Надо Знать

добавить знаний



Ибрагим (пророк)


Islam

План:


Введение

Ибрагим ( араб. ابراهيم), ( библейский Авраам) - один из крупнейших мусульманских пророков ( расул, улу-л-Азм). Проповедник единобожия, общий предок арабов и евреев. Распространенные прозвища Ибрагима в исламе - "Халил Аллах" (друг Аллаха), кроме того, его называют "Имам" (глава общины), "садик" (правдивый), "Ханиф" (тот, что исповедую единобожие). В Коране есть термин "миллат Ибрагим" ( религия Ибрагима). С его именем связаны священные тексты - "Сухуф" (свитки) и "Китаб" (писания).


1. История Ибрагима в Коране

В Коране достаточно подробно изложена история жизни Ибрагима. Еще маленьким мальчиком он понял, что идолопоклонство нет никакого смысла. Идолов почитали его соплеменники, в частности отец Азар. Ибрагим искал истинного бога в солнце, луне, звездах, и впоследствии ему открылась вера в единого Аллаха. Ибрагим безуспешно пытался проповедовать свою веру отцу и своему народу, потом, проникнув в святилище, он повредил там несколько идолов, а людям, пришедшим объявил, что это сделал главный идол. Ему не поверили и привели к царя, который приказал его сжечь. Аллах, однако, спас своего пророка, - он перенес Ибрагима, вместе с Лутом, что поверил ему, Палестины, там они поселились в разных местах. Однажды Ибрагима посетили ангелы, направлявшихся чтобы наказать нечестивых жителей города, в котором жил Лут. Они предсказывали Ибрагиму, что его жена родит сына, несмотря на их преклонный возраст.

Османская миниатюра, на которой изображено, как Джабраил сдерживает руку Ибрагима, что готов принести в жертву своего сына Исмаила

Ибрагим со своим сыном Исмаилом отстроил Каабу в Мекке. Однажды ему приснилось, что Аллах требует от него принести в жертву сына. Сам Ибрагим со своим сыном были готовы к этому, и Аллах, испытав их, отменил жертвоприношения. Ибрагим попросил у Аллаха доказательств его способности оживлять. Ему было приказано разложить остатки четырех птиц на четырех горах, на призыв они слетелись к нему живыми и невредимыми. Аллах всячески способствовал Ибрагиму и даровал ему потомков, среди которых было несколько пророков.
В Коране содержится немало текстов вложенных в уста Ибрагима, что являются совершенными художественными гимнами в честь Аллаха. Это его молитвы, в которых он просит даровать ему сына, заступается за грешников, среди которых жил Лут, просит благословения для своей земли и своего народа. После спасения из огня он просит Аллаха змилоститись в будущем за его неверующим отцом, и получает категорический отказ. Такое утверждение о неизбежности наказания для неверующих предков было одним из важных принципиальных элементов коранической проповеди и часто ухудшало отношения Мухаммеда даже с доброжелательно настроенными к нему людьми (см. Абу Талиб).
С позиций Корана Ибрагим занимает особое место в истории человечества. Он был первым, кто учил людей истинной религии - единобожие. По представлениям он не был ни иудеем, ни христианином, а был Ханифа и любимцем Аллаха. Именно его религию в чистом виде призван возродить на земле Мухаммед. Ханифською религией мусульмане называют и религию Ибрагима, и ислам Мухаммеда.


2. Пислякоранични предание о Ибрагима

Пислякоранични передачи детализировали историю Корана в двух направлениях. С одной стороны, черпая материал из иудейских и христианских преданий и других источников, комментаторы подробно рассказывали о том, что Ибрагим и его отец жили в Ирака за царя Нимруда. Предупрежден о пророчестве Ибрагима, Нимруд приказал убивать младенцев в утробе матери, и Ибрагим избежал гибели. Его отец был не только идолопоклонником, но и изготовлял идолов и заставлял сына их продавать. Ибрагим много путешествовал, в частности побывал в Египте, где фараон пытался отнять у него его красивую жену Сару, и Аллах защитил его достоинство. Существуют рассказы о его жизни в Палестине, открытие им источников, борьбу с местными жителями.
С другой стороны, широкое распространение получило предание, что связывает Ибрагима с Аравией. Основной идеей этого передачи является то, что он был предком евреев и арабов. После того как Сара прогнала его служанку Хаджар ( Агар) с сыном Исмаилом, Ибрагим привел их к Мекки, где оставил одних в пустыне, и затем регулярно их навещал. При однго из таких посещений он вместе с Исмаилом восстановили разрушенную потопом Каабу. На горах, ограничивавшие "заветную территорию" Мекки, были разложены остатки птиц, с помощью которых Аллах доказывал Ибрагиму свою способность воскрешать. Неподалеку Мекки Ибрагим приносил в жертву своего сына, имя которого в Коране не упоминается, а в передаче почти всегда это Исмаил, в противовес иудейскому преданию, где фигурирует Исаак (араб. Исхак).
Именем Ибрагима освящается не только поклонение Каабе, но и весь ритуал хаджа, который является своеобразным воспроизведением различных эпизодов жизни Ибрагима и его семьи - поиски воды Хаджар для младенца Исмаила между холмами Сафа и Марва, находка источники Замзам, восстановления Каабы, борьба с Шайтаном и принесение в жертву ягненка вместо сына в долине Мина и т. д. Лицо Ибрагима стала одним из главных средств сочетание вселенского характера новой религии с ее аравийским корнями.


3. Источники формирования коранического образа Ибрагима

Коранический образ Ибрагима имеет разные истоки и потерпел ряд изменений на протяжении заключения Корана. Коранические тексты имеют немало параллелей как в иудейских, так и в христианских преданиях Авраама, чаще преобладают христианские влияния. Общий характер сказаний свидетельствует о том, что лицо Ибрагима была известна в Аравии. Мухаммед использовал хорошо известные сюжеты. Сначала Ибрагим не занимал лидирующих позиций в коранические проповеди, был фигурой довольно туманной. Его сыном назывался не только Исхак, но и Якуб ( Яков), а Исмаил упоминался как пророк, и не связывался с Ибрагимом. Позже появляются рассказы о Ибрагима, состоящие по стандартной для Корана фабулой историй о пророках: пророк проповедует своему народу, к нему не прислушиваются и преследуют, Аллах спасает пророка и наказывает неверующих. В этих рассказах немало параллелей с историей самого Мухаммеда. Конце мекканского периода лицо Ибрагима оттесняет на задний план образы других пророков. В Медине после разрыва с иудеями и формировании представления об исламе, как об отдельной религии, Ибрагим провозглашается духовным предшественником Мухаммеда и ислама. Религия Ибрагима приобретает особое значение, а сама его личность отдаляется от иудаизма и христианства. Особое значение приобретает и лицо Исмаила, его имя так и не упоминается в истории с жертвоприношением сына, и в последующих аятах говорится о даровании Ибрагиму сына Исхака, что позволяло считать, что жертвоприношение происходило до его рождения, то есть "жертвой" был Исмаил.
Коранические и пислякоранични предание о Ибрагима достаточно широко распространились, они, возможно, повлияли и на иудейские средневековые повествования, где некоторые мотивы цикла об Аврааме встречаются позднее они появились и распространились в мусульманской среде.


Источники

См.. также

п ? в ? р История Авраама
Персонажи
События
Обрезание | Жертвоприношение Исаака
Основные понятия
Еврей | Авраамических религии | Пещера Махпела | лоно Авраамово | Авраама завещание
В разных источниках
Ибрагим
Дети Авраама
п ? в ? р Список пророков ислама

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам