Закон возрастания потребностей

Закон возрастания потребностей - закон, выражающий внутренне необходимые, устойчивые и существенные связи между производством и достигнутым уровнем удовлетворения потребностей людей, развитие которых (связей) способствует появлению новых потребностей и средств их удовлетворения.

Закон возрастания потребностей и социально-экономическая эффективность производства

Одно из фундаментальных положений экономической теории заключается в том, что материальные потребности общества безграничны, а экономические ресурсы, необходимые для удовлетворения этих потребностей, ограничены.

Беспредельность потребностей и ограниченность ресурсов порождают действие двух законов общественного развития - закона возрастания потребностей и закона экономии труда. Эти законы взаимосвязаны и отражают две стороны общеэкономического закона роста социально-экономической эффективности.

Закон возрастания потребностей является законом общественного прогресса. Он характеризует не просто рост, т.е. появление все новых и новых потребностей, а изменение структуры их, что отражает продвижение как человека, так и общества в целом от биологического (физиологического) ко все более и более разностороннего, богатой жизни.

На примере экономически развитых стран в XX в. можно выделить три этапа развития потребностей.

Первый этап - до середины 50-х годов, доминировали материально-вещественные потребности.

Второй этап начался с середины 1950-х годов с переходом к "экономике потребления", когда формируются такие социальные потребности, как бытовое обслуживание, образование, медицина, спорт, развлечения и др..

Третий этап развития потребностей начал формироваться в 1980-е годы. Он завершит фундаментальные сдвиги в сторону гуманитарных потребностей, связанных с творчеством, духовным развитием личности.

В структуре потребностей происходят такие принципиальные изменения: переход от аминирования экономических потребностей к доминированию социальных;

от удовольствия элементарных потребностей - к удовлетворению потребностей на основе индивидуализированного производства, от вещественной структуры потребления - к преобладанию в ней услуг, в том числе и услуг гуманитарного характера, направленных на развитие личности.


См.. также