Надо Знать

добавить знаний



Законодательная власть



План:


Введение

Законодательная власть - одна из трех независимых составляющих государственной власти, наряду с исполнительной и судебной властями. Законодательная власть это - делегирована народом своим представителям в парламенте государственная власть, которая имеет исключительное право принимать законы. Законодательная власть отвечает за обсуждение и провозглашения законов, а также за проверку работы исполнительной и судебной ветвей власти.

В условиях репрезентативной демократии законодательную власть перенимает парламент (собрание представителей). В государствах с элементами прямой демократии в роли законодателя может выступать народ.

Основным направлением деятельности органов законодательной власти является принятие законов, внесение изменений в законодательство и даже Конституции Украины, если это предусмотрено законодательством.

Законодательная власть является независимой и самостоятельной ветвью власти. Основные признаки законодательной власти Украины: Статья 102.

Президент Украины является главой государства и выступает от его имени.

Президент Украины является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина.


Статья 103.

Президент Украины избирается гражданами Украины на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет.

Президентом Украины может быть избран гражданин Украины, достигший тридцати пяти лет, имеющий право голоса, проживающий в Украине в течение десяти последних перед днем ​​выборов лет и владеет государственным языком.

Одно и то же лицо не может быть Президентом Украины более двух сроков подряд.

Президент Украины не может иметь другого представительского мандата, занимать должность в органах государственной власти или в объединениях граждан, а также заниматься иной оплачиваемой либо предпринимательской деятельностью или входить в состав руководящего органа или наблюдательного й совета предприятия, имеющего целью получение прибыли.

Очередные выборы Президента Украины проводятся в последнее воскресенье октября пятого года полномочий Президента Украины. В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины выборы Президента Украины проводятся в период девяноста дней со дня пре ния полномочий. Порядок проведения выборов Президента Украины устанавливается законом.


Статья 104.

Новоизбранный Президент Украины вступает на пост не позднее чем через тридцать дней после официального объявления результатов выборов, с момента принесения присяги народу на торжественном заседании Верховной Рады Украи ны.

Приведение Президента Украины к присяге осуществляет Председатель Конституционного Суда Украины. Президент Украины приносит следующую присягу:

"Я, (имя и фамилия), волей народа избранный Президентом Украины, вступая на этот высокий пост, торжественно присягаю на верность Украине. Обязуюсь всеми своими делами защищать суверенитет и независимость Украины, заботиться о благе Отчизны и благосостояния т украинского народа , отстаивать права и свободы граждан, соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, исполнять свои обязанности в интересах всех соотечественников, повышать авторитет Украины в мире ".

Президент Украины, избранный на внеочередных выборах, приносит присягу в пятидневный срок после официального объявления результатов выборов.


Статья 105.

Президент Украины пользуется правом неприкосновенности на время исполнения полномочий.

За посягательство на честь и достоинство Президента Украины виновные лица привлекаются к ответственности на основании закона.

Звание Президента Украины охраняется законом и сохраняется за ним пожизненно, если только Президент Украины не был смещен с поста в порядке импичмента.


Статья 106.

Президент Украины:

  1. обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемство государства;
  2. обращается с посланиями к народу и с ежегодными и внеочередными посланиями к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины;
  3. представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры Украины;
  4. принимает решение о признании иностранных государств;
  5. назначает и освобождает глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств;
  6. назначает всеукраинский референдум относительно изменений Конституции Украины соответственно статье 156 Конституции, провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе;
  7. назначает внеочередные выборы в Верховную Раду Украины в сроки, установленные этой Конституцией;
  8. прекращает полномочия Верховной Рады Украины, если в течение тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться;
  9. назначает с согласия Верховной Рады Украины Премьер-министра Украины; прекращает полномочия Премьер-министра Украины и принимает решение о его отставке;
  10. назначает по представлению Премьер-министра Украины членов Кабинета Министров Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также глав местных государственных администраций и прекращает их полномочия на этих должностях;
  11. назначает с согласия Верховной Рады Украины на должность Генерального прокурора Украины и освобождает его от должности;
  12. назначает половину состава Совета Национального банка Украины;
  13. назначает половину состава Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания;
  14. назначает на должности и освобождает от должностей с согласия Верховной Рады Украины Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины, Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины;
  15. образует, реорганизует и ликвидирует по представлению Премьер-министра Украины министерства и другие центральные органы исполнительной власти, действуя в пределах средств, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти;
  16. отменяет акты Кабинета Министров Украины и акты Совета министров Автономной Республики Крым;
  17. является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны государства;
  18. возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины;
  19. вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против Украины;
  20. принимает в соответствии с законом решение о всеобщей или частичной мобилизации и введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях в случае угрозы нападения, опасности для государственной независимости Украины;
  21. принимает в случае необходимости решение о введении в Украине или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, а также объявляет в случае необходимости отдельные местности Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации ѕ с последующим утверждением этих решений Верховной Радой Украины;
  22. назначает треть состава Конституционного Суда Украины;
  23. создает суды в определенном законом порядке;
  24. присваивает высшие воинские звания, высшие дипломатические ранги и иные высшие специальные звания и классные чины;
  25. награждает государственными наградами; устанавливает президентские отличия и награждает ими;
  26. принимает решение о принятии в гражданство Украины и прекращении гражданства Украины, о предоставлении убежища в Украине;
  27. осуществляет помилование;
  28. создает в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, для осуществления своих полномочий консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы и службы;
  29. подписывает законы, принятые Верховной Радой Украины;
  30. имеет право вето относительно принятых Верховной Радой Украины законов с последующим возвращением их на повторное рассмотрение Верховной Рады Украины;
  31. осуществляет другие полномочия, определенные Конституцией Украины.

Президент Украины не может передавать свои полномочия другим лицам или органам.

Президент Украины на основе и во исполнение Конституции и законов Украины издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными к исполнению на территории Украины.

Акты Президента Украины, изданные в пределах полномочий, предусмотренных пунктами 3, 4, 5, 8, 10, 14, 15, 17, 18, 21, 22, 23, 24 этой статьи, скрепляются подписями Премьер-министра Украины и министра, ответственного за акт и его выполнение.


Статья 107.

Совет национальной безопасности и обороны Украины является координационным органом по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины.

Совет национальной безопасности и обороны Украины координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны.

Председателем Совета национальной безопасности и обороны Украины является Президент Украины.

Персональный состав Совета национальной безопасности и обороны Украины формирует Президент Украины.

В состав Совета национальной безопасности и обороны Украины по должности входят Премьер-министр Украины, Министр обороны Украины, Председатель Службы безопасности Украины, Министр внутренних дел Украины, Министр иностранных дел Украины.

В заседаниях Совета национальной безопасности и обороны Украины может принимать участие Председатель Верховной Рады Украины.

Решение Совета национальной безопасности и обороны Украины вводятся в действие указами Президента Украины.

Компетенция и функции Совета национальной безопасности и обороны Украины определяются законом.


Статья 108.

Президент Украины исполняет свои полномочия до вступления на пост новоизбранного Президента Украины.

Полномочия Президента Украины прекращаются досрочно в случае:

  1. отставки;
  2. невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья;
  3. устранение с поста в порядке импичмента;
  4. смерти.


Статья 109.

Отставка Президента Украины вступает в силу с момента провозглашения им лично заявления об отставке на заседании Верховной Рады Украины.


Статья 110.

Невозможность исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья должна быть установлена ​​на заседании Верховной Рады Украины и подтверждена решением, принятым большинством от ее конституционного состава на оснований и письменного представления Верховного Суда Украины ѕ по обращению Верховной Рады Украины, и медицинского заключения.


Статья 111.

Президент Украины может быть смещен с поста Верховной Радой Украины в порядке импичмента в случае совершения им государственной измены или другого преступления.

Вопрос о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента инициируется большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Для проведения расследования Верховная Рада Украины создает специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи.

Выводы и предложения временной следственной комиссии рассматриваются на заседании Верховной Рады Украины.

При наличии оснований Верховная Рада Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава принимает решение об обвинении Президента Украины.

Решение о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента принимается Верховной Радой Украины не менее чем тремя четвертями ее конституционного состава после проверки дела Конституционным Судом Украины и получения его заключения о Доде ржание конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и получения заключения Верховного Суда Украины о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или другого преступления.


Статья 112.

В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины в соответствии со статьями 108, 109, 110, 111 настоящей Конституции исполнение обязанностей Президента Украины на период до избрания и вступления на пост нового Президиума нта Украины возлагается на Премьер-министра Украины. Премьер-министр Украины в период исполнения им обязанностей Президента Украины не может осуществлять полномочия, предусмотренные пунктами 2, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 22, 25, 27 статьи 106 Конституции Украины. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ.

ДРУГИЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Статья 113.

Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти. Кабинет Министров Украины ответственен перед Президентом Украины и подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины в пределах, предусмотренных в статьях 85, 87 Конституции Украины. Кабинет Министров Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины.


Статья 114.

В состав Кабинета Министров Украины входят Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр, три вице-премьер-министры, министры.

Премьер-министр Украины назначается Президентом Украины с согласия более половины от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Персональный состав Кабинета Министров Украины назначается Президентом Украины по представлению Премьер-министра Украины.

Премьер-министр Украины руководит работой Кабинета Министров Украины, направляет ее на выполнение Программы деятельности Кабинета Министров Украины, одобренной Верховной Радой Украины.

Премьер-министр Украины входит с представлением к Президенту Украины о создании, реорганизации и ликвидации министерств, других центральных органов исполнительной власти в пределах средств, предусмотренных Государственным бюджетом Украины на содержание этих органов.


Статья 115.

Кабинет Министров Украины слагает полномочия перед новоизбранным Президентом Украины.

Премьер-министр Украины, другие члены Кабинета Министров Украины имеют право заявить Президенту Украины о своей отставке.

Отставка Премьер-министра Украины влечет отставку всего состава Кабинета Министров Украины.

Принятие Верховной Радой Украины резолюции недоверия Кабинету Министров Украины влечет отставку Кабинета Министров Украины.

Кабинет Министров Украины, отставка которого принята Президентом Украины, по его поручению продолжает выполнять свои полномочия до начала работы вновь сформированного Кабинета Министров Украины, но не более шестидесяти дней.

Премьер-министр Украины обязан подать Президенту Украины заявление об отставке Кабинета Министров Украины по решению Президента Украины или в связи с принятием Верховной Радой Украины резолюции недоверия.


Статья 116.

Кабинет Министров Украины:

  1. забезпечує державний суверенітет і економічну самостійність України, здійснення внутрішньої і зовнішньої політики держави, виконання Конституції і законів України, актів Президента України;
  2. вживає заходів щодо забезпечення прав і свобод людини і громадянина;
  3. забезпечує проведення фінансової, цінової, інвестиційної та податкової політики; політики у сферах праці й зайнятості населення, соціального захисту, освіти, науки і культури, охорони природи, екологічної безпеки і природокористування;
  4. розробляє і здійснює загальнодержавні програми економічного, науково-технічного, соціального і культурного розвитку України;
  5. обеспечивает равные условия развития всех форм собственности, осуществляет управление объектами государственной собственности в соответствии с законом;
  6. разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины и обеспечивает выполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины, подает Верховной Раде Украины отчет о его исполнении;
  7. осуществляет меры по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины, общественного порядка, борьбы с преступностью;
  8. организует и обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности Украины, таможенного дела;
  9. направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти;
  10. осуществляет другие полномочия, определенные Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины.


Статья 117.

Кабинет Министров Украины в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, являющиеся обязательными к исполнению.

Акты Кабинета Министров Украины подписывает Премьер-министр Украины.

Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины, министерств и других центральных органов исполнительной власти подлежат регистрации в порядке, установленном законом.


Статья 118.

Исполнительную власть в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации.

Особенности осуществления исполнительной власти в городах Киеве и Севастополе определяются отдельными законами Украины.

Состав местных государственных администраций формируют главы местных государственных администраций.

Председатели местных государственных администраций назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины.

Председатели местных государственных администраций при осуществлении своих полномочий ответственны перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины, подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня.

Местные государственные администрации подотчетны и подконтрольны советам в части полномочий, делегированных им соответствующими районными или областными советами.

Местные государственные администрации подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня.

Решения председателей местных государственных администраций, противоречащие Конституции и законам Украины, другим актам законодательства Украины, могут быть согласно закону отменены Президентом Украины или председателем местной государственной администрации высшего уровня.

Областной или районный совет может выразить недоверие председателю соответствующей местной государственной администрации, на основании чего Президент Украины принимает решение и дает обоснованный ответ.

Если недоверие председателю районной или областной государственной администрации выразили две трети депутатов от состава соответствующего совета, Президент Украины принимает решение об отставке председателя местной государственной администрации.


Статья 119.

Местные государственные администрации на соответствующей территории обеспечивают:

  1. исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов исполнительной власти;
  2. законность и правопорядок; соблюдение прав и свобод граждан;
  3. выполнение государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития, программ охраны окружающей среды, а в местах компактного проживания коренных народов и национальных меньшинств ѕ также программ их национально-культурного развития;
  4. подготовку и выполнение соответствующих областных и районных бюджетов;
  5. отчет об исполнении соответствующих бюджетов и программ;
  6. взаимодействие с органами местного самоуправления;
  7. реализацию других предоставленных государством, а также делегированных соответствующими советами полномочий.


Статья 120.

Члены Кабинета Министров Украины, руководители центральных и местных органов исполнительной власти не имеют права совмещать свою служебную деятельность с другой работой, кроме преподавательской, научной и творческой во внерабочее время, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия, имеющего целью получение прибыли.

Организация, полномочия и порядок деятельности Кабинета Министров Украины, других центральных и местных органов исполнительной власти определяются Конституцией и законами Украины.


1. Органы законодательной власти

1.1. Верховная Рада Украины - как орган законодательной власти Украины

Действующая Конституция Украины закрепила качественно новую организацию государственной власти. Отказавшись от иерархической, вертикальной системы организации государственной власти, которая существовала в Украине до обретения независимости, она восприняла общепризнанный принцип организации государственной власти - принцип разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы государственной власти Украины стали равноправными и независимыми друг от друга.

Верховная Рада, по Конституции, окончательно утратила бывший статус высочайшего органа государственной власти и впервые приобрела всех основных черт парламента Украины - единого, общенационального, представительного, коллегиального, выборного, однопалатного, постоянно действующего органа законодательной власти Украины.

Приоритетной чертой украинского парламента как органа законодательной власти есть единственность, исключительность, универсальность в системе органов государственной власти, что обусловлено прежде всего унитарным характером нашего государства, то есть государственным устройством, уже упомянутым делением государственной власти, его внутренней структурой и др..

Ныне в Украине не существует других органов законодательной власти - общенациональных или местных - кроме Верховной Рады. До 1992 г. в период между сессиями Верховной Рады законодательную власть осуществлял ее Президиум путем внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты,

Верховная Рада и есть общенациональным представительным органом государственной власти, поскольку она представляет весь украинский народ - граждан Украины всех национальностей и выступает от имени всего народа. Это следует как из преамбулы Конституции и ее содержания, так и из названия парламента - "Верховная Рада Украины".

Коллегиальный характер Верховной Рады как парламента Украины состоит в ее составе и порядке работы. Верховная Рада состоит из 450 народных депутатов (ст. 76 Конституции) и является полномочной при условии избрания не менее двух третей от ее конституционного состава (ст. 82 Конституции). Решение Верховной Рады принимаются на ее пленарных нарных заседаниях путем голосования (ст. 84 Конституции). Законы и прочие акты Верховная Рада принимает большинством от ее конституционного состава, кроме случаев, предусмотренных Конституцией (ст. 91).

Выборный характер украинского парламента, как и парламентов других стран, в том, что он формируется исключительно путем выборов народных депутатов. Эти выборы, как правило, свободными и демократическими. Они проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования.

Постоянно действующий характер украинского парламента состоит, в частности, в том, что народные депутаты избираются к Верховной Раде сроком на четырех года и осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Верховная Рада, за Конституцией (ст. 82), работает сессионно. Очередные сессии Верховной Рады начинаются в первый вторник февраля и первый вторник сентября ежегодно (ст. 83). Вновь избранный Верховный Совет собирается на первую сессию не позднее чем на тридцатый день после официального объявления результатов выборов. Если в течение тридцати дней любой очередной сессии пленарные заседания не могут начаться, то Президент может досрочно прекратить полномочия Верховной Рады.

Постоянно действующий характер Верховной Рады является одним из живых результатов реформирования государства, государственной власти, в том числе законодательной, которое осуществляется от времени провозглашения независимости Украины. Благодаря этим и многим другим сдвигом Верховная Рада как органу законодательной власти окончательно превратилась на парламент, который стал реальным органом законодательной власти.

Эти и другие черты парламента предопределяют присущий только ему место в системе органов государственной власти. Парламент Украины есть приоритетным органом в системе органов государственной власти Украины, первым среди равных. Он осуществляет законодательную власть, принимает участие в формировании органов исполнительной и судебной власти, есть общим представителем народа и выразителем его воли.

Парламент Украины имеет многогранные отношения с другими органами государственной власти и с субъектами политической системы: политическими партиями и т.п..

...


2. Список названий органов законодательной власти



2.1. Международные органы

2.2. Национальные органы

2.3. Региональные органы

См.. также

3. Источники и литература


Право Это незавершенная статья права.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам