Запорожское машиностроительное конструкторское бюро "Прогресс"

ГП "Ивченко-Прогресс" - государственное предприятие входящее в состав министерства промышленной политики Украины. Сферой деятельности предприятия является проектирование, производство, сертификация, ремонт, испытание, доводка и становления серийного производства газотурбинных двигателей авиационного и промышленного применения. Высокий уровень конструкторских разработок авиационных двигателей предприятия подтвержден сертификатами Госавиаслужбы Украины, Авиационного Реестра Межгосударственного Авиационного Комитета стран СНГ и Bureau Veritas.


1. История создания

5 мая 1945 приказом № 193 Народного комиссара авиационной промышленности СССР А. И. Шахурина на заводе № 478 был создан опытно-конструкторское бюро по разработке новых и модернизации ранее созданных авиационных двигателей средней и малой мощности для гражданской авиации.

Уже в 1946 году в ОКБ был создан двигатель М-26гр (вертолетная, редукторный) мощностью 500 л.с.. Это был первый в мире поршневой двигатель воздушного охлаждения, специально предназначенный для вертолетов. Двигателю присваивается индекс "АИ" (Александр Ивченко) - АИ-26гр. АИ-26гр и его модификации: АИ-26ГРФ мощностью 550 л., АИ-26ГРФЛ мощностью 575 л.с.. - Устанавливали на вертолеты Г-4, Б-5, Б-9, Б-10, Б-11 И. П. Братухина и Як-100 А.С.Яковлева. Всего было изготовлено около 30 опытных вертолетов и 250 двигателей АИ-26 ГР / ГРФ.

Большинство первых советских опытных и серийных вертолетов оснащались поршневыми моторами, спроектированными в Запорожском ОКБ. Начиная с 1947 г., на предприятии приступили к исследовательских работ по созданию легкого мотора АИ-10 - 5-цилиндровая звезда воздушного охлаждения мощностью 80 л.с.. для учебно-спортивного самолета Як-20. Было построено только 2 опытных самолета и 9 моторов. В 1948 г. разработан АИ-4Г мощностью 55 л.с.. для корабельных вертолетов связи и наблюдения Ка-10. Изготовлено 15 вертолетов и малая партия двигателей - 35 штук.

Начальником ОКБ был назначен кадровый конструктор завода Александр Георгиевич Ивченко, ставший впоследствии ( 1963 г.) генеральным конструктором предприятия. Основу коллектива нового ОКБ составили опытные специалисты моторного завода прошли прекрасную школу создания и доведения авиадвигателей от М-11 до М-88Б и АШ-82ФН. В 1966 г. предприятие было переименовано в "Запорожское машиностроительное конструкторское бюро (ЗМКБ)" Прогресс "".

В этом же году создается уникальный двигатель АИ-14. Его самолетный вариант АИ-14Р - 9-цилиндровая звезда воздушного охлаждения с нагнетателем и редуктором мощностью 265 л.с.. устанавливался на различные модификации Як-12 и Як-18. Самолеты имели как учебно-тренировочное, так и боевое применение. Серийно выпущено более 12000 самолетов в СССР, Польше, Китае, из них около 8500 единиц с двигателями АИ-14. Всего в этих странах изготовлено более 12500 двигателей АИ-14Р различных модификаций. Также этот мотор устанавливался и на самолет короткого взлета и посадки Ан-14 "Пчелка", серийно построено 332 самолета. И по сегодняшний день под маркой М-14 двигатели семейства АИ-14 применяются на тысячах легких учебно-тренировочных, спортивно-пилотажных, административных и сельскохозяйственных самолетах КБ им. А.С.Яковлева и КБ им. П.О.Сухого и эксплуатируются во многих странах мира.

Вертолетной вариантом АИ-14В мощностью от 255 до 280 л.с.. оснащались корабельные многоцелевые вертолеты Камова Ка-15 и Ка-18. Всего изготовлено 465 машин и 1200 двигателей.

Также в 1948 году на базе моторов АИ-10 и АИ-14 был создан самолетный двигатель АИ-12 - 7-цилиндровая звезда воздушного охлаждения мощностью 175 л.с.. Двигатель проходил летные испытания на Як-18М и По-2. Изготовлена ​​опытная партия из 4 двигателей.

Особенно плодотворной в те годы было сотрудничество с конструкторским бюро М. Л. Миля. В сжатые сроки был построен и испытан вертолет Ми-1 с двигателем АИ-26В мощностью 575 л.с.. Разработанный в 1953 г. вертолет имел более десятка модификаций и широкое гражданское и военное применение. Строился он в двух состояниях: СССР и Польши общим количеством 2691 вертолет. Двигателей АИ-26В, а в Польше под маркой Lit-3, произведено более 4000 единиц.

С 1953 г. ОКБ начинает работы по созданию газотурбинных двигателей. Первой работой в этом направлении была разработка мощного турбостартером ТС-12 для турбовинтового двигателя (ТВД) НК-12, создавался на Государственном союзном опытном заводе № 276 под руководством Н. Д. Кузнецова. Им оснащались пассажирские Ту-114 и самолеты военного назначения Ан-22, Ту-95, Ту-126, Ту-142. Изготовлено более 2500 турбостартеров ТС-12Ф.

С целью подачи сжатого воздуха для запуска маршевых поршневых двигателей АИ-14В и АИ-26В на вертолетах Ка-15, Ка-18 и Ми-1 в 1957 году был создан поршневой пусковой двигатель АИ-2МК. Серийно изготовлено более 5000 ВПЛ.

Для приобретения опыта по разработке и доведения газотурбинных двигателей с ОКБ Н.Д. Кузнецова был передан ТВД ТВ-2Ф и документация. В 1954 г. на его базе Запорожским ОКБ создана модификация ТВ-2Т с максимальной мощностью 6250 э.л.с. для прототипа транспортного самолета Ан-8 (П). Изготовлена ​​опытная партия - 7 двигателей.

В 1955 г. на предприятии разработана еще одна модификация - ТВ-2ВК с максимальной мощностью 5900 э.л.с. с оригинальным редуктором для привода подъемных и тяговых винтов крупнейшего в мире вертолета Ка-22 конструкции Н. И. Камова. На этом исследовательском вертолете установлены мировые рекорды скорости и высоты полета. Двигатели были установлены на первом экземпляре Ка-22.

Для экспериментального вертолета В-7 (Ми-7) в 1957 г. был создан ТРД АИ-7 с максимальной тягой 1960 кгс. Два двигателя устанавливались на концах двулопастное винта, и винт раскручивался при помощи их реактивной тяги. В 1959 г. работы по созданию АИ-7 прекращены в связи с закрытием темы по вертолету В-7. Был изготовлен один опытный вертолет и 11 двигателей.

В этом же, 1957 году, успешно прошел государственные испытания одновальный ТВД АИ-20 - один из первых в мире ГТД с большим ресурсом. Простой по конструкции, технологический и недорогой в производстве двигатель характеризуется высокой эксплуатационной надежностью. Долгие годы его модификации АИ-20А (4-х серий), АИ-20 Д (5-ти серий), АИ-20К, АИ-20М мощностью от 4000 до 5250 э.л.с. успешно эксплуатировались на пассажирских самолетах Ан-10, Ил-18 и самолетах ВВС - Ан-8, Ил-20, Ил-22 и сегодня продолжают эксплуатироваться на Ан-12, Ан-32, Бе-12, Ил-38. В процессе эксплуатации на двигателе серии АИ-20М, на первом в СССР, достигнут наибольший межремонтный ресурс 8000 часов и предназначен - 22000 часов. Всего изготовлено 2663 самолета и примерно 14000 двигателей АИ-20 всех модификаций.

В 1958 г. разработан ТВД АИ-24 мощностью 2550 э.л.с., в основу которого лег опыт конструирования ТВД АИ-20 и прогрессивный метод моделирования. Модификации двигателя эксплуатируются на пассажирских самолетах Ан-24 и самолетах специального назначения Ан-26, Ан-30. Всего построено 2735 самолетов и около 11 750 двигателей АИ-24 различных модификаций. Для двух первых опытных вертолетов В-8 (Ми-8) в 1960 году было изготовлено 11 турбовальных двигателей АИ-24В мощностью 2000 л.с. Позже, в связи с выбором Ми-8 двигателя ТВ2-117, работы с АИ-24В были прекращены.

С начала 60-х годов ОКБ ведет разработку двухконтурных ГТД. Двухвальный ТРДД АИ-25 с максимальной тягой 1500 кгс для пассажирского самолета Як-40 был создан в 1965 г, самолет строился серией - 1011 единиц. Двигатель также устанавливался на сельскохозяйственном самолете М-15 ( Польша), построено 138 самолетов. Серийно выпущено 6326 двигателей. Для выпуска в Чехии УТС L-39 в 1973 г. была создана модификация АИ-25ТЛ с тягой 1720 кгс. Двигатель разработан на базе ТРДД АИ-25 с удлиненной выхлопной трубой, охлаждаемые рабочими лопатки ТВД и маслосистемы, что обеспечивает работу подшипников в условиях перевернутого полета. Серийно выпущено более 5100 двигателей. На сегодняшний день около 2650 АИ-25ТЛ эксплуатируются в 37 странах мира на учебно-тренировочных и боевых самолетах. Всего построено 2868 самолетов L-39. Модификация двигателя АИ-25ТЛК устанавливается на китайский УТС JL-8, в эксплуатации около 300 двигателей, другая модификация - АИ-25ТЛ 300.11 применяется на беспилотных летательных аппаратах (БЛА).

Шестидесятые годы ознаменовались разработкой семейства малых вспомогательных силовых установок для привода электрогенераторов, для работы системы кондиционирования, подачи сжатого воздуха при запуске маршевых ГТД как гражданской, так и военной авиации. Это ВСУ АИ-8, АИ-9, АИ-9В для самолетов Ан-8, Ан-10, Бе-12, М-15, Як-40 и большинства вертолетов Камова: Ка-27, -29, -31, - 32, -50, -52, -60 и Миля: Ми-6, -8 (17), 10, 14, 24 (35), -26, - 28. Всего построено около 9900 летательных аппаратов, на которых устанавливались ВСУ этих марок и изготовлено порядка 13000 пусковых двигателей. В настоящее время [ Когда? ] в эксплуатации - более 7000 единиц ВСУ.

В 1971 г. для пассажирского самолета Як-42 спроектирован первый в СССР ТРДД с большой степенью двухконтурности Д-36 и максимальной тягой 6500 кгс. Впервые на двигателе такого класса применена трехвальной схема с широким применением титана и прогрессивных конструкторских, технологических и металлургических разработок. Также впервые двигатель выполнен по модульной схеме. Модификации этого двигателя успешно эксплуатируются на военно-транспортных и многоцелевых самолетах Ан-72, Ан-74, а также на пассажирском Ан-74ТК-300. Всего построено 350 самолетов и серийно изготовлено около 1700 двигателей. В наше время в эксплуатации находятся около 720 Д-36.

В середине 70-х годов на базе Д-36 был создан турбовальные двигатель Д-136 мощностью 11400 л. для самого грузоподъемного в мире военно-транспортного вертолета Ми-26. Изготовлено 288 вертолетов и 945 двигателей, в эксплуатации находятся - 400.

В рамках военно-технического сотрудничества стран-участниц СЭВ в 1984 г. спроектирован ТРДД ДВ-2 с максимальной тягой 2200 кгс для УТС L-59 чешского производства. Построено 65 самолетов. С 1991 г. двигатель серийно выпускался в Словакии малой серией - 70 единиц.

В первой половине 80-х годов основные усилия предприятия были направлены на создание ТРДД сверхвысокой тяги для стратегического военно-транспортного самолета Ан-124 "Руслан". Был создан мощный, высокоэффективный двигатель Д-18Т с тягой 23430 кгс. Он также установлен и в самом грузоподъемности в мире транспортный самолет Ан-225 "Мрия". Всего построено 52 самолета и изготовлен 251 двигатель. В эксплуатации находятся 188 Д-18Т.

Первый отечественный и первый в мире демонстрационный исследовательский трехвалковым ТВВД Д-236Т максимальной мощностью 9450 э.л.с. был создан и испытан в 1985 г. Двигатель был построен для отработки проблемных вопросов, связанных с созданием двигателей винто-вентиляторной схемы. Их было изготовлено два экземпляра.


2. Современность

Сфера деятельности: проектирование, изготовление, испытания, доводка, сертификация, постановка на серийное производство и ремонт газотурбинных двигателей авиационного и промышленного применения. Более 60 сертификатов Бюро Веритас, Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA), Главного управления гражданской авиации Китая, АР МАК и Госавиаслужбы Украины подтверждают ют соответствие типовой конструкции, качество, надежность и право на проектиро вание, производство, ремонт и модер ций двигателей предприятия.

С 1994 г. Предприятие носит имя своего первого руководителя - академика А. Г. Ивченко, а с 2004 г. - ГП "Ивченко-Прогресс". Для удовлетворения прогнозируемого ро ста спроса на авиатехнику предприятие раз разрабатывает ряд новых авиационных двигателя телей гражданского и военного назначения. В частности, это первый в мире винтовентиляторными двигатель Д-27 с максимальной мощностью 14000 е.к.с, который в наше время [ Когда? ] проходит летные испытания на среднем военно-транспортном самолете Ан-70. Сегодня активно ведутся подготовительные работы к запуску в серийное производство самолетов и двигателей. Также проводятся работы по разработке новых модификации - ТВГТД АИ-127 мощностью 14500 л.с. для тяжелых вертолетов, семейство турбореактивных двигателей со сверхвысокой степенью двухконтурные (около 13) АИ-727 тягой 9000 ... 11000 кгс с редукторным приводом малошумного широкохордного вентилятора нового поколения для транспортных самолетов типа Ан-148Т.

Для нового регионального самолета Ан-140 разработаны турбовинтовой двигатель ТВЗ-117ВМА-СБМ1 и вспомогательный АИ9-ЗБ. Проводятся работы по дальнейшему увеличению ресурса и надежности этих двигателей.

Новые пассажирские самолеты Ту-334, Ан-148, а также самолет-амфибию Бе-200 поднимая ют в небо двигатели нового поколения семейства Д-436 тягой от 6400 до 8200 кгс. Серийное производство осуществляется в кооперации предприятий: ОАО "Мотор Сич" ( Украина) и российских - ФГУП "ММПП" Салют "и ОАО" УМПО ". В ноябре 2008 года ТРДД Д-436 ТП первым из авиационных двигателей на постсоветском пространстве получил одобрение Европейского Агентства по авиационной безопасности (EASA) на соответствие западным нормам летной годности, обеспечив тем самым выход гидросамолета Бе-200ЧС на Европейский рынок.

Разрабатывается семейство турбореактивных двигателей АИ-222 тягой от 2200 до 4500 кгс (форсажние моды фикации) для современных учебно-боевых самолетов. В 2009 году завершена программа и подписан Акт совмещенных государственных испытаний российского самолета Як-130 с двигателями АИ-222 -25 тягой 2500 кгс. Серийное изготовление двигателей АИ-222 -25 ведется в кооперации с ОАО "Мотор Сич" и ФГУП "ММПП" Салют ". Завершается разработка ТРДДФ АИ-222-25Ф с тягой 4200 кгс на форсажном режиме. Первые двигатели поставлены для китайского сверхзвукового учебно-тренировочного самолета L-15. На основе базовой газогенератора ведутся работы по разработке ТРДД АИ-222-40 с тягой 3500-4150 кгс для коммерческих самолетов. Для новых самолетов и вертолетов ведется создание турбовинтовых и турбовальных модификаций АИ-8000 мощностью 7000 - 8000 л.с.

Для легких вертолетов создан малоразмерный турбовальный двигатель АИ-450 мощностью 465 л.с. Изготовлена ​​опытная партия двигателей на ОАО "Мотор Сич". На базе газогенератора двигателя АИ-450 создан вспомогательный ГТД АИ-450МС для регионального самолета Ан-148 и разрабатывается модификация двигателя - АИ-450М с задним выводом вала (400-465 л.с.). для модернизации вертолета Ми-2 м, в наше время [ Когда? ] она проходит стендовые испытания и ведется подготовка ее серийного производства, а также модификация повышенной мощности АИ-450-2 (630-730 л.с.). для вертолетов типа "Ансат", турбовинтовые двигатели АИ-450 С (400-465 л.) и АИ-450С-2 (630-730 л.с.). для легких самолетов типа Як-18, Як-152, СМ-92Т "Финист Турбо", EV- 55, модификации двухконтурных турбореактивных двигателей АИ-450 БП (409 кгс) и АИ-450 -2БП (560 кгс) для легких многоцелевых самолетов и БПЛА.

Используя большой опыт создания двигателей АИ-222-25, АИ-222-25Ф и Д-27 разрабатывается ТРДДФ АИ-9500Ф тягой 9,5 тс предназначен для использования в составе силовых установок легких боевых самолетов.

Разрабатываются технические предложения по перспективным двигателям: ТВД АИ-40 (3500 - 4500 л.с.) для коммерческих самолетов.

На предприятии ведутся новые материалы, системы управления, элементы и узлы, созданные на основе новых идей и перспективных технических решений. Разработаны и апробированы идеи, технологии и материалы внедряют не только в новых перспективных двигателях, но и при модификации существующих серийных газотурбинных двигателей, обеспечивает новые возможности и качественное улучшение ЛА.

Для повышения грузоподъемности и производства транспортного самолета Ан-124-100 создается модификация двигателей Д-18Т серии 4. Новый самолет Ан-124 -100М-150 сможет перевозить грузы массой до 150 т.

Для модернизации учебно-тренировочного самолета L-39 чешской фирмы AeroVodohody на базе двигателя АИ-25ТЛ разработана модификация АИ-25ТЛШ. В ней введен боевой режим с повышенной максимальной тяги до 1850 кгс. Установка модифицированного двигателя обеспечивает продление срока службы самолета L-39 на 10-15 лет. В декабре 2008 двигатель в составе самолета L-39 прошел государственные летные испытания. В настоящее время [ Когда? ] модернизированные самолеты L-39 поступают на вооружение Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины.

Коллектив предприятия создает поводы индустриального применения. Это направление насчитывает 21 тип двигателей в диапазоне мощностей от 0,5 до 25 МВт. Газотурбинные приводы семейства Д-336 мощностью от 4 до 10 МВт и АИ-2500 мощностью 2,5 МВт работают в составе 135 агрегатов на более чем 31 компрессорных и 3 электростанциях Украины, России, Белоруссии, Азербайджана, Туркмении, Узбекистана, Болгарии, Турции и Ирана. Все газотурбинные приводы имеют сертификаты соответствия Российских и Украинских сертификационных центров.


3. Конструкторский потенциал

Конструкторский коллектив и производство работают с использованием новейших технологий, на сегодня ГП "Ивченко-Прогресс" владеет передовыми технологиями проектирования и производства. Высокоэффективное CAD / CAM-проектирования и 3D-расчеты, которые выполняются на современном компьютерном оборудовании, монокристаллические лопатки турбин с высокоэффективной системой охлаждения, высоконапорные ступени компрессора, изготовленные по технологии "Блеск" (диск, выполненный как одно целое с рабочими лопатками), высокопрочные порошковые и гранульного сплавы, композиционные материалы и другие передовые решения применяются сегодня для создания новых двигателей с высокими эксплуатационными свойствами.

Экспериментально-исследовательский комплекс предприятия, один из крупнейших в Европе, насчитывает 17 стендов и 78 установок для решения различных задач по проведению испытаний двигателей, их Поузловая доказывания, исследования с целью сертификации и дальнейшего совершенствования конструкции, повышение надежности и экономичности двигателей и т. д.

ГП "Ивченко-Прогресс" осуществляет единую техническую и маркетинговую политику совместно с украинскими и российскими производителями газотурбинной техники. В настоящее время [ Когда? ] предприятие имеет более 500 деловых партнеров, большую часть которых составляют авиапредприятия России и Украины.

Газотурбинные двигатели, изготовленные по документации ГП "Ивченко-Прогресс", успешно эксплуатируют многочисленные авиакомпании мира. Со многими из них предприятие поддерживает тесные взаимоотношения, предоставляя услуги по ремонту двигателей и обеспечения эксплуатации двигателей по техническому состоянию. Среди авиакомпаний "Волга-Днепр", "Авиалинии Антонова", "Енимекс", "Полет" и еще около 50 авиакомпаний во всем мире предприятие имеет репутацию серьезного и надежного партнера.

Сегодня фирма имеет все, чтобы оставаться одним из мировых лидеров в области строительства современных надежных и экологически совершенных двигателей.

Для этого создан:

  • своя конструкторская школа,
  • коллектив высококвалифицированный них сотрудников,
  • материальная база,
  • перспективные наработки и,
  • честные, взаимовыгодные отношения с партнерами и потребителями.

4. Руководители

В разные годы ОКБ руководили выдающиеся отечественные конструкторы авиационных двигателей: