Надо Знать

добавить знаний



Жук Михаил Иванович



Михаил Иванович Жук
Жук М.JPG
Автопортрет (ксилография). Чернигов
Дата рождения 1883
Место рождения Каховка
Дата смерти 1964
Национальность Украинский
Гражданство Flag of the Soviet Union.svg СССР

Михаил Иванович Жук (* 1883, Каховка - 1964) - украинский художник.


Биография

Михаил Жук родился в городке Каховка Херсонская область в семье рабочего-маляра. Ему рано пришлось начать трудовую жизнь. С восьми лет работал на сезонных работах.

В 9-летнем возрасте Михаила отдали "в науку" в местный мастера Мелихова, где он красил заборы, пидмальовував вывески и образы, вычеркивал паркеты на полах.

Настоящее же профессиональное обучение началось в Киеве в Рисовальной школе Мурашко. В течение года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его ранние работы "Девушка в кресле", "Гуцул" (1902), "Женский портрет", "Девушка в польском костюме" (1903), "Портрет отца" (1904) отчетливо демонстрируют влияние западноевропейского модерна, тяготение к орнаментально-декоративного стиля . Прибегая к символике, автор видел основная задача художника не только в поэтизации образов, но и наполнении их ассоциативным содержанием.

Первая персональная выставка Михаила Жука на родине состоялась в Киеве (1904), в залах Городского музея (ныне Национальный музей). По его воспоминаний узнаем, что большого успеха она не имела, хотя меньше чем через год на выставке во Львове те же произведения получили громкий отклик не только поклонников изобразительного искусства, но и критики, в частности Ивана Труша.

Современные искусствоведы отмечают, что Михаил Жук был одним из самых ярких выразителей тенденций модерн в украинской живописи. Живопись в стиле модерн краковской школы был близок и понятен Иван Труш, но оказался чужим старой киевский интеллигенции.

Своим земляком Михаила Ивановича по праву считают чернигивчани. В их городе он прожил долгое время 1905-1916рр. Здесь хранится ныне значительная часть его художественных произведений. С Черниговом художника объединяла многолетняя дружба с семьей Коцюбинских, Николаем Лысенко, Николай Ворона, Павлом Тычиной. Бесспорно, портретная творчество Михаила Жука - ценный вклад в сокровищницу родной культуры. Григорий Сковорода, Тарас Шевченко, Иван Франко, Леся Украинской, Иван Нечуй-Левицкий, Марко Вовчок, Александр Мурашко - вот образы дорогих ему людей, которых он неустанно рисовал, которые оставил для нас, потомков. Это в основном погрудно изображения, представленные в различных ракурсах, динамические благодаря графической выразительности формы и психологической наполненности модели. Портреты имеют документальный характер, хотя и выполнены с большой степенью обобщения. Удачной передачи внутреннего состояния часто помогают точно выбранное фона, являющиеся символами творчества портретируемого. Приемы, с помощью которых строится форма.

Есть у Жука и портретная живопись. В 1925г. художник создал серию портретов плакатов (около 30-ти), в технике цветной литографии, в 1932p-блестящую серию гравюрных портретов (с натуры) украинских писателей, своих современников. Их выбор ярко показал идейную зрелость и политические убеждения Михаила Жука, которые совпадали с личными симпатиями художника к модели. В 1920-е годы Михаил Жук работал во многих областях изобразительного искусства. Ему были подвластны техники: офорта, дереворит, литографии, линорита. Он тщательно исследовал народный орнамент, чтобы, реконструировав его, создать свой, с помощью которого можно было бы украшать предметы быта. В народном духе он оформлял ткани и керамические изделия. Ряд пейзажей, превращены в орнамент цветы натюрмортов, декоративные панно свидетельствуют, что М. Жук достиг глубокого понимания народного искусства. Высокохудожественные монументальные панно "Черное и белое" [1912], "Сказка" [1914], "Хризантемы" [1919] - весомый вклад мастера в возрождение украинского декоративного панно. Весьма оригинальным в художественном оформлении Михаила Жука увидело свет издание "300 лучших украинских песен" [1904]. Художник прекрасно соединил достижения европейской графики с традициями украинской народной живописи, создав единый художественный организм, в котором рисунок унаочнював слово из народной песни. Михаил Иванович был и разносторонним графику. Увлекшись силуэтом, не преминул экслибриса, сделав хороший вклад в становление этого жанра в современном украинском искусстве. Следует сказать о находках художника в создании современной украинской азбуки и шрифта. Михаил Иванович считал, что в основе шрифта должны быть традиции, которые произвели славянские печатники протяжении многих веков. Сегодня мы пользуемся шрифтом, который очень близок к тому, разработанный Михаил Жук в 20-е годы. Впервые этот шрифт был использован для оформления обложки каталога архитектурного музея "Старая Одесса" [1926].

В поэтические пейзажи художник вкладывал философские мотивы о вечности движения в природе, быстротечности времени, Мимолетности человеческой жизни. В таком ассоциативно-метафорическом ключе написаны стихи "Горный поток", "Кому скажу печаль ...", "Долина", "Облака", "Туман поле покрывает", "Водопад", "Я славлю злотокосу осень" и др..

Михаил Иванович Жук - автор первого украинского венка сонетов [1918]. В своих прозаических произведениях писатель также рисует мир духовного упадка, мир, построенный на покупке и продаже начинается для человека в интимной сфере, отравленной пагубными страстями. Именно при столкновении человека, стремящегося нравственной чистоты, с окружающей действительностью завязываются психологические драмы, обладающих пластичностью образов, умением подать их в развитии, мастерством поэтического живописания природы, в которой четко отражается психологический строй человека.

Почти 40 лет творчество Михаила Ивановича Жука была тесно связана с Одессой (с 1925 по 1964-й). Здесь он преподавал и был проректором Художественного института.

Под его руководством началось активное изучение народного искусства. Михаил Иванович был правжним воспитателем молодежи, а эрудиция, культура и широкий кругозор учителя безумнивно отразились в формировании взглядов его учнив.Михайло Жук был уверен, что отсутствие связей профессионального искусства с искусством народным нивелирует художественное творчество и ведет к появлению различных формалистических течений и космополитизма . Его педагогические принципы до настоящего времени не потеряли свои ценности.

В 1928г. по инициативе профессора М.И.Жука на архитектурном факультете был открыт отдел майолики, который впоследствии превратился в керамический факультет. Михаил Иванович глубоко и всесторонне изучал технологию этого дела, поддерживал тесные связи с керамическими заводами страны, воспитал целую плеяду художников-керамистов. Занимался он и производством фарфора.

Последние годы жизни художник тяжело болел, был прикован к постели. В это время он предпочитал литературной деятельности: писал воспоминания, стихи, в которых почетное место было отведено Одессе, ее героическом прошлом и, конечно, морю. В поэтических этюдов о море он принимал эпиграфы из Гейне. Как настоящего степняка его привлекали в море пространство, бесконечность: "Шаланды несутся в бескрайнее море В розовом блеске напряженных парусов", - так писал поэт в одном из последних своих стихотворений, посвященном паруснике "Товарищ".

Новая волна интереса к творчеству Мастера пришла уже после его смерти. Оказалось, что в его квартире сохранились живопись и графика, литературные публикации и неизданные рукописи, гравировальные доски и расписная посуда. За короткое время все разошлось по музеях и частных коллекциях, а затем стало появляться на выставках, стало толчком к интенсивному изучению и публикации. Состоялось второе открытие художника и человека.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам