Надо Знать

добавить знаний



Знание



План:


Введение

ἐπιστήμη, Персонификация знаний. Библиотека Цельсия в Эфесе, Турция.

Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и другие. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки и противоречия. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказанность, воспроизведение результатов, стремление к устранению ошибок и преодоления споров.

Знание - субъективный образ, объективная реальность, есть адекватное отражение внешнего и внутреннего мира в сознания человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий.

Знание в широком смысле - совокупность понятий, теоретических построений и представлений.

Знание в узком смысле - данные, информация.

Знание (предмета) - уверенное понимание предмета, умение самостоятельно обращаться с ним, разбираться в нем, а также использовать для достижения поставленной цели.

Знания теории искусственного интеллекта - совокупность данных (у индивидуума, общества или в системы искусственного интеллекта) о мире, включающие информацию о свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правила использования этой информации для принятия решений. Правила использования включают систему причинно-следственных связей. Главное отличие знаний от данных заключается в их активности, то есть появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений.

3нання фиксируется в знаках естественных и искусственных языков. Знание противоположное незнанию, то есть отсутствия проверенной информации о чем-либо.


1. Классификация знаний

1.1. По природе

Знания могут быть:

Декларативные знания содержат в себе лишь представление о структуре определенных понятий. Эти знания приближены к данных, фактов. Например: высшее учебное заведение является совокупностью факультетов, а каждый факультет в свою очередь является совокупностью кафедр.

Процедурные знания имеют активную природу. Они определяют представление о средствах и путях получения новых знаний, проверки знаний. Это алгоритмы разного рода. Например: метод мозгового штурма для поиска новых идей.


1.2. По степени научности

Знания могут быть научными и ненаучных.

Научные знания могут быть:

Теоретические знания - абстракции, аналогии, схемы, отражающие структуру и природу процессов, протекающих в предметной области. Эти знания объясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.

Ненаучные знания могут быть:

  • паранаучные - знание несовместимы с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучных (пара от греч. - Возле, при) знания включает учение или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
  • псевдонаучными - сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Лженаучную знания часто представляет науку как дело аутсайдеров. Как симптомы лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающих доводов, а также претенциозность. Псевдонаучное знания очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью. Лженаука знания сосуществуют с научными знаниями. Считается, что псевдонаучное знания проявляется и развивается через квазинаучная;
  • квазинаучными - они ищут себе сторонников, опираясь на методы насилия и принуждения. Квазинаучная знания, как правило, расцветает в условиях строгой иерархированной науки, где невозможна критика власть имущих, где жестко проявлен идеологический режим;
  • антинаучными - как утопичные и сознательно искажающие представления о действительности. Приставка анти обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легко доступных "лекарства от всех болезней". Особый интерес и тяга к антинауки возникает в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;
  • псевдонаучными - является интеллектуальной активностью, спекулирует на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтов;
  • повседневно-практическими - доставлявшие элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Люди, как правило, располагают большой объем обыденного знания, которое проводится повседневно и является исходным пластом всякого познания. Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки. Иногда, наоборот, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания. Обыденное знание включает и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хоть и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказив.Инша его особенность - принципиально неграмотный характер.
  • собственные - зависимые от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности.
  • "Народной наукой - особой формой вненаучного и иррационального знания, которая в наше время [ Когда? ] стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. При своем возникновении народная наука обнаруживала себя как феномен коллективного сознания и выступала как етнонаука. В эпоху доминирования классической науки она потеряла статус интерсубъективности расположилась на периферии, вдали от центра официальных экспериментальных и теоретических исследований. Как правило, народная наука существует и транслируется в бесписьменная форме от наставника к ученику. Она также иногда проявляется в виде завещаний, наставлений, ритуалов и др..

1.3. По месту нахождения

Выделяют: личностные (неявные, скрытые) знания и формализованные (явные) знания;

Неявные знания:

  • знание людей

Формализованные (явные) знания:

  • знания в документах
  • знания на диск дисках
  • знания в персональных компьютерах
  • знания в Интернете.

2. Особые характеристики знания

Особые характеристики знания все еще является предметом неопределенности в философии. Согласно большинству мыслителей, для того, чтобы что-то считалось знанием, это нечто должно удовлетворять три критерия:

Однако, как иллюстрируют примеры проблемы Гетьера, этого недостаточно. Предложен ряд альтернатив, включая доводы Роберта Нозик в пользу требования "исследование истины" и дополнительное требование Саймона Блэкберна, что мы не будем утверждать, что каждый, кто удовлетворяет любому из этих критериев "из-за неисправности, недостаток, ошибку обладает знанием. Ричард Киркхем делает предположение, что наши определение знания должно требовать, чтобы свидетельства верующего были такие, чтобы они логически влекли за собой истину убеждения.


3. Управление знаниями

Управление знаниями ( англ. Knowledge Management ) Предполагает понимание способов, которым знание используется и распространяется в организациях и рассматривает знание как то, что соотносится с самим собой и возможное для повторного использования. Повторное использование означает, что определение знания находится в состоянии постоянного изменения. Управление знаниями трактует знание как форму информации, которая наполнена контекстом, основанном на опыте. Информация - это данные, которые существенны для наблюдателя из-за их значимости. Данные могут быть предметом наблюдения, но не обязательно должны быть им. В этом смысле знание состоит из информации, подкрепленной намерением или направлением. Этот подход находится в согласии с DIKW модели, которая располагает данные, информацию, знания, мудрость в виде пирамиды по степени полезности.


4. Непосредственное знание

Непосредственное (интуитивное) знание является продуктом интуиции - способности постижения истины истины путем прямого ее наблюдения и без обоснования с помощью доказательств.

Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развернутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого. Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приемов познания для проникновения в неведомое. Но интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумная. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приемы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она является своеобразным типом мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается именно итог мысли - истина.

Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.


5. Жизненные знания

Жизненные знания, как правило, сводятся к констатации фактов и их описания, тогда как научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов, осмысления их в системе понятий данной науки, включаются в состав теории.

6. Научные (теоретические) знания

Научному знанию присущи логическая обоснованность, воспроизводимость познавательных результатов.

6.1. Эмпирические (опытные) знания

Эмпирические знания получают в результате применения эмпирических методов познания - наблюдения, измерения, эксперимента. Это знание о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области. Оно, как правило, констатирует качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Эмпирические законы часто носят вероятностный характер и не являются строгими.

6.2. Теоретические знания

Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний.

Теоретический уровень научного знания предполагает установление законов, дающих возможность восприятия, идеализированный, описания и объяснения эмпирических ситуаций, т.е. познание сущности явлений. Теоретические законы имеют строгий, формально характер, по сравнению с эмпирическими.

Сроки описания теоретического знания относятся к объектам, идеализированные, абстрактным. Подобные объекты невозможно подвергнуть непосредственной экспериментальной проверке.

Для экспертных оценок процесса появления новых знаний используют объем знания, накопленного в библиотеках. Экспериментальным путем изучают способность человека извлекать информацию в процессе самообучения на нормированных по информации средах. Пока не представляется возможным в полном объеме измерить темпы производства знания, поскольку нет адекватных универсальных моделей.


7. Цитаты

Иммануил Кант :

"В наше время накопилось огромное количество знаний, достойных изучения. Скоро наши способности будут слишком слабыми, а жизнь слишком короткой, чтобы усвоить хотя бы одну полезную часть этих знаний".

С. Джонсон

"Знание бывает двух видов. Мы либо знаем предмет сами, или знаем, где можно найти о нем сведения."

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам