Надо Знать

добавить знаний



Земляк Василий Сидорович


Vasil Zemlyak.jpg

План:


Введение

Василий Сидорович Земляк (настоящая фамилия - Вацик * 23 апреля 1923, Конюшивка - ? 17 марта 1977, Киев) - украинский писатель, киносценарист, лауреат Шевченковской премии.


1. Биография

Родился 23 апреля 1923 года в селе Конюшивци (ныне Липовецкого района Винницкой области).

Участник Великой Отечественной войны. В 1950 году окончил Житомирский сельскохозяйственный институт.

В 1963 - 1966 годах главный редактор Киевской киностудии.

Могила Василия Земляка

Жил в Киеве. Умер 17 марта 1977 года. Похоронен на Байковом кладбище.


2. Творчество

Творчество Василия Земляка практически с первых его серьезных шагов в литературе привлекла к себе внимание, а после появления "Лебединой стаи" (первая публикация в журнале "Днепр", 1971. № № 1-3) писатель на длительное время стал объектом дискуссий об украинской прозе 1970-х годов, хотя сначала критика была не очень единодушной в оценке этого романа. И все же вместе со второй книгой ("Зеленые Мельницы", 1976) это произведение было отмечено 1978 года Государственной премией Украины имени Тараса Шевченко, выдержал течение немногих лет несколько изданий.

Вместе с поколением писателей-фронтовиков пришел еще молодой Василий Земляк (Василий Сидорович Вацик) в украинскую литературу 1950-х годов. За плечами, в прошлом - юношеские впечатления довоенной действительности (его влекло небо, и он, сельский парень из Винницкой, стал курсантом авиаучилища в Харькове), жестоко сокращенная войной молодость, тяжелое ратный опыт (был партизаном и испытал весь драматизм борьбы с оккупантами в их тыла).

Как незаурядного прозаика Земляка заметили после появления печатью двух его повестей - "Родная сторона" (1956) и "Каменный Брод" (1957). Посвященные теме украинского послевоенного села, эти произведения изображали интересные, взяты из жизни коллизии, давали наброски колоритных характеров, расширяли "географию" образно осваиваемой действительности. В литературном контексте середины 50-х годов они появлялись и как произведения художественно своеобразны, и как заметная дань с "типичными" чертами так называемой колхозной прозы.

Творческое возмужания Василия Земляка как писателя, уже имел собственную тему и своеобразный стиль, показали два следующих его произведения - повести "Гневный Стратион" (1960) и "Подполковник Шиманский? (1966), которые представили читателю уже опытного и сформованишого автора. Опираются в своей основе на факты времен войны (а их писатель часто брал из личного опыта), эти повести, по сравнению с двумя предыдущими, искуснее построены сюжетно, значительно читабельниши и, вместе с тем, выразительные как произведения именно Василия Земляка: общий их тон приобретает ту очерченность, гибкость, первый раз ассоциируются с творческой личностью этого писателя.

Возможно, что на формирование новых черт стиля Земляка повлияли сценарные его интересы. Работая на Киевской киностудии им. Александра Довженко, он создает ряд сценариев, названных, впрочем, киноповести, - "Олесь Сапожник", "Новеллы Красного дома", "Последний патрон" (1956 - 1963). Писатель ощущает вкус к динамичному сюжету, к четко выраженному противоборства сил, которое граничит с приключенчество. Но при этом не теряет приобретенного раньше, то есть в целом не меняет уже произведенных манеры речи и взгляда на изображаемый мир.

Но только "Лебединая стая" убедительно показала восходящее направление его творчества и стала венцом поисков в области стиля и характерологии, впитав в себя весь предыдущий опыт Земляка-прозаика. "Зеленые Мельницы" доказывали сюжет этого романа во времена войны. Задуманы были и вынашивались ?Веселые Боковеньки", третья часть произведения, который должен развернуться в эпопею. Но полностью осуществить задуманное Земляку не судьба ...

Содержание "Лебединой стаи" и "Зеленые мельницы", казалось бы, совсем нетрудно определить, приняв во внимание зовнишньоподиеве начало дилогии. Это, прежде всего, воплощенная в образе села Вавилон история украинского Побужье, начиная с послереволюционных событий, когда возникали коммуны и шла смертельная "классовая" борьба, и кончая освобождением края весной 1944-го от фашистских оккупантов. Элементы условности, фантастики, гротеска помогают читателю замечать в истории и историях вавилонских не только прямое, но и дополнительное, второе значение, ассоциируется не просто с идеей, а с ее философичностью. Не случайно почти все, что происходит в Вавилоне или вблизи него, находит соответствующий комментарий в устах доморощенного, "самодеятельного" философа Льва Храброго.

В этом произведении проблема рассказчика вообще относится к особо сложных и значимых, поскольку речь идет не о стиле, не так о точке зрения, как об оценочной позицию - героев, автора, читателя.

Однако события, изображенные в романе-дилогии, без какой-либо двусмысленности адресованы в жизнь, в реальность с конкретным соревнованием сил, социально, исторически порожденных. В "Лебединой стаи" это - бедняки, которых объединяют в коммуну, а с другой стороны, на другом полюсе - богачи, бывшие владельцы - Бубели, Гуси, Раденьки т.д.. Пожалуй, только Явтушок Голый стоит посередине, колеблясь, перебегая из лагеря в лагерь зависимости от политической погоды. Правда, некоторое время пытается остаться не то чтобы "над", а "возле" поединка и "философ" Левко Храбрый.

Одна из самых признаков произведения - богатство и выразительность социально-психологического типажа героев, которые действительно достигают уровня типов, разнообразия живых, выпуклых, тонко вычерчено характеров. Максим Тесля и Клим Синица, "поэт-сыродел" Володя Яворский и Лель Лелькович, Орфей Кожушный и его (и, собственно, не его) Мальва, брать Соколюк и Харитон Гапочка, Явтушкова Фрося и Паня Ластовенко, даже совсем эпизодические персонажи, вот Тихон и Одарка, что любили обедать по соседям надурняк, - каждый предстает перед нашим взором как живой, думает, говорит и действует по-своему, по велению только ему присущей "природы". А вместе взятые они образуют ту целостность, имя которой народ - в конкретно-исторической социальной его характеристике.

По богатству деталей и подробностей почти нигде не теряется значимость: различные "попутные" описания, сцены, рассуждения не просто интересны, но и важные, содержательные с точки зрения общей идеи произведения (хотя здесь, надо признать, отразились идеологические доминанты тогдашней советской литературы, в частности в трактовке "революционного преобразования" действительности и "социалистического строительства"). Образ Явтушка - одно из величайших достижений автора - не исключение в этом плане, так же как и яркие описания быта, обычаев, сельской жизни вообще.

Диалектика жизненных изменений и постоянства "основ жизни" - это стихия Василия Земляка, Вавилон с его глубинными традициями превращается, можно сказать, у нас на глазах, чтобы под конец романа "исчерпать себя исторически и социально" (говорится, правда, о названии) и стать Веселые Боковеньки. Вместе с тем, есть и в Вавилоне, и в Глинскую, и в тех Веселых Боковеньках нечто вечное, непреходящее - как народ, который здесь живет и будет жить. Что уж Явтушок, этот грех Вавилона, - его ненадия и неуверенность, но и он под конец "находит себя" в благородном деле. И Левко Храбрый, не без философского намека, так подытоживает его жизненный путь: "Он оживет в сыновьях, во внуках и правнуках, и будет сукатися его ниточка в народе, пока будет существовать любовь к земле и пока жить носитель той любви - крестьянин, из всех общественных произведений человеческих, может, сложный и противоречивый ". Верный себе автор не содержится, чтобы и здесь не подправить высоты этих слов уж Присиним заключением в стиле целого романа:

"Вспомните меня, что этот дьявол переживет и сам Вавилон ...".

В последние годы жизни Василий Земляк создал трагедию "Президент" (1974 - 1976), посвященную борьбе и смерти национального героя Чили Сальвадора Альенде.

... В украинской литературе середины XX в. творчество Василия Земляка заняла свое, подобающее ей место - среди явлений самых заметных. Сравнительно небольшой по объему доработок с выразительным звучанием в литературном процессе своего времени, неповторимым колоритом надежно прописан на стилевой палитре нашей литературы.

Переводы произведений Земляка выполнял А. М. Биленко.


3. Кинематографическая деятельность

Автор многих повестей, сценариев фильмов:

  • "Люди моей долины" (1960, в соавт.)
  • "Новеллы Красного дома" (1963);
  • "Дочь Стратион" (1964, в соавт.)
  • "На Киевском направлении" (1967, соавтор и режиссер В. Т. Денисенко)
  • "Тяжелый колос" (1969, в соавт.)
  • "Отвага" (1971);
  • "Вавилон-ХХ" (1980, соавтор и режиссер И. В. Миколайчук).

4. Награды, память

Мемориальная доска

Лауреат Шевченковской премии ( 1978, посмертно). Награжден орденом "Знак Почета" и медалью.

В Киеве, на улице Коцюбинского, 2 где 1968 по 1977 год работал писатель в 1983 году установлен мемориальная доска ( бронза, барельефный портрет, скульптор И. В. Макогон, архитектор А. С. Тамаров) [1].


Источники

Примечания

Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам