Ив Кляйн

Ив Кляйн ( фр. Yves Klein , 28 апреля 1928, Ницца, Франция - 6 июня 1962, Париж, Франция) - французский художник -новатор, абстракционист, одна из самых значительных фигур послевоенного европейского искусства. Кляйн представляет в искусстве двадцатого века новую тенденцию художественного перформанса, согласно которой личность художника важнее его произведения [1]. Считается основателем монохромной (одноцветной) живописи. Наибольшую известность Кляйну принесло создание его запатентованного "международного синего цвета Кляйна" [2].


1. Биография

Ив Кляйн родился в Ницце 28 апреля 1928 года в семье Фреда Кляйна и Мари Раймон. Хотя родители были художниками (отец - представитель течения постимпрессионистов, а мать - представительница ташизму), Ив учиться искусству не стал, считая занятия художника банальным [3]. В 1928 - 1946 годах жил в Париже, но проводил каждое лето в Кань-сюр-Мер, где жила сестра его матери, Роза Раймон, который занимался и поддерживала парня [4]. С юности Ив Кляйн интересуется мистицизмом, в частности идеями ордена Розы и Креста. Он также увлекся дзюдо и в своем понимании мистического подхода к миру, считал, что "дзюдо это существование человеческого тела в духовном пространстве". Позже, когда он начал обмазывать своих натурщиц синей краской и таким образом получать отпечатки их тел на полотнах, он говорил, что идея эта пришла именно с дзюдо, из воспоминаний о том, как тело после броска отражается на спортивной мате [5]. В 1942 - 1946 годах Кляйн учился в Высшей школе торгового мореходства и Высшей школе восточных языков. После школы Кляйн на короткое время устроился работать в магазин. Одновременно с этим он пытался писать, экспериментировал с живописью, читал эзотерические трактаты и углубленно изучал работы розенкрейцеров. В 1947 году он начал посещать школу дзюдо. В том же году, лежа на пляже в Ницце, он сделал, по его собственным словам, "реалистично воображаемое путешествие" в страну небес в голубовато-синий цвет. После этого он заявил, что небо станет главной темой его произведений. В этом же году Кляйн прошел в Лондоне обучение у мастеров золочения. Кстати, свой синий цвет он создал не один, а с помощью приятеля- химика. Так появился лучистый ультрамариновый цвет; соответствующую краску он запатентовал под названием IKB (International Klein Blau - "Синий Кляйн Интернасьональ") - она состояла из красящего пигмента (порошка) и связующего вещества [4]. 1952 и 1953 года Ив Кляйн провел в Токио, что позволило ему повысить уровень мастерства в дзюдо, вникнуть в его философию и позже стать преподавателем дзюдо во Франции [5]. Это помогло ему в дальнейшем зарабатывать на жизнь уроками. Кроме того, Кляйна захватывало дзюдо своей интеллектуальностью, он даже стал первым французом, получил черный пояс [3]. В 1955 году Кляйн сделал попытку выставить свою работу - прямоугольную оранжевую панель подписанное YK - в салоне абстрактной живописи "Новая действительность" (Realites Nouvelles). Это был чистый оранжевый цвет, и когда от него потребовали поставить хоть несколько точек другого цвета, он отказался. Поэтому его работу отклонили. Первый "синий" Кляйн был выставлен в миланской галерее Аполлинера. Это была выставка 11 одинаковых синих полотен, но ... разной цены. После успеха на выставке Кляйн продолжил эксперименты с синим цветом, настойчиво создавал монохромные картины и в дальнейшем сосредоточился именно на голубом и синем цветах. Прием, а не содержание стало главным. В это время он также объявил свою "теорию чувствительности", через которую (и только через нее) можно познать мир. Ив Кляйн размышлял:

" Что такое чувствительность? Это то, что существует вне нас, но одновременно постоянно нам предстоит. Сама жизнь нам не принадлежит. Но с помощью чувствительности мы можем его "купить". Чувствительность - это деньги вселенной и космоса, величайший продукт природы, который нам позволяет купить жизнь в первичной материи [5]. "

Конце 1950-х годов Ив Кляйн стал производить синие глобусы и скульптуры из крашеной губки. Сначала он наносил синюю краску на холст с помощью губок, а потом стал выставлять губки, как отдельные объекты. Согласно учению розенкрейцеров, к которым он принадлежал с 1956 года [6], "губки является отражением состояния духовных миров в океане". В 1958 году в парижской галерее "Ирис Клерт" состоялась знаменитая и скандальная выставка Кляйна. Называлась она "Пустота". Посетители получали на входе стакан с коктейлем ярко синего цвета и входили в выставочный зал, где видели свежевыкрашенные белые стены и пустоту. Но Кляйн не только выставил пустоту, он ее продавал. И не только за золото. Считалось, что купленный пространство после продажи был "занят". Золото же Кляйн публично выбросил в Сену [4]. Скандальность выставки была настолько большой, что дошло даже до Советского Союза - провокация Кляйна была включена в книги о западном искусстве как устрашающий пример буржуазной "кризиса безобразия". В 1960 году Кляйн создал свои первые антропометрии. Антропометрии он называл картины, созданные при помощи отпечатков женских тел на полотне. Посетители полупубличних мероприятий, на которых демонстрировались эти произведения искусства, могли наблюдать за их возникновением под звучание "монотонной симфонии" Кляйна (20 минут непрерывного звука скрипки, по которым следовала 20-минутная тишина). В общей сложности художник создал около 150 антропометр, часто символизировали, по замыслу Кляйна, "универсальную невесомость". Ярким примером тому был создан Кляйном фотомонтаж "Прыжок в пустоту" ( 1960 год), на котором он летит с распростертыми руками с верхнего этажа здания. Этот автопортрет он опубликовал в своей "Газете единственного дня", которая распространялась во французской столице. В этом же году Кляйн создал первую "космогонию" - на крышу автомобиля прикрепил синее полотно и проехался с ним, подставляя полотно под дождь и ветер [3]. В 1961 году Кляйн создал серию так называемых "Огненных картин" (первая работа этой серии появилась в 1957 году). Темой работ было господство огня. В процессе их создания художник огнеметом выжигал формы и отпечатки на специально подготовленном картоне. В том же 1961 появились окрашенные в один цвет геофизические рельефные карты. В начале 1962 года Кляйн женился на своей подруге Ретро Уекер [6]. Через полгода 6 июня в возрасте 34 лет Ив Кляйн умер от сердечного приступа в своем доме в Париже. Он похоронен на маленьком кладбище в городе La Colle-sur-Loup в Альпах [4].


2. Творчество

Художественная карьера Ива Кляйна заключается всего в семь лет - с 1955 года по 1962 год, но за это время он успел проявить себя в хэппенингу, перформансах, боди-арте, ленд-арте и концептуализме. Ив Кляйн благодаря своим эпатажным акциям, при которых использовал обнаженных моделей для нанесения краски на холсты, получил репутацию неодадаиста. Однако сам Кляйн был согласен с этим, ведь он был движим НЕ страстью к разрушению традиции, а практически противоположным дзен -философией бездействия. Художник видел в своих работах медитативные пространства, которые обостряют восприятие нематериального [4]. Кляйн считал синий метафизическим цветом: по мнению художника, "погружение" в этот цвет приближает человека к космоса. Свое время Ив Кляйн запатентовал один из оттенков синего цвета, который назвал "International Klein Blue" (IKB) - "Международный Синий Кляйна". Именно синие работы считаются самыми произведениями художника и продаются лучше: согласно Artprice.com, с 29 работ художника, которые принесли на аукционе "Сотби" (Sotheby's) более миллиона долларов, почти все были выполнены в этом цвете. Однако самым дорогим произведением Кляйна, когда-либо проданным на аукционе, является золотой "монохром". Эта работа (под названием "MG 9") пошла на майском Sotheby's-2008 за 21 миллион долларов. Главным вдохновением для создания этой работы стала философия дзен и японские сады камней [7]. В 2005 году на подробной ретроспективе в Бильбао были представлены все аспекты творчества Ива Кляйна - ста работ из музеев, среди которых Центр Помпиду, Menil Collection (Хьюстон, США), Центр искусств королевы Софии (Мадрид), Гуггенхайм Бильбао, и частных коллекций. Это ранние монохромом (не только синие) и классические; окрашенные рельефы, выполненные из натуральных губок, "антропометрии" - синие, розовые или золотые отпечатки человеческих тел, "космогонии", созданные с помощью следов, оставшихся на полотнах от дождя и ветра, и "огненный живопись", где в качестве кисти художник использовал пламя [8].


3. Выставки

  • 2007 "Declaring Space: Лючио Фонтана, Ив Кляйн, Барнетт Ньюман, Марк Ротко" , Музей современного искусства, Форт-Уорт, США
  • 2007 Искусство как идея, Музей современного искусства, Скоттсдейл, США
  • 2007 Мари Раймонд - Ив Кляйн, LAAC, Дюнкерк, Франция
  • 2007 Ив Кляйн, MUMOK, Вена, Австрия
  • 2007 Черный квадрат, Hamburger Kunsthalle, Гамбург, Германии
  • 2007 Новые Реалисты, Большой Дворец, Париж, Франция
  • 2006 Ив Кляйн, Центр Помпиду, Париж, Франция
  • 2006 Мари Раймонд - Ив Кляйн, Музей Людвига, Кобленц, Германия
  • 2006 Мари Раймонд - Ив Кляйн, Музей изобразительных искусств, Каркассоне, Франция
  • 2006 Ив Кляйн, La Coupole, Париж, Франция
  • 2006 Международные художники-авангардисты 50-60-х годов, Музей "Дворец искусств", Дюссельдорф, Германия
  • 2006 Ив Кляйн, MAK, Вена, Австрия
  • 2006 Ив Кляйн, Kestner-Gesellschaft, Ганновер, Германия
  • 2005 Ив Кляйн, L & M Arts, Нью-Йорк, США
  • 2005 Цвет после Кляйна, Барбакан, Лондон
  • 2005 Мари Раймонд - Ив Кляйн, mus?e Joseph D?chelette, Роан, Франция
  • 2005 Ив Кляйн, Storefront for Art and Architecture, Нью-Йорк
  • 2005 Ив Кляйн, Музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания
  • 2004 Мари Раймонд - Ив Кляйн, mus?e des Beaux-arts, Анже, Франция
  • 2004 Ив Кляйн, Schirn Кунстхалле, Франкфурт, Германия
  • 2004 Ив Кляйн, Schindler House, Лос-Анджелес, США
  • 2004 Ив Кляйн, Галери де Франс, Париж, Франция
  • 2002 Естественно - Неестественно, Галерея Gmurzynska, Кельн, Германия
  • 2000 Ив Кляйн, Museo Pecci, Прато, Италия
  • 2000 Ив Кляйн, MAMA, Ницца
  • 2000 Ив Кляйн, Галерея Danese, Нью-Йорк
  • 1999 Ив Кляйн, Музей Жана Тэнгли, Базель
  • 1997 Ив Кляйн, Danese Gallery, Нью-Йорк
  • 1997 Ив Кляйн, Музей современного искусства, Осло
  • 1997 Ив Кляйн, Музей современного искусства, Сидней
  • 1997 Ив Кляйн, Sara Hild?n Art Museum, Тампере, Финляндия
  • 1997 Пьер Декарг / Ив Кляйн, если бы он не умер, Галерея Itsutsuji, Токио
  • 1996 Ив Кляйн, документы, Neues Museum Weserburg, Бремен
  • 1995 Ив Кляйн, Hayward Gallery, Лондон
  • 1995 Ив Кляйн, Центр de Arte Reina Sofia Национального Музея, Мадрид
  • 1995 Пьер Декарг / Ив Кляйн, если бы он не умер, Galerie 1900/2000, Париж
  • 1995 Ив Кляйн, Art focus, Цюрих
  • 1994 Ив Кляйн, Galerie Gmurzynska, Кельн - Мариенбург
  • 1994 Ив Кляйн, Музей Людвига / Kunstsammlung Северная Рейн-Вестфалия, Кельн - Дюссельдорф
  • 1994 Ив Кляйн, Galerie Gimpel, Лондон
  • 1993 Ив Кляйн: огненный живопись, Gagosian Gallery, Нью-Йорк
  • 1992 Ив Кляйн: огненный живопись, Музей современного искусства, Лос-Анджелес
  • 1992 Ив Кляйн: Область чувствительности, RENN, Espace d'Art Contemporain, Париж
  • 1992 Ив Кляйн, Galerie Montaigne, Париж
  • 1991 Ив Кляйн, 1928-1962, Архивы, Информационный центр искусства, Роттердам
  • 1990 Ив Кляйн, Кунстхалле Базель, Базель
  • 1989 Ив Кляйн, Gagosian Gallery, Нью-Йорк
  • 1986 Ив Кляйн 1928-1962, Галерея Reckermann, Кельн
  • 1986 Ив Кляйн und seine Freunde, Галерея 44, Карст- Дюссельдорф
  • 1986 Ив Кляйн, Галерея Sidney Janis, Нью-Йорк
  • 1986 Ив Кляйн: избранные работы, Yares Gallery, Скоттсдейл, Аризона
  • 1986 Ив Кляйн, Seibu Museum of Art, Токио
  • 1986 Ив Кляйн: избранные работы, Fuji Television Gallery, Токио
  • 1985 Ив Кляйн, Iwaki City Art Museum, Фукусима
  • 1985 Ив Кляйн, Музей современного искусства, Сэйбу Таканава
  • 1985 Ив Кляйн, Музей современного искусства, Сига
  • 1983 Ив Кляйн, Centre Georges Pompidou, Mus?e national d'art moderne, Париж
  • 1982 ? F 80 / Ив Кляйн, CAP, Бордо
  • 1982 Ив Кляйн, 1928-1962: ретроспектива, Музей современного искусства, Чикаго
  • 1982 Ив Кляйн, 1928-1962: ретроспектива, Rice Museum, Хьюстон
  • 1982 Ив Кляйн, 1928-1962: ретроспектива, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк
  • 1980 Ив Кляйн, Galerie Yves Arman, Нью-Йорк
  • 1979 Ив Кляйн, Galerie Bonnier, Женева
  • 1979 Ив Кляйн, Fuji Television Gallery, Токио
  • 1977 Ив Кляйн, Antwerp Gallery, Антверпен
  • 1977 Ив Кляйн, Sidney Janis Gallery, Нью-Йорк
  • 1976 Ив Кляйн, Nationalgalerie et Neuer Berliner Kunstverein, Берлин
  • 1976 Ив Кляйн, St?dtische Kunsthalle, Дюссельдорф
  • 1976 Ив Кляйн, Luciano Anselmino, Милан
  • 1976 Ив Кляйн, Galerie Karl Flinker, Париж
  • 1974 Ив Кляйн, Galerie Karsten Greve, Кельн
  • 1974 Ив Кляйн, 1928-1962, Tate Gallery, Лондон
  • 1974 Ив Кляйн, St?dtische Kunstsammlungen, Людвигсхафен
  • 1973 Ив Кляйн, Kaiser Wilhelm Museum, Крефельд, Германия
  • 1973 Ив Кляйн, Galerie Gimpel Fils, Лондон
  • 1973 Ив Кляйн, Galerie Karl Flinker, Париж
  • 1973 Ив Кляйн, Gimpel-Hanover Galerie, Цюрих
  • 1971 Ив Кляйн, Muzej suvremene umetnosti, Белград
  • 1971 Ив Кляйн, Kunsthalle, Берн
  • 1971 Ив Кляйн, Kunstverein Hannover, Ганновер
  • 1971 Ив Кляйн, Galerija Suvremene Umjetnosti, Загреб
  • 1970 Ив Кляйн, Galleria dell 'Obelisco, Рим
  • 1970 Ив Кляйн, Galleria Civica d'Arte Moderna, Турин
  • 1969 Ив Кляйн, Galerie Lambert Monet, Женева
  • 1969 Ив Кляйн, Mus?e d'art moderne, Гренобль
  • 1969 Ив Кляйн, Galerie Blu, Милан
  • 1969 Ив Кляйн 1928-1962, Mus?e des Arts d?coratifs, Париж
  • 1969 Ив Кляйн, Galerie d'Arte Martano, Турин
  • 1968 Ив Кляйн, Louisiana Museum, Хумлебек
  • 1968 Ив Кляйн, Kunsthalle N?rnberg, Нюрнберг, Германия
  • 1968 Ив Кляйн, Galerie Michel Couturier, Париж
  • 1968 Ив Кляйн, Narodni Galerie, Прага
  • 1967 Ив Кляйн, Jewish Museum, Нью-Йорк
  • 1967 Ив Кляйн, Galerie Bischofsberger, Цюрих
  • 1966 Ив Кляйн, Palais des Beaux-Arts, Брюссель
  • 1966 Ив Кляйн, Galerie Bonnier, Лозанна, Швейцария
  • 1965 Ив Кляйн, Stedelijk Museum, Амстердам
  • 1965 Ив Кляйн, Galerie Alexandre Iolas, Париж
  • 1964 Огненный живопись, Galerie Schmela, Дюссельдорф
  • 1964 Ив Кляйн, Galerie Bonnier, Лозанна, Швейцария
  • 1964 Ив Кляйн, Galerie Apollinaire, Милан
  • 1963 Ив Кляйн и язык огня, Kaiser Wilhelm Museum, Крефельд
  • 1963 Ив Кляйн, Galerie Tarica, Париж
  • 1963 Ив Кляйн, Svensk-Franska Konstgalleriet, Стокгольм
  • 1962 Ив Кляйн, Alexandre Iolas Gallery, Нью-Йорк
  • 1962 Ретроспектива Ива Кляйна, Галерея Токио, Токио
  • 1961 Монохром, Museum Haus Lange, Крефельд, Германия
  • 1961 Ив Кляйн, Dwan Gallery, Лос-Анджелес
  • 1961 Ив Кляйн, Galerie Apollinaire, Милан
  • 1961 Ив Кляйн, Galerie Leo Castelli, Нью-Йорк
  • 1960 Национальная галерея современного искусства, Париж
  • 1960 Ив Кляйн, Galerie Rive Droite, Париж
  • 1959 Галерея Iris Clert, Париж
  • 1958 Галерея Iris Clert, Париж
  • 1957 Galerie Schmela, Дюссельдорф
  • 1957 Ив Кляйн, Gallery One, Лондон
  • 1957 Ив Кляйн, Galerie Apollinaire, Милан
  • 1957 Ив Кляйн, Galerie Iris Clert, Париж
  • 1957 Ив Кляйн, Galerie Colette Allendy, Париж
  • 1956 Ив, Galerie Colette Allendy, Париж
  • 1955 Ив, Club des Solitaires, Париж
  • 1953 Monochrome Manifestation, Токио
  • 1950 Monochrome Manifestation, Лондон

4. Сноски

  1. Ив Кляйн. worldart.at.ua (Рус.)
  2. XX век - 20 революционеров. Ив Кляйн. Прыжок в пустоту, Ирина Кулик. garageccc.ru (Рус.)
  3. а б в В синем мире Ива Кляйна, Дарья Завьялова. cirkul.info (Рус.)
  4. а б в г д Ив Кляйн. Биографическая справка. ria.ru (Рус.)
  5. а б в Ив Кляйн как родоначальник художественного перформанса, Дмитрий Савицкий. svobodanews.ru (Рус.)
  6. а б Ив Клейн. ikleiner.ru (Рус.)
  7. Sotheby's 11 ноября: Ив Кляйн, Рой Лихтенштейн, Филипп Гастон. artinvestment.ru (Рус.)
  8. Ив Кляйн. Гуггенхайм Бильбао. 1 февраля - 2 мая 2005 года. gertsevgallery.ru (Рус.)