Надо Знать

добавить знаний



Зеленин Дмитрий Константинович


Dmytro Zelenin.jpg

План:


Введение

Дмитрий Константинович Зеленин ( рус. Дмитрий Константинович Зеленин , * 21.Х (2.ХИ) 1878, с. Люк, теперь Завьяловського района Республики Удмуртия - ? 31.VIII 1954, Ленинград) - советский этнограф, диалектолог и фольклорист, член-корреспондент АН СССР (с 1925 года).


1. Биография

1.1. Молодые годы и обучение

Дмитрий Константинович Зеленин родился 2 (3) ноября 1878 года в глухом отдаленном поселке Люк (тогда Сарапульский уезда) в Вятской губернии в семье сельского спасибо. Дмитрий был десятым ребенком в семье. По отцовской установкой в 1892 году поступил в Вятской духовной семинарии, где учился следующие шесть лет.

В 1898 году Дмитрий Зеленин едет в город Юрьев (тогдашнее название Тарту), где в 1899 году поступает на историко-филологический факультет Тартуского университета. В 1 903 (тысяче девятьсот четыре) году Дмитрий Зеленин блестяще заканчивает университетские студии с кандидатской работой с языкознания "Латинские, романские и германские элементы в русском языке до XV века". Способного молодого ученого оставляют при университете для подготовки к професорсього звания.


1.2. Научная карьера

В 1915 году Дмитрий Зеленин защитил в Петербурге магистерскую диссертацию (издана в 1913 году Отделением русского языка и словесности Академии наук) на тему: "Великорусские говори с неорганическим и непереходным смягчением заднепиднебинних согласных". За год, в 1916 году Зеленина избирают профессором Харьковского университета.

Дмитрий Константинович Зеленин работает в Харьковском университете с 1916 до 1925 года, где возглавляет кафедру русского языка и словесности. В 1917 году Зеленин защитил докторскую диссертацию по этнографии - "Очерки русской мифологии".

В харьковский период своей жизни Дмитрий Зеленин много внимания уделял украинской этнографии, в частности он осуществляет организацию и детальное научное описание этнографических фондов Этнографического музея Харьковского историко-филологического общества и этнографического отдела Музея Слободской Украины имени Григория Сковороды. Именно в Харькове, в 1924 году ему поступило предложение от немецких филологов Р. Траутмана и М. Фасмера написать обстоятельное исследование этнографии восточных славян, над которым он немедленно начинает работать.

В 1925 году Зеленина выбирают членом-корреспондентом Академии наук СССР, и он переезжает в Ленинград, где он руководит кафедрой этнографии Ленинградского Университета. В 1946 году он стал академиком также Болгарской Академии Наук за его значительный вклад в исследование славянских народов.

Дмитрий Константинович Зеленин до конца жизни живет и работает в Ленинграде. Его жизнь отмечалось чрезвычайной скромностью, семьи он не имел - всю свою жизнь Зеленин посвятил научным поискам и исследованиям. И хотя он имел много учеников и последователей его научных идей, некоторые его теории несмотря на признание западной славистики ни поддержки, ни развития в дальнейшей российской этнографии не получили.


2. Творчество

Дмитрий Зеленин начал печататься еще учась в университете. В его активе около 300 книг и научных статей.

2.1. Ранняя научное творчество (1900 - 1925 годы)

Значительный вклад ученого в диалектологии - изучении говоров русского языка и фольклористике - он записал русские, вотяцьки (удмуртские), башкирские и мещеряцьки (мишарських татар) сказки родной Вятской и соседней с ней Пермской губерний, собрал несколько сотен старинных свадебных, Плясова песен, песен-разговоров, частушек и предложил их оригинальную классификацию.

Великорусские сказки Пермской губернии. Сборник Д. Зеленина, 1914

Основные работы по этим вопросам были написаны и изданы в дохаркивський и доленинградський период жизни и научной деятельности Дмитрия Зеленина (1900-1915 годы). Он скрупулезно изучал этнографию, говори и фольклор родного Вятского края, неоднократно выезжал туда в служебные экспедиции, поддерживал тесные связи с земляками, активно участвовал в работе Вятской ученой архивной комиссии. В активе ученого, кроме написанной и изданной в 1913 году магистерской диссертации, в этот период относятся:

  • - Новые веяния в народной поэзии, М., 1901
  • - Песни деревенской молодежи, Вятка, 1903
  • - Библиографический указатель русской этнографической литературы о внешнем быте народов России. 1700-1910 гг., СПб. 1913
  • - Великорусские сказки Пермской губернии, Петроград, 1914
  • - Великорусские сказки Вятской губернии, Петроград, 1915

В 1915 году в Петрограде свет выходят ?Очерки русской мифологии. Выпуск И. Те, которые умерли не своей смертью и русалки". Вообще это должна быть серия из шести выпусков очерков, но в таком виде ее реализовать не удалось, зато в 20 - 30-е годы автор публикует целый цикл научных работ по проблемам магических функций языка и речи, смысловых и речевых табу.


2.2. Харьковский и ленинградский период научной деятельности (1925 - 1953 годы)

Восточно-славянская этнография, российское издание, 1991

Книгой, которая прославила имя Дмитрия Зеленина, стала Russische (Ostslavische) Volkskunde., Берлин - Ляйпциг, 1927 ("Восточнославянская этнография"), написанная и изданная автором по предложению немецкого слависта Макса Фасмера в его многотомной серии Очерки славянской филологии и истории культуры ( нем. Grundri? der slavischen Philologie und Kulturgeschichte ). И до сих пор это издание остается наиболее полным и авторитетным описанием этнографии украинский, русских и белорусов. Фактически Зеленин известен в мире именно благодаря этой работе. Впрочем, именно в этой работе ученый высказал ряд теоретически положений из восточно-славянской этнографии, которые остаются спорным и официальной российской наукой не восприняты и до, прежде всего - это вслед за Шахматов горячо отстаиваемая теория двух отдельных российских народностей (южной и северной), кроме того, ученый ратует за абсолютную негацию финской компоненты в этногенезе русских, в то же время признавая, что финские племена населяли значительно южные земли, чем считается до сих пор, и никакого мирного покорения их русскими не было. Показательно, что до конца жизни автор не оставляет надежд выдать свой труд, хотя бы подправленную советской цензурой, однако ни при жизни автора, ни в СССР русский перевод книги так и не вышел - она была издана лишь в 1991 году и то мизерным тиражом в 11 тыс. экземпляров.

Дмитрий Константинович исследовал не только языка, этнографии и народное творчество русских и восточных славян, но и других славянских и европейских, а также народов Урала и Сибири.

Большие заслуги Дмитрия Зеленина в изучении украинский, исследованию которых он, в частности посвятил последние годы своей жизни. Так, он обоснованно и неопровержимо доказывал единство украинской нации от населения Карпат и до Восточной Украины, киевское происхождение западных украинский в своих работах 40 - 50 годов ХХ века

  • Об исторической общности культуры русского и украинского народов. (Некоторые этнографические параллели) (1940) / / Советская этнография. Сборник статей., Л., 1940, № 3
  • Возьеднани украинской (1941) / / Советская этнография. Сборник статей., Л., 1941, № 5
  • О киевском происхождении карпатских украинский-гуцулов (1953) / / Украинская этнография, К., 1958, с. 16 - 31 (последняя работа издана именно на украинском языке).

3. Интересные факты, связанные с Дмитрий Зеленин

  • Русскоязычного оригинала фундаментального исследования Дмитрия Зеленина "Восточнославянская этнография" якобы не сохранилось (?). Даже для публикации на русском языке 1991 осуществлялся перевод с немецкого издания 1927 года.
  • Дмитрий Зеленин - один из первых внедренцев и популяризаторов в этнографической науке популярного сейчас термина восточные славяне, который должен соединить сообщество украинский, русских и белорусов в одно целое и прийти на замену понятием россияне, русские (для обозначения всех трех народов), не учитывал исторических реалий, и устаревших, еще царских названий народов малороссы (для Украинских), великороссы (для россиян), северо-западные русские, северо-западное населения (для белорусов).
    Именно Дмитрий Зеленин принадлежит новаторское авторство в распределении говоров русского языка на северные, южные и среднерусские, которое легло в основу современной русской диалектологии.

4. Источники и литература

  • Проблемы славянской этнографии (к 100-летию со дня рождения Д.К. Зеленина)., Л., 1979
  • Украинская советская энциклопедия. В 12-ти томах / Под ред. М. Бажана. - 2-е изд. - К. : Гл. редакция УСЭ, 1974-1985.
  • Зеленин Д.К. Восточно-славянская этнография., М.: "Наука", 1991
  • Великорусские сказки Пермской губернии. Сборник Д.К. Зеленина., М.: "Правда", 1991

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам