Надо Знать

добавить знаний



Зеленый Клин


Карта зеленого клину.gif

План:


Введение

Зеленый Клин (укр. Зеленый Клин) (другое название - Зеленая Украина) - земли украинских поселенцев в южной части Дальнего Востока, в нижней части реки Амур и над Тихим океаном, площадь около 1 млн. км .

Крупнейшие города: Хабаровск, Владивосток, Комсомольск, Уссурийск. Общее хозяйственное значение (включая экспорт) имеют добыча золота и цветных металлов, рыбная, лесная промышленность, ловлю, судостроения и морской транспорт, из продуктов сельского хозяйства - соя.

По данным переписи 1926 в Зеленом Клине жили 303 000 Украинской (с 315 тыс. всех Украинских Дальнего Востока), или 24,5% всего дальневосточного населения. В период существования СССР украинское население региона подверглось массовой русификации.


1. История

Зеленый Клин, земли украинских поселенцев в южной части Дальнего Востока

Исследователь Зеленого Клина Иван Мир выделял в истории украинской общественной жизни региона четыре периода:

  • 1) от первых переселений до 1905 г.;
  • 2) 1905-1917 гг;
  • 3) 1917-1922 гг;
  • 4) от 1922 года.

Канадский исследователь Михаил Марунчак выделяет три периода в развитии украинской культурной жизни на Дальнем Востоке: царский, "период свободного проявления" и русификационного.

Первые попытки освоения Зеленого Клина приходятся на первую половину XVII века, в середине XIX века начинается вторая экспансия России; по инициативе генерала П. Унтербергера с 1882 бесплатный перевоз поселенцев - почти исключительно украинских крестьян - морем с Одессы и отведения им лучших земель в Уссурийск-Ханкивський низменности.

По исследованиям советского ученого В. М. Кабузана, в 1883-1905 гг на Дальний Восток всего переселилось 172876 лиц, из украинских губерний - 109510 человек, или 63,4% всех переселенцев. Большинство из них поселилось в Приморской области - 77139 украинским, то есть 78,1%. Среди переселенцев в Амурской области в данный период процент украинский был меньше и составлял 47,8. Следует добавить, что по месту происхождения среди поселенцев в Амурщини ощутимо преобладали полтавчане - 64,51%, выходцев из Правобережной Украины было значительно меньше. В. Кабузан утверждает, что удельный вес Украинской в ​​Приморской области до 1903 г. никогда не была ниже 75%.

В 1906-1916 гг на Дальний Восток прибыло 259522 человек, из них украинский - 166787, или 64,27%. Хотя в этот период переселенцев с Украины прибыло более, но удельный вес их снизилась с 65,82% до 64,27% за счет переселенцев из других губерний европейской России. Из украинских переселенцев этого этапа 102618 (61,25%) осели в Приморской области. Это были черниговцы - 21,57%, киевляне, волыняне и подоляне вместе составляли 47125 человек и еще 7202 человека - из степной Украины.

По данным В. Кабузана, в 1850-1916 гг из Украины на Дальний Восток переселилось 276300 лиц или 56,54% всех переселенцев. В Амурской области Украинской составляли 49,7% поселенцев, в Приморской - 61,2%.

Вот как описывает один из корреспондентов того времени, Иван Иллич-Свитыч город Уссурийск в 1905 г.:

