Надо Знать

добавить знаний



Иван Карпенко-Карого


Карпенко-Карого И.jpg

План:


Введение

Иван Карпенко-Карый (настоящая фамилия - Тобилевич * 17 (29) сентября 1845, с. Арсеновка, Бобринецкого уезда Херсонской губернии, теперь Новомиргородский район, Кировоградская область - 2 (15) сентября 1907, Берлин) - украинский писатель, драматург, актер, эрудит, брат Николая Садовского и Панаса Саксаганского.


1. Биография

Иван Тобилевич
Иван Карпенко-Карого, 1883 г.

Настоящее имя - Иван Карпович Тобилевич (псевдоним "Карпенко-Карого" объединяет в себе имя отца и любимого литературного персонажа Игната Карого - героя пьесы Т.Шевченко "Назар Стодоля").

Родился в семье обедневшего мелкого шляхтича, управляющего помещичьего имения.

Учился в Бобринецком уездном училище, с 1859 г. работал писарем станового пристава в местечке Малая Виска, позже - канцеляристом городской управы.

1864 - на службе в уездном суде.

1865 - переехал в Елисаветград, где работал столоначальником уездного полицейского управления, участвовал в любительских спектаклях О.Тарковського, публиковал литературно-критические статьи, стал членом нелегального народовольческие кружка Афанасия Михалевича.

1870 - женился на Надежде Карловной Тарковской, тетей елисаветградского поэта и журналиста Арсения Тарковского (ее внучатый племянник - известный кинорежиссер Андрей Тарковский). Как приданое получил семейный хутор Тарковских. Надежда Карловна родила ему 7 детей [1].

1881 - потерял жену Надежду, следующем году умерла дочь Галина. [1]

1883 - в альманахе "Рада" напечатал рассказ "Новобранец", подписанное псевдонимом Гнат Карый. За неблагонадежность был уволен с должности секретаря полиции. Вступил в театральной труппы Старицкого.

1883 - женился Софией Дитковский, хористкой труппы Старицкого.

1884 - арестован и сослан в Новочеркасска. Работал кузнецом, позднее открыл переплетную мастерскую. В ссылке написал свою первую драму "Чабан" ("Бродяга"), а также пьесы "Бондаривна", "Умный и дурак", "Служанка", "Несчастная".

1886 - 1887 - опубликовал пьесы "Бондаривна", "Умный и дурак", "Служанка", "Несчастная", "Мартин Боруля".

Один из последних фотопортретов

1886 - в Херсоне вышел первый Сборник драматических произведений" Карпенко-Карого.

1887 - получив разрешение на увольнение, вернулся с женой Софией в Украину и поселился на хуторе, названном в честь первой жены, НадеждыЕлисаветградскому уезде). Сейчас хутор является историко-культурным заповедником.

1888 - с Карпенко-Карого сняли гласный надзор. Он вступил в труппу своего брата Николая Садовского, позже - в труппу другого брата - Панаса Саксаганского.

1890 - вступил в общество украинских артистов, написал комедию "Сто тысяч".

1897 - составил записку к съезду сценических деятелей в Москве, посвященную преследованию украинского театра, которое с трибуны съезда выступил Панас Саксаганский.

1899 - написал историческую трагедию Савва Чалый, посвященную событиям гайдаматчины 18 века.

1900 - 1904 - создал собственную труппу, написал пьесы "Хозяин", "Суета", "Житейское море".

1906 - заболел, оставил сцену и уехал на лечение в Берлин. 15 сентября 1907 года Карпенко-Карого умер после тяжелой болезни в Берлине, куда ездил на лечение, похоронен он на хуторе Надежда.


2. Драматургически творчество

В художественном осмыслении общественных процессов своего времени, бытия человека и мира вообще И.Тобилевич (Карпенко-Карого) полно реализовал себя в жанре комедии, которая благодаря своеобразной индивидуальной творческой манере драматурга стала самобытным явлением в истории украинской культуры и приобрела "характер превосходного театрального жанра" .

Его "Мартин Боруля", "Сто тысяч", "Хозяин" классикой мировой драматургии и непревзойденным образцом для последующих поколений комедиографов.

Становление И.Тобилевича-комедиографа связано с глубинными процессами в жизни украинского народа, его культуры. Исследователи творчества И. Карпенко-Карого опираясь на мемуарные свидетельства Кропивницкого, Садовского, Саксаганского. С.Тобилевич, Е.Чикаленко не раз справедливо указывали на исключительное значение этнических источников его комедийной творчества, усвоение им опыта литературных предшественников и мировой литературы. Поэтому комедии И.Тобилевича видятся как результат длительного развития этого жанра в украинской литературе.

Именно И.Тобилевич (Карпенко-Карого) утвердил жанр комедии в украинской литературе как каноническую универсальную форму художественного изображения и моделирования самых разнообразных проявлений взаимоотношений между людьми и организации их внутреннего мира в системе координат общечеловеческих ценностей.

Опытный театральный критик, теоретик и организатор театрального дела в Украине, И.Тобилевич хорошо понимал идейно-тематическое и эстетическое ограниченность торгово-этнографического театра, который уже давно не отвечал новым запросам зрителя, пробужденного и стремительным развитием общественных процессов пореформенного времени, и свежими веяниями и взлетами философско-эстетической мысли на территории Российской империи, - взаимообусловлены факторами всеобщего прогресса. Подытоживая свои творческие поиски в драматургии и общий опыт театральной жизни последней трети XIX века, он зафиксирует в "Записке к съезду сценических деятелей: Слушатель устал смотреть на это Плясова искусство и начинает справедливо возмущаться искажением жизни, говоря: в малороссийских писцов народ поет, танцует всю жизнь, нет в них ни печали, ни горя, ни общественных интересов ", ведь" легкомысленный, шаблонный, шуточный репертуар без всяких интересов, охватывающих общественную жизнь настоящего времени, не удовлетворяет слушателя ожидает от театра впечатлений высшего порядка ".

Вызвать, воспитать у читателя (слушателя, зрителя) "впечатление высшего порядка", которые способствовали очищению души его, и стало основной целью, творческой установкой И.Тобилевича-комедиографа.

"Пусть только цензура не доказывает свое вето к крайностям. Пусть он следит только за тем. Чтобы к пьесам не попадало нечто безнравственное ... и мы увидим на сцене комедии. Которые будут восприниматься с живым интересом и дадут хорошие результаты ... в моральном ... отношении , - замечает драматург. Несколько позже, 1903 года, свою эстетическую программу, И.Тобилевич воплотит в художественной форме устами Ивана Барильчика - героя пьесы Суета: Сцена же - мой кумир, театр - мой священный храм для меня! только из театра, как из храма торговцев, надо гнать и фарс, и оперетику, они - позор искусство, потому что вкус портят и только тешатся пороком! .. В театре грать должны только настоящую литературную драму, где страдания человеческой души тревожить каменные сердца и, кори Ледяного безразличия на них разбив, проводит в духа слушателя жажда правды, жажда общего блага, а пролитыми над чужим горем слезами убиляють его душу паче снега! Комедия нам дайте, комедию, что бичует сатирой всех и смехом сквозь слезы смеется над пороками и заставля людей, мимо их воли, стыдиться своих злых дел! .. Служит таким широким идеалам любо! Здесь можно иногда и поголодать, чтобы только уверенность мать, что действительно ты несешь непорочно этот стяг священный ".

Очевидные источники этой эстетической программы И.Тобилевича. Чрезвычайный эрудит и трудоголик Карпенко-Карого знал, понимал серьезную комедию Педро Кальдерон, читал трактат Дени Дидро о серьезной комедию, был знаком с высказываниями Пушкина, Гоголя, Шевченко и Островского.

Среди 18 пьес, которые есть в творчестве И.Тобилевича, исследователи, опираясь на авторское определение жанра, традиционно называют 8 комедий. Хотя две последние - "Суета" ( 1903) и "Житейское море" ( 1904) - отнести к этому жанру можно лишь условно. Жанровая неопределенность характерна и для первой комедии И. Карпенко-Карого "Умный и дурак". Это "комедия в 5 действиях" продолжила художественное исследование И.Тобилевича причин морального вырождения и низости человека под влиянием соблазна, гордыней, властью, деньгами, начатая пьесами "Бурлака", "подпанков", также имеющие отдельные черты комедии. Главный персонаж пьесы - Михаил Окунь - бессердечный сын и брат, мошенник, алчный набуватель. Для него нет ничего святого. Он нарушает заповеди - "не пожелай добра ближнего своего", "чти отца и мать своих"; хитростями пытается избавиться из хозяйства своего брата Даниила - воплощение добродетели и совести. (О Даниила односельчане говорят, что тот "и Евангелие, и Библию всю прочитал"), соблазняет и женится на его невестой.

Пьеса "Умный и дурак" - образец своеобразного осмысления вечных образов Каина и Авеля. По мнению драматурга, причиной этих поступков Михаила стала чрезмерная любовь и внимание родителей, которые несправедливо и незаслуженно противопоставляли своих детей сызмальства.

Карпенкознавци прошлой эпохи утверждали, что комедия "Умный и дурак" начала трилогию (два других произведения - "Сто тысяч" и "Хозяин"), в которой торжествует реалистично. объективное изображение жизни, исполнится в совершенной и новой для украинского театра художественной форме.

"Одсунувшы на задний план фабулярни моменты И.Тобилевич, - как отметил Яков Мамонтов, - зато выдвинул красочную зарисовку быта и правдивую реалистическую характеристику персонажей. От этого, - отмечает исследователь, - комедийный жанр в И.Тобилевича казнил свою легкость и веселье, и приблизился к драме. о бытовые комедии И.Тобилевича можно сказать то же самое, что и о пьесах Островского: чисто комедийные элементы в них всегда переплетаются с элементами драматическими и вместе составляют ту целостность. возвышающего торгово - комедийный жанр в его высшая степень - на степень пьесы с широким социальным содержанием ".

Социальный смысл своих пьес И.Тобилевич умело углублял жизненными источниками - типажами взятыми из Елисаветградской окраине ли с собственного, о чем есть интересное исследование М.Смолечука "Я принял жизнь".


2.1. Комедия "Мартин Боруля"

Подробнее в статье Мартин Боруля

Начинает блестящий ряд "серьезных комедий" И.Тобилевича "Мартин Боруля" (1886), произведение со многих точек зрения показателен. Темой пьесы послужило такое довольно распространенное явление, как желание представителей униженного и ограниченного в правах третьего сословия перейти с помощью денег в состояние выше, стремление богатого крестьянина сравниться с дворянства. Ситуация известна еще от "Мещанина - шляхтича" Ж.-Мольера и нашей древней сатиры "Доказательства Хама Даниэля Куксы потомственные". Только в И.Тобилевича стремление Мартина "выйти на дворянскую линию" - это попытка самозащиты "маленького человека" в несправедливом обществе.

Гуманистическая позиция автора четко проявляется в зальный концепции произведения, выражающего его сочувствие и любовь к человеку, заботу о ее судьбе и раскрывается в выборе действующих лиц и их характеристиках, в ремарках, структуре комедии, авторских завершениях. В.Виевський в брошюре "Поэтика комедийности" Мартын Боруля "Карпенко-Карого" детально выписал средства и приемы, которыми пользовался комедиограф.

На примере образа главного героя - Мартина Борули И.Тобилевич раскрывает конфликт здоровой народной морали с "манией" дворянства, порожденный отстаиванием им своего человеческого достоинства. Автор к минимуму свел роль комедийной интриги, предпочтя внутреннем действии. Конфликтную ситуацию драматург выводит не столько по внешним причинам, сколько из внутреннего состояния персонажа - неудержимого стремления доказать, что ни чем не хуже "приемыша Красовского". такая погруженность в душу человека оказывает камерности звучания комедии, воспроизводит сложные внутренние чувства и психологические коллизии, определяет трагикомизм образа.

І.Карпенко-Карий показує до чого може призвести людину ігнорування здорової народної моралі і одночасно утверджує високі етичні норми образами людей, які не цураються землі, праці на ній, свого походження, національних звичаїв і традицій (Гервасій Гуляницький, його син Микола), які випромінюють нехитру народну мудрість (Омелько). Позиція автора зумовила типові узагальнення комедії, проникливий аналіз людських стосунків та характерів, соціальну детермінованість конфліктів і перепетій, вчинків і розв'язок. До речі, в "Мартині Борулі" проглядаються ситуації з "Ревізора", коли зібралися гості, а жених поїхав, з "Одруження Фігаро" - сама втеча жениха. Основою типізації характерів і обставин у цій п'єсі є загальнолюдський зміст таких категорій як честь, гідність, добро - з одного боку та підступність, пристосуванство, егоїзм, зло - з другого. Звідси і наявність трагікомічних елементів у творі.


2.2. Комедії "Сто тисяч" та "Хазяїн"

Подробнее в статье Сто тисяч (п'єса)
Подробнее в статье Хазяїн (п'єса)

Наступним етапом у становленні соціально- психологічної комедії Івана Карпенка-Карого стали "Сто тисяч" та "Хазяїн", у яких в динаміці подано єдиний психологічний тип людини, одержимої жадобою збагачення. Цей тип також давно відомий в літературі - Скупий лицар у Олександра Пушкіна, Плюшкін - у Миколи Гоголя, Гобсек - в Оноре де Бальзака. Якщо названі класики лише роблять припущення про те, що призвело їхніх героїв до певного психологічного стану, абсурдності дій, то Іван Тобілевич розкриває проблему детально.

Герасим Калитка і Терентій Пузир - це той же Боруля, що дошукується певної форми самозахисту власної гідності, тільки з тією різницею, що Мартин Боруля перебуває в полоні ілюзії дворянства паперового, а ті - ілюзії, пов'язаної з накопиченням матеріальних благ. В основу обох п'єс покладено подвійну конфліктну лінію.

Перший план драматичної дії в "Ста тисячах" - сюжетна лінія грошей ("Гроші" - первісна назва цієї п'єси), яка знаходить своє вираження: Калитку обдурено, він виявляє обман і зі словами "краще смерть, ніж така потеря" вішається, але Бонавентура Копач та домашні рятують його. Ця трагікомічна кінцівка й дає повне логічне закінчення інтризі.

У "Хазяїні" до логічного завершення - "пузир" лопнув, лопнула йому печінка, гнійник, зараження крові, призводить лінія пов'язана з махінацією приховуванням чужих овець. Отже, теж трагічна розв'язка. Також смерть. А смерть у комедії можлива у одному варіанті і жанрі - в гротеску. Іван Карпенко-Карий першим в українській драматургії, власне в літературі першим після "Енеїди" Івана Котляревського, вживає цей прийом.

Та все ж і в "Ста тисячах" і в "Хазяїні" основною є інша, прихована за зовнішньою, сюжетна лінія - показ морального звиродніння стяжателя. Образи Калитки і Пузиря - далеко не однозначні. Це люди праці, трудівники-трудоголіки, що як і сам автор знають: "без праці немає життя" (Т.3, С.340). Кожен з них по суті - нормальний чоловік, у котрого з дитинства сформовані естетичні почуття, зумовлені народним світоглядом. Тільки виражаються ці почуття по-різному. Наприклад, Герасим Калитка у п'єсі "Сто тисяч" розкриває свою ліричну натуру монологом про землю: "Ох, земелько, свята земелько - Божа ти донечко! Як радісно загрібати тебе до купи, в одні руки Легко по своїй землі ходить. Глянеш оком навколо - усе твоє: там череда пасеться. там орють на пар, а тут зазеленіла вже пшениця і колосується жито".

Большинство исследователей Ивана Карпенко-Карого ( Ефремов, Я. Мамонтов, Л.Стеценко, Л. Демьяна Лукьяновская и др.). рассматривают и образ Терентия Пузыря (пьеса "Хозяин"), как бесконечно жадного до наживы миллионера-землевладельца. А если присмотреться внимательнее, то можно разглядеть лирическую душу героя со специфическим проявлением поэтической удачи. побеждая острую боль, когда ему осталось жить не более двух - трех дней, с перекошенным от мук лицом, он говорит: "одна овечка, из последних, беленькая с курдючком - имеет ранен хвостик, вторая - черненький лоб - хромает не праву заднюю ножку; да Карп обозрит, чтоб не погибли - жаль скота ... ".

Не кажется, что Иван Тобилевич сценой осмотра овечек хотел показать - Пузырь, между прочим, тонкая лирическая натура, способная видеть в обыденном прекрасное, очень любит песни, музыку, а все другие черты характера являются доминирующими и во всех его поступках только из-за обстоятельств , обусловленные жизнью?


2.3. Пьеса "Паливода XVIII века"

Карпенко-Карого всегда был смелым експерементатором драматических форм, в том числе и в области комедиография.

Так пьеса "Паливода XVIII века", которую исследователи трактуют как возврат к романтически-бытового театра, на самом деле является чутким стилизацией форм и мотивов народного театра. Драматург не боится буквально остановить фабульный развитие действия, чтобы разыграть небольшой анекдот. Эта комедия - своеобразный монтаж аттракционов, к которому искусство дойдет в 20-е годы ХХ века через Эйзенштейна, Мейерхольда и Брехта.

Здесь же Карпенко-Карого прибегает к удивительному в те времена в украинской драматургии приема "театр в театре", беря за исходный толчок для собственной творческой фантазии диалог с "Укрощение строптивой" Шекспира, с пьяным лудильщиком Плут, которого возбудив, шутя объявили лордом. Этот драматический ход связан с барочным мировосприятием (недаром в названии - звучит XVIII ст.). При этом множество иронии и концентрированной иллюзии. Эта игра с жизнью и в жизни является универсальной моделью человеческого поведения, а представления о жизни, как о сне и о сне, как жизнь прорастает через эпоху Возрождения аж в Средневековье. Таким образом родословную "Паливоды ..." корнями Кальдерона, Корнеля, Мариво, а дальше идет к Пиранделло, Жене и "Фараонов" Коломийца.


2.4. Комедия "Чумаки"

Своеобразным калейдоскопа интермедийной сюжетов стала комедия "Чумаки", цементирующим началом которой стал образ Виталия - "премудрого Соломона", как его называют односельчане. Он выясняет для себя сущность своих земляков. Для этого И.Тобилевич в пьесе представляет типы простых крестьян. И мы сделаем вывод, что автор не любит бедных бедняков - люмпенов. Не любит за их тьма и отсутствие человеческого достоинства, за лень и жестокость, непредусмотрительность и трусость, жадность и бесчувственность - за отсутствия элементарных добродетелей.

В последнем акте "Чумаков" Виталий, испытывая односельчан, притворился ограбленным и разоренным. Он просит у братьев и сестер во Христе отсрочки возврата им денег, вложенных в чумачки. Те же поступают расправу. Разъяренный, бешеный толпа готов разорвать его на куски. Тогда Виталий снимает с себя пояс, наполненный деньгами, и дразнит им земляков, как стаю бешеных собак.


3. Пьесы

Карпенко-Карого на почтовой марке 1995 г.

Всего И. Карпенко-Карый написал 18 пьес:


3.1. Экранизированы

Автор многих пьес, которые были экранизированы:

  • "Мартин Боруля" ( 1953, реж. О.Швачко)
  • " Служанка" ( 1964, реж. И.Молостова, В.Лапокниш)
  • "Сто тысяч" ( 1957, реж. Иванов),
  • "Хозяин" ( 1976, реж. Ю.Некрасов, А.Рипко)

См.. также

Примечания

  1. а б Владимир Панченко. "Он был одним из отцов украинского театра ..." / / День, № 113, 2.07.2004 - www.day.kiev.ua/290619?idsource=33638&mainlang=ukr

Литература

  • Иван Карпенко-Карого / / История украинской литературы в 2 т. Т. 1. - М., 1987.
  • Галабутська Г. Жизненные и творческие горизонты Карпенко-Карого / / Дивослово. - 1995. - № 12.
  • Карпенко-Карого Иван. Сочинения в 3 томах. - М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1960 - 1961.
  • Мороз Л. Иван Карпенко-Карого / / История украинской литературы XIX в. Кн. 3. - М., 1997.
  • Рыльский М. Гордость украинской драматургии: О творчестве Карпенко-Карого / / Рыльский М. Статьи о литературе. - М., 1980.
  • Научные записки КГПУ им. Винниченко. Выпуск XXVII. Серия: филологические науки (литературоведение). - М.: РВЦ КГПУ им. Винниченко, 2000. - 380 с. С. 52-61
  • Мороз Л. Иван Карпенко-Карого / / История украинской литературы XIX в. Кн. 3. - М., 1997.
  • Иван Карпнко-карий Избранные пьесы / / Школьная библиотека - К., " Днепр" , 1970.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам