Надо Знать

добавить знаний



Жуковский Василий Андреевич



Жуковский Василий Андреевич
Zhukovsky 1815.jpg
Художник О. А. Кипренский, портрет Василия Андреевича Жуковского, 1815, Третьяковская галерея
Родился 9 февраля Один тысяче семьсот восемьдесят три (+229 лет)
с. Мишенское Беловское угодья Тульской губернии
Умер ? 24 апреля 1852
Баден-Баден, Германия
Имя при рождении Жуковский Василий Андреевич
Известный поэт, переводчик
Родственники Бунин Афанасий Иванович
( 1716 - 1791)
Сальха
(Елизавета Дементьевне Турчанинова) (? 1811)
Жена Елизавета Евграфивна Рейтерн ( 1821 - 1856)
Дети Александра Васильевна
( 1842 - 1912)
Павел Васильевич
( 1844 - 1912)

Василий Андреевич Жуковский (* 29 января ( 9 февраля по новому стилю) 1783, село Мишенское Беловское угодья Тульской губернии - 12 апреля ( 24 апреля по новому стилю) 1852, Баден-Баден, Германия; похоронен в Петербурге в Александро-Невской лавре) - русский поэт, переводчик.


Биография

Отец будущего поэта - Афанасий Иванович Бунин - был помещиком Тульской губернии, владельцем села Мишенское. Мать - Сальха, турчанка по происхождению, взятая в плен русскими при штурме Бендер в августе 1770 года. Согласно семейному преданию, ее привез в Мишенское и подарил Бунину одним из его крепостных, участник русско-турецкой войны. По другим данным, Сальха взял в плен майор К. Муфель, который отдал ее "на воспитание" Афанасию Бунину. Получив при крещении имя Елизаветы Дементьевне Турчаниновой, она почти безвыездно жила в Мишенское, сначала как нянька при младших детях Бунина, а затем - домоправительницы (экономки). Рожденный ею 1783 сын был по желанию Бунина усыновлен Андреем Григорьевичем Жуковским (жившим "на хлебах" у Буниных). Это позволило Жуковскому избежать участи незаконнорожденного, но для получения дворянства потребовалось зачисление малолетнего Жуковского на фиктивную военную службу (в Астраханский гусарский полк). Согласно данным "формулярного списка" поэта, в 1789 году он получил прапорщика, что давало право на дворянство. В этом же году Бунин обратился в Тульские депутатские дворянские собрания с просьбой о "внесении рода Василия Андреевича Жуковского" в соответствующий раздел дворянской родословной книги Тульской губернии. Ходатайство Бунина было удовлетворено, дальнейшая "воинская" служба потеряла смысл, и в ноября 1789 года Жуковский был уволен "по просьбе своему от службы".

Начальное обучение Жуковский получил в кругу семьи Бунина, где рос на правах воспитанника. В сохранившейся программе автобиографических записок (1806) Жуковский вспоминает о своем "первого учителя", немца-гувернера Якима Ивановича, за невежество и жестокое обращение с юным воспитанником был изгнан из дома Бунина. При переезде семейства на зимнее время в Тулу Жуковский учился в частном пансионе X.Ф.Роди (1790), после закрытия которого мальчика отправили в Главное народное училище (1792). Исключенный из училища директором Ф. Г. Покровским "за неспособность", Ж. продолжал обучение в тульском доме В.А Юшков (сводной сестры и крестной матери будущего поэта) вместе с ее дочерьми и племянницами. В доме Юшкова, в атмосфере широких культурных интересов рода, занимавшая видное место в образованном тульском обществе, Ж. впервые приобщился к литературному творчеству. Для постановки на домашней сцене им в 1794-1795 г. были составлены трагедия "Камилл, или Освобождение Рима" и написанная по мотивам романа Сен-Пьера пьеса "Павел и Виргиния". Произведения эти, ученические подражания пьесам в античном и сентиментально-мелодраматическом роде, наводнював тогда репертуар столичных и провинциальных театров, не сохранились и известны лишь в пересказах А. П. Зонтаг (родственницы и подруги детских лет поэта).

После смерти А.И.Бунина в марте 1791 г. Забота о подрастающем Ж. взяла на себя М. Г. Бунина, разделившая их с родной матерью поэта. Однако постепенное осознание материальной зависимости от Буниных и неустойчивости своего положения в их семье стало для Ж. источником глубоких внутренних переживаний, отразившихся в его лирике ("К А.И.Тургенева", 1808, и др.)., В ранних дневниковых записях ( 26 г. 1805 г.). Осенью 1795 г. близкие Ж. предприняли новую попытку устроить его на военную службу, поручив майору Д. Г. Постников устроить мальчика в Нарвский пехотный полк. С этим (неосуществленным) проектом связана первая поездка в Петербург и Стокгольм, о которой он упоминает в программе своих автобиографических записок. Подробности поездки содержат детские письма Ж. к Елизавете Дементьевне (декабрь 1795 - февраль 1796 г.), а также записка Д. Г. Постникова к Елизавете Дементьевне (20 декабря 1795 г.). Вопрос о дальнейшей судьбе юного Ж. был решен окончательно в 1797 г., когда он был определен в Благородный пансион при Московском университете. Пребывание в пансионе (1797-1800) - важнейший период творческого формирования будущего поэта, находит здесь близкое ему по духу дружественную среду ("Тургеневская кружок" - ядро ​​будущего дружественного литературного общества), опытных, уважаемых наставников (А. А. Прокоповича-Антонского , И.П.Тургенева, М. Баккаревича и др.)., под руководством которых Ж успешно осваивает учебную программу (наряду с обучением основам первоначальных знаний включающие курс "высших наук" - русскую и всемирную историю, древности, право естественное, в преподавании которых сказывалось влияние идей русского и европейского просветительства), тщательно изучает языки, проходит основательную литературную подготовку (как особые предметы в пансионе преподавались "словесность" и "произведения", поощрялись попытки самостоятельного творчества, для руководства которыми были организованы "Собрание воспитанников университетского Благородного пансиона" . Ж. стал одним из активных участников этого общества и альманаха, выпускаемой им, "Утренняя заря"). Большое внимание уделялось характерно-эстетическом образованию воспитанников: идеалы нравственного самоусовершенствования и деятельной филантропии, культ личных и гражданских добродетелей находили отзвук в душе будущего поэта, стимулировали потребность к литературному творчеству. Первый печатное произведение Ж. - лирическое стихотворение "Майское утро" (1797) - сочетает традиционные образы похвальной оды "с сентиментально-меланхоличными" мотивами в духе поэзии И.Дмитриева, которого Ж. называл впоследствии своим первым учителем в поэзии.

Василий Жуковский на памятнике "Тысячелетие России" в Великом Новгороде

Написанные за годы обучения в пансионе произведения Ж. носят во многом ученический, несамостоятельный характер, хотя и свидетельствуют о вкусе и даровании юного поэта, следует "корифеям" русского классицизма - Ломоносову, Державину и Хераскова. По большей части это торжественные оды "на случай" или вещи, предназначенные для ежегодных пансионних актов и выступлений в "Собрании воспитанников ..." ("Могущество, слава и благоденствие России", 1799; слово "О начале общества, распространении и об обязанностях каждого человека к обществу ", 1799," Мир ", 1800). либо стихи и прозаические отрывки на заданные наставникам темы морально-этического и патриотического характера ("Благоденствие России, созданное великим ее самодержцем Павлом Первым", 1797; "Добродетель" ("Под звездным кровом тихо ночи"), 1798; "Добродетель" (" От света светов луч родился "), 1798," К Надежде ", 1800, и др..). Ж. воспринимает и новые литературно-эстетические веяния, связанные с сентиментализмом и перед романтизмом карамзинистськои пользы, испытывает влияние поэзии русского оссианизма. Образцы произведений подобного рода были обильно представлены на страницах "Приятного и полезного времени", "Иппокрены" и др.. современных российских журналов, служивших воспитанникам настольными книгами. В пансионе были заложены первые основы просветительских взглядов Ж., стали фундаментом его философско-эстетической концепции в зрелом возрасте. Одним из лучших учеников Ж. заканчивает пансион с серебряной медалью в декабре 1800 г. В нач. 1801 Ж. вместе с А. Тургеневым, А. Ф. Воейков, А. Ф. Мерзлякова, С. Родзянко и др.. организует "Дружеское литературное общество", просуществовавшее меньше года (сичн. - лист. 1801 г.), но сыгравшее заметную роль в утверждении новых (романтических) принципов в русской литературе. Участие Ж. в деятельности "Общества ..." было значительным. Известны его произведения, произнесенные на заседаниях "Общества ...": "О дружбе", "О страстях", "О счастье" - программные выступления, характеризующие морально-этический кодекс его участников, видели свою цель в служении "истине и добродетели" с помощью "изящной словесности", в ознакомлении русских читателей с достижениями новейшей европейской литературы. Эти установки помогают понять, почему в 1801 г. в творчестве Ж. преобладают переводы, главным образом, с Коцебу, что отражает увлечение им в "Дружном литературном обществе" ("Мальчик у ручья", 1801, "Королева Ильдегерда", 1801; п "Пьеса" Ложный стыд "и др..). К 1801 г. относится и 1-я (впоследствии полностью переработана) редакция "Сельского кладбища" (с Т. Грея). Личное знакомство с Дмитриевым, а затем и с Карамзиным закрепляет связи начинающего литератора с сентиментализмом и способствует постепенному отходу от жанров классицизма и окончательному утверждению в его поэзии новых эстетических принципов. В этом же году Ж. поступает на службу "городовым секретарем" в московскую Главную соляную контору, впоследствии назовет "глупой". Равнодушие Ж. к своей чиновничьей "должности", а еще в большей степени - занятость литературой вызвали "неудовольствие" его начальника. Это привело Ж. к конфликту, закончившийся-арестом поэта, надолго отвлекли его от дальнейших попыток определиться на службу. Сразу после освобождения из-под ареста Ж. подает в отставку и уезжает в Мишинске с намерением полностью отдать себя литературной деятельности.

1802-1807 г. Ж. проводит в основном в родных краях, лишь изредка приезжал в Москву для "устройства своих литературных дел (основным" заработком поэта были переводы) и встречи с московскими литераторами и друзьями. На эти годы приходится пора интенсивного самообразования. Стремясь восполнить свои пробелы и недостатки систематических знаний, полученных в пансионе, он много читает, составляет крупный план творческих занятий (см. "Роспись во всяком роде лучших книг, из которых большей части должно сделать экстракты", 1805), делает большие выписки из теоретических трудов европейских эстетиков (Лагарпа, Батте, Руссо, Мармонтеля, Тарви, Ещенбурга и др.)., составляет "Конспект по истории литературы и критики" (1805-1810), "Теорию поэзии" (1805), в которой осмысливает для себя процесс мирового литературного развития, вырабатывает собственное представление о природе значительных жанров, о важнейших эстетические принципы и категориях. Этот период отмечен напряженностью нравственных исканий, нашли яркое отражение в дневниковых записях 1804-1806 гг с их углубленным самоанализом, программой самовоспитания и самосовершенствования, с поисками устойчивых форм взаимоотношений с окружающими, планами на будущую жизнь и подведением первых итогов самостоятельной жизни, сопровождающиеся исключительной творческой активностью, многообразием жанровых поисков. Ж. пробует свои силы в жанре военно-патриотического гимна ("Песнь над гробом славян-победителей", 1806), басни (переводы из Флориана, Лафонтена, Лессинга, Пфеффеля), описательной поэмы (план "Весны") и др.. Однако на первый план в его поэтическом творчестве выдвигается элегия. С первой элегией - "Сельское кладбище", ставший началом его самостоятельной литературной деятельности (так считал сам поэт), связан первый успех, признание у читателей, широкую литературную известность. Об этом свидетельствует первый печатный отклик на "Сельское кладбище", принадлежавший Карамзину, что в своей статье об И. Богдановича привел строки из перевода Ж. качестве примера выразительной и точной поэтической речи. Усвоению широкого круга прогрессивных идей, составляющих литературно-эстетическую основу "Сельского кладбища" (особенно важнейшей для него идеи внесословной ценности личности), способствовало как углубленное знакомство Ж. с произведениями европейских просветителей и близких им английских сентименталистов, так и его тесное общение с вождями русского сентиментализма (май 1803, Ж. провел в Снирлове под Москвой у Карамзина, а 1 нач. 1802 лично познакомился с И.И.Дмитриев). Многомерность художественного видения мира, зримая осязаемость поэтических образов, богатство звуковой гармонии стиха, изысканность его мелодического рисунка, богатство ритмики - эти особенности поэтического дарования Ж., впервые проявившиеся в "Сельском кладбище", получают дальнейшее развитие в оригинальной элегии "Вечер" (1806 ), с гораздо большей свободой и полнотой отразившей личность автора, его внутренний мир, особенности мироощущения и особого психического склада. В поэтической топографии "Вечера" легко угадываются окрестности Билиива и Мишенское, в элегических сетованиях и размышлениях автора находят отражение реальные события его жизни, пережитые им испытания и потери. Художественные открытия Ж., определившие новаторские черты его элегий, связанные с утверждением биографизму как особого метода лирической поэзии, с повышением роли личного начала в ней. Это, однако, не означало прямого отражения в поэзии Ж. конкретных обстоятельств его жизни и бытовых черт личности, но восприятие окружающего мира в глубоко личном плане, в созвучности передаваемых поэтом настроений и чувств умонастроению молодого поколения "Вечер" обозначил переход поэта на позиции романтизма, дав первое законченное образец элегии нового типа. Постепенно элегия получает у Ж. и выразительные признаки жанра национально-русского, а текст насыщается острым социальным (и даже политическим) содержанием. Подобным тенденцией отмечена оригинальная элегия Ж. "На смерть фельдмаршала графа Каменского" (1809), развивающий идею неотвратимости судьбы, неизбежности возмездия за содеянное (поводом к написанию стихотворения послужило убийство Каменского, известного своей жестокостью к крепостным и обесчестив себя в Прутском походе 1807 г .). В дальнейшем Ж. прибегает к этой жанровой формы в поворотные моменты своей творческой эволюции, означая элегией важные события своей внутренней жизни ("Славянка", 1815, "Цвет завета", 1819, "Море", 1822; "Я музу юную, бывало ... ", 1824).

Особым этапом творческой деятельности Ж. стало участие его в журнале "Вестник Европы". Основан Н. М. Карамзиным в 1801 г., он в течение первого десятилетия XIX в. был лучшим российским журналом; конце 1807 "Вестник Европы" перешел в руки Ж., издательская деятельность которого способствовала проникновению на страницы журнала произведений в "новейшем" (романтическом) духе. В 1808 - середине 1809 Ж. выдавал его друг, с середины 1809 по конец 1810 г. - вместе с М.Т.Каченовского, с 1811 г. журнал полностью перешел к Каченовский, а Ж. ограничился сугубо авторской работой в нем. Эти годы (1808-1810) Ж. живет преимущественно в Москве, лишь на летнее время уезжая в родные места Орловской и Тульской губернии, (Мишенское, белые, Муратова). Годы эти характеризуются чрезвычайной творческой активностью в области критики ("Письмо из уезда к издателю", 1808; "Писатель в обществе", "О новой книге", "Училище бедных г-жи Ле Пренс де Бомон"). В статьях подробно обосновывается программа журнала, понимание издателем не только сугубо литературных, эстетических задач, но и подчеркивается общественное, гражданское и социально-историческое назначение журнала, необходимость идти "вровень" с европейским образованием. В журнале поэт выступает с циклом критических этюдов, также имеющих широкое программное значение ("О басне и баснях Крылова", "Критический разбор Кантемирова сатир с предварительным рассуждением о сатира вообще", 1810, и др..). В плане собственно художественном эти годы характеризуются преобладанием интереса к переводу и даже перевода прозаическом (с Энгеля, Харви, Сульцера, Жанлис, Шатобриана и т. д.). Расцвет лирики, несет в себе потенциал романтического мировосприятия, был связан с пережитым Ж. глубоким чувством к М. А. Протасовой. Отказавшись от издания журнала, Ж. в 1811 - первой половине 1812 г. почти безвыездно живет в Мурату (имении Протасовых) и Черные (имении его друга, впоследствии арзамасьця А. А. Плещеева) Орловской губ. Попытки поэта добиться согласия матери Маши Протасовой на брак с ее дочерью были безуспешными, принесли любящим тяжелые разочарования, окрасив в трагические тона и интимную лирику поэта. Замужество Маши (1817), а затем и ее ранняя смерть (1823) стали финалом личной драмы поэта.

Особое значение для становления русского романтизма имели балладные опыты Ж., которому принадлежит заслуга утверждения этого жанра в русской поэзии. Ж. стремился создать балладу собственно русскую и даже простонародный ("Людмила". Русская баллада. Подражание Бюргеровой "Леноре", 1808, "Светлана", 1808-1812, "Двенадцать спящих дев", 1817) и одновременно ознакомить русского читателя с выдающимися произведениями этого жанра в европейской поэзии ("Кассандра", "Ивиковы журавли", "Рыцарь Тогенбург", "Кубок" и др.. баллады Шиллера, "Лесной царь" Гете, "Смальгольмский барон" В. Скотта, переводы из Саути, Уланда и т . д.).

Наибольшая популярность Ж.-балладника приходится на середину 10 г. К 1816 г. относится начата Н.И.Гнедичим (ст. "О вольный перевод Бюргеровой баллады" Ленора ") полемика о балладе, в ходе которой (особенно после ст. А. С. Грибоедова) наметилась целая программа преобразования балладного жанра в национально-русском, народно-поэтическом духе.

Подобными тенденциями отмечены и жанровые поиски Ж. в области русской идиллии ("Овсяный кисель", "Деревенский сторож в полночь" и др.. Переводы с Гебеля), что поэт также стремился насытить простонародным элементом (в картинах и сценах из народной жизни). Опираясь на эту традицию, творил в "простонародном духе" и Пушкин ("Жених", "Утопленник", "Шотландская песня" и др.)., Что дала очень высокую оценку балладам и идиллия Ж., открывающие новые пути в русской поэзии ( "О поэтическом, слово", 1828). Интерес к жанру баллады сопровождает всю творческую жизнь Ж. (см. "Баллады и повести В. Жуковского". - СПб., 1831), выступая одним из характерных др. явлений романтизма формируется.

Важное место в творчестве Ж. занимает военно-патриотическая лирика, теснейшим образом связана с исторической действительностью 800-10 гг обращения к ней Ж. диктовалось традиционной для русской поэзии связью с общественно-политическими событиями эпохи. Откликом на Аустерлицкого бой стала "Песня над гробом славян-победителей", трагический реквием русским воинам, павших в антинаполеоновских войнах. Широкий отзвук в поэзии Ж. нашла и Отечественная война 1812-1814 г. Начало войны застало Ж. в Черни, откуда в конце июля 1812 г. он отправился в Москву, для того чтобы вступить в народное ополчение. 10 августа он был в чине "поручика зачислен в Московское народное ополчение и вместе со своим полком (а затем с Главным штабом, куда перешел Ж. на службу) проделал всю военную кампанию 1812 г. - самый трудный и героический период войны с Наполеоном. 26 августа во время Бородинского сражения он находился на поле боя, хотя и не принимал прямого участия в военных действиях (полк его был резервным). Впечатление от битвы нашли отражение позднее в мемуарном письме ("Бородинская годовщина", 1839) и в ряде поэтических произведений ( "Подробный отчет о луне", 1820, и др..). Выйдя русской армией Москвы Ж. участвовал в знаменитом Кутузовском марше-маневре, который завершился Тарутинский боем. Выполняя различные служебные поручения Главного штаба, Ж. несколько раз приезжал в Орел, где находились родные поэта и где им была начата работа над самым значительным произведением этой поры - "Певец во стане русских воинов" (1812). Широкое распространение, получившее в русской армии, это стихотворение принесло Ж. славу "Русского Тиртея", служило целям военно-патриотической агитации в русской армии. С боем под Красным, очевидцем которого он был, связан посвященное Кутузову стихотворение "Вождю победителей", в котором воссозданы картины панического бегства наполеоновской армии из России. Вместе с отразив дальнейший ход военных действий посланием " Императору Александру "(1814) цикл военно-патриотических стихотворений Ж. явился значительный из идейно-художественной точки зрения поэтическим памятником русской славы 1812-1814 г. Ж. не ограничился ролью свидетеля и летописца Отечественной войны, славой поэта-воина, но выступил в роли так называемого "военного корреспондента". В начале ноября 1812 г. (после вынужденного ухода А. С. Кайсарова с должности директора производной типографии при Главном штабе) Ж. был привлечен к составлению известий о боях (печатавшихся в бюллетенях типографии ) и к написанию деловых бумаг главнокомандующего.

Заболев лихорадкой после боя под Красным, Ж. попал в военный госпиталь в Вильно, где (по воспоминаниям современников) едва не умер. Оправившись после болезни, поэт получил длительный отпуск и 6 января 1813 вернулся в родные, но уже не в Муратово, а в Белой Тульской губ. После долгих колебаний поэт принимает решение об оставлении военной службы, объясняя это тем, что теперь "война не внутри, а вне России". Почитая себя "правым сойти с этой дороги", на которую его могли "бросить только обстоятельства", Ж. в чине штабс-капитана выходит в отставку. Однако "военная биография" поэта оставила глубокий след в его творчестве. Отечественная война, воспоминания о кампании 1812 г., оценка вклада в общие подвиги отдельных героев войны, славные победы русского оружия, - одна из самых устойчивых тем поэзии Ж. В своих поздних стихах на эту тему ("Русская песня", "Бородинская годовщина" ) он отдает дань идеям официального патриотизма, но в лучших из них, таких, как "К Ермолову" (1837), поэт достигает гармонии емкого, насыщенного глубоким патриотизмом содержания и предельной простоты и лаконичности формы. Своеобразным отзвуком 1832 стала в творчестве Ж. и наполеоновская тема, которая решается теперь в широкой исторической перспективе в более емкой, насыщенной психологизмом манере ("Ночной смотр", 1836, "Четыре сына Франции", 1849).

Дальнейший жизненный и творческий путь Жуковского связан с Петербургом, куда после двухлетнего пребывания в Дерпте ( 1815 - 1817) поэт окончательно переселяется в мае 1817 г. С этого момента начинается совершенно новая страница в биографии Жуковского. Этот переезд означал активное участие поэта в столичном культурной жизни (например, в деятельности литературного кружка "Арзамас", 1815-1818) и вместе с тем стал началом службы при дворе (1815) и учебно-педагогической деятельности Жуковского: поэт согласился на предложение, исходившей от двора, принять на себя обязанности чтеца императрицы Марии Федоровны, затем учителя русского языка великой княгини (впоследствии императрицы Александры Федоровны) с 1817 г. и, наконец, в 1826 г. - наставника наследника престола, великого князя Александра Николаевича (будущего Александра II).

Служебные обязанности не сделали, однако, Жуковского процветающего царского или сановника царедворца, потому что свои новые обязанности поэт-просветитель связывал со стремлением воспитать для России мудрого и широко образованного монарха, "отца" своих подданных, уважает обычаи и законы своей страны и стоит на страже ее национальных интересов. Поэтому, не прерывая своих литературных занятий, Ж. считал свои педагогические обязанности общей и важной частью всей своей деятельности, видел в их исполнении свой гражданский и общественный долг. Внешняя сторона жизни поэта течение всего петербургского периода определялась службой при дворе. С ней тесно связаны и заграничные поездки поэта: путешествие 1820-1821 г. по Германии (отразившийся в ряде путевых очерков "Путешествие по Саксонской Швейцарии", "Рафаэлева мадонна" и др.)., Путешествие по Германии и Франции 1826 - 1827 г., предпринятое с целью ознакомления с новейшими педагогическими системами, а также завершающий учебный курс наследника поездки конца 30 г. Программный характер носила и широко освещалась в российской периодике того времени поездка по России 1837 г., длившаяся с мая по декабрь. Частный характер (по преимуществу лечебный) имела поездка в Италию и Швейцарию 1832-1833 г. В течение 20-30 гг главным местом пребывания Ж. был Петербург, где поэт занимал одно из самых заметных мест в среде своих современников-литераторов. Единомышленник и близкий друг Пушкина, Ж. был надежным союзником в борьбе с Булгариным, активным и неизменным участником изданий пушкинского круга: альманаха "Северные цветы", пушкинского "Современника", а также других прогрессивных журналов 30 г. В 1832 г. он выступил в защиту И.В. Кириивського, журнал которого "Европеец" был запрещен Николаем 1 по доносу Булгарина. Творческое, духовное жизни поэта было неразрывно связано с прогрессивным социальной средой и прежде всего средой литературно-художественной: Жуковский принимал участие в судьбе многих литераторов, артистов, художников, пострадавших от произвола властей, ходатайствовал перед Николаем I за декабристов (Н.И . Тургенева, В. К. Кюхельбекера, А. Ф. Фон-дер-Бриггена, Ф. Н. Глинке), добиваясь смягчения их участи, помогал женам осужденных декабристов (А.Якушкиной, Е. П. Нарышкиной и др.. ).

Согласно образного выражения П. А.В А. Вяземского, Жуковский был "Представителем русской образованности перед троном безграмотным", хлопотал перед царем за А.И.Герцена, помогал поэтам из народной среды (А.Кольцову, Е.Милькиеву), ему был обязательства вязаный и свое освобождение от крепостной неволи Т. Г. Шевченко и многие другие его современники, сохранили о нем светлую память. Большая и разнообразная и помощь, Ж. делал Пушкину: поддерживал его в годы гонений и ссылки (1824-1826), неоднократно заступался за него перед Николаем I, улаживал намеченные между ними конфликты (например, "дело" об отставке Пушкина 1834 г .). В ноябре 1836 г. усилиями Ж. была предотвращена первая дуэль Пушкина с Дантесом. После трагического поединка 27 января 1837 Ж. стал душеприказчиком умирающего Пушкина, затем принял на себя заботы о его семье и о его рукописную наследству.

Участие Ж. по делам трагически погибшего Пушкина углубило внутренний разлад Ж. с двором и царским фамилией намечалось прежнему еще во время учебы наследника (см., напр., "Дневник 1834 г."), когда попытка применить на практике высокие педагогические принципы стала для Ж. источником трагических переживаний и глубокого духовного кризиса. Отношения с русской монархией обострились в конце 30 г. настолько, что, получив почетную отставку в 1841 г., Ж. принял решение переселиться в Германию, где весной 1841 г. женился на юной Елизавете фон Рейтерн, дочери своего старого друга художника Е. Рейтерна. С 1841 г. по самый конец жизни Ж. живет в разных городах Германии (Дюссельдорф, Баден-Бадене), не прерывая своих связей с родиной. Он делает несколько попыток вернуться в Россию (особенно настойчиво это стремление усиливается к концу 40 г.), однако состояние здоровья жены, надвигающейся слепота не позволяют ему осуществить своего намерения.

Последнее десятилетие творческой деятельности Ж. отмечено активной переводческой деятельностью, тягой к монументальной, эпической формы, широким интересом к народному эпосу не только европейских, но и восточных народов. Ж. переводит "Наля и Дамаянти" (1837-1843), "Рустема и Зораб" (1846-1847), обращается к гомеровском эпосе (от ранних опытов перевода "Илиады", относящихся к 1828 г., он переходит к переводу " Одиссеи ", над которым работает в течение 40 лет (впервые опубликована: Стихотворения В. Жуковского. - 5-изд. - СПб., 1849. - Т. VIII-IX). В 30-40 г. Ж. много пишет и переводит для детей. В 1831 г., соревнуясь с Пушкиным в Царском Селе, Ж. создает "Сказку о царе Берендее", используя фольклорный запись Пушкина, переводит "Спящую царевну", пишет шутливую "Войну мышей и лягушек", завершая эту линию своего творчества созданием в 1845 г. "Сказки о Иван-царевича и Серого Волка". В этой связи Ж. писал: "Мне хочется собрать несколько сказок, больших и малых, народных, но не одних русских, чтобы после выдать их, посвятив взрослым детям ". Под" взрослыми детьми "Ж. имел в виду народ, следовательно, до конца своих дней поэт не переставал думать о необходимости иметь литературу народную, охватывает интересы различных социальных слоев и возрастных групп. Ж. явился автором нескольких стихотворений, написанных им специально для детей "первого" (то есть самого младшего) возраста - это "Жаворонок", "Птичка", "Котик и козлик", а также сказки "Мальчик с пальчик". Произведением для юношества, несомненно, является переведена из Ламот Фуке "древняя повесть" "Ундина". В числе замечательных переводов Ж. - "Шильонский узник" Байрона (1822) и драматическая поэма Шиллера "Орлеанская дева" (1817-1821). Последним произведением Ж. стало лирическое стихотворение "Царскосельский сельский лебедь "(1851), в образной форме воссоздающее трагедию поэта, пережившего свое поколение и чувствует свое одиночество в новую историческую эпоху.


Литература


Литература Это незавершенная статья по литературы.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам