Зарубинецкая культура

Украина в III - I вв. до н. е. Зарубинецкая культура обозначена зеленым цветом

Зарубинецкая культура - одна из главных археологических культур Украины периода Железного века.

Территория распространения зарубинецкой культуры - бассейны Припяти, среднего и частично верхнего Днепра. Время - примерно с 200 года до Э к 200 году после РХ. Была определена в 1899 и заверенная более 500 памятниками, которые охватывают пространство от Припяти и Подесенья до Среднего Поднепровья.


1. Описание

Зарубинецкой культуре открыл в 1899 г. Викентий Хвойка, который обнаружил могильник с трупосожжением на Батурова Горе вблизи с. Зарубинцы Каневского района Черкасской области. Кроме Зарубинецкого могильника, В. В. Хвойка обнаружил еще несколько подобных могильников в Приднепровье г. Ржищев, селах Вита, Пищальники, Пуховка, Погребы, Бортничи, Вишенки.

Файл: Zarubynets.jpg
Состояние на 25 лет после РХ. Границы Римской Империи на 106 г. после РХ

Здесь были исследованы остатки бескурганных могильника, среди сопроводительного инвентаря были обнаружены бронзовые фибулы и специфическая керамика, эти памятники относятся к III в. до.н.э е. Эта культура распространилась на Припятском Полесье, верхнего и Среднего Поднепровья в конце I тыс. до.н.э н.э. - начала I тис.н. е. Зарубинецкая культура известна большими неукрепленными поселениями. Они располагались на мысах рек, оврагов или на "надпойменных террасах". Их площадь занимала в среднем около двух гектаров. Этой культуре присущи жилья площадью 18-20 квадратных метров, которые были погружены в землю. Техникой сооружение было деревянно каркасное строительство. Крыши были двускатными, для кровли брали солому, тростник или жерди. Источником тепла в жилищах были открыты очага.

Население вело оседлый образ жизни. В обиходе в Зарубинцах было железо, среди орудий из этого материала были серпы и косы, это свидетельствует о земледельческий образ хозяйства. Жители этих поселений выращивали просо, пшеницу-двозернянку, ячмень. Относительно скотоводства разводились коровы, свиньи, лошади, мелкий рогатый скот. Существовало также у них понятия об охоте и рыбалке. Добывали железо.

На поселениях зарубиньцив изготавливали керамику, существовал гончарный круг ручного типа, готов посуду выжигали. Были и ювелирные изделия, их изготавливали из привозной бронзы. Из льна и конопли, изготавливали ткани. О существовании ткачества свидетельствуют найденные подъемные грузила для ткацкого станка.

Обряд погребения, могильники характерные для Зарубинецкой культуры были грунтовые и без курганные захоронения, тело сожжению в урнах или в ямах, существовал погребальный инвентарь. Также известны трупоположения, хотя они встречаются редко.


2. Исследование зарубинецкой культуры

Важное значение для изучения зарубинецкой культуры имели раскопки большого могильника, расположенного на окраине Киева, в с. Корчеватом, проведенные в 1940-1941 гг В послевоенные годы в Среднем Приднепровье исследовались поселения в Киеве, вблизи сел Пирогово, Романков, Зарубинцы, в окрестностях Канева, вблизи сел Сахнивка (а именно Петровский поселения), Междуречье, Лютеж и других, могильники неподалеку от сел Суботов, Пирогово, Хотяновка.

На территории Верхнего Приднепровья, между устьями Березины и Сожа, в начале 1950-х годов были обнаружены многочисленные зарубинецкие достопримечательности. На поселениях и могильниках на берегах Припяти было обнаружено около 40 памятников. Раскопками было полностью исследовано могильники Велемичи I и II, значительные работы проведены на могильниках Воронино, Черск, Отвержичи, Ремель.

Зарубинецкие достопримечательности в бассейне Южного Буга, а также Днестра (поселение Марьяновка, могильник Рахны, поселения Ремезовцы) относятся к поздним проявлениям зарубинецкой культуры.


3. Этническая принадлежность зарубинецкой культуры

Первый исследователь зарубинецких памятников Викентий Хвойка считал их славянскими, местными по своему происхождению. По его мнению, они представляли собой промежуточное звено между памятниками ранней скифской эпохи и поздней черняховской культуры.

К мнению Викентия Хвойки о славянской принадлежности зарубинецкой культуры и о ее автохтонное происхождение присоединились Александр Спицын, Николай Биляшивский и другие. Против нее выступили западноевропейские исследователи. Немецкие археологи П.Рейнеке и К.Такенберг объявили зарубинецкие памятники принадлежащими германским племенам, появившиеся на Поднепровье результате переселения. Французский ученый дешеле считал Зарубинцы кельтской достопримечательностью. Эти предположения остались недоказанными.

Большинство ученых разделяет точку зрения Викентия Хвойки о принадлежности зарубинецкой культуры местным древнеславянским племенам. Считается, что зарубинецкая культура имеет не одно, а три источника: местную культуру скифского времени правобережной лесостепной полосы Украины и элементы Припятский-полесской и латенской культур.

Зарубинецкая культура имеет четко выраженные локальные особливовсти. Так, СРЕДНЕДНЕПРОВСКИЙ локальный вариант отличается выразительными чертами культуры местных племен позднескифского времени. По мнению Бориса Рыбакова зарубинецкая культура является продолжением праславянского позднескифского (пизньосколотськои) культуры, носители которой под влиянием неблагоприятных обстоятельств, которые сложились после сарматского вторжения в степи Северного Причерноморья, были вынуждены мигрировать из лесостепей в лесную зону в верховьях Днепра.

" Современные исследователи не имеют единого мнения относительно этнического состава зарубинецких племен. Их связывают со славянами, германцами, балтами. Однако, данные языкознания, типологическая близость зарубинецких памятников с киевской культурой III-V вв. Р.Х. и культурами раннесредневековых славян V-VII вв. Р.Х. - Пеньковский и колочинско - дают основания считать зарубинецкую культуру раннеславянские ". (Цитата из книги" Археология Украины " И.С.Винокура, Д.Я. Телегина) "

4. Родство с другими культурами

В западной половине славянского (?) Мира синхронной зарубинецкой была пшеворская культура. Сарматского ига там не было, и эта культура была более полнокровной, чем зарубинецкая. Эти культуры вместе формируют один археологический комплекс.

Зарубинецкая культура, как и ее преемница Черняховская культура, имеет влияние других культур: кельтской Латенской культуры, степных скитов и сарматов. Впоследствии имела влияние цивилизации Римской империи на Дунае. Влияние Скитская-сарматской цивилизации был значителен в гончарстве, оружия, домашнем хозяйстве и орнаментации.

Носители культуры занимались сельским хозяйством, скотоводством и охотой. Известная торговля шкурами диких зверей с городами Причерноморья. Покойников сжигали и вкладывали пепел в урны и ямы.

Этническая принадлежность преимущественно была славянская. Об этом свидетельствуют древние, не менялись со временем, славянские названия рек ( гидронимы). Также возможны иностранные элементы. Так бастарны, народ который был упомянут в классической литературе, соответствует территориально и во времени зарубинецкой культуры. Не имеет уверенности, языке этот народ говорил, но скорее - балтийской, чем германской.

С 200 года культура населения изменилась. Это связано, по мнению некоторых исследователей, с приходом германского народа готов с территории современной Польши. Территория Зарубинецкой культуры стала частью Готской государства, археологически характеризуется Черняховской культурой. Это мнение обосновал Борис Рыбаков в монографии "Язычество древней Руси".


См.. также


Источники