Жорж Мельес

Жорж Мельес ( фр. Maries-Georges-Jean M?li?s , 8 декабря 1861 - 21 января 1938) - французский предприниматель, режиссер, один из основателей мирового кинематографа.


1. Биография

Родился в Париже в семье промышленника, имел старшего брата - Гастона. Будучи обеспеченным человеком, Мельес посвятил много времени своим увлечениям, среди которых главное место занимали театр и искусство сценической иллюзии. В качестве иллюзиониста он выступал в театре "Робер-Уден", которым владел. В 1895 году он оказался на одном из первых киносеансов братьев Люмьер и сразу же стал горячим сторонником кинематографа. Не сумев приобрести в Люмьер сконструированную ими камеру-проектор (он предлагал большие деньги, но Люмьер отказали, поскольку пытались сохранить монополию на новое развлечение, полагая, что она достаточно быстро выйдет из моды и нужно пользоваться этим по полной), Мельес нашел возможность приобрести аналогичный аппарат английского производства и начал активно экспериментировать.

Уже в 1896 году он нашел способ создания первых спецэффектов, основанных на стоп-кадре, покадровой съемке, двойной и многократной экспозиции, ускоренной и замедленной протяженности пленки, каширование и других средствах.

В 1897роци Мельес основал собственную студию "Стар фильм" ( фр. Star Film ) В своем поместье в Монтре и начал активное производство короткометражных фильмов. Также снимал "псевдохронику" - постановочные сюжеты, воспроизводили реальные события. Например, известно о снятых им короткометражки "Дело Дрейфуса", "Коронация Эдуарда VII" (Le couronnement du roi ?douard VII, 1902) и другие. Для некоторых из них, как для "Извержение вулкана на Мартинике" (?ruption volcanique ? la Martinique, 1902), Мельес также использовал спецэффекты.

От 1896 по 1913 года Мельес снял более 500 фильмов длительностью от одной до 40 минут (различные источники указывают от 517 до 666 фильмов), из которых сохранилось около 200. Известной его работой является известная комедия "Путешествие на Луну" ( 1902) - первый в истории кинематографа научно-фантастический фильм.

Мельес пытался зарабатывать, продавая кинотеатрам копии своих фильмов, но мощный рынок - американский - оказался для него закрытым, поскольку Томас Эдисон считал себя обладателем всех американских патентных прав на кинотехнологии и считал, что имеет право копировать и продавать для показа любой сделанный без его санкции фильм, в том числе и фильмы Мельеса. В результате Мельес не получил практически ничего за показ своих фильмов в США и в 1914 году вынужден был продать студию. Негативы своих фильмов он в приступе ярости сжег.

К 1909 года Мельес должен отказаться от своей самостоятельности и начал работать для фирмы "Братья Пате".

1925 года он женился на Жанной Дьальси.

Мелье долгое время работал продавцом игрушек на Монпарнасе. О его вклад в развитие кинематографа никто не вспоминал до 1932 года, когда кинематографическое общество приняло его, полностью разоренного, в замке Орли, где он и прожил остаток жизни.

Я родился с душой артиста, одаренного ловкостью рук, находчивым умом и врожденным актерским талантом. Я был одновременно и умственным и физическим рабочим.

За свои заслуги Жорж Мельес был награжден орденом Почетного легиона. Он закончил свои дни в пансионе для пожилых актеров в Париже. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Биографию Жоржа Мельеса положено в основу снятого 2011 года фильма "Хранитель времени". Роль самого Мельеса выполнил Бен Кингсли.


2. Творческое наследие

На данный момент достоверно установить количество фильмов, снятых Жоржем Мельесом, невозможно. Историки кино называют разные цифры: так, Морис Бессп, Жозеф-Мария Ло Дюк и Марсель Лапьер называют цифру 4000, а Шарль Форд и Рене Жанн говорят о 1000 фильмов.

Жорж Садуль объясняет такие расхождения в цифрах тем, что в каталоге своих фильмов Мельес давал отдельный номер каждом отрезке пленки длиной 20 метров независимо от того, является ли этот отрезок самостоятельным фильмом, или же только его части.


3. Режиссерский почерк

Многие фильмы Мельеса сняты как театральные постановки со спецэффектами. Мельес сам писал сценарии, разрабатывал декорации и ставил мизансцены. Для его кинопостановок характерны минимальная "глубина кадра" (все действо разворачивается на сцене) и неподвижная камера.

Умело примененный трюк, с помощью которого можно сделать видимыми сверхъестественные, воображаемые, нереальные явления, позволяет создавать в истинном смысле этого слова художественные зрелища, которые дают огромное наслаждение тем, кто может понять, что все искусства объединяются для создания этих зрелищ.

4. Фильмография

  • 1896 - поливальщика / L'Arroseur
  • 1896 - Ужасная ночь / Une nuit terrible
  • 1896 - Замок дьявола / Le manoir du diable
  • 1896 - Малыш и девочки / B?b? et fillettes
  • 1897 - Кабинет Мефистофеля / Le Cabinet de M?phistoph?l?s
  • 1897 - Фауст и Маргарита / Faust et Marguerite
  • 1897 - Между Дувром и Кале / Entre Calais et Douvres
  • 1898 - Приключения Вильгельма Телля / Les Aventures de Guillaume Tell
  • 1898 - четырехглавой человек / Un homme de t?tes
  • 1899 - Дело Дрейфуса / L'affaire Dreyfus
  • 1899 - Золушка / Cendrillon
  • 1899 - Молниеносные преобразования / L'Homme Prot?e
  • 1900 - Жанна д'Арк / Jeanne d'Arc
  • 1900 - Человек-оркестр / L'homme-orchestre
  • 1901 - Человек с каучуковой головой / L'homme ? la t?te de caoutchouc
  • 1901 - Душ полковника / La douche de colonel '
  • 1902 - Путешествие на Луну / Le Voyage dans la Lune
  • 1902 - Извержение вулкана на Мартинике / ?ruption volcanique ? la Martinique
  • 1902 - Робинзон Крузо / Les Aventures de Robinson Cruso?
  • 1902 - Дьявол и статуя / L'Oeuf du sorcier ou L'oeuf magique prolifique
  • 1903 - Гибель Фауста / La damnation de Faust
  • 1903 - Меломан / Le m?lomane
  • 1903 - Монстр / Le monstre
  • 1903 - В королевстве фей / Le royaume des f?es
  • 1903 - Дьявольский кек-уок / Le Cake-walk infernal
  • 1904 - Невероятное путешествие / Le voyage ? travers l'impossible
  • 1904 - Фауст и Маргарита / Faust et Marguerite
  • 1904 - Волшебный фонарь / La lanterne magicue
  • 1905 - Рейс Париж - Монте-Карло / Le raid Paris-Monte Carlo en deux heures
  • 1905 - Рождественский ангел / L'Ange de No?l
  • 1906 - История одного преступления / Histoire d'un crime
  • 1906 - Четыреста козней дьявола / Les Quatre cents farces du diable
  • 1906 - Мыльные пузыри / Les Bulles de savon anim?es
  • 1907 - Гамлет / Hamlet
  • 1907 - История цивилизации / La Civilisation ? travers les ?ges
  • 1907 - Туннель под Ла-Маншем, или Франко-английский кошмар / Tunnel sous la manche ou Le cauchemar franco-anglais
  • 1908 - Рейд Париж - Нью-Йорк на автомобиле / Le Raid Paris-New York en automobile
  • 1911 - Галлюцинации барона Мюнхгаузена / Les Aventures de baron de Munchhausen
  • 1912 - Завоевание полюса / ? la conqu?te du P?le
  • 1913 - Путешествие семьи Бурришон / Le Voyage de la famille Bourrichon

Источники

1. Жан-Лу Пассек. Словарь французского кино. - Минск: Пропилеи, 1998. - ISBN 985-6329-11-6

2. Жорж Садуль. Всеобщая история кино. - Москва: Искусство, 1958. - Т. 1.

3. Сергей Комаров. Немое кино / / История зарубежного кино. - Москва: Искусство, 1965. - Т. 1. - 416 с.

4. Bessy, Maurice et Lo Due a, Georges Melies, Mage, Paris, 1945.

5. Ежи Теплиц. История киноискусства 1895-1928. Изд-во "Прогресс"., М., 1967.

6. М. Lapierre, "Antologie du cinema", Paris, 1946