Надо Знать

добавить знаний



Жорж Бизе


Жорж Бизе

План:


Введение


Жорж Бизе ( фр. Alexandre-Csar-Lopold Bizet , Крещение дано имя Жорж, 25 октября, 1838 - 3 июня, 1875) - французский композитор, дирижер, и пианист эпохи романтизма.


1. Биография. Ранние годы

Родился в Париже 25 октября 1838. Отец был парикмахер и сам делал парики, что не мешало заниматься также пением. Мать происходила из обедневшей буржуазной семьи, хорошо играла на фортепиано, мечтала вернуться к обеспеченной и привилегированного положения. Она знала музыке и поощряла сына к музыке. В этом видят и стремление матери прививки сыну благородства и к ее стремлению через успешную будущую карьеру сына вернуть себе утраченный социальный статус. Мать вложила много усилий в воспитании сына, с которым связывала все свои надежды. Малый Жорж охотно играл музыкальную грамоту и выделялся способностями. Он довольно легко сдал экзамены и в 10 лет стал студентом Парижской консерватории с правом бесплатного обучения.


2. Итальянский период композитора

Худ. Каспар ван Виттель. "Вилла Медичи в Риме". Садовый фасад на 1685.

В 1857 закончил Парижскую консерваторию, где занимался у Л. Ф. Мармонтеля (фортепиано), Ф. Бенуа (орган), П. Циммермана и Ш. Гуно (контрапункт и фуга), Ф. Галеви (композиция). Принимал участие в конкурсах. Среди ранних произведений - кантата "Кловис и Клатильда", опера "Чудо-доктор". Участие в конкурсе от Французской академии принесла молодому композитору - Римскую премию и право на поездку в Италию.

Жорж с восторгом описал даже собственный путь в Италию, ибо проходил через юг с остатками древнеримских сооружений. В Риме жил в величественном сооружении виллы Медичи, принадлежавшей тогда Римской академии Франции рядом с церковью Санта Тринита деи Монти и Испанской лестницей. В письмах домой он восторженно описывал Рим, который уже не раздражал его ни хаотичным план, ни грязью позади роскошных дворцов, ни примитивно намальванимы мадоннами у каждого фонарного столба.

В 1858-60 жил в Италии. Пребывание в Риме использовал для продолжения собственного образования и овладения другими жанрами изобразительных искусств, которыми так богата Италия. Свое время молодой Бизе разделял между Библиотекой виллы Медичи и любовью. Покидал он не только гостеприимный для него Рим, но и свободу и молодую любовницу. В Венеции его ждала известие о тяжелой болезни матери.Маты умерла 1861 года в 45 лет. Жоржу Бизе было тогда 23 ...

Общение с соотечественниками-художниками обусловило и создание его первых портретов римского периода. Среди сохранившихся - портрет работы художника Силья.


3. В Париже

Блестящий пианист, Бизе отказался от концертной деятельности, всецело посвятив себя композиторскому творчеству. Уже первое крупное произведение Бизе - симфония C-dur (1855, опубликована в 1935) свидетельствует о самобытном даровании композитора. В ней оказались присущи его стиля отточенность формы, четкость изложения, принципы классического симфонизма искусно сочетаются с французской народной лирической песенностью. 1860-е гг для Бизе - время творческого становления: были созданы лирические оперы Искатели жемчуга (1863) и "Пертскую красавица" (по роману В. Скотта, 1866). Обе оперы не имели успеха. Попыткой показать сюжет из русской истории стала опера "Иван Грозный" (1865), поставленная в Париже в 1951.


4. Во времена Парижской Коммуны

Театр Опера Комик в Париже.

События франко-прусской войны и Парижской Коммуны пугали его как представителя буржуа, но видсахнулы его от стремлений к правдивому, реалистическому искусству. Бизе был уже женат и перебрался в опасные времена в более спокойный район Парижа.

В 70-е - период творческой зрелости Бизе - созданы опера Джамиле (по поэме "Намуна" А. Мюссе, 1871), музыка к драме А. Доде "Арлезианка" (1872). Овладев ритмоинтонацийнимы особенностями народных напевов, почти не прибегая к цитатам, Бизе достоверно воссоздал в этих произведениях характер восточной и провансальской музыки. Эти партитуры отличают мастерское владение выразительными средствами оркестра. Большой популярностью пользуются 2 оркестровые сюиты из музыки к "Арлезианки" (1-а созданная автором, выполнена 1872, 2-а - композитором Э. Жиро, выполненная в 1885 г.).


5. Эпопея с оперой "Кармен"

Худ. Анри Люсьен Дюсе. " Селестина Галли-Марье, первая исполнительница роли Кармен ", Музей в Марселе.

Стремление композитора к демократизации оперного искусства, желание избавиться от театральных штампов и условностей получили свое яркое выражение в опере "Кармен" (по новелле П. Мериме, 1874). Либретто оперы создал Людовик Галеви, двоюродный брат жены Жоржа Бизе, на которой он женился 1869 года. Большая часть музыки была написана за два месяца в пригороде Парижа - это Буживаль, где семья имела дачный дом.

Главную роль поручили певице Галли-Марье. Селестина Галли-Марье не была удовлетворена хабанеры и композитор неоднократно переделывал ее. Жорж Бизе никогда не был в Испании, поэтому использовал испанский танцевальную музыку, ее темы. Тему хабанеры он "позаимствовал" из произведения испанского композитора Себастьяна Ирод, что было тогда распространенной практикой. Но сделал из нее музыкальное произведение, имеющее самостоятельную стоимость.

Опера написана по заказу руководства театра Опера Комик. Небольшой театр обслуживал тогда театральные нужды добропорядочных и ограниченных буржуа. К тому же театр стал местом неофициальных встреч родителей, искали обеспеченных женихов для своих дочерей. Даже их отношение к операм было регламентировано буржуазными вкусами. Герои должны иметь благородное происхождение, благородно вести, красиво страдать, они могли умереть только ради значительной цели.

Впервые на французской оперной сцене выступили представители "низших классов" - работница сигарной фабрики и солдат -наемник, правдиво раскрыты переживания и страсти людей низкого, незнатного происхождения. В опере воплощены испанский национальный музыкальный колорит, багатопластовисть и разнообразие народных сцен, напряженный ход драматических событий. На премьере в театре Опера комик (1875) "Кармен" была резко негативно встречена буржуазной публикой, не увидела ни благородных персонажей, ни благородного поведения между влюбленными. Неприятие новой оперы и возмущение буржуа поддержала и тогдашняя буржуазная пресса. Газеты печатали статьи, где оперу обзывали "социальным свалкой". Диковатая цыганка и солдат, поведение которых на грани патологии, не могли научить благородства добропорядочных дочерей из буржуазных семей. К тому же, замужем еще Кармен погибает ради свободы - собственных чувств ...


6. Последние годы и смерть

Надгробие композитора, кладбище Пер-Лашез в Париже.

Фактический провал в буржуазной публики последнего из своих произведений, его незначительный "успех" композитор переживал в Буживале. Однажды он купался в холодной реке Сена. И заболел гнойно ангиной. Состояние больного быстро ухудшалось и 2 июля он потерял сознание. 3 июля 1875 композитор умер. Погребение состоялось на кладбище Пер-Ляшез.


7. Посмертная слава оперы "Кармен"

Успех опере принесла постановка в том же году в Вене в редакции Гиро (разговорные диалоги заменены речитативами, в 4-й акт включены балетные сцены на музыку из "Пертской красавицы" и "Арлезианки"). "Кармен" стала одной из самых популярных опер в мире, о которой П. И. Чайковский писал в 1880, что "это в полном смысле слова шедевр.

8. Важнейшие произведения

Оперы и оперетты

  • La prtresse, оперетта (1854)
  • "Чудо доктор" (Le docteur Miracle), опера буфф (1857)
  • "Дон Прокопио" (Don Procopio), опера буфф (1859)
  • "Искатели жемчуга" (Les pcheurs de perles), опера (1863)
  • "Иван IV", большая опера (среднее)
  • "Пертскую красавица" (La jolie fille de Perth), опера (1867)
  • "Нума", опера (1871)
  • "Арлезианка" (L'Arlsienne), "музыка к спектаклю" (1872)
  • "Джамиля" (Djamileh), одноактная опера (1872)
  • "Кармен", опера (1875)

Симфоническая музыка

  • Симфония № 1 C-dur (1855)
  • Симфония № 2 "Roma" (уничтожена автором)
  • Сюита "Арлезианка" (из музыки Бизе к спектаклю Арлезианка, 1872)
  • Сюита из оперы "Кармен"

Другое

  • хоры с оркестром и a cappella;
  • пьесы для фортепиано,
  • фортепианные дуэты;
  • романсы, песни;



9. Музыкальные примеры


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам