ЗИУ-9


ЗИУ-9 (также ЗИУ-682) - советский високопидлоговий троллейбус большой вместимости для городских пассажирских перевозок. Аббревиатура ЗИУ происходит от полного названия завода-изготовителя (Ордена Трудового Красного Знамени Троллейбусный С Авода и мне В рицького), расположенного в г. Энгельс Саратовской области (в настоящее время ЗАО "Тролза"). Эта модель троллейбуса находится в серийном производстве с 1972 года до настоящего, потерпев несколько модернизаций. Большой объем выпуска ЗИУ-682 позволил ему стать доминирующей моделью троллейбуса в Советском Союзе, начиная с конца 1970-х годов. Этот статус в значительной мере сохраняется и в современной России. В 1990-х годах на основе ЗИУ-682 другие производители троллейбусов, организованные преимущественно на базе ремонтных заводов, разработали свои варианты этой машины ("клоны"). Всего было построено более 42 000 троллейбусов семейства ЗИУ-682, что позволило им стать самой многочисленной моделью троллейбуса в мире.


1. Техническое обустройство

ЗИУ-682 является високопидлоговим троллейбусом большой вместимости для внутри-городских пассажирских перевозок. Его стальной сварной корпус монтируется на стальном каркасе, состоящий из трубчатой ​​рамы сложной пространственной формы, поперечных ферм и продольных лонжеронов. Корпус имеет три двери - одну узкую в передней части и две широкие - в средней и задней части. Двери ширмой, открываются и закрываются автоматически из кабины водителя с помощью электропривода (с 1990 г. - пневмопривода). Система управления током через тяговый электродвигатель (ТЭД) - реостатного косвенная автоматическая (групповой контроллер). Все коммутации силовых сетей пускогальмивних резисторов и ТЭД выполняются служебным низковольтным электромотором. Пускогальмивни резисторы ограничивают прохождение тока через ТЭД, таким образом управляется скорость его вращения и создаваемый им крутящий момент. ЗИУ-682 оснащен мотор-генератором для преобразования высокого входного постоянного напряжения 550 В в низковольтное служебную 24 В. Это преобразование является очень простым - электромотор на 550 В вращает соосный с ним генератор на 24 В. Недостатком такого решения является постоянный шум от работающего мотор- генератора. Однако хорошая смазка и центровка мотор-генератора позволяет снизить шум до определенного уровня. Кроме этого, мотор-генератор оснащен вентилятором, который служит для эффективного охлаждения пускогальмивних реостатов. Низковольтная система включает в себя упоминавшийся выше групповой контроллер, внешнее и внутреннее освещение, сигнализацию, приводы дверей и две аккумуляторные батареи. Благодаря разделению уровней напряжения, резко уменьшается опасность поражения пассажиров и водителя электрическим током. Все электрооборудование внутри пассажирского салона и кабины водителя работает от безопасного напряжения 24 В. Силовые 550-вольтовые цепи и агрегаты изначально были расположены под полом. Однако низкая электробезопасность подобного решения привела к тому, что в ходе модернизаций оборудование было перенесено на крышу троллейбуса, а также в шкаф за спиной водителя. В ходе капитально-восстановительного ремонта троллейбусов предыдущих выпусков в условиях депо или ремонтных заводов, высоковольтное оборудование также часто выносится на крышу. Тормозная система ЗИУ-682 включает в себя электродинамические, механические и пневматические тормоза. Для обеспечения работы последних машина оснащена пневматическим компрессором.


2. История развития

Первый прототип ЗИУ-682 был построен в 1966 году. Элементы внешнего вида и ряд конструктивных решений были заимствованы у современных для того времени зарубежных машин фирм MAN и Chausson. По сравнению со своим предшественником ЗИУ-5, троллейбус ЗИУ-682 имеет вместительный, легкий и технологический сварной стальной корпус вместо клепаного алюминиевого, а также пневматическое (не пневморессорной!) Подвеску колес. Кузов троллейбуса трех дверный (с узкими передними дверями), имеет большую площадь остекления по сравнению с ЗИУ-5. В рулевом управлении применен гидроусилитель. Система управления тяговым двигателем - реостатно-контакторная (РКСК).


2.1. ЗИУ-682Б

В августе 1972 года началось производство первой серийной модификации ЗИУ-682Б (изменение маркировкой ЗИУ-682 на ЗИУ-682 была обусловлена ​​изменением маркировки требованиям отраслевого классификатора). Первые серийные троллейбусы несколько отличались от машин более поздних выпусков. До 1974 года колесные арки имели ломаные, а не круглую форму. На первые партии троллейбусов ставили устаревший двигатель ДК-207Г, который уже в 1973 году был заменен на ДК-210 мощностью 110 кВт. Подвеска ЗИУ-682Б была двухуровневой. Первый уровень был классическим на полуэллиптических листовых рессорах, а второй - пневматический, с реактивными штангами в качестве несущих элементов, что обеспечивало высокую плавность хода. Задняя накопительная площадка имела пониженный уровень пола, что позволило уменьшить на одну количество ступеней в задних дверях и облегчить загрузку инвалидных и детских колясок, а также крупногабаритных предметов. Однако это "преимущество" нивелировалось наличием высокого разделительного поручня на ступеньках задних и средних дверей. Переход от высокого уровня пола в салоне к низкому плавно осуществлялся в проходе между задними колесными арками, что наносило неудобства пассажирам в часы пик (особенно зимой), стоявшие на обледеневшей "горке". В 1990-х годах разработчики заменили высокий разделитель ступеней поручнями, закрепленными на дверях, но к тому времени все накопительные площадки находились на уровне трех ступеней от уровня тротуара. Для естественной вентиляции салона в крыше было оборудовано 4 потолочных люка, а каждое боковое окно оснащено сдвижной форточкой. В настоящее время в линейном режиме работает только 1 троллейбус данной модели в городе Запорожье под номером 562.


2.2. ЗИУ-682В (В00/В0А)

В конце 1975 года началось серийное производство следующей модификации ЗИУ-682В, пришедшей на смену ЗИУ-682Б. В связи с наличием конструктивных недостатков, проявившихся в течение первых лет эксплуатации, вместо реактивных тяг в качестве несущих элементов подвески стали использоваться рессоры. С 1976 года количество светильников в салоне было уменьшено с 12 до 11, каждое второе окно в салоне было лишено форточек. С 1978 года количество потолочных люков сократилось до трех (за счет люка над передним мостом), троллейбусы стали оборудоваться электрическими штанговловлювачамы. С 1983 года изменилась форма и расположение передних и задних габаритных огней. Фонари оригинальной формы, неофициально называемые "челноками", были заменены унифицированными и смещены от краев ближе к маршрутовказивника. В 1985 году аналогичные изменения дизайна подверглись внешние сигнальные огни и указатели поворота.

С марта-мая 1984 троллейбусы стали выпускаться без пониженного уровня заднего накопительной площадки, что было обусловлено необходимостью усиления конструкции основания кузова в заднем свесе. В 1985 году заводская табличка троллейбуса была частично приведена в соответствие со стандартами формирования и размещения VIN-кода, что привело к изменению маркировки на ХТИ682В00.

С 1988 года завод перешел к производству модификации ЗИУ-682В-012 (ЗИУ-682В0A), оснащенной двигателем ДК-213 мощностью 115 кВт. С 1989 года изменилась форма кожуха радиатора на крыше троллейбуса, он уменьшился в размерах и получил острые края. В 1990 году параллельно началось производство переходной модификации ЗИУ-682В0B, на которой электрический привод механизма открывания дверей был заменен пневматическим.


2.3. ЗИУ-682Г

К концу 1980-х гг отдельные элементы конструкции троллейбуса, выпускавшийся на тот момент уже почти 20 лет, значительно устарели. Поэтому одновременно с запуском в серию последних модификаций ЗИУ-682В готовилась к производству более глубокая модернизация этой модели троллейбуса, которая получила обозначение ЗИУ-682Г. Опытные образцы ЗИУ-682Г были выпущены еще в 1988 году, а с 1 февраля 1991 завод полностью перешел на их серийное производство. В дополнение к изменениям, уже внедренным ранее на моделях ЗИУ-682В0A и ЗИУ-682В0B, модель ЗИУ-682Г получила такие различия. Впереди, под лобовым стеклом, размещенные играть воздухозаборник. Изменилось расположение окон с форточками вдоль правого борта. Значительное перепланировки потерпел салон троллейбуса. Большая часть сидений вдоль левого борта кузова заменена с двухрядных на однорядные, что позволило увеличить количество стоячих мест. Изменилась конструкция самих сидений и их перил. Большие изменения претерпела кабина водителя. Перегородка за спиной водителя, ранее имела овальное окно, стала сплошной; расширенные сдвижные двери в водительскую кабину. В самой кабине изменена компоновка панели приборов, которая стала изготавливаться из черного пластика. Отошел в прошлое неергономичний пульт управления троллейбусом справа от приборной панели, состоящей из двух длинных рядов одинаковых тумблеров. Управление внешними световыми приборами было перенесено на рулевую колонку. На выделенном щитке дело остались только управление открыванием дверей, выключатель стеклоочистителей и аварийная сигнализация. Остальные переключателей перенесены на новый пульт управления троллейбусом, расположенный слева от водителя, вблизи бокового окна. Изменена конструкция ходовой и тормозной педалей, управление при этом приблизилось к автомобильному. С другой стороны, ЗИУ-682Г, поставляемые в провинциальные города в 1993-2000 гг., По сравнению с предыдущей моделью ЗИУ-682В имели существенно облегчены несущие элементы рамной составляющей несущего корпуса (как видно, с целью снижения стоимости). В результате в тяжелых условиях эксплуатации (например в Нижнем Новгороде) за 5 лет эти конструктивные элементы полностью кородувалы к "трухи", которая пробивалась несильным ударом отвертки.

С 1997 года базовой модификацией в серийном производстве стала ЗИУ-682Г-012 (ЗИУ-682Г0A). Внешним отличием новой модификации стало уменьшенное по высоте боковое окно кабины водителя, имеющий также иное расположение форточки. Небольшие изменения претерпело планировки салона. По сути это была адаптирована для внутреннего рынка модификация экспортной версии троллейбуса ЗИУ-682Г-010, производство которого началось еще в 1992 году. На базе ЗИУ-682Г-012 началась дальнейшая модернизация троллейбуса, проводится преимущественно на заказ Мосгортранса (поскольку большинство других российских городов до того момента оказались неплатежеспособными) и разделена на несколько этапов. Для питания низковольтного оборудования вместо генератора 63.3701 и вспомогательного двигателя ДК-661Б был установлен малошумный статический преобразователь. Была улучшена гидроизоляция и заземления. Троллейбус получил более высокую антикоррозийную защиту, ряд узлов начали выполняться из алюминия, нержавеющей стали и стеклопластика. Параллельно с ЗИУ-682Г-012, в 1998 году начался выпуск переходной модификации ЗИУ-682Г-014 (ЗИУ-682Г0E), на которой вместо старых диванов в салоне были установлены индивидуальные мягкие сиденья, применены лазерные обогреватели стекол кабины.


2.4. ЗИУ-682Г-016, -017 и -018

В результате продолжения работ по модернизации троллейбуса в том же 1998 году появилась модификация ЗИУ-682Г-016 (ЗИУ-682Г0M), ставшая базовой моделью. Наружная обшивка бортов кузова стала выполняться с цельнотянутые оцинкованного стального листа, что улучшило внешний вид троллейбуса и повысило его коррозионную стойкость. Створки дверей стали подвергать дополнительной антикоррозийной обработке специальным составом. Проведена большая работа по повышению электробезопасности троллейбуса: применены диэлектрические покрытия штанговых токоприемников, установлены ограничители хода штанг, улучшена изоляция подножек, а в кабине водителя установлен индикатор струмовитоку, усовершенствованная конструкция бортовых люков и герметизация бортовых отсеков, изменена конструкция обогревателя. Также на троллейбусе применена система блокировки хода при открытых дверях.

Еще в середине 1990-х годов стало очевидным, что расположение электрооборудования под днищем троллейбуса не удовлетворяет современным требованиям электробезопасности, поскольку не защищает его от влаги, противогололедных реагентов и многое другое, а также не позволяет ехать по луже, если ее глубина превышает десять сантиметров . Тогда же, в 1995 году, была спроектирована модель ЗИУ-52642, что представляет собой серьезную модернизацию ЗИУ-682Г с выносом электрооборудования на крышу троллейбуса и другими изменениями. Однако по ряду причин модель в серию не пошла.

Першою серійною модифікацією з винесенням частини електрообладнання на дах стала модель ЗіУ-682Г-017 (ЗіУ-682Г0H), запущена у виробництво в 2000 році. На відміну від дослідного ЗіУ-52642, обладнаного ТІСК, модифікація ЗіУ-682Г-017 залишилася обладнаною класичною, неекономічною і такою що не спроможна створити прийнятну плавність ходу реостатно-контакторною системою керування, комплектом електрообладнання заводу "Динамо", звичайними ширмовими дверима. Деякі зміни зазнав салон, зокрема, були встановлені плафони освітлення сучаснішої форми. З 2002 року за бажанням замовника тролейбус став випускатися у варіанті зі зміненим зовнішнім виглядом кабіни (для цього застосована склопластикова накладка).

Останньою серійної модифікацією базової моделі ЗіУ-682Г-016 стала ЗіУ-682Г-018 (ЗіУ-682Г0P), виробництво якої розпочато в 2001 році. У ній втілені всі минулі досягнення модернізації цієї моделі тролейбусів, за винятком виносу електрообладнання на дах. У самому останньому варіанті модель має панорамне лобове скло, склопластикові накладки і фальшборти на даху.


2.5. ЗіУ-682Г-016.02 і ЗіУ-682Г-016.03

З жовтня 2002 року серійно випускається модифікація ЗіУ-682Г-016.02, що представляє собою подальший розвиток моделі ЗіУ-682Г-018. Зовнішня обшивка бортів виконана суцільнотягнені сталевим листом, обшивка передньої частини тролейбуса комбінована, із застосуванням склопластикових панелей. Передній бампер також виконується зі склопластику. Вікна пасажирського салону мають тоноване скло, встановлюється нове панорамне лобове скло. На тролейбусі виконується підвищена антикорозійний захист кузова, що включає застосування струмопровідних ґрунтів фірми "Sikkens" в накладних зварних з'єднаннях, фосфатного захисного покриття, а також додаткового покриття підніжки, боковин, передка і задка захисним покриттям.

На тролейбус встановлюється тяговий двигун ДК-213А виробництва московського заводу "Динамо" потужністю 110 кВт. Система управління - реостатно-контакторна. Велика частина тягового електрообладнання винесена на дах тролейбуса. На даху розташовані: струмоприймачі, силові резистори, груповий контролер, радіореактори, автоматичний вимикач СБ-7 (існує варіант з установкою замість СБ-7 класичного автоматичного вимикача ручного управління АВ-8 в кабіні водія на задній стінці), статичний перетворювач (ІПТ-600 / 28 або БП-3Г), обмежувач ходу штанг. За спиною водія розташована шафа, усередині якої встановлена електрична панель захисних реле. У зв'язку з цим перше по лівому борту вікно пасажирського салону має зменшені розміри, відсутнє пасажирське сидіння перед передньою колісної аркою. Внутрішнє освітлення пасажирського салону здійснюється люмінесцентними світильниками, що мають режими повного, часткового та аварійного освітлення. Пасажирське приміщення обладнане роздільними комфортабельними сидіннями (які, однак, нерідко критикуються повними пасажирами за тісноту і незручність). Два пасажирських місця обладнані для перевезення інвалідів з обмеженою рухливістю. Стоянкова гальмівна система приводить в дію гальмівні механізми ведучих коліс від енергоакумуляторів, які керуються від пневматичного крана в кабіні водія. Бачок гідросистеми підсилювача керма забезпечений сигналізатором зниження рівня рідини. З метою підвищення електробезпеки введені: склопластикові підніжки, електрична ізоляція стулок пасажирських дверей від кузова, зовнішня електрична ізоляція штанг струмоприймачів, пристрій контролю ізоляції, аварійний вимикач, винесення більшої частини тягового комплекту електроприводу з під підлоги на дах, технологічні доріжки на даху для переміщення обслуговуючого персоналу, задні обмежувачі штанг струмоприймачів встановлені на трьох електроізоляторах, система блокування ходу тролейбуса при відкритих дверях, аварійне (запасне) освітлення пасажирського приміщення, система протизатиснення пасажирів дверима, запасні виходи через вікна салону, обладнання службових дверей зовні і зсередини органами управління для відкривання в надзвичайних обставинах, установка на даху швидкодіючого автоматичного вимикача з дистанційним керуванням та інше.

З 2004 року також серійно випускається тролейбус ЗіУ-682Г-016.03. Його основна відмінність від ЗіУ-682Г-016.02 полягає в тому, що рама (основа) кузова виконана з відкритого профілю (швелера), що збільшує жорсткість кузова і робить його стійкішим до корозії. Кузов тролейбуса ЗіУ-682Г-016.03 зварний, рамної конструкції.

В якості додаткової опції передбачене встановлення широких передніх двостулкових дверей поворотно-зсувного типу (що особливо актуально для Москви, що використовує для оплати проїзду АСКП).

З вересня 2009 року у зв'язку із закінченням ліцензії на виробництво, випуск тролейбусів ЗіУ-682Г016.02 і ЗіУ-682Г016.03 припинено.


2.6. ЗіУ-682Г-016.04 і ЗіУ-682Г-016.05

З вересня 2009 року ЗАТ "Тролза" відповідно до отриманої ліцензії на виробництво продукції почало випуск тролейбусів ЗіУ-682Г-016.04 і ЗіУ-682Г-016.05. І зовні, і конструктивно тролейбуси цих модифікацій практично повністю копіюють своїх попередників ЗіУ-682Г-016.02 і ЗіУ-682Г-016.03. В якості змін в розряд постійних опцій внесене встановлення електронних маршрутовказівників, рухомого рядка в пасажирському салоні і АБС, що на ЗіУ-682Г-016.02 і ЗіУ-682Г-016.03 виконувалося за бажанням замовника.

2.7. Модифікації станом на 2010 рік

Зазначимо, що приблизно з 2003 року ЗАТ "Тролза" дещо змінило систему позначень моделей, що випускаються тролейбусів сімейства ЗіУ-682Г, вважаючи їх всі модифікаціями ЗіУ-682Г-016 (VIN-код всіх модифікацій починається з XTU682Г0M). Станом на 2010 рік виробник пропонує наступні серійні модифікації (наведені в порядку збільшення числа змін у порівнянні з ЗіУ-682Г):

ЗіУ-682Г-016 (012) - базова модель, аналогічна ЗіУ-682Г-012 (поставка у вигляді кузова 1-ї комплектації)

ЗИУ-682Г-016 (018) - модификация, аналогичная ЗИУ-682Г-018, и имеет незначительные улучшения характеристик ЗИУ-682Г-016 (поставка в виде кузова 1-й комплектации)

ЗИУ-682Г-016.02 (поставка в виде кузова 1-й комплектации)

ЗИУ-682Г-016.03 (поставка в виде кузова 1-й комплектации)

ЗИУ-682Г-016.04

ЗИУ-682Г-016.05


3. Специальные модификации

Кроме основной линии развития, на базе ЗИУ-682 выпускались некоторые специальные модификации.

На базе троллейбуса ЗИУ-682В выпускалась так называемая "горная" модификация ЗИУ-682В1. Ее основными отличиями были двигатель ДК-211 мощностью 150 кВт и изменения в системе торможения. Это позволяло троллейбуса преодолевать подъемы с уклоном 12%, в то время как базовая модель была рассчитана на преодоление подъемов с уклоном 8%.

Троллейбус ЗИУ-682Г1 представляет собой "горную" модификацию модернизированного ЗИУ-682Г, оснащенную двигателем ДК-211 повышенной мощности.

Троллейбус ЗИУ-682ГС представляет собой "северный" вариант ЗИУ-682Г, предназначен для районов Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Модель ЗИУ-682ГН представляют собой "учебную" модификацию ЗИУ-682Г с расширенной кабиной водителя, предназначенной для размещения дополнительного места инструктора. Также машина имеет дополнительную педаль тормоза. Двери кабины водителя в салон располагается посередине перегородки, для входа и выхода пассажиров предназначены только средняя и задняя дверь.

Троллейбусы ЗИУ-682ГК является мелкосерийная модификация ЗИУ-682Г-018, отличающийся улучшенным салоном, тонированными стеклами, форточками в каждом окне салона. На некоторых троллейбусах установленные маршрутовказивникы.

Троллейбусы ЗИУ-682ГП0 является мелкосерийная модификация ЗИУ-682Г-016, внешне отличается стеклопластиковых обшивкой передней части троллейбуса с надписью "Trolza" и широким маршрутовказивником, этот маршрутовказивник аналогичен модели ЗИУ-682Г-016.02. Дизайн передней части данного троллейбуса аналогичен модели Тролза-5264.01 "Столица".

Также существовали экспортные модификации троллейбусов семейства ЗИУ-682.


4. Родственные модели

На базе троллейбуса ЗИУ-682 еще в 1978 году был выпущен первый прототип четырех дверного сочлененного троллейбуса ЗИУ-10 (ЗИУ-683). К сожалению, освоение производства данной модели, потребность в которой остро ощущали многие города СССР, растянулась на долгие годы. Только в 1986 году было освоено мелкосерийное производство сочлененного троллейбуса модели ЗИУ-683Б, оборудованной ТИСУ.

В 1995 году был спроектирован троллейбус, представляет собой результат глубокой модернизации ЗИУ-682Г. Данная модель получила обозначение ЗИУ-52642 (в 1997 году выпущена модификация ЗИУ-52642-20). Большая часть электрооборудования была вынесена из-под днища на крышу троллейбуса, вместо неэкономичной реостатно-контакторной системы управления была установлена ​​тиристорно-импульсная система управления (ТИСУ), увеличена мощность двигателя. Троллейбус оснастили задними мостами фирмы RABA, импортными водительским креслом. Внешне, кроме шкафов с электрооборудованием на крыше, троллейбус отличался от обычных ЗИУ-682Г новыми поворотными-сдвижными дверьми, тонированными стеклами, форточками в каждом окне салона. В пассажирском салоне были установлены раздельные сиденья с подлокотниками оригинальной конструкции. Этот троллейбус даже победил в тендере на поставку подвижного состава в ряд российских городов с помощью кредита Международного банка реконструкции и развития, проведенный в 1997 году, что давало шансы на выпуск партии более чем из ста машин. Однако по ряду причин проект был сорван.

В кооперации с АЭК "Динамо" и концерном Siemens AG была спроектирована еще революционнее модель ЗИУ-52643, оснащена ТИСУ и статическим преобразователем. Модель также не была запущена в серию.

В 2000 году была спроектирована и выпущена партия троллейбусов новой модели Тролза-5264.01 "Столица", оборудованных традиционной реостатно-контакторной системой управления, но при этом они существенно переработан кузов, интерьер пассажирского салона и кабины водителя.


5. Клоны, выпускаемых другими предприятиями

АКСМ-101 и их всевозможные модификации, производитель Белкоммунмаш (Минск)

БТЗ-5276 и модификации, производитель Башкирский троллейбусный завод (Уфа)

ВЗТМ-5284 и модификации, производитель Волгоградский завод транспортного машиностроения (Волгоград)

ВМС-170, производитель Вологодский механический завод (ОАО "Транс-Альфа", Вологда)

Троллейбусы производства "Нижтролл" (Нижний Новгород), официально проходят как капитально-восстановительный ремонт

СТ-682Г производства "Сибирский Троллейбус" (Новосибирск), официально проходят как капитально-восстановительный ремонт

МТРЗ-6223 производства Московского троллейбусного завода - модернизация ЗИУ-682 для Москвы



6. ЗИУ-682 (ЗИУ-682) в странах мира

Під час існування СРСР тролейбус ЗіУ-682 експортувався в Болгарію, Югославію, Угорщину, Румунію, Фінляндію, Польську народну республіку, Грецію, Аргентину, Колумбію, Монголію.

Після розпаду СРСР нові тролейбуси даної моделі поступали в колишні союзні республіки: в Україну (1992-1996, 2002-2004, 2006-2008 роки), Білорусію (1993-1995, 2002 роки), Молдову (1992-1994 роки), Придністров'я (1992-2008 роки) Вірменію (1993 рік), Казахстан (1992-1998 роки), Киргизію (1998-1999 роки), Узбекистан (1992, 1995-1998 роки), Югославію (2000 рік), Абхазію (2001, 2004, 2010 роки). До Грузії в 2002 році прийшла партія ЗіУ-682 з Афін, а в деякі міста Росії - з Угорщини та Сербії.

У 2007 році два тролейбуса ЗіУ-682Г-016 (012) П були відправлені в Аддіс-Абебу (Ефіопія), де 10 січня 2008 року відбулося відкриття першого тролейбусного маршруту.