Земцов Михаил Григорьевич

Земцов Михаил Григорьевич ( рус. Земцов Михаил Григорьевич 1688, Москва - 28 сентября, 1743) - русский архитектор начале 18 века, представитель раннего барокко.



1. Жизнеописание

Родился в Москве. Художественное обучение получил в типографии Оружейной палаты, функции которой в то время значительно выходили за производство оружия. Палата делала флаги, гравировальные работы по металлу, декоративные работы, работы по ремонту испорченных произведений декоративно-прикладного искусства.

2. Шпионаж. Перевод в Петрбург

  • 1709 г. - переведен в Санкт-Петербург. Петр, что всячески пидпримував шпионаж и доносы, простер эти функции и на выявление хороших мастеров, ремесленников и строителей в разных городах. Агенты расспрашивали о них, а затем по приказу пешком гнали в Петербург на развитие нового города-порта. В городе с 1704 г. работал швейцарец итальянского происхождения, военный инженер и архитектор Доменико Трезини.

3. Работа с Трезини

Карта Петербурга, гравюра 1717

С 1710 г. по приказу царя Петра Михаил Земцов переведен в ученики к Трезини для усовершенствований в итальянском языке и строительном деле. Школа была хорошей, потому военный инженер занимался как военной, так и гражданской архитектурой. С грамотным Земцовым сложились деловые отношения и тот чертит планы, участвует в создании архитектурных моделей. Полученные знания проверяют на реальном строительстве, так Трезини скачали задачами за край, среди его дел -

  • форты
  • равелины Петропавловской крепости
  • пороховые амбары
  • приходские храмы
  • госпиталь
  • аптека
  • Гостиный двор
  • временное сооружение под Сенат
  • бассейны-гаванци у всех важных зданий города и частных домов.

Универсально образованный Доменико Трезини при случае может распланировать сад барокко и павильоны в нем. Петр увлекается садоводством, ботаникой. К этому привлекли и Трезини, а тот в свою очередь учеников, среди которых и Михаил Земцов. Михаил работает пока за чужими проектами и чертежами. Но имеет способности и овладевает как деревянную, так и каменную архитектуру европейского образца. Ему поручают работу на ответственных объектах ( Летний сад, Петергоф, Зимний дворец для Петра и т.д.. )


4. Микетти и Земцов

Стрельна. Архитектурный макет дворцово-паркового ансамбля.


Деловая, несколько прозаическая архитектура Доменико Трезини значительно отличалась от яркой, по итальянски роскошной и эффектной архитектуры Николо Микетти. Представитель римской школы барокко, Микетти с 1718 года в Петербурге. Он перенес характерные черты римской школы барокко и на берега Невы. Об этом ярко свидетельствовали его поект дворца и сада в Стрельне и Итальянский дворец для жены Петра I в Петербурге. Грандиозное сооружение дворца в Стрельне на долгие годы станет величайшим дворцом России (до суток Варфоломея Растрелли) и длинным ее долгостроем. Ибо создание резиденции в Стрельне быстро охладел Петр, главный заказчик, предпочел Петергофа.


5. Звание архитектора

В 1724 г. Михаил Земцов выдержал экзамены в четырех архитекторов-иностранцев. Гаэтано Кьявери познакомился с его чертежам и послал одобрительный отзыв письмом. Комиссию составляли -

После возвращения Николо Микетти на Родину - до Михаила Земцова логично перешли "недостроя" Микетти, потому что Михаил годы был помощником итальянца.


6. Два дворца для жены царя

Кадриорг, Таллин.
  • Каменный дворец для жены и себя царь приказал выстроить в Таллинне.

В старом городе шведов царь распорядился создать величественную резиденцию с пышным садом, демонстрируя собственное могущество. Но бывал здесь редко. Резиденция была визуальным символом присутствия российского монарха в Прибалтике.

Подобной резиденции не было еще и Петербург. Проект создал итальянец Николо Микетти, помогал строить - Михаил Земцов в 1721 - 1723 годах. Дворец принадлежит к лучшим образцам раннего русского барокко на тогдашних проживавшие землях. (Дворец сохранен, использовался как правительственная сооружение. В 21 в. - Художественный музей и парадное здание правительства независимой Эстонии).

  • Итальянский дворец в Петербурге для скорости выстроили из дерева.

Это была усадьба для супруги царя Екатерины. Усадьба с Итальянским дворцом отличалась усим - размерами, декором, роскошью интерьеров. Потому что ее планировали не по типовому образцу. Трехчастный, двухэтажный дворец с павильонами на концах, в которых разместили парадные ступеньки, удивлял игрой разновеликих объемов, необычными форами архитектуры и крыш. Наибольшей красоты придавал усадьбе сад барокко с необычными пока партнерами, фонтанами, крытыми тропинкам и цветниками. Планировка парка тоже было нетипичным, индивидуальным, элитным, что выгодно выделяло усадьбу среди других. Мастеру-планировщике были присущи изысканный вкус и незаурядные способности. Реализовал проект сам Микетти, выстроив дворец в 1721 - 1723 годах. Михаил Земцов (после возвращения Микетти в Рим) доработал каменную оранжерею, водонагниту башню для фонтанов, возобновил планировка в саду. (Дворец разрушен, на его месте здание газетного отдела Российской национальной библиотеки. Сооружение известна по старым планам и описаниями.)


7. Исчезла Зал

Усвоенные в Микетти уроки по созданию эффектных сооружений наиболее ярко отразились в проекте "Зала Славных торжества", созданном Земцовым. Это был настоящий дворец для царских пиров в два этажа на 13 осей с боковыми одноэтажными пристройками еще на шесть. Фасад украсили пилястры на всю высоту сооружения, в центре - вход, на аттику - балюстрада с декоративными вазами и царской короной. Дворец, который превышал размерами каменный Летний дворец, служивший для торжеств Петра с военными и вельможами. Сооружение стояла на участке, беспощадно перестраивали. Дворец уничтожено, известен лишь по описаниям и чертежам.


8. Сакральные сооружения

церковь Симеона и Анны, Петербург.

Способного Земцова привлекли к созданию нескольких церквей в столице. Доля выполненная по проектам других архитекторов (Благовещенская ц-ва, ц-ва Исаакия Далматского). Среди лучших произведений Земцова - церковь Симеона и Анны, Петербург.


9. Наследие учителя

После смерти Доменико Трезини - Михаил Земцов стал наследником чертежей, архитектурных моделей своего учителя. Все это пригодилось, потому Земцов, архитектор с опытом, получил право на обучение российских студентов строительной делу. Но он лишь на девять лет пережил Доменико Трезини.

10. Избранные произведения

  • планировка трех Летних садов в Петербурге (уничтожено)
  • работа в саду барокко, Стрельна (вместе с Н. Микетти)
  • каменный дворец и сад барокко, Кадриорг, Таллинн
  • Зал Славных торжества, Летний сад, Петербург (уничтожено)
  • Благовещенская церковь, Александро-Невский монастырь
  • Итальянский дворец для жены Петра I, Фонтанка, Петербург (уничтожено)
  • Конюшен двор (конюшни для царских лошадей) (уничтожено)
  • церковь Исаакия Далматского (по чужому проекту), Петербург (уничтожено)
  • церковь Симеона и Анны, Петербург
  • церковь Рождества, Невская першпектив, (уничтожено)
  • первоначальный Аничков дворец (уничтожено, пенебудовано)



Источники

  • Малиновский К. В. Доменико Трезини. - СПб.: Лед, 2007. - 231 с. - ISBN 978-5-901805-31-2
  • Овсянников Ю. М. Великие зодчие Санкт-Петербурга: Трезини Д., Растрелли Ф., Росси К. Изд. 2-е, доп .. - СПб: Искусство-СПБ, 2000. - 632 с. - ISBN 5-210-01539-4
  • Иогансен М.В. "Михаил Земцов", серия "Зодчие нашего города", Л, Лениздат, 1975
  • Сборник "Русскоеискусство барокко. Материалы и исследования", М, "Наука", 1977
  • Пилявский В.И., Славина Т.А., Тиц А.А. и др. "История русской архитектуры", М, "Архитектура", 2004