Это большое малорусское село. Главная и самая старая улица - Никольская. Вдоль всей улицы, по обеим сторонам, вытянулись белые мазанки, местами и теперь еще крытые соломой. В конце города, при слиянии Раковки с Супутинки, как часто и на коренной Украине, устроен ставок, у которого живописно приютился Мельница, так что получалась бы вполне та картина, в которой старый дид в одной песне смущает молодую девушку "-" и ставок, и Мельница, и Вишневецкий сад ", если бы этот последний был налицо. Среди русского населения, не считая казаков, малороссы настолько преобладают, что сельских жителей городской, так называемый интеллигентный, называет не иначе, как "хохлами". И действительно, среди полтавчан, черниговцев, киевских, волынских и других Украинских переселенцы из великорусских губерний совершенно теряются, являясь как бы вкраплением в основной малорусский элемент. Базар в торговый день, например, в Никольске-Уссурийском весьма напоминает какое-нибудь местечко в Украине; та же масса круторогих хотел, лениво пережевывали жвачку у возов, наполненных мешками муки, крупы, сала, свиных туш и т.п.; то же украинская одежда на людях. Повсюду слышен веселый, многолюдный, оживленный малорусский говор, и в летнюю жару день можно подумать, что находишься где-нибудь в Миргороде, Решетиловке или Сорочинцах времен Гоголя.

Исходный текст (Рус.)

Это большое малорусское село. Главная и самая старая улица - Никольская. Вдоль всей улицы, по обеим сторонам, вытянулись белые мазанки, местами и теперь еще Крытый соломой. В конце города, при слиянии Раковки с Супутинкой, как часто и на Коренной Украине, устроен ставок, подле которого живописно приютился млынок", так что получалась бы вполне та картина, в которой "старый дид в одной песне смущает молодую дивчина "-" и ставок, и млынок, и Вишневецкий сад ", если бы Этот последний Был налицо. Среди русского населения, не считая казаков, Малороссы настолько преобладают, что сельских жителей городской, так называемые интеллигентный, называет не иначе, как "хохлами". И действительно, среды Полтавцев, черниговцев, киевских, волынский достойной УКРАИНЦЕВ переселенцы из великорусских губерний совершенно теряются, являясь как бы вкрапления в основной малорусских элемент. Базар в торговый день, например, в Никольск-Уссурийском весьма напоминает какое-нибудь местечко в Украине; та же масса круторогих волов, лениво пережевывающих жвачку подле тележные, наполненных мешками муки, крупы, сала, свиных туш и т.п.; та же украинская одежда на людях. Повсюду слышится веселый, бойки, оживленный малорусских говор, и в жаркий летний день можно подумать, что находишься где-нибудь в Миргороде, Решетиловке или Сорочинцах времен Гоголя.

- "Зеркало недели". № 42 (263) 23 - 29 октября 1999

Таким образом доля россиян в населении Зеленого Клина в начале XX ст. была незначительной (не более 5% по сравнению с 70% украинский). Однако украинский язык был практически лишен права на существование, особенно в городах. Ведь фактически все важные посты в государственных структурах, включая образовательными занимали русские, придерживались и распространяли взгляды на украинский язык, как на "сельское наречие" русского языка. Поэтому в городах чаще преобладал именно русский язык. Среди украинский, которые переезжали в города, значительная часть стеснялись говорить на родном языке. Довольно часто украинская, для добавления солидности своим фамилиям переделывали их на русский манер, добавляя такие окончания как "-ов" или "-ев". По показаниям Ивана Ильича-Свитыча:

Среди старых торговых фирм стали появляться и новые, несомненно украинского происхождения. Но подобно сельскому парню, которого взяли в "Москали" и который поэтому считает себя чем-то выше серой селюччины и поэтому стесняется, по глупости, своего родного языка, основатели недолговечных фирм спешат скрыть свое происхождение, отречься от своей национальности, если не изменить, то хотя исказить свои фамилии, в результате чего на магазинных вывесках, Павлюк, например, превращается в Павлюкова, Рябошапка или Рябоконь - в Рябошапкова или Рябоконево подобное.

Исходный текст (Рус.)

Среди старых торговых фирм стали появляться и новые, несомненно, украинского происхождения. Но подобно деревенски парню, взятому в "москали" и потому считающее себя почему-то выше серой деревенщины и стыдящемуся, по глупости, своего родного языка, основатели недолговечных фирм спешат скрыть свое происхождение, отречься от своей национальности, Если не переменить, то хоть исказить Свои фамилии, в результате чего на магазинных вывески, Павлюк, например, преобразовывается в Павлюкова, Рябошапка или Рябоконь - в Рябошапкова или Рябоконево и т. п.

- "Зеркало недели". № 42 (263) 23 - 29 октября 1999

После гражданской войны 1922 Зеленый Клин окончательно в составе Советской России, выселение советским правительством корейцев и китайцев как политически ненадежных элементов, в 1934 году создан Еврейскую автономную область, развитие всех отраслей промышленности ради самодостаточности региона на случай войны, развитие транспортного сообщения.


2. Украинское движение

Украинской общественной жизни проявилось довольно рано, хотя и слабо, потому что своей национальной интеллигенции было мало. Переселялись преимущественно крестьяне, в основном неграмотны. Через цензурные условия, введенные Эмским указом 1876 г., который запрещал само существование украинского языка, отсутствовала и национальная пресса. Итак, единственным возможным тогда формой проявления украинского национального жизни оставался театр.

1897 года на Дальний Сход приехала театральная труппа под руководством Перовского. Позже приезжали и большие театральные коллективы, например, большая труппа Костя Мирославской. Позднее кружок пополнился местными любителями и распался на несколько кружков-союзов. Эти кружки объединяли зрителей в общину и усиливали общественное мышление.

Представления пробуждали национальное сознание и имели огромный успех. Они шли по всем городам Дальнего Востока, от Порт-Артура и Владивостока до Благовещенска, Хабаровска и городов поменьше.

Наиболее активно действовали в это время во Владивостоке украинские театральные, культурно-образовательные кружки, возглавляемые офицером подема, среди моряков владивостокского порта. Украинские книги попадали на Дальний Восток редко, но самая случае библиотека также была у моряков Владивостока.

После 1905 г. украинских книг, журналов и газет больше, усиливается интерес театральным и общественной жизнью. Делаются первые практические шаги: в 1907 г. в Харбине появился украинский кружок "Украинский Клуб", благодаря тому, что порядки российской администрации здесь были несколько либеральнее, чем собственно на Зеленом Клине.

По отношению к украинской поселенческих земель на юге Дальнего Востока, рядом с названием Зеленый Клин, использовались также названия "Новая Украина", "Дальневосточная Украина", "Зеленая Украина". В литературе использование названия "Дальневосточная Украина" зафиксирован уже 1905 г. в одноименной работы В. С. Ильича-Свитыча по части Южно-Уссурийского края с центром в Никольско-Уссурийском.

Во Владивостоке 1907 - 1908 гг при Восточном институте учреждается "студенческой Общество Украинцев", оно вело Украинское агитацию, ставило театральные представления, выписывало книги и журналы и одно время под руководством И. Воблого было довольно активно. С 1909 г. регулярно отмечались Шевченковские праздники (в марте, в день смерти поэта).

1910 года в Никольско-Уссурийском была основана первая на Зеленом Клине "Просветительство". 9 февраля 1910 от имени основателей - мещанина Петра Хоменко, купца Сергея Нижинецького, крестьянина Иосифа Переверзева-Суди, почтово-телеграфного чиновника Захария Шевченко и телеграфиста Ивана Кривоноса военному губернатору Приморской области было подано официальное прошение утвердить устав общества "Просвита" .3 За уставом, "общество имеет целью способствовать развитию украинской культуры, а главным образом, просвещению украинского народа на его родном языке, действуя в пределах г. Никольско-Уссурийского и Уссурийского края. Для достижения этой цели общество имеет в виду: а) издавать книги, брошюры, журналы, газеты и прочее украинском языке б) открывать свои читальни, библиотеки, музеи, торговлю книгами и др.. в) устраивать публичные лекции, чтения, общеобразовательные курсы, представления, литературно-музыкальные вечера, концерты, выставки и др.., г ) учреждать стипендии, школы, приюты, ясли, бюро труда и т.д.., просветительные и благотворительные учреждения д) закладывать конкурсы и премии за лучшие произведения литературы и искусства ".

С началом первой мировой войны и введением строгих административных мер украинской общественной жизни в Зеленом Клину замирает. Только в пределах концессии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) в Маньчжурии можно производить некоторую украинскую работу, это и делали харбинской Украинский Клуб и театральные кружки на отдельных станциях.

9 березня 1916 р. у Владивостоці була спроба створити українську організацію під вивіскою Владивостоцького українського благодійного зібрання.

"Задача Украинского Благотворительного общественного собрания - организация подобных мероприятий для сбора пожертвований" Це "прошеніє" підписали селянин Харківської губернії Федір Миколайович Васильєв, селянин Київської губернії Хома Данилович Стецюк, інженер Дмитро Миколайович Хлобощин, полтавський міщанин Микола Павлович Голиков, лікар Василь Вікторович Потсенко, почесна громадянка Пелагея Трохимівна Ракицька, селянин Полтавської губернії Микола Сильвестрович Савенко, міщанка Б. Д. Новолійник.

У такому стані перебувало все українське життя на Далекому Сході до початку Лютневої революції 1917 р., коли ліквідація заборони на все українське відкрила більші можливості для відносно вільного національно-культурного розвитку українців.


3. Боротьба за незалежність

Юрій Глушко-Мова - Голова уряду Зеленого Клину, 1920

На початку 1917 р. на Далекому Сході масово відкривалися гуртки "Громади". Найбільш потужним український рух був у Владивостоці. Тут до місцевої "Громади" записалося понад 1,5 тис. українців; серед них багато вояків. Виникли організації українських політичних партій - есерів та соціал-демократів. З 30 квітня 1917 р. виходить перша на Далекому Сході українська газета "Українець"; редактором її був Дмитро Боровик.

Організація українських громадських центрів у різних місцях Далекого Сходу, особливо на Зеленому Клині та в Маньчжурії, дала можливість скликати 13-14 червня в Микольськ-Уссурійському І Загальний всеукраїнський з'їзд діячів і громадянства Далекого Сходу. Ініціатором скликання його стала Далекосхідна Вчительська Спілка, головою якої був О. Ступак.

З цього першого з'їзду й бере початок активна планова українська робота на Зеленому Клині. У з'їзді брали участь 53 представники понад 20 громадських і військових організацій (громад, кооперативів, військових і вчительських спілок тощо). Брали участь в окремих комісіях і близько ста українців з правом дорадчого голосу.

Після відкриття з'їзду та привітань було обрано президію на чолі з А. Романюком та заступником О. Ступаком, а потім і комісії: національну, шкільну, фондову й організаційну.

Лідери українського руху в Зеленому Клині у своїй боротьбі робили ставку на допомогу Великій Україні. Вважалося, що якщо Україна стане незалежною державою, то і Зелений Клин автоматично відокремиться від Москви. Це знайшло відображення і в рішеннях Другого Всеукраїнського з'їзду Далекого Сходу, який відбувся в Хабаровську в січні 1918 р. На ньому було прийнято звернення до уряду Української народної республіки, щоб він у своїй політиці вимагав від російської влади визнання Зеленого Клину частиною Української держави, оскільки тут українці становлять національну більшість. Серед населення Зеленого Клину навіть було кинуто клич "Всі на захист України".

На третьому з'їзді, який відбувся в квітні 1918 р., було прийнято рішення - боротися за створення незалежної Української держави на Тихому океані та формування Української армії Зеленого Клину. Керівництво було передано Крайовому секретаріату (уряду) на чолі з Юрієм Глушко-Мовою.

Третя сесія Крайової ради відбулася в листопаді 1920 р. у Владивостоці. На ній обговорювалося питання про участь у виборах до Установчих Зборів Далекого Сходу. Сесія запропонувала вибори по національних куріях. Ця пропозиція не відповідала московським інтересам, тому була знехтувана в Читі, і Секретаріат відмовився від виборів. На цій самій сесії був обраний новий Секретаріат, який провадив українські справи до його арешту в листопаді 1922 р. більшовиками. До Секретаріату входили Юрій Мова, Дмитро Кисильов, Віталій Жук, Степан Прант, Андрій Криштофович та Г. Могилецький. Цей Секретаріат провадив підготовку до скликання V Українського далекосхідного з'їзду.

Відбутись йому не судилося.


3.1. Керівники Зеленої України

Ю. К. Глушко-Мова - голова Українського Крайового секретаріату (уряду) з 1918 р.

Б. Р. Хрещатицький - отаман Далекосхідного українського війська з 1918 р.

4. 1917 - 1945

Борис Хрещатицький - отаман Зеленої України

26 марта 1917 г. відбулися перші загальні збори української громади у Владивостоці, і створено Товариство "Просвіта", яке очолив Ю. Глушко-Мова.

  • У середині червня 1918 г. відбувся загальний Всеукраїнський з'їзд діячів і громадянства Далекого Сходу у місті Микольську-Уссурійському, який вирішив організувати Далекосхідну Українську Раду і Національний Фонд на потреби українців. Одночасно з'їзд сформулював політичні вимоги далекосхідного українства у формі національно-територіальної автономії України і її "колоніям-землям, які посіли українці в межах російської держави" .
  • Подібний з'їзд українців Маньчжурії відбувся і в Харбіні, який обрав Маньчжурську Окружну Раду. В 1918 г. відбулося ще два українські з'їзди в Харбіні, які домагалися, щоб російський уряд визнав Зелений Клин частиною України та щоб Москва відкликала із Зеленого Клину озброєні російські частини і передала всю зброю українській владі.
  • Під кінець жовтня 1918 року був скликаний IV Надзвичайний з'їзд українців, який затвердив проект конституції українства Далекого Сходу, прийняв постанову про організацію українського війська й обрав новий склад Секретаріату на чолі з Юрієм Глушком-Мовою. Але потім там влада мінялася, прийшли колчаківці і почали переслідувати український рух. З приходом більшовиків почалися масові арешти провідних українців у Владивостоці і розпуск українських організацій.
  • Центром культурного та громадсько-політичного життя залишилася Маньчжурія, де провідну роль відігравали колишні старшини Січових Стрільців на чолі з І. Паславським. Там політичне становище українців було значно кращим, ніж в інших осередках.

У Маньчжурії (як і на Зеленому Клину) перші українські поселенці самі були піонерами культурної та економічної розбудови краю. З цього погляду українці в Маньчжурії займали цілком окреме місце.

  • Був створений Союз Українських Емігрантів в Маньчжурії, серед яких провід становили Д. Барченко, П. Марчишин, I.Світ і П. Яхно. Активно діяв ОУН [1]. Але й тут організоване українське життя перестало існувати зі вступом радянських військ у 1945 р.

5. Советская власть

Наплыв украинская до Дальнего Востока продолжался и в советский период - практически на протяжении всех 20-80-х гг. Украинский в это время прибывали на Дальний Восток, спасаясь от насильственной коллективизации и Голодомора 1932-1933 и 1946-1947 гг, как узники ГУЛАГа и принудительно депортированы, а впоследствии - в рамках организованного переселения в сельской местности, за оргнаборы для работы в море, в рыбной промышленности, по комсомольским снаряжением на строительство промышленных объектов, как военнослужащие и молодые специалисты после окончания высших и средних учебных заведений, а также в индивидуальном порядке в поисках романтики, или высоких заработков. Однако, вследствие отсутствия каких-либо возможностей для сохранения национальной идентичности и удовлетворение национально-культурных потребностей (национальной школы, прессы, профессиональных учреждений культуры) все новые поколения украинский, постоянно прибывали в край в течение этих десятилетий, испытывали неуклонной русификации, а их дети, уже рождались здесь, в большинстве становились "русскими".

Динамику численности украинского населения Дальнего Востока в советский период отражают итоги переписей населения, которые проводились в это время. Так, согласно переписи 1923 г, на Дальнем Востоке насчитывалось 346,1 тыс. украинская, которые составили 33,7% (что существенно меньше, чем за предыдущей переписью 1917 г.), в 1926 г. - 303,3 тыс. ( 24,4%), в 1939 г. - 361,8 тыс. (14,1%), в 1959 - 429,5 тыс. (9,9%), в 1970 - 377,7 тыс. (7,2 %), в 1989 - 543,4 тыс. (7,9%).

Однако фактически, в силу указанных выше причин, значительную часть населения региона составляли и составляют до сих пор русифицированные потомки украинских переселенцев XIX-ХХ вв., Которые считают себя русскими, но сохраняют некоторые украинские черты в ментальности, языке, духовной и материальной культуре. Украинским же самосознание сохраняют, как правило, лица, которые родились в Украине - переселенцы последних десятилетий.


6. 1990-е

За годы советской власти украинская диаспора численно увеличилась, в частности ссыльными, но через ассимиляцию - насильственную или добровольное, значительно уменьшилось. Только ослабление русификационного давления за Горбачева дало возможность организовать украинские общины и содействовать росту национального сознания через подъем культурного уровня - в ​​разных местностях большого скопления украинский образовались украинские общественные объединения, которых в 1995 году насчитывалось 74 в 26 регионах, из них 16 - религиозных (греко-католиков), и все они создали Объединение Украинских России во главе с О. Руденко-Десняком. Большинство этих организаций легально зарегистрировано, и они ведут свою культурную работу, организуют школы с украинским языком, драматические кружки и хоры. В 1995 г. правительство Украины подписал соглашение с правительством РФ о сотрудничестве в области культуры, науки и образования и Соглашение о сотрудничестве между Государственным комитетом Украины по делам национальностей и миграции и Министерства РФ по делам национальностей и федеративных отношений.

Во Владивостоке, где когда-то действовало Общество "Просвита", организовано в январе 1991 года Общество украинской культуры Приморского края, которое взяло курс на организацию концертов и пропаганду украинского сценического слова. Но местные власти не очень охотно зарегистрировала вновь организацию, разрешения и времени на трансляцию концертов через телевидение нельзя было добиться.

Другое вновь дальневосточное объединения Украинской Зеленый Клин, как и основанное 25 июня 1992 Объединение Украинских Приморье "Громада", - также не было зарегистрировано и прекратило свою деятельность. В 1992/93 учебном году Общество украинской культуры Приморского края попыталось создать украинскую воскресную школу, но местные власти это запретили. В 1992 г. в Уссурийске Приморского края было организованное Общество украинского языка и культуры, деятельность которого сводилась, в основном, к празднованию национально-культурных событий и религиозных праздников. Но в 1999 г. оно также прекратило свое существование (ст. 224). Была также попытка выдавать украинский журнал "Украинский на Зеленом Клине", который в ноябре 1993 г. перестал выходить из-за нехватки не только материальной, но и моральной поддержки.

В последнее время, через политику ассимиляции украинское население Дальнего Востока быстро уменьшается. Эта тенденция наглядно проявилась в данных российского переписи 2011 г., согласно которым численность украинский в регионе, по сравнению с итогами предыдущей переписи 2002 г., сократилось практически в пять раз - с 256 378 до 49 953 человек. Соответственно, примерно вдвое уменьшилась и доля украинский в населении региона - с 4,4% в 2002 г до 2,8% в 2010 году.


См.. также

7. Источники и литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам