Жорж Батай ( фр. Georges Bataille , 10 сентября 1897, Бийом, Овернь - 9 июля 1962, Париж) - французский философ и писателя.


1. Биография

Батай [1] родился 10 сентября 1897 года в небольшом провинциальном городке Бийом на юге Франции. Отец Батая был простым служащим, после рождения сына он ослеп в результате болезни на сифилис. Батай рано попал в интернат при лицее Клемансо в Реймсе, где оставался до 1913 года. В августе 1914 года Батай принял католицизм. этого же месяца семья имела бежать из Реймса через немецкие бомбардировки. Мать Батая решила покинуть парализованного отца в Реймсе на горничную, больше своего отца Жорж Батай не видел. Это была серьезная травма на всю жизнь, которую сам Батай называл "Покиненням" ( фр. abandon ). Батай готовился к духовной карьере в семинарии Сен-Флур. И впоследствии разочаровался в вере.

В 1918 Батай поступил в Национальной Школы хартий в Париже, где и получил высшее образование, именно к тому времени относятся первые литературные пробы Батая. В этот же период Батай познакомился с Анри Бергсоном, но выдающийся философ Батая разочаровал. Учась в "Национальной школе Хартий" Батай открыл для себя Марселя Пруста, чрезвычайно заинтересовался Средневековьем. После учебы он ездил в Испании, где его захватила коррида и танец фламенко. После Испании Батай основательно познакомился с философскими произведениями Ницше и Хайдеггера.

В 1924 году после комментируемого издания стихотворной легенды XIII века "Орден рыцарства", зачисленного как докторская диссертация, Батай поступил на службу в Национальную библиотеку Франции, где работал консерватором фондов в Кабинете медалей, с 1930 года он перешел на работу в отделе периодики. В то время Батай сотрудничал с нумизматическим журналом "Аретюз".

В 1926-1927 годах Батай прошел психоаналитический курс лечения в проиесора Бореля. В это время он уже серьезно взялся за писательский труд, правда свои произведения обычно публиковал под псевдонимом. Главными темами его произведений были мистицизм, насилие и эротизм. 1928 года он опубликовал под псевдонимом Лорд Ош "Историю глаза", а в 1931 году - "Солярный анус", тиражом 100 экземпляров и с иллюстрациями Андре Массона. Этого же 1928 Батай основал журнал "Документы", посвященный этнологии.

Чтение Манифеста сюрреализма и знакомство с Мишелем Лерисом и Ремонте Кено на короткое время сблизило его с сюрреалистами. И отношения Батая и Андре Бретона всегда были напряженными. Бретон забрасывал Батай чрезмерное увлечение отвратительным.

С 1931 Батай участвовал в семинаре по истории религии Александра Койре в Школе высших исследований. В 1930-х годах Батай - активный участник семинаров Александра Кожева, где активно сотрудничал с такими видными личностями, как Раймон Арон, Андре Бретон, Морис Мерло-Понти и другими.

В 1934 году Батай стал вместе с Роже Каюа и Мишелем Лерисом основателем Социологического колледжа, одной из задач которого была разработка социологии "сакрального" и исследование иррациональных фактов социальной жизни.

В 1935 участвовал в работе психоаналитической исследовательской группы, организованной Жаком Лаканом. Батай стал одним из инициаторов движения "Контр-атака", распавшийся в 1936 году. Это движение объединял левых интеллектуалов различных творческих ориентаций. Батай возмущался использованием имени Ницше идеологами тоталитаризма, в октябре 1935 года он открыто осудил нацизм и сблизился с сюрреалистами, поддерживая их антинационалистические и антикапиталистическую позицию. Однако в 1936 году Бретон забрасывал Батай и Пьеру Клоссовски "сюр-фашизм" по аналогии с сюрреализма.

В 1937 Батай, очарованный "красотой человеческой жертвенности", основал тайное общество "ацефал" ("Ac?phale"), которое действовало до 1939 года Через год начал выходить основанный Батай журнал с тем же названием. Символом общества стал обезглавлена ​​человек - ацефал. Батай в то время сотрудничал с Андре Массон, Пьером Клоссовськи, Роже Кайю, Жюлем Моннеро, Джином Ролленом и Джином Уолли.

Во время войны Батай опубликовал свои важнейшие тексты, которые до этого выходили только полулегально ("Мадам Эдварда", "Винный", "Смерть", "Внутренний опыт", "Лабиринт", роман "Небесная лазурь").

В 1946 году Батай основал журнал "Критика", который, по его замыслу, должен стать идеальным журналом, благодаря опыту Батая в отделе периодики Национальной библиотеки.

В 1951-1961 годах Батай был директором муниципальной библиотеки в Орлеане. В 1954 году под заглавием "Сумма атеологии" Батай опубликувавсвои тексты "Внутренний опыт", "Винный" и "О Ницше". В это время написана поэма "Могила Людовика ХХХ", книги "Мане", "Доисторический живопись. Ласко, или Рождение искусства ", статьи" Парадокс эротизма ", "Гегель, смерть и жертвоприношение ". В 1951 - 1952 годах Батай работал над "Историей эротизма", комментариями к роману де Сада "Жустина". В 1956 году Батай опубликовал пространную рецензию на книгу Клода Леви-Стросса "Печальные тропики".

В 1957 году Батай прочитал лекцию "Эротизм и очарование смерти", издал сборник эссе "Литература и зло" ("Зло - живая форма Зла, выражением которой выступает литература"). Создал еще один журнал "Генезис: Сексуальность в биологии, психологии, психоанализе, этнологии, истории обычаев, религий, идей, в искусстве, поэзии, литературе". В этом же году написал статью "Мир, в котором мы умираем", посвященный романа М. Бланшо "Последний человек".

В 1958 - 1959 годах издает сборник документов о процессе над Жилем де Ре, маршалом Франции, сподвижником Жанны д'Арк, прославившийся своей нечеловеческой жестокостью. В 1960 - 1961 годах работает над книгой "Слезы Эроса", в которой показывает трагизм эротических представлений человека. Выдает "Винного" как второй том "Сумы атеологии".

Последняя прижизненная книга Батая - "Невозможное" (1962), куда вошел его текст с 1947 года "Ненависть поэзии".

Батай в начале шестидесятых пытался вновь поступить на работу в Национальной библиотеки, но это ему уже не удалось. Он умер 9 июля 1962 года в Париже.

В 1966 году посмертно был напечатан текст Батая "Моя мать", в котором описывается попытка инцеста, что приводит к полному самоуничтожению.

В 1970 году в издательстве Галлимар вышло полное собрание сочинений Жоржа Батая в 10 томах с предисловием Мишеля Фуко, в которой тот называет Батая одним из крупнейших писателей ХХ века.


2. Женщины

В первый брак Батай поступил с актрисой Сильвией Маклес, они развелись в 1934 году, и Маклес впоследствии вышла замуж за постмодерниста-психоаналитика Жака Лакана. Батай также имел связь с Колетт Пеньо, которая умерла в 1938 году. Параллельно он посещал в публичных домов и было очень много любовниц. В 1946 году Батай женился с принцессой Дианой Кочубей де Богарне, в браке с которой в 1949 году у него родилась дочь Жюли.

3. Избранные произведения

Автограф Батая
  • Les Monnaies des grands Mogols, Paris, J. Florange ?diteur, sd (1927).
  • Histoire de l'?il, 1928 (под псевдонимом Lord Auch).
  • L'Anus solaire [2], 1931.
  • Sacrifices, (ann?e inconnue, entre 1922 et 1940)
  • Madame Edwarda, 1937 (sous le pseudonyme de Pierre Ang?lique).
  • L'Exp?rience int?rieure, 1943.
  • Le Petit (sous le pseudonyme de Louis Trente), 1943.
  • Le Coupable, 1943.
  • La Part maudite, 1949.
  • L'Abb? C., 1950.
  • La Peinture pr?historique. Lascaux, ou la Naissance de l'art, 1955 [3].
  • Le Bleu du ciel, 1957 (?crit en 1935).
  • L'?rotisme, 1957.
  • La Litt?rature et le Mal, 1957.
  • Les Larmes d'?ros, 1961 [4].
  • L'Impossible, 1962 (первое издание 1947 под заголовком La haine de la po?sie)
  • Ma m?re, 1966 (опубл. посмертно).
  • Le Mort, Jean-Jacques Pauvert ?diteur, 1967
  • Th?orie de la religion, Texte ?tabli et pr?sent? par Thad?e Klossowski, Tel Gallimard, 1973.
  • ?uvres compl?tes. Paris, Gallimard, XII volumes, 1970-1988.
  • Romans et r?cits. Pr?face de Denis Hollier. ?dition publi?e sous la direction de Jean-Fran?ois Louette. Gallimard, "Biblioth?que de la Pl?iade", 2004.
  • L'Archang?lique et autres po?mes. Gallimard, NRF / Po?sies, 2008.
  • Le Souverain, Fata Morgana, 2010

4. Литература

4.1. Биографии

  • Pascal Louvrier, Georges Bataille, la fascination du mal, ?ditions du Rocher, Paris, juin 2008
  • Bernd Mattheus, Georges Bataille. Eine Thanatographie (3 vol.), Matthes & Seitz Verlag, Munich, 1984-1995
  • Michel Surya, Georges Bataille, la mort ? l'?uvre, S?guier / Gallimard, Paris, 1987/1992

4.2. Общая литература

  • Jean-Michel Besnier, La Politique de l'Impossible, l'intellectuel entre r?volte et engagement, La D?couverte, Paris, 1989
  • ?lisabeth Bosch, L'Abb? C., de Georges Bataille: Les Structures masqu?es du double, Amsterdam, 1983
  • Martin Cloutier et Fran?ois Nault (dir.), Georges Bataille, interdisciplinaire: autour de La Somme ath?ologique, Montr?al, ?ditions Triptyque, 2009
  • Georges Didi-Huberman, La ressemblance informe ou le gai savoir visuel selon Georges Bataille, Macula, Paris, 1995
  • Jacques Derrida, "De l'?conomie restreinte ? l'?conomie g?n?rale", in L'?criture et la diff?rence, Seuil, 1967
  • Marcus Dick, Die Dialektik der Souver?nit?t. Philosophische Untersuchungen zu Georges Bataille, Georg Olms Verlag, Hildesheim / Z?rich / New York, 2010
  • Michel Fardoulis-Lagrange, GB ou un ami pr?somptueux, Le Soleil Noir, Paris, 1969
  • Koichiro Hamano, Georges Bataille: La perte, le don et l'?criture ", ?ditions Universitaire de Dijon, Dijon, 2004
  • Jean-Michel Heimonet, Le Mal ? l'oeuvre: Georges Bataille et l'?criture du sacrifice, Parenth?ses, Marseille, 1987
  • Denis Hollier, La Prise de la concorde (suivi de Les dimanches de la vie), Gallimard, Paris, 1974/1993
  • Denis Hollier, Le Coll?ge de Sociologie, 1937-1939, Gallimard, 1979 et Folio essais, 1995
  • Jacques Lempert, Georges Bataille ?tude dans le chapitre ?rotisme, La Grande Encyclop?die, ?ditions Larousse, Paris, 1973.
  • Francis Marmande, Georges Bataille politique, Presses Universitaires de Lyon, 1984
  • Stephan Moebius, Die Zauberlehrlinge. Soziologiegeschichte der Coll?ge de Sociologie, Konstanz 2006
  • Mario Perniola, L'instant ?ternel. Bataille et la pens?e de la marginalit?, Paris, M?ridien / Anthropos, 1981
  • Robert Sasso, Georges Bataille: le syst?me du non-savoir, une ontologie du jeu, Minuit, Paris, 1978
  • Arnaud Alain, Gis?le Excoffon-Lafarge, Bataille, Paris, ?ditions du Seuil, ?crivains de toujours, 1978
  • Vincent Teixeira, Georges Bataille, la part de l'art - la peinture du non-savoir, L'Harmattan, Paris, 1997
  • Fr?d?rick Tristan, Don Juan le r?volt?, ?criture, Paris, 2009
  • Fran?ois Warin, Nietzsche et Bataille. La parodie ? l'infini, Presses Universitaires de France, Paris, 1994
  • Andreas Papanikolaou, Georges Bataille: ?rotisme, imaginaire politique et h?t?rologie, ?ditions Praelego, 2009
  • Philippe Joron, La vie improductive. Georges Bataille et l'h?t?rologie sociologique, Montpellier, Presses universitaires de la M?diterran?e, coll. Sociologie des imaginaires, 2009
  • Christian Limousin, Georges Bataille (essai), ?ditions Universitaires, 1974
  • Juliette Feyel, Revue Silene, De l'h?t?rog?ne au sacr?, 2008. Онлайн

5. Украинские переводы

Примечания

  1. Биографические данные о Жоржа Батая приводятся по изданию Le Robert des grands ?crivains de langue franсaise, ?ditions Robert, Paris, 2000, p. 118-124.
  2. classiques-litterature-erotique.blogspot.com/2011/01/lanus-solaire-georges-bataille.html.
  3. Les r?ponses ?rotiques de l'art pr?historique: un ?clairage bataillien - www.larevuedesressources.org/article.php3?id_article=605
  4. Bataille et le supplici? chinois: erreurs sur la personne - turandot.ish-lyon.cnrs.fr/Essay.php? ID = 27