Надо Знать

добавить знаний



Иерусалимское королевство


Crusades derzhavy.png

План:


Введение

Иерусалимское королевство - христианский королевство, возникшее в Леванте в 1099 году после завершения Первого Крестового похода. Оно было уничтожено в 1291 году с падением Акры.


1. Основание и ранняя история

Королевство было создано после захвата крестоносцами Иерусалим в 1099 году. Готфрид Бульонский, один из лидеров Первого Крестового похода, был избран первым королем. Он отказался принять этот титул, не желая носить королевский венец там, где Спаситель носил терновый, зато он принял титул Advocatus Sancti Sepulchri ("Защитник Гроба Господнего"). Готфрид умер в следующем году, его брат и преемник Балдуин I не был таким благочестивым и сразу принял титул "Король Иерусалимский".

Взятие Иерусалима в 1099 году

Балдуин удачно расширил королевство, захватив портовые города: Акру, Сидон и Бейрут, а также утвердить свой сюзеренитет над государствами крестоносцев на севере - графством Эдесса (им же основанным), княжеством Антиохия и графством Триполи. При нем увеличилось количество жителей - латинян, пришедших из Арьергардним Крестовым походом, а также появился латинский патриарх. Итальянские города-государства ( Венеция, Пиза и Генуя) начали играть важную роль в королевстве. Их флот участвовал в захвате портов, где они получали свои кварталы для торговли.

Балдуин умер в 1118 году и не оставил наследников, его преемником стал его брат Балдуин де Бурк, граф Эдесский. Балдуин II также был способным правителем, и, хотя он несколько раз в течение правления попадал в плен сельджуков, границы государства расширялись, а в 1124 был взят Тир.


2. Жизнь в королевстве

Латинское населения королевства было всегда малым, несмотря на устойчивый поток поселенцев и новых крестоносцев. Большинство участников Первого Похода просто вернулись домой. Под властью королевства находилось гораздо больше мусульман, греков и сирийцев. Новое поколение, родившееся и выросшее в Леванте, считало Святую Землю своей родиной, объединив много культурных черт различных народов. Многие франков учились говорить на греческом и арабском языках, часто вступали в браки с христианами местного происхождения (греками, сириец или армянами) и с конвертируемыми в христианство мусульманами.

Как писал Фульхерий Шартрский : "Мы, жители Запада, стали жителями Востока, тот, кто был римлянином или франком, превратился здесь в галилеянина или жителя Палестины, тот, кто проживал в Реймсе или Шартре, видит себя горожанином Тира или Антиохии".

Важным источником информации об этом периоде является хроники Фулшера, участника Первого Похода, который продолжал их до 1127 года. Другие хроники включают записи паломников, которые собраны вместе "Обществом текстов палестинских паломников" (Лондон, 1884 -), "Recueil de voyages et m?moires", изданном французским географическим обществом (Париж, 1824-66), "Recueil de voyages et de documents pour servir ? la g?ographie "(Париж, 1890 -). Другими источниками информации являются труды Вильгельма Тирский и мусульманского писателя Усама ибн Мункыз.


2.1. Политическая структура

Устройство во многом основывался на феодальных порядках тогдашней Западной Европы, но со многими важными отличиями. Королевство располагалось на небольшой территории, земель, пригодных для сельского хозяйства, было немного. С давних времен в этом регионе вся экономика сосредотачивалась в городах, в отличие от средневековой Европы. Феодалы, владевших землями, предпочли жить в Иерусалиме и других городах. Как и в Европе, бароны имели вассалов, при этом являясь вассалами короля. Сельское хозяйство основывалось на мусульманском варианте феодальной системы - икта (система наделов), этот порядок не был изменен.

Поскольку знатные сеньоры больше жили в Иерусалиме, нежели в провинции, они имели гораздо большее влияние на короля, чем это было в Европе. Знатные бароны составляли Высший совет, одну из ранних форм парламента в Западной Европе. Совет состоял из епископов и влиятельных баронов, отвечал за выборы короля, предоставление денег королю, мобилизацию армии.

Нехватка войск в значительной степени компенсовувалася созданием духовно-рыцарских орденов. Ордена тамплиеров и госпитальеров были созданы в первые годы королевства и часто заменяли баронов в провинции. Их лидеры находились в Иерусалиме, жили в огромных замках и часто покупали земли, бароны не могли защитить. Ордена находились непосредственно под папским управлением, а не королевским, они были в значительной степени самостоятельны и не были обязаны нести воинскую повинность, однако, на деле, участвовали во всех главных сражениях.


2.2. Демография

Карта Иерусалима времен крестоносцев.

В тринадцатом сторлитти Джон Ибелин составил перечень феодальных поместий и количество рыцарей, принадлежавшие каждому из них. К сожалению, этот перечень вероятно отражает королевство 13го века, а не 12го, и не оказывает никакого указания на размер неблагородного, нелатинского населения. Сначала королевство было фактически лишено лояльного подвластного населения и имело лишь немногих рыцарей-служащих, которые бы следили за исполнением законов и приказов королевства. Однако, поскольку в королевство активно прибывали представители европейских торговых предприятий и рыцари военных орденов, дела королевства быстро улучшились. Дальнейшая иммиграция продолжалась в течение какого-то времени и увеличила франкское населения королевства до примерно 25-35% в 1180-х. Много мусульман, бежавших сразу после завоевания, также вернулись в королевство, с востока прибывали и другие иммигранты.

Хотя мусульмане, евреи и православные фактически не имели никаких прав в сельской местности, где они теоретически собственностью лорда-крестоносца, который владел землей, толерантность к другой веры была в целом выше, чем в любом другом месте на Ближнем Востоке. Греки, сирийцы и евреи продолжали жить, как они жили до того, под властью собственных законов и судов, просто их бывшие мусульманские повелители были заменены крестоносцами, а мусульмане присоединились к низких рангов общества. Раис, лидер мусульманского или сирийского общества, был своего рода вассалом для дворянина, который владел землей, но поскольку лорд-крестоносец часто отсутствовал, раисы и их общества имели определенную автономию. В городах мусульмане православную были свободны, хотя мусульманам не разрешалось жить непосредственно в Иерусалиме. Однако, они были гражданами "второго сорта" и не играли никакой роли в политике или законотворческой деятельности, их также принимали к военной службе. Так же не несли никаких повинностей и итальянцы, жившие в портовых городах.

В Королевстве также всегда было определенное количество мусульманских рабов. Христиане, как католики, так и православные, не могли быть рабами по закону, но эта доля была обычной для мусульманских военнопленных, поскольку то же самое делалось с христианскими пленниками, захваченными мусульманами. Побег был, вероятно, не тяжелой, и рабы-беглецы всегда были проблемой, но единственным законным средством освобождения было обращение в христианство.

Было много попыток привлечь поселенцев из Европы, которые экономически освободили Королевство от зависимости от арабского, сирийского и греческого населения, но значительная иммиграция и колонизация были за пределами возможностей средневековой Европы. Поэтому, хотя Франкское сельское население и росло, оно оставалось относительно малым, и армии крестоносцев тоже были маленькими, набранными из франкского населения городов. Это означало, что меньшинство уроженцев мероприятия должны были управлять большим и нелояльным населением арабов, греков и сирийцев.

После потери Иерусалима в 1187 году, фактически все население Франко и итальянцев ушло обратно в Европу. Повторный захват средиземноморского побережья в течение Третьего Похода позволило восстановить франкское население береговых городов. Города, оставшиеся имели более однородное западное католическое население, и остатки населения Королевства были преимущественно франкским и итальянским.


2.3. Экономика

Замок Крак (Хосни) в Сирии (современный вид)

Преобладание в области городов и присутствие итальянских торговцев привели к развитию экономики, которая была более коммерческой, чем сельскохозяйственной. Палестина всегда была пересечением торговых путей, теперь торговля распространилась и на Европу. Европейские товары, например, текстиль из Северной Европы появились на Ближнем Востоке и в Азии, тогда как азиатские товары транспортировались обратно в Европу. Итальянские города-государства получали огромные прибыли, что повлияло на их расцвет в последующие века.

Иерусалим также собирал деньги в виде дани, сначала от береговых городов, которые еще не были захвачены, а позже других соседних государств, таких как Дамаск и Египет, которые крестоносцы не могли завоевать. После того, как Болдуин I расширил свою власть над Трансиордании, Иерусалим также получал доход от налогообложения мусульманских караванов, проходивших из Сирии в Египет или Аравии. Денежная экономика Иерусалима означала, что частично проблема человеческого ресурса могла быть виришена через привлечение наемников, практика нетипична тогдашней Европе. Наемники могли быть как крестоносцами, так и мусульманскими солдатами, в том числе знаменитые туркополы.


2.4. Образование

Иерусалим был центром образования в королевстве. При церкви Гроба Господня существовала большая школа, относительное богатство класса торговцев означало, что их дети воспитывались там вместе с детьми знати - возможно, что Вильгельм Тирский был одноклассником будущего короля Болдуина III. В школе церкви Гроба Господня преподавали основные навыки чтения и письма на латыни, но высшее образование приходилось получать в одном из университетов Европы: создание университета было невозможным в культуре Иерусалима крестоносцев, где война была гораздо более важной, чем философия или теология. Однако, дворянство и большинство франкского населения имели высокий уровень грамотности: было много адвокатов и клерков, а изучение закона, истории и других академических наук были излюбленным времяпрепровождением королевского семейства и дворянства. Иерусалим также был обширную библиотеку не только древних и средневековых латинских работ, но и арабской литературы, многие из которой было очевидно восторженно от Усамы ибн Мункыз и его окружения в течение набега 1150-х. Церковь Гроба Господня также содержала королевские рукописные мастерские, где производились официальные документы королевства. За исключением латинского языка, стандартной грамотного языка средневековой Европы, простой народ Иерусалима крестоносцев также беседовал народными формами французского и итальянского языков, греческий, армянский и арабский также были несколько распространены среди франкских поселенцев.


2.5. Искусство и архитектура

В самом Иерусалиме величайшим архитектурным проектом было расширение Храма Гроба Господня в западном готическом стиле. Это расширение объединило все отдельные гробницы в одного здания и был завершен в 1149 году. За пределами Иерусалима, главным элементом строительства были замки и крепости: Крак и Монреаль в Трансиордании и Ибелин у Яффы - лишь несколько из большого числа этих замков.

Искусство государства крестоносцев было смесью западной, византийского и исламского стилей. В главных городах существовали бане, водопровод и другие передовые гигиенические сооружения, которых так не хватало во всем мире. Передовым примером искусства крестоносцев может считаться Псалтырь Мелисенды, что сейчас находится в Британской библиотеке, иллюминированную рукопись создан между 1135 и 1143 годами, и лепни назаретским капители. Живопись и мозаики были популярными формами искусства в королевстве, но многие из них уничтожили мамлюки в 13-м веке, только прочные крепости выдержали это нашествие.


3. Середина 12 века

3.1. Правление Мелисенды и Второй крестовый поход

После Балдуина II трон унаследовала его дочь Мелисенда, которая правила вместе со своим мужем Фулько Анжуйским. Во время их царствования был достигнут крупнейший культурный и экономическое развитие, символ которого - псалтырь Мелисенды, заказанный королевой между 1135 и 1143 годы. Фульк, знаменитый полководец, столкнулся с новым опасным врагом - атабек Мосула Зенги. Хотя Фульк удачно противостоял Зенги в течение своего правления, Гийом Тирский критиковал его за плохую организацию охраны границ. Фульк умер на охоте в 1143 году. Зенги воспользовался этим и захватил графство Эдесса в 1146. Королева Мелисенда, ставшая регентом при своем сыне Болдуине III, назначила нового коннетабля Манассе ДьИержа, который возглавил армию после смерти Фулька. В 1147 году к королевству прибыли участники Второго крестового похода.

Встретившись в Триполи, лидеры крестоносцев - король Франции Людовик VII и король Германии Конрад III - решили атаковать дружественное королевство Дамаскський эмират, как наиболее уязвимого противника, несмотря на договор между Дамаском и Иерусалимским королевством. Это было полной противоречием советам Мелисенды и Манассе, которые считали главным противником Алеппо, победа над которым давала возможность вернуть Эдессу. Крестовый поход закончился в 1148 году полным провалом после значительного поражения под Дамаском.


3.2. Альянс с Византией

Византийский император Мануил I Комнин, близкий союзник Иерусалимского королевства.

Мелисанда управляла страной как регент, пока ее собственный сын Балдуин III не свалил ее правительство в 1153 году, но уже в следующем году он назначил его регентом и главным советником. Балдуин III отобрал Аскалон в Фатимидов, последний египетский аванпост на палестинском побережье. В то же время общее положение государств крестоносцев ухудшилось, поскольку Нур ад-Дин захватил Дамаск и объединил мусульманскую Сирию под своей властью.

Правительство Балдуина начал сталкиваться со значительными трудностями. Он стражджав от хронической нехватки людей и ресурсов для защиты королевства, а помощь с Запада почти исчезла. В поисках альтернативных союзников, Балдуин обратился за помощью к византийскому императору. Для укрепления защиты королевства против растущих мусульманских сил, он заключил первый прямой альянс с Византийской империей в истории королевства, женившись с Теодором Комнин, племянницей императора Мануила I Комнина. Мануил, в свою очередь, также женился на кузине Балдуина Марией. Как писал историк Вильгельм Тирский, Балдуин надеялся что Мануил сможет "за счет собственного благосостояния облегчить участь королевства и изменить его бедность на изобилие". Хотя Болдуин умер бездетным в 1162 году, через год после своей матери Мелисенды, королевство перешло к его брату Амальрика, который возобновил альянс с Византией. Значение альянса было продемонстрировано в 1164 году, когда крестоносцы потерпели очень серьезное в Харимський битве под стенами Антиоха. Принц Антиохський, Богемунд III попал в плен к Нур ад-Дина с другими влиятельными баронами. Поскольку Амальрик на тот момент был в походе далеко на юге, Антиох мог попасть в руки Нур-ад-Дина. Император Мануил немедленно отправил значительную византийскую армию к Антиоху, которая заставила Нур-ад-Дина отступить. Мануил также заплатил выкуп, чтобы освободить принца Антиохського. Так новый альянс впервые уберег королевство от беды.


4. Короли Иерусалима

4.1. Династия Бульонскую

4.2. Династия Анжуйская


4.3. Династия Монферратский

4.4. Династия Гогенштауфенов

4.5. Династия Лузиньян

Источники

  • Fulcher of Chartres, A History of the Expedition to Jerusalem, 1095-1127, trans. Frances Rita Ryan. University of Tennessee Press, 1969.
  • William of Tyre, A History of Deeds Done Beyond the Sea, trans. EA Babcock and AC Krey. Columbia University Press, 1943.
  • Philip K. Hitti, trans., An Arab-Syrian Gentleman and Warrior in the Period of the Crusades; Memoirs of Usamah ibn-Munqidh (Kitab al i'tibar). New York, 1929
п ? о ? р Государства крестоносцев
В Леванте
Crus-Jerusalem.png Иерусалимское королевство ? Crus-Antioch.png Княжество Антиохии ? Crus-Edessa.png Графство Эдесское ? Crus-Tripoli.png Графство Триполи ? Crus-Kilikia.png Княжество Киликия
Crus-Logo.png
В Латинской Романии
Орденские государства


История Это незавершенная статья истории.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам