008 2009
9 586,2 11 742,2 10 722,50

3. История строительства

Шлюз № 22

Идея энергетического использования Волги в Самарской Луки была выдвинута Глебом Кржижановский еще в 1910 г. Спустя десятилетие инженер К. В. Богоявленский предложил построить гидроэлектростанцию ​​у поселка Переволоки на водоразделе между Волгой и Усою, использовав естественную разность уровней воды. Но тяжелое положение экономики страны не позволило реализовать этот проект.

В начале 1930-х гг. в районе Самарской Луки и Ярославля начались проектно-изыскательские работы по энергетическому использованию Волги, по итогам которых было предложено множество схем различного расположения гидроузлов. В 1937 г. было принято решение о строительстве Куйбышевского гидроузла на водоразделе у поселков Красная Глинка и Переволоки. При строительстве применялся труд заключенных ГУЛАГа (Самарский ИТЛ, более 30 тыс. человек)). Осенью 1940 г. в районе расположения будущей ГЭС были обнаружены нефтеносные площади, в связи с чем строительство было прекращено.

Специалисты института "Гидропроект" продолжили исследования в 1949 г. Итогом исследований стало решение о строительстве Куйбышевского гидроузла в районе города Жигулевск. 21 августа 1950 утвержден проект строительства Куйбышевской ГЭС мощностью 2,1 млн кВт. На месте будущей гидроэлектростанции развернулись строительные работы, которые вновь велись с использованием труда заключенных (Кунеевський ИТЛ, 46600 человек). Для строительства был создан специальный трест "Куйбышевгидрострой". Волжская ГЭС им. В. И. Ленина была построена в рекордно короткие сроки - с 1950 по 1957.

В июле 1955 через нижние судовые шлюзы плотины прошел первый пароход. В ноябре того же года было перекрыто основное русло Волги, а 29 декабря - запущен в промышленную эксплуатацию первый гидроагрегат. Менее чем через год после этого события, в октябре 1956 г., Куйбышевская ГЭС выработала первый миллиард киловатт-часов электроэнергии.

Строительство ГЭС велось ударными темпами. Так, в 1956 г. в эксплуатацию было введено 12 агрегатов, в 1957 г. - еще 7. 10 августа 1958 станцию ​​переименовали в Волжскую ГЭС им. Ленина, а в мае 1959 г. все сооружения гидроузла было принято в промышленную эксплуатацию.

Куйбышевский гидроузел - уникальное сооружение, не имеющее аналогов в мировой практике гидротехнического строительства. За семь лет на строительстве было выполнено 193 900 000 м ? земляных работ, уложено 7670000 м ? бетона, смонтировано 200 тыс. т металлоконструкций и оборудования. Максимальная суточная интенсивность укладки бетона достигала в 1955 г. здесь 19 тыс. м ? (на 3,3 тыс. м ? / сут. Выше, чем интенсивность укладки бетона на строительстве ГЭС Гранд-Кули в США).

Волга была также перекрыта за рекордно короткое время - 19,5 ч в период, когда ее расход составлял 3800 м ? / с. Каждый агрегат мощностью 105 тыс. кВт монтировался в среднем около 1 месяца, то есть принятое в отечественной и зарубежной практике время было сокращено более чем в два раза. Но эксплуатация агрегатов показала, что их реальная развивающейся мощность в отличие от проектной составляет не 105 МВт, а 115 МВт, что позволило сделать перемаркировка агрегатов и довести установленную мощность гидроэлектростанции до 2,3 ГВт.


4. Реконструкция станции

Устаревшее оборудование станции активно реконструируется. Благодаря введению в эксплуатацию в 1998 микропроцессорной системы автоматического коммерческого учета электроэнергии, а также цифровой АТС кабельной локальной сети подстанций и машинного зала информационное поставки диспетчерского и управленческого персонала поднялось на новый, современный качественный уровень. В 2000-х годах полностью обновлен тракт выдачи электроэнергии, проведена реконструкция распределительных устройств 110 и 220 кВ, ведутся работы по реконструкции распределительного устройства 500 кВ. также проводится постепенная модернизация гидросилового оборудования. Еще в 1980-х годах были реконструированы гидрогенераторы, что позволяет в дальнейшем увеличить мощность гидроагрегатов. В 2000-х годах началась замена гидротурбин. На первом этапе, заменяется шесть гидротурбин, причем мощность четырех из них растет 5 МВт, а двух - на 7,5 МВт, таким образом, мощность станции после первого этапа реконструкции достигнет 2335 МВт. 5 февраля 2007 мощность Жигулевской ГЭС выросла на 15 МВт за счет замены трех гидротурбин (станционные номера 5, 10 и 15) и достигла 2315 МВт, в 2008 году реконструкция турбин была продолжена, в частности, 1 ноября 2008 после замены турбины была проведена перемаркировка гидроагрегата № 3, мощность станции составляет 2320 МВт [3]. Поставщик рабочих колес первых шести реконструированных гидроагрегатов - ОАО "Силовые машины". Реконструкция оставшихся гидроагрегатов будет выполнено за счет средств кредита ЕБРР, поставщика оборудования пока не определен [4]. В августе 2008 года был объявлен конкурс на замену двух гидротурбин станции, согласно условиям конкурса новые гидротурбины должны быть введены в действие в 2011 году [5]..


Примечания