Надо Знать

добавить знаний



Законы Хаммурапи


Code-de-Hammurabi-1.jpg

План:


Введение

CodeOfHammurabi.jpg
Code-de-Hammurabi-1.jpg

Свод законов Хаммурапи или Кодекс Хаммурапи - один из древнейших и наилучшим образом сохранившихся законодательных кодексов древнего Вавилон, созданный около 1780 года до н.э. по приказу вавилонского царя Хаммурапи.


1. Краткие сведения

Законы Хаммурапи были найдены французскими археологами в ходе раскопок в 1901 - 1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии). Свод Хаммурапи представлял собой черный базальтовый столб с вырезанными на нем 282 закона.

Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадской языка. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы из рук бога солнца Шамаша. Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена ​​из других источников, например, цитат законов на глиняных табличках.

Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и является одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью.

Основное внимание уделено описанию наказаний за различные правонарушения. Законы предусматривают строгую систему наказаний: практически любая кража карается смертной казнью.


2. Структура Свода законов Хаммурапи

Сборник законов состоит из пролога, 282 статей и эпилога. В законах Хаммурапи регулируются гражданские, обязательственные, трудовые, брачно-семейные, уголовные и уголовно-процессуальные отношения. Этот сборник не имеет четкой системы изложения материала, однако определенная внутренняя система в кодексе прослеживается:

  • ст.1-5 - суд и судопроизводство; направленные против произвола и волокиты в судах, устанавливается ответственность недобросовестных судей;
  • ст.6-126 - вопрос собственности, ее защита, устанавливается наказание за посягательство на нее;
  • ст.127-195 - брак, семья, наследование. Рассматриваются вопросы о формах и условия заключения брака, возможные условия многоженства, развода, имущественные и личные отношения супругов, предусмотрены различные преступления против семьи, регулируются вопросы наследования имущества умерших;
  • ст.196-214 - преступления против личности, ее жизни, чести и достоинства;
  • 215-282 - нормы по труду.

3. Основные законы

? 1. Если человек начнет, клянясь, обвинять другого человека в убийстве, а этого не докажет, то ее надо убить.

? 2. Если человек обвинит другого человека в колдовстве, но не докажет этого, то обвиняемый должен пойти к Реке и броситься в воду. Если Рика поглотит его, то обвинитель может забрать его дом, а когда река этого человека очистит и он останется невредимым, то того, кто обвинял ее в колдовстве, надо убить, тот, кто прыгал в реку, получает дом того, кто его обвинял.

? 3. Если человек выступит в судебном деле свидетелем обвинения, но не докажет этого, и если это судебное дело касалось жизни, то этого человека надо убить.

? 4. Если же она выступила свидетелем в судебном деле по хлебу или серебра, то она должна понести наказание, применяемое в таком судебном деле.

? 5. Если судья будет рассматривать судебное дело, примет решение, изготовит документы с печатью, а затем свое решение изменит, то этого судью следует изобличить в изменении решения, и он должен уплатить сумму иска в этом судебном деле в 12-кратном размере, а также должна быть на собрании поднят со своего судебного места и не должен возвращаться и заседать с судьями в суде.

? 6. Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека нужно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.

? 7. Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, или овцу, или осла, или что-нибудь другое, то этот человек - вор, его надо убить.

? 8. Если человек украдет либо вола, или овцу, или осла, или свинью, или лодки, то, когда это божье или Дворцовой, она может отдать его в 30-кратном размере, а если оно принадлежит мушкенуму, - она ​​может возместить в 10-кратном размере, если же вору нечем отдать, то его надо убить.

? 9. Если человек, у которого что-то пропало, схватит пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках будет захвачена пропала вещь, скажет: "Мне, мол, продал продавец, я купил, мол, при свидетелях", - а хозяин пропавшей Кстати скажет: "Я, мол, представлю свидетелей, знающих мою пропавшую вещь", - то покупатель должен привести продавца, продавшего ему вещь, и свидетелей, при которых он купил; также и хозяин пропавшей вещи должен привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь. Судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, при которых было совершено покупку, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают, и тогда продавец - вор, и его надо убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно; покупатель должен взять отвешенного им серебро из дома продавца.

? 10. Если покупатель не приведет продавца, продавшего ему, и свидетелей, при которых он купил, а только хозяин пропавшей вещи приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то покупатель - вор, его надо убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь.

? 11. Если хозяин пропавшей вещи не приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то он лжец, клевещет, его надо убить.

? 12. Если продавец чужой вещи ушел к судьбе (умер - О.ПИ.), то покупатель получает в пятикратном размере иск, поданный в этом деле, из дома продавца.

? 13. Если свидетелей этого человека нет поблизости, то судьи назначают ему срок до окончания шестого месяца. Если на шестой месяц своих свидетелей он не приведет, то она лжец, должен понести наказание, налагаемое в таком судебном деле.

? 14. Если человек украдет малоричного сына человека, то ее надо убить.

? 15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или мушкенума, или рабыню мушкенума, то ее надо убить.

? 16. Если человек скрыл в своем доме беглого раба или рабыню, принадлежащих дворцовые или мушкенуму, и не приведет их на клич глашатая, то этого хозяина дома должно убить.

? 17. Если человек поймает в степи беглого раба или рабыню и доставит его господину его, то хозяин раба должен дать ему два сикля (сикль (1/60 мины) - единица веса, равная 8,4 г) серебра.

? 18. Если этот раб не назовет своего хозяина, то должны привести его в двирець, изучить его дело и вернуть его хозяину его.

? 19. Если она оставит этого раба в своем доме, а потом раб будет схвачен в его руках, то этого человека надо убить.

? 20. Если раб сбежит из рук того, кто его поймал, то этот человек должен поклясться перед богом раба и будет свободным от ответственности.

? 21. Если человек сделает пролом в доме, то перед этим проломом его должно убить и зарыть.

? 22. Если человек ограбит и будет схвачен, то ее надо убить.

? 23. Если грабитель не будет схвачен, то ограбленный человек должен, клянясь, показать перед богом все, что у нее пропало, а община и рабианум (рабианум - староста общины), на земле и в рамках которых осуществлен грабеж, должны возместить ему, что у нее пропало.

? 25. Если в доме человека вспыхнет огонь и человек, пришедший тушить его, обратит свой взор на пожитки хозяина дома и возьмет что-то из пожитков хозяина дома, то этого человека должно бросить в этот огонь.

? 26. Если редум или баирум (редум и баирум - воины, отбывавших службу у царя и получавших за это земельный участок и другое имущество в пользование), которому приказано выступить в царский поход, не пойдет или, наняв наемника, пошлет его вместо себя, то этого редума или баирума надо убить; нанятый им может забрать его дом.

? 27. Если редум или баирум в плен, находясь на царской службе, а после него его поле и сад будут отданы другому и тот будет нести его воинскую повинность, то если он вернется и достигнет своего поселения, нужно вернуть ему его поле и сад, и он будет сам нести свою повинность.

? 28. Если редум или баирум в плен, будучи на царской службе, а его сын может нести повинность, то надо отдать ему поле и сад и он будет отбывать повинность своего отца.

? 30. Если редум или баирум из-за бремени своей повинности бросит свое поле, сад и дом и будет отсутствовать, и после него другой возьмет его поле, сад и дом и будет нести его повинность в течение трех лет, то если он вернется и потребует свое поле, сад и дом, не надо отдавать их ему. Тот, кто взял их и отбывал его повинность, сам будет нести ее.

? 31. Если же он будет отсутствовать только один год и вернется, то надо отдать ему его поле, сад и дом, и он сам будет нести свою повинность.

? 34. Если декум или лубуттум (декум или лубуттум - командирские должности в армии) примет пожитки редума, повлечет ущерб редуму отдаст редума в аренду, передаст редума на суде более сильному или возьмет себе подарок, который дал редуму царь, то этого декума или лубуттума надо убить.

? 35. Если человек купит у редума крупных или мелких животных, которых дал ему царь, то он теряет свое серебро.

? 36. Если человек купит поле, сад или дом редума, баирума или того, кто приносит доход, то его табличку надо разбить, а также он теряет свое серебро. Поле, сад и дом возвращаются их хозяину.

? 40. Надитум (надитум - жрица), тамкар (тамкар - торговец или ростовщик, находящегося на службе у царя) или обязанный другой повинностью могут отдать свое поле, свой сад, свой дом за серебро. Покупатель должен нести повинность, связанную с полем, садом или зданием, которые он купил.

? 42. Если человек арендует поле и не вырастит на нем хлеб, то ее нужно уличить в том, что она не выполняла необходимые работы в поле, и она должна отдать хозяину поля хлеб, как ее соседи.

? 43. Если она не обработает поле и бросит его, то он должен отдать хозяину поля хлеб, как ее соседи, а поле, которое она забросила, должна вспахать, заборонуваты и вернуть хозяину поля.

? 44. Если человек арендует на три года целину, но из-за лени не обработает поле, то на четвертый год он должен поле вспахать, заборонуваты и вернуть поле хозяину поля, а также видмириты ему по 10 курру (курру - 252,6 литров) хлеба за один бур (1 бур - 6,35 га).

? 45. Если человек отдаст земледельцу за арендную плату свое поле, а затем Адад (Адад - бог грома, молнии, дождя) затопит поле или наводнение унесет урожай, то убытки падают только на земледельца.

? 46. Если она не получит арендной платы или отдаст поле за половинную или третичную судьбу, то хлеб в поле земледелец и хозяин поля должны делить по условленным соотношением долей.

? 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет урожай, или вследствие насухо в поле не вырастет хлеб, то она может в этом году хлеб своему позичкареви не отдавать и уничтожить свой документ; также и проценты за этот год она может не отдавать.

? 52. Если земледелец не вырастит на поле хлеб или кунжут, то это не должно менять его договора.

? 53. Если человек проявит лень и не закрепит гать своего поля и, как следствие того, что поле не было запружено ней, в ее гатци произойдет прорыв, а водой будет затоплена землю общины, то человек, гатци которой произошел прорыв, должен возместить хлеб, который она потеряла.

? 54. Если она не может возместить хлеб, то надо отдать ее движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой люди возделанной земли общины, хлеб которых снесла вода.

? 60. Если человек даст садоводу поле для насаждения сада, а садовод посадить сад и выращивать сад в течение четырех лет, то на пятый год хозяин сада и садовод делят между собой поровну; хозяин сада должен выбрать и взять свою судьбу первым.

? 78. (Якщо. ..) человек, живущий в доме, отдаст хозяину (дома) полностью (его) годовую арендную плату, но хозяин дома приказом (же) жи (льцю) ос (нити) до окончания (его) срока, то хозяин дома, зара (ди) того, что он заставил жильца (освободить) его дом до окончания (его) срока, (теряет) серебро, которое дал ему жилец.

? 89. Если тамкар даст (хлеб) или серебро в долг под проценты, то на одну курру (он может взять 100 ка (ка - 0,84 л) зерна как процент), если он дал в долг под проценты серебро, то на один сикль серебра он может взять 1/6 сикля и шесть е (е - 0,046 г) как процент.

? 102. Если тамкар даст заем шамаллуму (шамаллум - мелкий торговец, который одновременно выполняет поручения там кара) серебром, а тот несет убытки там, куда отправится, то он должен вернуть тамкару основную сумму.

? 104. Если тамкар даст шамаллуму хлеб, шерсть, масло или другой какой-то товар для продажи, то шамаллум должен подсчитать серебро и отдать тамкару. Шамаллум должен получить документ с печатью о серебре, которое он отдает тамкару.

? 105. Если шамаллум будет невнимательным и не примет документ с печатью о серебре, которое он дал тамкару, то серебро, на которое не дано документа с печатью, не прилагается к счету.

? 106. Если шамаллум возьмет в тамкара серебро и отрицать об этом перед своим тамкаром, то этот тамкар должен разоблачить шамаллума перед богом и свидетелями в получении серебра и шамаллум должен отдать тамкару серебро, которое он взял, в тройном размере.

? 109. Если в доме шинкарки сговариваются преступники и она не схватит этих преступников и не приведет к дворца, то эту шинкарку надо убить.

? 113. Если человек за человеком долг хлебом или серебром и без ведома хозяина хлеба возьмет хлеб из кладовой или току, то этого человека должно изобличить в том, что она взяла хлеб из кладовой или тока без ведома хозяина хлеба, и она должна вернуть все взят хлеб, а также теряет все, данное им в долг.

? 115. Если человек за человеком долг хлебом или серебром и будет держать ее представители, а закладник умрет в доме взявшего его заложником, за своей судьбой, то это не основание для претензий.

? 116. Если закладник умрет в доме взявшего его в учреждение, от побоев или дурного обращения, то хозяин закладник имеет разоблачить своего тамкара: если взятый в залог - сын человека, то надо убить сына тамкара, если он - раб человека, тамкар должен отвесить 1/3 мины серебра, а также теряет все, данное им в залог.

? 117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или отдаст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме позичкаря или ростовщика три года, на четвертый год надо отпустить их на свободу.

? 120. Если человек засыплет свой хлеб на хранение в доме человека, и в хлебной кладовой возникнет недостача или хозяин дома, открыв кладовку, возьмет хлеб или вовсе откажется, что хлеб засыпан в доме, то хозяин хлеба должен, клянясь, указать перед богом свой хлеб, и хозяин дома должен отдать хозяину хлеба взятый у него хлеб в двойном размере.

? 124. Если человек отдаст человеку на хранение серебро, золото или что-то другое при свидетелях, а та откажется перед ней, то этого человека должно изобличить, и он должен вернуть все, от чего отказывалась, в двойном размере.

? 127. Если человек, у которого ничего не пропало, скажет: "У меня пропало нечто", - и опозорит своих соседей, то ее соседи должны, клянясь, разоблачить его перед богом в том, что у нее ничего не пропало, и она должна отдать своим соседям в двойном размере то, что она посягала.

? 128. Если человек возьмет жену без письменного договора, то эта женщина - не жена.

? 129. Если жена будет захвачено такой, что лежит с другим мужчиной, то надо их связать и бросить в воду. Если хозяин женщины сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своему рабу.

? 130. Если мужчина изнасилует женщину, которая не познала мужчину и живет в доме своего отца, и ляжет на ее лоно, а его схватят, то этого человека должно убить; эта женщина освобождается от ответственности.

? 131. Если жену обвинит под клятвой ее муж, а лежащей с другим мужчиной она не была захвачено, то она должна поклясться богом и может вернуться в свой дом.

? 132. Если против жены человека будет протянут палец (она будет обвинен) через другого человека, а лежащей с другим мужчиной она не была схвачена, то для своего мужа она должна броситься в реку.

? 134. Если человек будет пленные и в доме отсутствуют средства для питания, то его жена может войти в дом другого, эта женщина не виновата.

? 135. Если человек будет пленные и в доме отсутствуют средства для питания, и поэтому его жена войдет в дом другого и родит детей, а потом ее муж вернется и достигнет своей общины, то эта женщина должна вернуться к своему первому мужу, дети следуют за своими родителями .

? 138. Если человек бросает свою первую жену, которая не родила ему детей, то он должен отдать ей серебро в объеме ее выкупа, а также возместить ей приданое, которое она принесла из дома ее отца, и может бросить ее.

? 141. Если жена, которая живет в доме мужа, захочет уйти и станет растрачивать, разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее нужно изобличить, и если человек решит бросить ее, - он может бросить ее, он может ей в дорогу не давать никакой платы . Если ее муж решит не бросать ее, то он может жениться на другой женщине, а женщина должна жить в доме своего мужа как рабыня.

? 144. Если человек возьмет брак с бесплодной женой, эта бесплодная женщина даст своему мужу рабыню и создаст таким образом детей, а этот человек захочет взять наложницу, то этого не надо позволять этому человеку, он не может взять наложницу.

? 146. Если человек возьмет брак с бесплодной женщиной, она даст своему мужу рабыню и та родит детей, а затем эта рабыня станет равняться в своей хозяйки, то, по-скольку она родила детей, ее хозяйка не может отдать ее за серебро, она может наложить на нее знак рабства и причислить к остальным рабыням.

? 150. Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ей документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего через суд, мать может отдать то, что будет после него, своему сыну, которого любит; брату она не должна отдавать.

? 153. Если жена разрешит умертвить своего мужа из-за другого мужчины, то эту жену надо посадить на кол.

? 159. Если человек, который принес брачный дар в дом своего тестя, отдал выкуп, обратит свой взор на другую женщину и скажет своему тестю: "Я не возьму твоей дочери", - то отец девушки может забрать все, что ему было принесено.

? 160. Если человек принесет в дом тестя брачный дар и отдаст выкуп, а затем отец девушки скажет: "Я не отдам тебе своей дочери", - то он должен вернуть в двойном размере все, что было принесено ему.

? 165. Если отец подарит своему наследнику, приятному для его глаз, поле, сад или дом и напишет ему документ с печатью, то после того, как отец уйдет к судьбе, когда братья станут делиться, он должен принять дар, данный ему отцом, и сверх того , они должны поделить между собой достояние отцовского дома поровну.

? 168. Если отец захочет изгнать своего сына и скажет судьям: "Я изгоняю своего сына", - то судьи должны изучить его дело, и если сын не совершил тяжкого греха, достаточного для лишения его наследства, то отец не может лишить его наследства.

? 169. Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, они должны на первый раз простить его, если же он совершил тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить своего сына наследства.

? 170. Если человеку его супруга родит детей и его рабыня также родит ему детей и отец при жизни скажет детям, которых родила ему рабыня: "Мои дети", - зачислит их в детей жены, то после того, как отец уйдет к судьбе, дети супруги и дети рабыни должны делить между собой достояние отцовского дома поровну; наследник, сын супруги, при разделе должен выбрать и взять свою долю первым.

? 175. Если либо раб дворца, либо раб мушкенума женится со свободной и она родит ему детей, то хозяин раба не может претендовать на то, чтобы детей вернуть в рабство.

? 187. Если человек усыновит несовершеннолетнего, которым пренебрегают, и вырастит его, то этого питомца нельзя требовать назад через суд.

? 188. Если какой-то ремесленник возьмет малолетнего для воспитания и научит его своему ремеслу, то его могут потребовать обратно через суд.

? 189. Если он не научит его своему ремеслу, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.

? 192. Если усыновленный евнухом или усыновленный зикрум (жрицей) скажет отцу, что вырастил его, или матери, которая вырастила его: "Ты не мой отец" или "Ты не моя мать", - то ему надо отрезать язык.

? 195. Если сын ударит своего отца, то ему надо отрезать пальцы.

? 196. Если человек повредит глаз другому человеку, то нужно повредить ее глаз.

? 197. Если она сломает кость человека, то надо сломать ее кость.

? 198. Если он повредит глаз мушкенума или сломает кость мушкенума, то он должен отвесить одну мину серебра.

? 199. Если он повредит глаз раба человека или сломает кость раба человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.

? 200. Если человек выбьет зуб человека, равной себе, то надо выбить ей зуб.

? 201. Если она выбьет зуб у мушкенума, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

? 202. Если человек ударит по щеке высшего по положению, чем она сама, то надо на собрании ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи.

? 203. Если кто-то из людей ударит по щеке кого-либо другого из людей, кто ровня ему, то он должен отвесить ему одну мину серебра.

? 204. Если мушкенум ударит по щеке мушкенума, то он должен отвесить десять сиклей серебра.

? 205. Если раб человека ударит по щеке кого-либо из людей, то надо отрезать ему ухо.

? 206. Если человек ударит человека в драке и ранит ее, то этот человек должен поклясться: "Я ударил его случайно", а также заплатить врачу (за лечение).

? 207. Если и умрет от побоев, то она должна поклясться, и если покойник - кто-то из людей, он должен отвесить 1/2 мины серебра.

? 208. Если покойник - кто-то из мушкенумов, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

? 209. Если кто-то из людей ударит дочь человека и приводить выдворение ее плода, то он должен заплатить за ее плод 10 сиклей серебра.

? 210. Если эта женщина умрет, то надо убить его дочь.

? 211. Если он приведет побоями дочери мушкенума выдворение ее плода, то он должен отвесить 5 сиклей серебра.

? 212. Если эта женщина умрет, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.

? 213. Если он ударит рабыню человека и приводить выдворение ее плода, то он должен отвесить два сикля серебра.

? 214. Если эта рабыня умрет, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

? 215. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и вылечит этого человека или снимет бельмо человека бронзовым ножом и вылечит глаз человека, то он должен получить 10 сиклей серебра.

? 216. Если больной кто-то из мушкенумов, то он должен получить пять сиклей серебра.

? 217. Если больной - раб человека, то хозяин раба должен отдать врачу два сикля серебра.

? 218. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и повлечет этому человеку смерть или снимет бельмо человека бронзовым ножом и повредит глаз человека, то ему надо отрезать пальцы.

? 219. Если врач сделает тяжелый надрез бронзовым ножом рабу мушкенума и приводить ему смерть, то он должен возместить раба за раба.

? 220. Если он снимет бронзовым ножом его бельмо и повредит его глаз, то он должен отвесить серебром половину его покупной цены.

? 221. Если врач увеличит сломанную кость человеку или вылечит болезненную опухоль, то больной должен отдать врачу пять сиклей серебра.

? 222. Если больной кто-то из мушкенумов, то он должен отдать три сикля серебра.

? 223. Если больной - раб человека, то хозяин раба должен отдать врачу два сикля серебра.

? 226. Если парикмахер без ведома хозяина раба голыми рабский знак не своего раба, то этому парикмахеру надо отрезать пальцы.

? 228. Если строитель построит человеку дом и завершит ему его, то и должна дать ему подарок в два сикля серебра за каждый cap (cap - мера площади равная 35 м ?) площади дома.

? 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу некачественно, так что построенный им дом рухнет и приведет смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.

? 230. Если он вызовет смерть сыну хозяина дома, то надо убить сына этого строителя.

? 231. Если он вызовет смерть рабу хозяина дома, то он должен отдать хозяину дома раба за раба.

? 232. Если он уничтожит пожитки, он должен возместить все, что он уничтожил, за то, что построил дом некачественно, так, что он рухнул, должен отстроить дом, рухнул, за свой счет.

? 244. Если человек наймет вола или осла и того разорвет в степи лев, то убытки падают только на его хозяина.

? 245. Если человек наймет быка и приводить его падеж невниманием или побоями, то она должна хозяину вола возместить вола за вола.

? 249. Если человек наймет быка и его поразит бог, так что он умрет, то человек, нанял вола, имеет поклясться богом и быть свободным от ответственности.

? 257. Если человек наймет земледельца, то он должен давать ему восемь курру хлеба в год.

? 274. Если человек наймет какого-нибудь ремесленника, то ... плата землекопов 5 (е) серебра, плата сапожника (... е) серебра, (плата ко) Валево (... е) серебра, столяру 5 ше серебра, (плата) плотника 4 ше серебра, (на) день она должна давать.

? 280. Если человек купит в неприятельской стране раба или рабыню и когда она придет в Страну (Вавилон), хозяин раба или рабыни узнает своего раба или рабыню, то если эти раб или рабыня - дети страны их нужно отпустить на волю без серебра.

? 282. Если раб скажет своему хозяину: "Ты не мой хозяин", - то тот должен изобличить его как своего раба, а потом его хозяин может отрезать ему ухо.


Источники


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам