Иеронимус Босх

Иеронимус Босх [1] ( нидерл. Hi?ronymus Bosch , МФА : [ɦije ː ro ː nimʏs bɔs] [1] Гиеронимус Босс, или нидерл. Jeroen Bosch , МФА : [Jərun bɔs] Юруна Босс; настоящее имя - нидерл. Jeroen van Aken ; * ок. 1450, Гертогенбос - ? 9 апреля 1516) - нидерландский живописец.


1. Биография

До нашего времени не сохранилось много свидетельств о жизни великого художника (не осталось даже портрета Иеронимуса - первый из них датируется серединой XVI века). Это свидетельствует о статусе художника в тогдашнем обществе - Босх был ремесленным, хотя имел нескольких учеников, а после его смерти сложился вплоть направление художников, копировали его технику живописи. Родился Иеронимус Босх (Иероним Антонисзон ван Акен) где-то в 1460 году, в семье потомственных художников (его дед, отец и старший брат рисовали). Семья Ван Акен жила в Гертогенбоси (теперь - провинция Северный Брабант) от 1399 года, когда в город переехал купец Ян ван Акен (фамилия свидетельствует, вероятно, о том, что тот родом из немецкого города Аахена). Его потомки принадлежали к ремесленно-торгового бюргерства, городского патрициата. Главным событием провинциального торгового городка был еженедельный ярмарка. Дом Босха стоял у торгового площади, что его посетителей он зарисовывал для своих работ.

Период в 1478 -1480 гг неизвестен. Полагают, что Иеронимус путешествовал и учился (возможно, в Гарлеме, Делфте). Кроме этого, сведений о том, что Иероним покидал Гертогенбос, нет. Составную часть географического названия города (Босс) Иероним выбрал себе псевдоним.

По тогдашней традиции учений, был завершил обучение и получил звание мастера, должен был жениться (это известно и из биографии Дюрера). Иеронимус в 1478 -1480 гг (где-то в тридцать лет) женился на Алейда Гояртс ван дер Мерв - девушкой из состоятельной семьи. Отец спилкував в религиозно-благотворительную союзе Нотр-Дам, славила Богоматерь. По другой версии, Иероним присоединился к братства, как женился. Члены Союза производили службу Божью, крестные ходы, художники рисовали алтарные образы и благоустраивали часовни в честь Богородицы. Особым событием было совместное поедание лебедя. Название птицы тоже соединяли с этим братством, что есть в Гертогенбоси и теперь. Достоверно известно, что после посвящения художник носил рясу священносужителя, а собрание братства минимум дважды происходили в его доме.

По документам отец умер в 1478 г., оставил хорошее наследство. Наследство от отца и состоятельность Дружинин семьи лишили Босха нужды зарабатывать на хлеб ежедневно. Он стал землевладельцем, вероятно, продавал овощи, выращенные на его земле. Это высвободило время для творчества и труда по направл. Однако, в семье у Босха не было детей. Босх умер в 1516 году.


2. Творчество

Все названия работ условные, известные только по спискам сборников и музеев, где они хранились. Неизвестно, как называл свои картины сам автор.

2.1. Ранний период творчества

Большинство работ Босха ныне утрачено. В частности, картины, выполненные на заказ церкви, росписи городского собора св. Ивана, разрушили протестанты во время движения Реформации. Ученый Чарльз Тольна в 1935 году предложил хронологию работ Босха, которую принимают с некоторыми уточнениями и теперь.

В ранних работ Босха Тольна отнес "Поклонение волхвов" (1-й вариант), "Пир в Кане Галилейской", "Эссе homo", "Операция глупости", "Фокусник", "Семь смертных грехов". Они созданы где-то в 1470-1480-е годы. Французский ученый Жак Комб считает работу "Распятие" за границу между ранним и средним периодами творчества (датирует 1475-1480-ми годами). Все эти полотна соединяет близость к жанровых сцен, небольшие размеры, простая композиция, наличие на полотне немногих фигур, яркие локальные цвета, новаторское перспективное решение и манера пейзажа. Исследователи находят неточности в технике живописи, также объясняется ранним этапом творчества автора. С этого же этапа и работа "Лодка дураков".


2.1.1. "Операция глупости"

Изображен операцию, хирург из перевернутой воронкой на голове проводит небом. Круг пациента за круглым столом сидят монах с сосудом в руке и монахиня с завернутой книжкой на голове. Врач достает пациентовои председателя цветок тюльпана (еще одна лежит на столе). Тюльпан в средневековье понимали как символ расточительства, глупости. Орнаментальный надпись гласит: "Доктор, опусти камень. Меня зовут Лубберт Дас". Лубберт - общее название для простаков, дурачков. Аргументом в пользу авторства Босха свидетельствует характерный пейзаж на заднем плане.

Сюжет картины "Извлечение камня глупости" (или "Операция глупости") происходит, вероятно, от нидерландского выражения "иметь камень в голове", что означало "быть неразумным". В таком случае, изображенное следует понимать как операцию, шарлатан-врач проводит над дураком-богачом, что верит в мифический камень глупости. Завернута книга может означать ложное, мнимое знания.

По другой версии, Босх высмеивает традиционного персонажа рыночного фарса: преданного мужа-дурачка. В таком случае женщина, сидящая за столом справа - его жена.


2.1.2. "Свадьба в Кане Галилейской"

Дело изображен Христа жестом превращает воду в сосудах на вино. Однако всеобщее внимание приковано к свадьбе, что происходит дело. Невесты сидят в окружении гостей. На заднем плане на блюдах подают лебедя и голову кабана. Человек на верхнем выступлении проливает из сосуда напиток, мужчина снизу ловит капли языком.

"Свадьба в Кане Галилейской" ( Музей Бойманс ван Бенингена, Роттердам)

По одной версии, в картине Босх размышляет над таинством свадьбы. Христос своим присутствием благословил новобрачных. Символами верности могут выступать два щенка, играющих перед столом. На капителях двух колонн оживают амурчики (символы любви и потомков в семье). Уменьшена фигурка перед столом - распорядитель праздника, что не перекрывать изображение невест.

По другой версии, художник осуждает людей, не замечают чуда в исполнении Христа. Фигуры Христа и Богородицы не выделяются среди других, гости не обращают внимание на них. Ученый Ч. Тольна считал кодом сюжету картины слова Библии: "Не можете пить чашу Господню и времени бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской" (Первое послание к Коринфянам, Х, 21). В таком случае на полотне - контрастное противопоставление фальшивых см. мага (фигура в розовом на заднем плане, вероятно, алхимик, который держит в руках сосуды) и чуда Христа.

Жак Комб определил главную тему как "происки дьявола, которые он проводит, чтобы закрыть грешникам путь к спасению, чтобы глаза не видели, а уши не слышали".

Николас Бом, автор кинофильма BBC, посвященном творчеству Босха (1981 г.), сделал голову, что на картине сочетаются три сюжета: собственно чудо превращения воды в вино, притча Христа о пир, куда пригласили и добрых, и злых (два мужчины сидят спинами к зрителю, на них верхнюю одежду - свидетельствует о том, что они только что вошли в помещение) и притча о сборщика податей (человек был небольшого роста, поэтому залез на дерево, чтобы увидеть Христа), которого изображен перед новобрачными в зеленой одежде. Френгер свидетельствовал, что свадьба совершается за еретическим обрядом, что на картине изображено собрание религиозной секты, черная месса.

Довольно значительное место в творчестве Босха занимал осуждение алхимии. Тогда церковь еще не рассматривала чрезвычайно распространенное алхимию как ересь. Но меры около нее не одобряли. Многие Босхових символов алхимические (алхимию символически соединяли с грехом, демонизмом). Например, образы неизвестных стеклянных сосудов ("Семь смертных грехов", "Сад земных утех"). Еще много образов, обычных для того времени бестиария - нечистых животных - верблюдов, зайцев, свиней, лошадей, аистов и т.д.. Олицетворением человеческих грехов было и изображение птиц. Больше людей размерам, всякие птицы Босха удивляют точностью воспроизведения и открывают Босха как тонкого, пытливого наблюдателя, выдающегося художника анималиста. При этом пропадает символическую нагрузку образов.


2.1.3. "Семь смертных грехов"

см.. Семь смертных грехов

Композиция состоит из центральной части: Иисус Христос, от которого расходятся лучи, а затем в семи сегментах изображен семь смертных грехов человека: чревоугодие, похоть, гордыня, гнев, жадность и зависть. По бокам в четырех тондо изображен "Смерть", "Страшный суд" сверху и "Рай" и "Ад внизу". В тондо изображены события, которые произойдут с человеком после его земной жизни. Всего композиция произведения напоминает Всевидящее око и призвано напомнить человеку о скоротечности жизни.

"Лодка дураков"

Работа была размещена Филиппом II Габсбургом в почивальни.


2.1.4. "Лодка дураков"

Картина была верхней частью триптиха, не сохранился. Была создана в 1495 -1500 гг, размер картины 58 ? 33 см, теперь находится в Лувре, Париж.

Есть связь между картиной Босха и одноименной поэмой немецкого гуманиста Себастиана Бранта (1498). Брант предлагал идеи перестройки общества, базируется на устаревших политических, экономических и моральных ценностях.

Лодка была традиционным символом церкви, ведет души людей к Царству Небесному. На картине изображена монаха и монахиню, что поют песни. Это символизирует падение нравов. На флаге изображен не Креста Господня, а месяц, символизирующий ислам, а значит - ересь и грех. Из кустов на нас смотрит сова - тоже символ грехопадения.


2.2. Средний этап творчества

Среди уцелевших работ этого этапа - триптихи "Искушение Святого Антония", "Воз сена", "Сад земных наслаждений", "распятой мученица", "Страшный суд", а также работы "Святой Иоанн Креститель", "Святой Христофор", "Святой Иоанн на Патмосе", "Несение креста", "Святые отшельники", "Святой Иероним".

2.2.1. "Искушение Святого Антония"

см.. Искушение Св. Антония

2.2.2. "Воз сена"

Воз сена

Его считают первую из больших сатирико-нравоучительных аллегорий зрелого периода Босха. Сюжет этой картины - нидерландское пословица - "Мир - это воз сена, и каждый старается отхватить из него, сколько сможет". Босх хотел этим сказать, что люди забыли Бога установки и живут в грехах.

На фоне бескрайнего пейзажа за огромным возом следует кавалькада. Среди ее членов - император и папа римский. Изображены представители всяких общественных слоев - крестьян, мещан, монахов. Они хватают сено, дерутся за него, топчут упавших. На это марноване жизнь сверху смотрит Христос в золотом сиянии. Никто, кроме ангела, не замечает ни Сына Божия, ни того, что воз влекут демоны. Священники, идущих за телегой, не спорят за сено потому, что считают, что оно и так принадлежит им. Грех - гордость. Слева Босх рисует мальчика-поводыря, ведущего за руку мужа, профессионального нищего... Тот выдает себя за слепого, чтобы выманивать деньги у доверчивых верующих.


2.3. Поздний этап творчества

К нему относят следующие работы: "увенчание терновым венцом", "Поклонение волхвов", "Несение креста" (Гент), "искушение Святого Антония" (Прадо - точно авторство Босха не установлено), "Ад и Потоп", "Блудный сын" .

2.3.1. "Поклонение волхвов"

См.. Поклонение волхвов

2.4. Босх и музыка

Время возрождения был временем обращения к наслаждениям жизни, в сады, музыки. Широко играют на старые и придумывают новые музыкальные инструменты. Босх как идет вразрез и здесь.

В картине "Ад" триптиха "Сад земных утех" впадают ув глаз огромные музыкальные инструменты, которые Босх представляет как новые приборы на пытки (распят грешник на лютне, повешен грешник на струнах арфы, наказание музыки в середине барабана, что у него бьет чудовище). Осуждения художника не избежал даже позорно воспроизведен на заднице заблудшего нотная запись (изобретение - гениальный), который давит огромная лютня. Господствующие идеи эпохи возрождения для Босха - не авторитет, хотя он современник Леонардо да Винчи, Браманте, Джорджоне, Джованни Беллини, Дюрера.

В его картинах для нас открывается новый подход к решению задачи пространства. В больших Фантасмагория создан неопределенное пространство, что в нем множество фигур создают горизонтальные или волнистые цепочки, создают единый передний план. В некоторых картинах нет перспективы, но и там, где она есть, художник смотрит на изображенный мир сверху, что позволяет получить и отобразить панорамный образ.


3. Общим список произведений


4. Понимание творчества

При жизни творчество Босха высоко ценили. Вероятно, Лукас Кранах Старший приезжал в провинциальный Гертогенбоса, чтобы познакомиться с ним. Князьями заказчиками работ Босха были герцог Кастилии Филипп И Красивый и обладательница тогдашних Нидерландов Маргарита Австрийская. Для нее Босх создал известный диптих "Искушение Святого Антония".

В хрониках "Братства Богородицы" (или "Братства Свободного Духа"), к которому принадлежал Иероним Босх, после смерти его называли "великим художником" ( "Лат. insignis pictor ?), В другом документе по-нидерландский" seer vermaerd schilder ".

Самым большим поклонником творчества Босха был король Испании Филипп II Габсбург, который приобрел много его картин. Две из них он разместил в собственной спальне. Хотя средневековые символы, значение которых теперь утрачено, должны быть явные для современников художника, его работы оценивали как противоречивые и двусмысленные. При жизни католического короля творчество Босха не критиковали, однако после смерти Филиппа II, в годы усиления террора католической церкви ( Контрреформация), разгорелись споры, не был Иероним Босх еретик или атеист. Ученый монах Хосу где Сигуенца в 1605 году в Мадриде выступил в защиту художника с книгой "История ордена св. Иеронима". Он привел и доводы о том, что Босх изображал детально сюжеты из Библии, что было бы невозможным для еретика.

Ученый Вильгельм Френгер приводит следующее обстоятельство: в первой половине 17 века испанский гуманист, писатель Франциско Гомес де Кеведо защищался от обвинения своего литературного противника в том, что он продолжает дело безбожника Босха. Чтобы доказать свою непричетисть к атеизму, Кеведо даже разместил Босха в аду в своем произведении "Сны".

Новый этап в трактовке творчества Босха наступил в XIX веке. В 1880-е активно проводилась атрибуция картин (большинство из них Босх не подписывал, как и большинство средневековых художников).

В ХХ веке его работы расценивали с фрейдистских позиций (как изображение подсознательных человеческих желаний и страхов). Американский искусствовед Эрвин Панофского считал, что ключ к загадке живописи Босха еще не найдены.

Через четыре столетия после его смерти, художники- сюрреалисты назвали Босха ?почетным профессором страхов", своим предтечей. Учредители сюрреализма считали, что Босх изобразил картину всех страхов своего времени, воплотил в жизнь фантасмагорический мировоззрение конца средневековья.

Существует множество объяснение символам на картинах Босха.

1. Босх-алхимик.

Некоторые ученые считают, что Босх был близок с кругом алхимиков, изображал их предметы (например, правая часть триптиха "Сад земных наслаждений").

2. Босх - народный мастер, высмеивал пороки тогдашнего общества

Другие склонны видеть в Босх ироничного зрителя человеческой жизни, высмеивал пороки тогдашнего общества, критиковал церковь (изображение монахов, священнослужителей, даже Папы Римского на центральной части триптиха "Воз сена"). Б. Виппер совмещал творчество мастера с местным фольклором, с народными поговорками, песнями. Босх - характерный представитель "передового, демократического направления в нидерландском живописи начала XVI в." (1957). От народных поговорок и легенд происходит сюжет работ "Операция глупости", "Воз сена", "Лодка дураков".

3. Работы Босха передают пессимистическое отношение автора к миру

К. Егорова считала, что "для Босха характерно представление о мире, как о царстве зла, дом дьявольских сил ... Трагическое мироощущение выражено в небольших картинах с такой силой, что они смущают своей почти патологической нервозностью".

4. Босх принадлежал к секте адамитив, распространявших восточно религиозные знания и учения.

Вильгельм Френгер доказывал, что некоторое еретик, возможно современник Босха, Якоб ван Алмангин (в 1496 году крестился и присоединился к Братства Богородицы, однако впоследствии вернулся в иудаизм) подробно объяснял художнику, что надо изображать на картинах.

5. Босх - ревностный христианин

Остальные исследователей считает, что Босх был ревностным христианином, осуждал еретиков и алхимиков, изображал их орудия и сосуды как символы греховности и бесовских сил. Прежде выступал как популяризатор идей братства Богородицы в Гертогенбоси.


Примечания

  1. С точки зрения произношения эту фамилию следовало бы воспроизводить как Босс

Источники

См.. также



Искусство Это незавершенная статья по искусства.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.