Законодательный процесс - это процедура принятия закона, которая состоит из определенных стадий - самостоятельных, логически завершенных этапов и организационно-технических действий.

Законодательный процесс как юридическое понятие следует отделять от законотворчества как обще-социального явления. Законодательный процесс, как и любой юридический процесс, имеет два значения:

  • порядок деятельности, направленной на создание закона;
  • сама эта деятельность.

Законодательный процесс имеет несколько стадий:

И. Предпроектная стадия.

1. Законодательная инициатива - внесение проекта закона в официальном порядке в законодательный орган определенными органами и лицами. Это собственно стадия законодательного процесса. Согласно Конституции Украины, право законодательной инициативы в парламенте принадлежит Президенту, народным депутатам, Кабинету Министров, Национальному банку. Президент имеет право вносить законопроект вне.

Проекты законов вносятся вместе с сопроводительной запиской, которая должна содержать обоснование необходимости их разработки или принятия.

II. Проектная стадия.

2. Принятие решения о подготовке законопроекта, включение соответствующего предложения в план законопроекты их работ.

3. Поручение разработать законопроект правительства или постоянным комитетам в Верховной Раде, создание для этих целей комиссий, рабочих групп в составе депутатов, представителей заинтересованных общественных организаций, ученых-юристов и др.. Начальная разработка проекта осуществляется специалистами по конкурсу, доверенности или договору.

4. Разработка законопроекта и его предварительная экспертиза с привлечением заинтересованных организаций, доработки и редактирования проекта.

5. Внесение законопроекта в парламент, принятие его к рассмотрению, обсуждение законопроекта и его согласование: рассмотрение поправок, выявления мнений заинтересованных лиц о проекте и получения их предложений по совершенствованию, доработки проекта; принятие в порядке первого, второго, третьего чтения; рассмотрение альтернативных проектов. В необходимых случаях - вынесение проекта: а) на обсуждение широкого круга квалифицированных специалистов путем проведения парламентских слушаний, конференций, "круглых столов" и др.. Б) на всенародное обсуждение.

III. Стадия принятия законопроекта.

6. Принятие законопроекта в результате голосования (в Украине обычные законы принимаются простым большинством голосов, конституционные - 2/3 от конституционного состава Верховной Рады) и подготовки соответствующего постановления законодательного органа о вступлении закона в силу. Тексты законов, принятых Верховной Радой, в 5-дневный срок подписываются Председателем Верховной Рады и безотлагательно передаются на подпись Президенту Украины.

IV. Удостоверяющий стадия.

7. Санкционирование (подписание) закона главой государства (президентом) в установленные конституцией сроки (в Украине -15 дней).

V. Информационная стадия.

8. Промульгация закона - это не только подписания главой государства, но и издания специального акта, содержащего, в частности, распоряжение об официальном опубликовании закона. Промульгация закона осуществляется обычно актом главы государства - указом, приказом и другими подобными документами, текст которого в официальных изданиях предшествует тексту закона, промульговуеться.

В Украине - это подписание закона Президентом, подготовка постановления Верховной Рады о порядке введения в действие данного закона и официальное его опубликования. Текст постановления Верховной Рады в официальных изданиях предшествует тексту закона, про-мульговуеться.

9. Включение закона в Единый государственный реестр нормативных актов, где указывается предоставленный ему регистрационный код.

10. Опубликование закона - печать его текста со всеми реквизитами в официальных печатных изданиях (в Украине - "Ведомости Верховной Рады Украины", "Официальный вестник Украины", газеты "Голос Украины", "Юридический вестник Украины"),

Возможен дополнительный этап на второй стадии после принятия законопроекта парламентом и передачи его главе государства на подпись.

Во многих странах (США, Индия, Украина и др.). Существует право "отлагательного вето" президента.

В Украине, в частности, Президент может воспользоваться своим правом отлагательного вето и вернуть закон со своими замечаниями и предложениями Верховной Раде для повторного рассмотрения. Именно вето объективно может становиться стадией законодательного процесса, которая имеет внепарламентский характер. Однако вето преодолевается в парламенте.

Если во время повторного рассмотрения закон принимается не менее 2/3 голосов установленного Конституцией состава Верховной Рады, Президент обязан подписать его и представить до официального опубликования течение 10 дней.

На всех стадиях законодательной деятельности необходимо изучение и использование общественного мнения, учет уровня правосознания граждан.

Для подробного изучения законодательной процедуры в Украине необходимо обратиться в Регламент Верховной Рады Украины-нормативного акта, содержащего систему правил, определяющих процедуру деятельности украинского парламента.