Надо Знать

добавить знаний



Запорожцы пишут письмо турецкому султану


Repin Cossacks.jpg

План:


Введение

"Запорожцы пишут письмо турецкому султану" ( рус. Запорожцы пишут письмо турецком султану ) - Знаменитая картина российского и украинского художника Ильи Репина. Огромное панно (3,58 ? 2,03 м) было начато в 1880 и закончено только в 1891 году.

Этюды к картине художник писал в кубанской станице Пашкивський, Екатеринославе и в имении Качановка Черниговской губернии.

Сюжетом этой картины стал известный Письмо запорожцев турецкому султану, написанный в 1676 году как ответ запорожских казаков на требование турецкого султана Мехмеда IV.


1. Сюжет

По легенде, письмо было написано в 1676 кошевым атаманом Иваном Сирко "со всем кошем Запорожским? в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда (Мухаммеда) IV. Оригинал письма не сохранился, однако в 1870-х годах екатеринославским этнографом-любителем Я. П. Новицким была найдена копия, сделанная в XVIII веке. Он передал ее известному историку Д. И. Яворницкого, который однажды зачитал ее, как курьез, своим гостям, среди которых, в частности, И. Е. Репин. Художник заинтересовался сюжетом и в 1880 году начал первую серию этюдов.


2. История создания

Репин сам на достаточном уровне знал историю украинского народа, однако для создания этой работы обратился к историку Д. И. Яворницкого (на картине изобразил его в качестве писаря). В письме В. Стасова Репин писал: "... никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства, как казаки" [1].

Предварительные наброски (альбом "Малороссийские типы") осуществлял во время путешествия 1880-1881 г. Когда в литературном журнале "Север" в 1886 году напечатали один из этих эскизов под названием ?Хохол?, Репин обратился к граверу В. Матэ, чтобы тот передал редактору журнала П. М. Гнедич, чтобы он не менял надписей под его произведениями на те, которые неправильно отражают название народа и унижают его национальное достоинство [2].

Версия, которая хранится в Харьковском художественном музее

После 1880 года Репин занимался неспешной и длительной серией эскизов и подбором моделей. Позировали Репину для картины много известных личностей. В частности, для центральных персонажей художник выбрал Д. И. Яворницкого - писарь, а атаманом Сирко - самого киевского генерал-губернатора М. И. Драгомирова. Улыбающегося казака в белой шапке позировал журналист и писатель А. Гиляровский. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. Репин подарил его Яворницкому. Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову, и сейчас висит в Третьяковской галерее.

Основной (можно сказать, классический) вариант картины был завершен в 1891 году. После первого публичного обозрения художника критиковали, потому, по мнению многих картина была ?исторически недостоверной". Тем не менее судьба полотна сложилась удачно. После шумного успеха на нескольких выставках в России и за рубежом ( Чикаго, Будапешт, Мюнхен, Стокгольм) картину в 1892 году купил за 35 тысяч рублей император Александр III. Картина оставалась в царских собраниях до 1917 года, а после революции оказалась в собрании Государственного Русского музея.

Еще не завершив основной вариант, Репин в 1889 начал работать над вторым, работу над которым он так и не закончил. Это полотно несколько уступает по размерам начальном варианта и есть, так сказать, кулуарным экземпляром. Второй вариант ?Запорожцев? художник попытался сделать более ?исторически достоверным", но явно оказался недоволен результатом и бросил на полпути. Хранится он сейчас в Харьковском художественном музее.


2.1. Примеры предыдущих экспериментов

  • Эскиз древесным углем (1878). Третьяковская Галерея

  • Эскиз древесным углем (1878). Третьяковская Галерея

  • Эскиз древесным углем (1878). Третьяковская Галерея

  • Эскиз древесным углем (1878). Частная коллекция

  • Запорожский полковник (1880). 56 ? 31 см. Художественный музей, г. Сумы,

  • Запорожец (1884). Масло. 49 ? 41,5 см. Музей изобразительных искусств, Нижний Тагил, Россия.

  • Атаман Иван Сирко (1889). Масло. 68,5 ? 82 см. Частная коллекция.


3. Прототипы персонажей

Персонаж
Сведения
Zaporoj kazaki1.jpg Один из весьма колоритных персонажей изображен с художника Ивана Францевича Ционглинського, преподавателя рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств, активного участника питерского творческого объединения "Мир искусства". По национальности он был поляком, однако, все же составил компанию запорожцам.
Zaporoj kazaki-2.jpg Красавец с благородными чертами лица и вполне интеллигентной улыбкой - внучатый племянник известного российского композитора М. И. Глинки. Нашел Репин молодого человека в Петербурге - в те времена он был камерпажем.
Zaporoj kazaki-3.jpg Высокий казарлюга с повязкой на голове - это одесский художник Николай Дмитриевич Кузнецов. Шутник, силач, академик Академии Искуства, профессор, руководитель класса батальной живописи в Академии. По национальности он был греком.
Zaporoj kazaki-4.jpg Беззубый сморщенный старик с трубкой был зарисован Репиным со случайного путника на пристани города Александровска (ныне Запорожье).
Zaporoj kazaki-5.jpg Типичный бурсак, подстриженный под горшок, и не успел отрастить усы - художник Порфирий Демьянович Мартынович. Учился в Академии художеств, владел филигранной графикой, но из-за болезни в 25 лет был вынужден оставить живопись. Репин его в глаза никогда в жизни не видел. А персонажа "Запорожцев" он писал не с живого Мартыновича, а с гипсовой маски, снятой с лица молодого художника. Когда с него снимали маску, то улыбнулся, и улыбка так и осталась на маске. Так ее Репин и изобразил.
Zaporoj kazaki-6.jpg Для мрачного казака с сумеречных взглядом позировал Тарновский, украинские коллекционеров и меценат, владелец известного имения Качановка. В Качановке Репин рисовал казачью амуницию (а заодно - и самого Василия Васильевича), которой у Тарновского было очень много. Его коллекция древностей козацкой эпохи стала основой коллекции Черниговского исторического музея.
Zaporoj kazaki-7.jpg Образ казака Голоты изображен с кучера Василия Тарновского Никишкы. Репин, будучи захвачен Никишкинимы щербатистю, одноокистю, нетрезвость и смешливость, успел зарисовать, когда они вместе с Тарновским переправлялись через Днепр на пароме.
Zaporoj kazaki-8.jpg Атаман тогдашней кошевой Сечи Иван Дмитриевич Сирко - одна из центральных фигур картины. Художник долго искал для него образ, который был похож, остановившись, наконец, на генералу Михаиле Ивановиче Драгомир, тогдашнему командующие войсками Киевского военного округа, затем - киевском генерал-губернаторе.
Zaporoj kazaki-9.jpg Персонаж, изображающий татарина, рисовался, действительно, из студента-татарина. Но не все черты лица у него татарские. Прекрасные белые зубы были изображены художником с черепа казака-запорожца, найденного на раскопках возле Сечи.
Zaporoj kazaki-10.jpg Для толстяка, который должен был изображать еще одного хрестоматийного персонажа - Тараса Бульбу, - прототипом стал профессор Петербургской консерватории Александр Иванович Рубец. Несмотря на то, что Александр Иванович жил и работал в Питере, родом он был из Стародуба, являлся потомком польского шляхетского рода.
Zaporoj kazaki-11.jpg Из-за Бульбы уныло выглядит худой, высокий длинноусый казак. Это еще один музыкант, солист Мариинского театра, Федор Игнатьевич Стравинский, отец известного композитора Игоря Стравинского.
Zaporoj kazaki-12.jpg Владелец этой обширной лысины и трехэтажного затылка - Георгий Петрович Алексеев. Предводитель дворянства Екатеринославской губернии, Обер-гофмейстер двора его Величества, кавалер почти всех российских орденов, почетный гражданин города Екатеринослава, страстный нумизмат, автор научных трудов по русской нумизматике.
Увидев его уникальную затылок лысину Репин загорелся желанием запечатлеть их на картине. Однако Алексеев с негодованием отверг предложение художника позировать ему в такой неприглядной позе. Здесь на помощь Репину пришел Яворницкий. Пригласив Алексеева посмотреть свою коллекцию монет, он втихаря посадил художника сзади, и пока доверчивый нумизмат любовался коллекцией, проворная рука мастера изобразила его в нужном ракурсе. Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и был очень обижен на обоих, но делать было нечего.
Zaporoj kazaki-13.jpg Полуголый запорожский вояка (заодно и картежник) - это приятель Репина и Яворницкого, педагог народной школы, Константин Дмитриевич Белоновський. Картежником он был лишь по сюжету картины, а вовсе не в жизни. Именно потому, что этот персонаж должен представлять собой образ не только воина, но и любителя азартных игр, он изображен с голым торсом - при серьезной игре казаки снимали рубашки, чтобы не прятали карты за пазуху и в рукава.
Zaporoj kazaki-14.jpg Писарь - Дмитрий Иванович Яворницкий. Именно он был главным вдохновителем и консультантом художника. Именно из экспонатов собрания Яворницкого Репин изобразил большую часть амуниции, оружия и другой казацкой атрибутики. Первый законченный эскиз картины Илья Ефимович подарил именно Дмитрию Ивановичу.
Улыбку, которая отражена в картине, Репину удалось выдавить из Яворницкого не сразу. Когда Яворницкий приехал в мастерскую художника позировать, он был весьма мрачен. Но у Репина нашелся журнал с карикатурами, который он подсунул Яворницкому. Тот, просмотрев несколько страниц, заулыбался, и в таком виде попал в окончательный вариант картины.

4. Интересный факт

Обратите внимание как на фоне над головами казаков художник скрыл на копьях желто-голубые флаги. Сама картина считается истинным историческим документом ведь Репин всегда относился к своим картин на историческую тематику, как к документам, отражающие конкретный, реальный исторический момент.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам