ЗИУ-5

Троллейбус ЗИУ-5 в музее Нижнего Новгорода

ЗИУ-5 - советский троллейбус с высокой полом, большой вместимости для внутригородских перевозок. Серийно производился с 1959 по 1972 года на заводе имени Урицкого в г. Энгельс Саратовской области (в настоящее время АО "Тролза"). Название машины является аббревиатурой полного названия завода, которая также была и торговой маркой до переименования. Полное количество выпущенных машин ЗИУ-5 более 16 000 машин. Это позволило ЗИУ-5 занять доминирующее положение среди троллейбусов, работавших тогда в СССР. Последние ЗИУ-5 были сняты с работы с пассажирами в середине 1980-х годов. Одними из последних городов, где работали ЗИУ-5, были Санкт-Петербург (до 1994) и Одесса - местные вагоноремонтные заводы могли поддерживать в форме троллейбусы этой марки дольше, чем в других городах. Небольшое количество ЗИУ-5 в настоящее время [ Когда? ] являются музейными экспонатами.


1. История создания

Первое десятилетие после второй мировой войны отмечалось активным создания и развития троллейбусных систем в Советском Союзе. Они рассматривались как основное решение транспортных проблем. Основой парка тогда был МТБ-82, надежный, долговечный и простой по конструкции троллейбус. Но он относился к среднему классу и не был ни комфортным для пассажиров, ни удобным для водителей и кондукторов. Главными недостатками МТБ-82 считались тяжелая рамная конструкция корпуса, непропорционально большая водительская кабина, узкие двери, плохой обзор из пассажирского салона и т.д.


2. Производство

Серийный выпуск ЗИУ-5 начался в 1959 году после успешных испытаний прототипа. Крупная партия (до 200 штук) была отправлена ​​в московское троллейбусное депо № 2 для испытаний в реальных условиях эксплуатации. По результатам этих испытаний московский завод "Динамо", исправил самые недостатки. с 1961 года ЗИУ-5 полностью заменил на линиях производства предыдущую версию МТБ-82. В процессе изготовления в конструкцию ЗИУ-5 неоднократно были внесены изменения, однако основные элементы конструкции оставались неизменными на протяжении всего времени выпуска. Всого было изготовлено более 20000 троллейбусов ЗИУ-5.


3. Работа

ЗИУ-5 поставлялся в большинство троллейбусных хозяйств СССР. Единственными исключениями были троллейбусные хозяйства некоторых южных и западных республик в стекла СССР, получивших чехословацкие троллейбусы Жаль 8ТР и 9Тр. Троллейбусы ЗИУ-5 продавались также и на экспорт в Будапешт и Боготу.