Здолбунов

Здолбунов ( пол. : Zdołbun?w, рус. : Здолбунов) - город в Украина, центр Здолбуновского района Ровенской области. Город расположен в 12 км к югу от Ровно. Железнодорожный узел. Заводы: железобетонных изделий, авторемонтный, цементный, асфальтный, завод продтоваров и другие, предприятия железнодорожного транспорта. Через город проходит автострада Староконстантинов - Острог - Здолбунов - Ровно - Сарны - Житковичи ( Беларусь).


1. Название

Есть несколько версий происхождения названия "Здолбунов". Одна из них утверждает, что древнее название "Долбунив" происходит от слова "дов (л) баты". Это объясняется наличием в окрестностях поселения меловых шахт, из которых местные жители "долбили" мел и при вопросе: - Откуда вы? - Слышали ответ: - С Дов (л) бунова. На этом основании и закрепилось название поселения как Здолбунов. Существует также предположение, что название города связано со старославянским племенем дулебов (Долобов), которое было основным населением наших земель в VI-Х веках. Возможно, именно так в названии Здолбунов (Долбунив) трансформировалась память о дулебов. Другие версии являются маловероятными.


2. Городские символы

Возрождая былые традиции и по случаю 500-летия города, городской совет в 1997 году своим решением утвердил современные городские символы Здолбунова (автор проектов - Ю. Терлецкий). Герб: в красном поле щита перекрещенные серебряные кирка, молоток и железнодорожный ключ; щит венчает серебряная городская корона.

Флаг: квадратное красное полотнище, в центре которого размещен перекрещенные белые кирка, молоток и ключ.

Элементы герба символизируют: кирка - название города, молоток и железнодорожный ключ - строительную и железнодорожную отрасли промышленности. Красная и серебряная краски указывают на нахождение Здолбунова на Волыни.


3. История

На территории Здолбунова обнаружено поселение эпохи ранней бронзы, а на окраине - раннеславянские могильник зарубинецкой культуры. Впервые название поселения Здолбунов (Долбунив) упоминается 1497 года в акте, по которому великий князь Литовский Александр даровал князю Константину Острожскому вместе с другими поселениями и село Долбунив. Название "Здолбунов" известна с 1629 года.

С образованием Киевского государства земли дулебов в Х в. входят в ее состав. Позже, во время упадка государства, земли Волыни1199 года) входят в Галицко-Волынского княжества, которое от нападений татаро-монгольских орд постепенно теряет свою силу и подпадает под власть Литвы.

После Люблинской унии 1569 года Здолбунов попадает под власть Речи Посполитой. Село входило в Луцкого уезда. В 1570 году в нем насчитывалось 9 дымов. Занималось земледелием. Именно в то время в Здолбунове начала формироваться еврейская община. В 1618 и 1619 годах оно очень пострадали от нападений татарских орд. В годы Освободительной войны украинского народа 1648 - 1654 годов в районе Здолбунова происходили крестьянские выступления против местных феодалов. В 1651 году в окрестностях Здолбунова, недалеко от села Тайкури, располагается штаб войска Богдана Хмельницкого, казаки которого вели бои с поляками. Тогда же произошли первые еврейские погромы, совершенные казаками.

В 1793 - 1795 годах Правобережная Украина входит в состав Российской империи. В настоящее время Здолбунов относится к Волынского наместничества, а затем - в Волынской губернии. 1798 года в селе насчитывалось 51 двор, проживало 276 человек, в том числе 167 крепостных. В 1821 году князь С. Любомирский, владелец Здолбунова, продал его купцам Кружининим. Они расширили хозяйство имения, построили мельницу. По реформе 1861 года для крестьян Здолбунова было выделено 489 десятин земли, в среднем по 11 десятин пахотной земли на двор. Земля обошлась им вдвое дороже, чем стоила.

Вокзал станции Здолбунов

Отмена крепостного ускорило развитие капиталистических отношений в Здолбунове. В июне 1873 года закончено строительство железной Киев - Брест-Литовск, которая пролегла через Здолбунов. Впоследствии город сочетали с Радивиловом и Сернами, построили станцию ​​и паровозное депо. В эти годы были определены высокие качества Здолбуновской мела и возможность ее использования как основного сырья для производства цемента. На это обратили внимание брать Елинек, чехи по национальности. В 1884 году они построили небольшой цементный завод. Оборудование этого предприятия состояло из пяти жерновов лошадиной тяги, такого же количества печей отопления (колпаков) и состава для сушки лепешек из глины и мела. Все процессы выполнялись вручную. За сутки здесь производили 20-25 бочек цемента. Для привлечения дополнительных средств владельцы завода создали в 1889 году компании "Елинек и Ко", которая обеспечила расширение завода, оборудовала его совершенными механизмами. Выпуск цемента достиг 90 тонн в сутки. Увеличилось и количество рабочих. В конце 90-х годов XIX века на Здолбуновском цементном заводе работало 200 человек. В 1889 году был основан литейно-механический завод.

Начала развиваться торговля. В селе работали магазины, трактиры, маленькие мастерские, проходили ярмарки. По данным переписи 1897 года в Здолбунове проживало 4692 человека. Здолбуновский цементный завод в 1910 году приобрело акционерное общество "Волынь". Предприятие реконструировали. Численность рабочих на заводе возросло до 300 человек. Кроме цементного завода и железнодорожной станции, в эти годы в Здолбунове работали частные паркетная фабрика, литейно-механический завод и 2 мельницы. Но это были предприятия полукустарного типа с незначительным количеством рабочих.

В 1877 году в Здолбунове открыли одноклассное железнодорожное училище. Обучение в нем осуществлялось за счет управления Юго-Западной железной дороги. В 1886 году училище реорганизовали в двухклассное. 1884 года в общественном здании открыли двухклассную школу. На содержание школы, в которой учились 25 мальчиков и 2 девочки, община выделяла 137 рублей в год. В 1905 году начала работать церковно школа, а в 1907 году открылся общественный клуб.

В 1903 году Здолбунов отнесены к категории заштатных городов. На центральной улице, идущей от вокзала, проложили тротуар, установили газовое освещение. По данным на 1912 год, на цементном заводе работала больница. В 1910 году начинается строительство церкви Святой Екатерины и высшего железнодорожного училища. В 1908 - 1911 годах в городе насчитывалось до 10 тыс. жителей.

В годы Первой Мировой войны на территории Волынской губернии проходил Юго-Западный фронт. Война принесла населению разорения, безработицы. Часть оборудования цементного завода вывезли вглубь России. Лишилась работы значительное количество рабочих. В 1917 - 1920 годах Здолбунов, как и вся Украина, был ареной классовой борьбы, борьбы различных политических сил и военного противостояния. В городе быстро менялась власть - австро-немецкой военной администрации, Центральной Рады УНР, Гетманщины, Директории УНР, Совета рабочих и солдатских депутатов. Видел Здолбунов конницу С. М. Буденного и К.Е.Ворошилова, Действенную армию УНР, штаб которой во главе с С. В. Петлюрой находился на железнодорожной станции а также еврейские погромы.

После подписания Рижского мира правительствами большевистской России и Польше земли Западной Украины отошли к Польше. В период польской администрации ( 1920 - 1939 года) Здолбунов оставался типичным провинциальным городком. Сначала он входил в состав Острожского уезда, а в 1924 году стал уездным центром Волынского воеводства. В 20-е годы XX века Здолбунов, как и все западноукраинские города, переживал экономический упадок. Не работали цементный завод и другие предприятия. Политика великодержавного шовинизма еще более ухудшила положение трудящихся. Так, в 1921 году по приказу властей было проведено массовое увольнение рабочих украинской национальности. В частности, в Ровно и Здолбунове лишились работы около 80% железнодорожников-украинский. Тяжелое социальное и экономическое положение рабочих стало причиной многих забастовок в 20-х годах. Впоследствии выступления рабочих приобрели силы, властям пришлось идти не только на экономические, но и на некоторые политические уступки. В частности, в Здолбунове в 1925 году позволили открыть книжный магазин "Восстановление", которая имела в продаже произведения прогрессивных писателей.

На западноукраинских землях правительство Польши проводил политику полонизации украинских. В школах Здолбунова обучение осуществлялось преимущественно польском языке. В 1928 - 1929 годах в городе работали гимназия, две семикласни, три четырехклассные, две начальные и ремесленная школы. Плата за обучение была большой, в частности в гимназии - 30 злотых в месяц.

После воссоединения в сентябре 1939 году западноукраинских земель с Советской Украины и образования районов в тогдашней Ровенской области, Здолбунов стал районным центром. В городе начались социалистические преобразования.

В 1941 - 1944 годах город испытывает немецко-фашистской оккупации, во время которого возникает антифашистское движение сопротивления, который действовал до дня освобождения города Советской Армии - 2 февраля 1944 года. Оккупанты разрушили цементный завод, городскую электростанцию, сожгли железнодорожный вокзал, а также значительное количество жилых домов и других зданий. За годы оккупации гитлеровцы расстреляли 6 000 жителей города и других граждан. Местом расправы были выбраны карьеры цементного завода. Здесь гитлеровцы казнили 4300 человек, среди которых все еврейское население города (спаслось около 25 человек), а в селе Старомильську возле кладбища - 1700 человек.

В послевоенный период Здолбунов отстраивался и развивался на основе социалистической экономики, комплексно, соответственно своему статусу районного центра Ровенской области. Строятся цементно-шиферный комбинат, строительные, пластмассовый и авторемонтный заводы, "Укрцемремонт", бытовые предприятия; открываются новые школы, больницы, культурно-просветительные учреждения.

Современный Здолбунов - это важный железнодорожный узел Западной Украины, центр строительной, металлообрабатывающей и пищевой промышленности региона. В 2007 году капитально, по европейским стандартам обновлено железнодорожный вокзал.


4. Персоналии


4.1. Уроженцы города

  • Гордейчук Владимир Григорьевич - заслуженный тренер Украины, мастер спорта Украины по тяжелой атлетике, тренер Здолбуновской ДЮСШ "Колос". За 26 лет работы тренером в г. Здолбунов подготовил - 5 мастеров спорта международного класса, 15 мастеров спорта, 50 кандидатов в мастера спорта, 1 чемпиона мира, 3 участника Олимпийских игр.
  • Дмитриева-Буряк Галина Евгеньевна - украинский киновед.
  • Владимир Сыворотка-Рус - олимпийский чемпион Олимпийских игр в Берлине 1936 года.
  • Долганский Сергей Николаевич - украинский футболист, вратарь. Игрок полтавской "Ворсклы".
  • Лащенков Сергей Николаевич рус - бывший украинский и молдавский футболист, защитник. Играл за сборную Молдовы.
  • Приходько Николай Тарасович (22.05.1920 - 21.02.1943) - советский партизан, герой Советского Союза (посмертно). Связной Н. И. Кузнецова.
  • Марченко Сергей - украинский режиссер, сценарист.
  • Колодяжный Владимир Иванович - украинский писатель, сценарист.
  • Нагулко Юрий Александрович - украинский художник.

4.2. Жители Здолбунова


4.3. Гости города

В свое время в городе находились Леся Украинской, Улас Самчук, Александр Довженко.

Примечания