Надо Знать

добавить знаний



Журналистика



План:


Введение

Журналистика - это социальный институт, созданный с целью обеспечения всестороннего и объективного информирования всех субъектов общественной жизни о социальной действительности, что необходимо для оптимального функционирования всех других социальных институтов и общества в целом как саморегулирующейся системы.

Социальная миссия журналистики заключается в формировании общественного мнения и управлении массовыми эмоциями. Функционирования журналистики обеспечивается в современном мире через ее инфраструктуру, которая состоит из технических, информационных, организационно-управленческих и учебных учреждений.

Во журналистикой понимают также практику сбора, интерпретации информации о событиях, темы и тенденции современной жизни, представления в различных жанрах и формах, и последующего распространения на массовую аудиторию.

Журналистика институционально является частью полисистемы средств массовой информации, то есть входит в многофункциональные институты общества, такие, как: пресса, телевидение, радио, интернет и др..

С точки зрения общественных интересов, журналистика адаптирует часть научно-практического знания данных групп для восприятия массовым сознанием в целях принятия другими социальными группами моделей поведения, идеологии (культуры, морали, этики, эстетики) и способов развития.

Часть исследователей считает, что существуют два основных направления журналистики - журналистика исследования и журналистика расследования. Журналист исследователь, как правило работает с открытыми (доступными) источниками информации, в расследовании журналист вторгается в область закрытой (не доступной) информации. Согласно методики работы в том и другом направлениях различны. В демократических странах журналистов-расследователей принято называть "цепными псами демократии", или "разгребателями грязи". Следует отметить, что биполярное подход направлениям журналистики сегодня оспаривается и признается упрощенным.

Журналистика как наука - система художественных, культурологических, исторических, социологических и др. дисциплин, охватывающая полный цикл создания и управления практической журналистикой в обществе, ее влияния на изменения общественных процессов.

Слово журналистика введено в русский язык Николаем Полевым. Человека, профессионально занимается журналистикой, принято называть журналистом.


1. Структура

Журналистика включает:

  • Систему произведений, подготовленных в определенных жанрах и формах для размещения в средствах массовой информации;
  • Коммуникационный институт общества, организационно состоит из сети профильных учреждений;
  • Совокупность творческих профессий, необходимых для сбора, отбора, обработки, создания, распространения социальной информации массовой аудитории.
  • Специальные носители социально-СМИ (пресса, телевидение, радио, Интернет).

ТИПЫ ЖУРНАЛИСТИКИ: цифровая, бумажная, изобразительно-звуковая, звуковая, изобразительная (комбинированная).

Категории журналистики:

  • Конвергентная журналистика
  • Мультимедийная журналистика
  • Компьютерная журналистика

Виды журналистики:

  • прессовая (газетно-журнальная) (газеты, журналы, бюллетени, альманахи)
  • телевизионная (каналы, программы, передачи, фильмы, прочее)
  • радийная (каналы, программы, передачи, другое)
  • интернетный (интернет-издания, интернет-версия издания, сайт-издания, другое)

гражданская журналистика (новый подвид интернетной ж-ки, где репортером может стать любой, кто размещает общественно-важную информацию в своем блоге, публичном видео или фотосервере, профили в социальных сетях)

  • агентская (для информационных агентств)
  • фотографическая (таблоиды т.п.)
  • кинематографическая (киноканал, кинохроника, киножурнал, кинопрограмма т.п.)

Тематические специализации журналистики:

  • социальная журналистика;
  • политическая журналистика;
  • деловая журналистика;
  • коммерческая;
  • некоммерческая;
  • международная журналистика;
  • аграрная журналистика;
  • спортивная журналистика;
  • научная журналистика;
  • юридическая журналистика;
  • медицинская журналистика;
  • религиозная;
  • другая отраслевая журналистика

Аудиторные специализации журналистики:

  • Женская
  • Мужская
  • Молодежная
  • Детская
  • Пенсионерская

2. Классификация

Журналистику можно разделить на:

  • профессиональное (которую выполняют журналисты) и непрофессиональную;
  • прессовое (для газет и журналов), агентскую (для информационных агентств), фото, радио, телевизионную и Интернет журналистике;
  • коммерческую (направленную на получение прибыли владельцами медиа) и некоммерческую (для общественных, государственных и религиозных организаций);
  • местную, общенациональную и международную;
  • политическую, экономическую, спортивную, культурную и иную социальную

3. История журналистики

Корнями журналистика идет к протожурналистикы. Политическую информацию в Средневековье доставляли глашатаи, герольды, курьеры и вестники, которые зачитывали указы, реляции и рескрипты, иногда с авторскими комментариями. Отчасти поэтому в современной журналистике названия газет и журналов напоминают об этих гонцов: "Курьер ЮНЕСКО", Daily Herald (герольд), "Московский вестник", Chicago Tribune (трибуна - место для речей), "Форум" (площадь в Риме, где проходила агора - народное собрание) и т. д.

Relation aller F?rnemmen und gedenckw?rdigen Historien, опубликована в 1605 в в Страсбургзи и считается первой газетой. Первым успешным ежедневным изданием на английском языке была британская газета The Daily Courant, которую видел мир с 1702 по 1735 й. [1] Со временем пресса оформилась как влиятельный социальный инструмент под титулом Четвертая власть. [2]

За четыре века существования журналистика доказала свою способность обеспечивать саморегулирования общества, прочно вошла в механизмов общественного самоуправления, стала важнейшим субъектом социального управления. В тоталитарном обществе роль журналистики сводится к агитации и пропаганды, то есть передачи готовой, создаваемой в партийных комитетах информационной продукции потребителям. В свободном демократическом обществе роль журналистики неизмеримо возрастает, она сама превращается в "фабрику новостей", ее сотрудники сами собирают, обрабатывают и изготавливают информацию, без которой невозможно существование никакого другого субъекта общественной действительности. Такое большое значение журналистики как социального института сегодня.


4. Функции журналистики

Выделяют общие и специальные функции журналистики.

Общие функции относятся к числу основных, связанные с атрибутивными признаками журналистики, выполняемых каждым прессовым изданием, ТРК или электронным ресурсом без исключения, независимо от его размера, тиража или адресной направленности.

1. Важнейшая общая функция журналистики - сбор, обработка и распространение информации. Только в пределах этой главнейшей функции могут реализоваться другие ее задачи. Информационную функцию выполняют все печатные периодические издания, радиостанции и телестудии, электронные газеты и журналы. Даже развлекательные газеты или радио и телепередачи информируют свою аудиторию в области определенным образом обозначенной тематики.

2. Вторая общая функция журналистики заключается в формировании ней общественного мнения. Создание с помощью информации общественного мнения и общественного сознания является также важнейшим задачам журналистики. Сущность даже не в том, что информация никогда не бывает беспристрастной, а в том, что в современном мире она является строительным материалом для общественного мнения и эта последняя не может быть сформирована и выявленные иначе, чем через социальный институт массовой информации. Все другие способы ее обнаружения должны рассматриваться как факультативные по сравнению с главным способом - журналистикой. Эту функцию журналистика выполняет в демократическом обществе, организуя на своих страницах обсуждения важных социальных проблем, предоставляя возможность выступления для всех заинтересованных по широкому кругу актуальных вопросов.

Специальные функции имеют локальный характер, характеризуют журналистику с того или иного конкретного стороны, их выполнение не является очень обязателен для каждого участника массово-информационной деятельности. Так, развлекательная газета может не содержать идеологических материалов и отнюдь не осуществлять функции социальной критики ("сторожевой собаки"), так же как партийная газета не заниматься развлечением и отдыхом своих читателей. Но в целом специальные функции в своей совокупности является важным фактором деятельности прессы и характеристики журналистики в целом, а значит должны быть осмыслены теоретико-журналистской наукой.

1. Организационная функция журналистики проявляется в том, что общество самоорганизуется и структурируется благодаря журналистике. Через журналистику гражданское общество оказывает влияние на государственные, хозяйственные и общественные учреждения и организации, добивается разработки и принятия необходимых решений, осуществляет разъяснение принимаемых государственных решений и постановлений. Журналистика группируют людей по интересам: политическими, экономическими, профессиональными, художественными. Структура СМИ отражает политическую, профессиональную, экономическую, возрастную т.д. структуру общества.

2. Функция "сторожевой собаки" (социальной критики). Термин возник в американской теории журналистики. Он спертый на образ сторожевой собаки, пристально охраняет покой господаревого дома и громко лает при приближении опасности. Сущность этой функции заключается в борьбе журналистики с общественными пороками или болезнями, в защите законности и правопорядка от тех, кто пытается их нарушать, от коррумпированного чиновничества и т. п. Иными словами, в рамках этой функции журналистика осуществляет широкомасштабную социальную критику, открывает пути к стабилизации или улучшения общественной жизни, становится необходимым элементом совершенствования общества или защищает его от неоправданных социальных экспериментов.

3. Идеологическая функция журналистики связана с пропагандой определенных жизненных ценностей и агитацией на их поддержку. Эти понятия близки, но имеют существенные различия. Если пропаганда - это деятельность журналистики в деле распространения идей, утверждение определенной идеологии, формирование исторического сознания и художественной картины мира, то агитация - это деятельность журналистики в деле распространения оперативной информации, активно формирует позицию читателя, подавая ему, как правило, примеры для подражания. От пропаганды и агитации неотделима партийная журналистика, такой же пропагандистский, по определению, характер имеет сегодня и религиозная журналистка. Но и общие СМИ также ориентированы на пропаганду и агитацию здорового образа жизни, нравственных национальных и общечеловеческих ценностей.

4. Культурная (культуротвирна) функция журналистики. Она может быть рассмотрена в трех аспектах.

Во-первых, журналистика выполняет функцию распространения культуры. Развитый литературный процесс невозможен без разветвленной системы литературно-художественной журналистики, которая является местом першодруку большого количества произведений, репродукций живописи и фотоискусства. Таким образом, журналистика, рядом с книгой, является важнейшим носителем культуры.

Во-вторых, журналистика дает широкую хронику художественной жизни, информирует о событиях в мировой культуре; вводит свои национальные явления в контекст международных художественных процессов. Разнообразный мир культуры: малярные выставки, театральные премьеры, книжные новинки, сборы или съезды творческих союзов, проведения творческих конкурсов и др.. - Такие и подобные явления становятся предметом отражение на страницах СМИ.

В-третьих, журналистика является руслом, в котором движется художественная критика. Критика, зародившись исключительно как явление журналистики, и сегодня, за некоторым исключением существования книжного разновидности, остается в значительной степени составной частью деятельности СМИ. Учитывая огромные объемы книжной продукции, существующих в современном мире, критика правит для читателей за компас в книжном море, помогает сориентироваться в подборе лектури. С определенной степени метафоричности можно сказать, что сегодня литература остается вещью в себе без критики, призванной дать истолкование художественным произведениям, осмыслить пути и направления литературного движения. Таким образом, журналистика является не только носителем непосредственной эстетической информации, но и способом формирования критических оценок, интерпретаций произведений и художественного процесса в целом, создания спроса на явления культуры и искусства.

5. Развлекательная функция журналистики является объективно необходимым, поскольку человек не может работать круглосуточно, находиться постоянно в напряжении, а требует расслабления и отдыха. А значит и от журналистики как универсальной модели действительности и человеческой деятельности она ожидает участия в процессе своего отдыха.

Развлекательная функция проявляется в публикации на страницах прессы кроссвордов, анекдотов, страниц юмора, в создании на радио и телевидении развлекательных программ. Развлекательная часть в современных СМИ дает приятное и полезное времяпрепровождение, обеспечивает восстановление физических сил, психическое разгрузки читателя.

6. Рекламная функция журналистики. Реклама - любое публичное сообщение, направленное на то, чтобы способствовать продаже покупке или аренде товара или услуги, распространять любую идею или взгляды или достигать определенного эффекта, желаемого для рекламодателей, и для которого выделены площадь или эфирное время за оплату от рекламодателя или по другой подобной причине. В рыночном обществе реклама - важный источник финансирования журналистики. Однако будучи элементом социальной коммуникации, реклама не является непосредственным продуктом системы журналистики и не должна производиться этой системы. Природа рекламного продукта существенно отличается от журналистской информации. Задача журналистики - служить обществу правдой, адекватно отражать социальную действительность. Задача рекламы - обслуживать, обеспечивать продвижение товаров, услуг, коммерческих фирм, общественных деятелей.

Разнообразные функции журналистики отражают то огромное место, которое играет она в современном мире. В широком смысле характер деятельности журналиста может быть определен как социальная педагогика, поскольку сущность его профессии - в постоянном воздействии на сознание читателя. Журналистика дорабатывает то, что, возможно, не сделали в свое время родители и учителя, - просвещает читательские массы, воспитывает их на основе общечеловеческих идеалов и ценностей, сплачивает на основе украинского патриотизма.


5. Профессиональные стандарты

Появление профессиональных стандартов современной журналистики во многом завдячуеться Би-Би-Си, которая первой стала работать на принципах публичного выступления. Т.е. целью этой корпорации является не достижение прибыли, не воздействие на массовое сознание, а удовлетворения тех потребностей, которые имеет общенациональная аудитория. Независимо от того, в каких медиа работают журналисты и какую политику ведут их редакции, профессиональные стандарты остаются для всех одинаковыми.

Корпорация защищает общественный интерес. Из этого следует, что главной мотивацией для журналиста или редактора в дискуссии о том, должен попасть в эфир тот или иной сюжет или нет, является отстаивание этого интереса. Отмечается, что единого определения общественного интереса не существует. Но в этом контексте сотрудники Би-Би-Си должны учитывать следующее:

  • обличения или выявления преступлений;
  • разоблачения антиобщественного поведения;
  • разоблачение коррупции и несправедливости;
  • раскрытие существенной некомпетентности или небрежности;
  • защита здоровья и безопасность людей;
  • защита людей от введения в заблуждение любой заявлением или действием отдельного лица или организации;
  • раскрытия информации, что позволяет людям принять гораздо информованише решения по общественно важным вопросам;
  • свобода самовыражения.

Вообще каждая тема имеет более двух сторон. Поэтому беспристрастности в программах, освещающих фактический материал, нельзя достичь путем простого математического уравновешивания, где каждая точка зрения дополняется противоположной. Также: соблюдение принципа должной беспристрастности не требует абсолютной нейтральности в каждом вопросе. Программа, связанная с изложением фактов на спорные общественно-политические темы или по спорным вопросам политики или производства, соответствовать принципу надлежащей беспристрастности в том случае, если она выкладывает их честно, точно и правдиво. Отдельно отмечается, что Би-Би-Си стремится к сбалансированности общественного интереса относительно свободы выражения с законным ожиданиям неприкосновенности частной жизни отдельных лиц.

Итак, редакционные ценности Би-Би-Си формулируются следующим образом:

  • правдивость и точность;
  • беспристрастность и многообразие точек зрения;
  • редакционная честность и независимость;
  • служения общественным интересам;
  • справедливость;
  • неприкосновенность частной жизни;
  • ущерба и образ (уравновешивания права на передачу и публикацию новой и противоречивой информации с ответственностью по защите уязвимых людей);
  • дети (специфическая аудитория, которая требует собственного комплексного подхода);
  • подотчетность (перед аудиторией).

Принципы подачи новостей:

  • Мы рассказываем обо всем первыми.
  • Мы рассказываем обо всем точно.
  • Мы всегда знаем происхождения наших новостей.
  • Мы предоставляем слово всем заинтересованным и не становимся ни на чью сторону.
  • Мы рассказываем о фактах, а не о нашем отношении к ним. Мы не даем оценок событиям, участникам событий или явлений.
  • Мы привлекаем лучших, различных, независимых экспертов для адекватной оценки сложных для понимания событий и явлений.
  • Мы не оставляем "белых пятен".
  • Мы говорим с людьми на одном языке.

6. Журналистская этика

Первичным критерием нравственности, обобщающим моральным принципом, общей основой существующих норм в демократическом государстве является гуманизм, адресованное одному человеку и всем людям одновременно. Гуманистические принципы придают значение журналистским материалам и с точки зрения отдельной личности, и с точки зрения человечества. Воспроизводя действительность по законам человечности и духовности, журналист должен отдавать предпочтение общезначимым гуманистическим ценностям как высшим. Однако в этом и заключается проблема - настоящие ценности могут доминировать лишь у журналистов, которые являются личностями и которых можно характеризовать как людей духа, чести и слова. Журналист постоянно делает выбор между добром и злом, как и каждый человек.

Главные этические принципы работы СМК:

  • Мы заботимся о нравственности наших сообщений.
  • Мы не вмешиваемся в чужую частную жизнь.
  • Только приговор суда дает нам право назвать человека виновным.
  • Мы не причиняем дополнительных страданий жертвам преступления.
  • Мы до конца защищаем наши источники информации.
  • Мы собираем информацию только законным способом.
  • Мы собираем открытую и доступную информацию.
  • Мы не воруем мыслей.
  • Мы не сортируем людей по какому-либо признаку.
  • Мы не берем взяток.
  • Мы особенно осторожны с правами детей.
  • Мы уважаем чужую доверие.

7. Журналистика и наука

Несмотря на то, что нет науки журналистика, много высших учебных заведений (ВУЗов) разных стран готовят журналистов и изучают журналистику как социальное явление. Вместе с тем, очень много профессиональных журналистов никогда специально журналистике не учились.

В вузах учебный процесс для журналистов во многом схож с подготовкой филологов, но преподаются и специфические дисциплины. В Украине широко известный Институт журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Факультеты журналистики у Львовском, Харьковском, Полтавском, Запорожском университетах.


8. Медиаекономика и экономика СМИ

Основным источником дохода большинства СМИ является размещение рекламных и других коммерческих материалов. Распространяя тексты и рекламу, СМИ становятся одновременно и инструментом, стимулирующим потребление, и важным каналом информации о новых товарах и услугах. Информация, которая распространяется через различные коммуникационные каналы, такие как печатная пресса, телевидение и радиовещание, продвижение медиа в коммуникационных сетях, таких как мобильная связь и интернет, становятся источником получения доходов, и могут быть рассмотрены как особый сектор экономики.

В современном обществе, однако, сама информация зачастую оказывается товаром. Этим обусловлено существование большого количества СМИ, не содержат рекламных материалов, а полностью финансируются различными организациями, правительствами, общественными объединениями и движениями.


9. Жанры журналистики

Существует жанровое разнообразие:

1.Информацийни хроника, информация, расширенная информация, заметка, интервью, отчет, репортаж, специальный репортаж, пресс-опрос и др..
2.Аналитични корреспонденция, комментарий, статья, письмо, рецензия, беседа, эксперимент, рейтинг, характеристики, мемуары и др..
3.Художньо-публицистические зарисовка, эссе, очерк, пасквиль, фельетон, памфлет, история, некролог и др..
4.Шоу-жанр игры, конкурсы, реалити-шоу и др..

Журналистика как профессия предполагает специализацию.


См.. также

Наука о журналистике называется журналистиковедении и исследует проблемы журналистской деятельности, творчества, СМИ и т.д.

Литература

  • Михайлин И.Л. Основы журналистики: учебник. К.: Центр учебной литературы. - 2011.
  • Апр С.М. Массовые коммуникации. - М.: Изд. дом "Киево-Могилянская академия". - 2006.
  • Приступенко Т. А. Теория журналистики, этические и правовые основы деятельности средств массовой информации. - К., 2004
  • Вайшенберг С. Новостная журналистика. - М.: Академия украинской прессы. - 2004.
  • Ла Рош Вальтер фон. Введение в практической журналистики. - М.: Академия украинской прессы. - 2004.
  • Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. - М.: Аспект Пресс. - 2003.
  • Ворошилов В. В. Журналистика. - СПб.: Издательство Михайлова .. - 2000.
  • Михайлов С.А Журналистика Соединенных Штатов Америки. - СПб.: Издательство Михайлова. - 2004.
  • Stephan Ru?-Mohl: Journalismus. Das Hand-und Lehrbuch. Frankfurt aM 2003, ISBN 3-934191-62-2.
  • Wolf Schneider, Paul-Josef Raue: Das neue Handbuch des Journalismus. 2. ?berarb. Auflage. Reinbek 2006.
  • Mark Briggs: Journalism 2.0: How to Survive and Thrive, PDF (PDF 2.0MB, 132 S.), J-Lab: The Institute for Interactive Journalism, University of Maryland Philip Merrill College of Journalism, 2007
  • Florence Aubenas et Miguel Benasayag, La Fabrication de l'information. Les journalistes et l'id?ologie de la communication, ?d. La D?couverte.
  • Pierre Bourdieu, Sur la t?l?vision, Liber-Raisons d'agir, 1996.
  • Jacques Le Bohec, Les Rapports presse-politique, L'Harmattan, 1997.
  • Jacques Le Bohec, ?lections et t?l?vision, Presses universitaires de Grenoble, 2007.
  • Jacques Le Bohec, Dictionnaire du journalisme et des m?dias, Presses universitaires de Rennes, 2010.
  • H?l?ne de Maleissye, Le Filtre m?diatique, Paroles de journalistes, ?d. Indiciel, 2006.
  • Jean-Luc Martin-Lagardette, Le Guide de l'?criture journalistique, ?d. La D?couverte 2009 (7e ?dition)

Примечания

  1. Concise History of the British Newspaper in the Eighteenth Century - www.bl.uk/reshelp/findhelprestype/news/concisehistoryofthebritishnewspaper/britnews18th
  2. The Fourth Estate - www.fourth-estate.com - Media Analysis

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам