Надо Знать

добавить знаний



Иероним Пражский



План:


Введение

Иероним Пражский

Иероним Пражский ( чешск. Jeronym Prask) (около 1380 - 30 мая 1416, Констанц), чешский реформатор, ученый, оратор, друг и сподвижник Яна Гуса.


1. Антикатолическая деятельность

Иероним Пражский происходил из зажиточной пражской семьи. Окончил Пражский университет. Талантливый ученик Яна Гуса, он стал университетским профессором в Праге, учился также в Оксфорде ( 1399 - 1401), откуда привез в Чехии переписанные им сочинения Джона Уиклифа и стал ревностным сторонником и распространителем его взглядов. Полагают, что именно Иероним, приехав из Англии, познакомил своего друга Яна Гуса с учением Уиклифа. Был чрезвычайно образованным ученым и выдающимся оратором, преподавал во многих университетах Европы ( Париже, Гейдельберге, Кельне -на- Рейне, Вене). Иероним Пражский относился к радикального крыла его последователей. Он призвал уже в реформационных преобразований католического мира, а к расправе над католическим духовенством. Иероним Пражский отвергал иконы, святые мощи, католические обряды и т. д. Пытался найти союзников чехам против католической церкви среди православных народов. Для этого отправился 1413 г. к литовского князя Витовта и посетил Витебск и Псков, где общался с православными священниками.

1409 года Иероним Пражский сформулировал факторы "святейшей сообщества чешской - кровь, язык и вера", которая объединяла всех людей - от короля и архиепископа в мещанства и крестьян. [1]

Мемориальная доска Иерониму в Праге

2. Констанцский собор

Когда Гус отправился в Констанц, Иероним оставался Праге. Арест, суд и нависла над его учителем угроза смертной казни побудили Иеронима покинуть Прагу и тайно явиться в Констанца в надежде вырвать Гуса из рук соборных отцов, или придать ему любую помощь.

Двухнедельное пребывание в Констанце убедило его в тщетности таких надежд. Иероним решил вернуться в Чехию но по дороге в Прагу его схватили и в цепях доставили на собор, где ему предъявили те же обвинения, что и Гусу. Иероним отказался покаяться, и его заточили в башню на кладбище св.Павла, где держали скованным по рукам и ногам в согнутом положении, на хлебе и воде.

Расправившись с Гусом, инквизиторы принялись за соответствующую обработку Иеронима. Поработали они основательно и небезуспешно. Их угрозы и запугивания, казнь его соратника и друга, ужасные условия заключения - все это, видимо, надломило волю Иеронима, и он 11 сентября 1415 заявил соборным отцам, что готов осудить учение Уиклифа и Гуса, а также свои собственные еретические ошибки, отречься от них и подчиниться воле собора. 23 сентября Иероним перед собором подтвердил свое отречение. Соборные отцы присудили его к ссылке в один из монастырей в Швабии, потребовав, чтобы Иероним написал своим единомышленникам в Чехию письмо с осуждением учение Гуса и свои собственные еретические ошибки. Иероним вновь подчинился и требуется от него письмо написал.

И тем не менее соборные отцы продолжали держать Иеронима в заключении. Это дало повод его друзьям, присутствовавшим на соборе, требовать его освобождения, а врагам, которых было большинство, настаивать на более строгом осуждении последователя Гуса. Последние добились назначения новой следственной комиссии, что было равносильно отмене уже принятого по делу Иеронима соборного решения.

Когда инквизиционный комиссар начал новый допрос обвиняемого, они были поражены: перед ними предстал прежний Иероним - беспощадный обличитель язв и пороков церковной иерархии, антипапистами, друг и последователь Уиклифа и Гуса. Момент слабости прошел, и обвиняемый вновь "впал в ересь".

23 мая 1416 Иерониму на соборе был зачитан новый обвинительный акт, на который он под улюлюканье, злобные выкрики и ругательства соборных отцов ответил, что берет назад свое отречение, вырванное у него под угрозой костра.

Выступление Иеронима было настолько впечатляющим, что даже его враги прониклись к нему уважением. Секретарь папской курии Поджио Браччиолини ( 1380 - 1459), участник собора, писал своему другу Леонардо аретинской:

" "Никогда я не видел такой красноречивой человека, настолько близко стоит к ораторам древности, как это Иероним. Враги его выставили против него целый ряд обвинений, чтобы уличить его в ереси, а он защищался так красиво, скромно и разумно, что я не могу тебе выразить ... Иероним тронул все сердца; если бы он хоть чем-нибудь попытался оправдаться, хоть раз попросил о милости, то, конечно, его выпустили бы на свободу. Но он говорил о Гуса и называл его благочестивым и святым человеком, который был осужден и казнен невинно, поскольку он боролся только с пороками церкви, с гордостью и высокомерием прелатов, с их роскошью, с их блудом, прожорливостью, пьянством, игрой и охотой. Иероним просидел в тесной и сырой башне 340 дней - и после этого он смог произнести столь блестящую и убедительную речь, полную примеров из жизни знаменитых мужей и положений из трудов отцов церкви. Имя его достойно бессмертной славы ... " "

[2]

30 мая рано утром собор после обедни заслушал обвинительную речь епископа Лоди против Иеронима. Епископ потребовал от Иеронима, чтобы тот подтвердил свое прежнее отречение. Иероним отказался. Тогда главный комиссар, константинопольский патриарх Иоанн, зачитал приговор инквизиции, согласно которому Иероним объявлялся еретиком-рецидивистом, отлучался от церкви и подвергался в анафеме.

Собор единогласно подтвердил приговор. Иероним сам надел на голову шутовской тиару, украшенную чертями. Оставалось только передать "отторгнутого" от церкви еретика в руки светской власти, чтобы она, отнесся к нему с "чувством христианского милосердия", т.е. без членовредительства и кровопролития, отправила бы его на тот свет ...

Приготовления к казни были закончены еще накануне. Инквизиторы знали, что на этот раз Иероним не испугается костра. Сразу же после оглашения приговора Иеронима увели с собора на то самое место, где был сожжен 10 месяцев назад Гус и где предстояло теперь принять мученический венец его ученику и последователю.

Сожжение Иеронима Пражского

Было 10 часов утра 30 мая 1416, когда кат раздел Иеронима Пражского донага, обернул вокруг его бедер кусок белой материи и привязал осужденного к столбу, обложенной сухим хворостом и соломой. Согласно легенде, когда сердобольный палач предложил своей жертве зажечь огонь за его спиной, то Иероним отказался от такой "услуги": "Пойди сюда, зажги перед лицом моим, если бы я боялся твоего огня, то никогда бы не явился сюда! " [3]

Иероним держался мужественно и стойко до последнего вздоха. Инквизиторы сожгли все его личные вещи и тюремную постель, а пепел бросили в воды Рейна.

Казни Яна Гуса и Иеронима Пражского глубоко взволновали чехов. Даже феодалы послали протест Констанцский собор против "сжигания справедливого священника". Пражские мещане громили дома противников Гуса. Гуситы захватили ряд церквей и школ, принадлежавших немецкому католичеству. Эти события положили начало чешскому восстанию, которое переросло в длительную вооруженную борьбу, которая получила название Гуситские войны.


См.. также

Примечания

  1. Балабушевич Т. А. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЕНТРАЛЬНО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ Χ-XV вв. - www.library.ukma.kiev.ua/e-lib/NZ/NZV19_2001_history/02_balabyshevych_ta.pdf
  2. Цитируется по: Розен Э. Против попов (Очерки религиозной борьбы XVI-XVII веков)
  3. Руккола Б. М. Письмо Поджио Браччиолини к Леонардо Аретинскому.

Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам