Израильское царство

Израильское царство ( ивр. ממלכת ישראל ) - Древнее еврейский царство. Согласно Библии, основано в XI веке до н.е. пророком Самуилом и первым израильским царем Саулом (Саул - в произношении иврите).


1. Происхождение названия

Источником названия Израиль (Исраэль ивр. ישראל ) Является Бытие, где патриарх Яков после борьбы с Богом получает имя Израиль (Исраэль ивр. ישראל ): "И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь" ( Бут 32:27,28) Толкователи расходятся в определении значения этого слова. По одной версии, это имя происходит от глагола сарар ивр. שרר (Управлять, быть сильным, иметь власть, данную сверху), таким образом образуя слово, означающее "Кто имеет власть над силами". Другие возможные значения - "Принц Божий" или "Борьба / битва Бога". [1] Впоследствии, еврейский народ, происходивший от Иакова, стал называться "Сыновья Израиля", "Народ Израиля" или "израильтяне". Первая в истории упоминание слова "Израиль" было выявлено на потолке фараона Мернептаха на территории Древнего Египта (конец XIII века до н. э) и относится к народу, а не к стране. [2] В книге Исход словом "Израиль" также сказывается народ (не страна и не государство) - израильтяне. Только после занятия израильтянами Ханаана (современной Палестины) словом "Израиль" обозначается также и страна - территория занимаемая израильтянами. Следует различать два израильских царства:

  • Израильское царство как единственную израильское государство, возглавляемую сначала родом Саула и, затем, родом Давыдовым (а именно Давидом и после него, Соломоном),
  • Одноименная государство, образованное десятью коленами Израилевыми, непризнанного властями Ровоама - сына Соломона.

2. История

2.1. Единое царство

История Израильского царства начинается возведением первосвященником и пророком Самуилом Саула в царское достоинство - помазанием на царство Саула как первого царя Израильского. Как свидетельствуют книги Царств, Саул недолго был верным слугой Божьим. Частности через Самуила Бог приказал Саулу наказать Амаликитян и, в том числе, казнить царя амалекитян и уничтожить всю их скот. Но Саул полностью выполнил Боже приказ. Царь амалекитян был взят в плен но не убит, а скот амалекитян объявлен военным трофеем. Другой раз Саул самовольно сделал всесожжение, не дождавшись первосвященника - в данном случае пророка Самуила, задержался по дороге в военного лагеря Саула. (По закону Моисееву осуществлять всесожжения имеет право только первосвященник!) В результате Самуилу было велено Богом помазать на царство юного Давида, который в то время пас родительские стада.

После убийства Давидом Голиафа в битве, которая определила победу израильского войска над филистимлянами, а также после ряда других удачных военных акций против их популярность Давида резко взмывает вверх. (Известная фраза: "Саул убил тысячи. Давид убил десятки тысяч".) Саул в панике, испугавшись Давид отнимет у него царский престол. (Напомним Давид имел полное право по закону сместить Саула с царского престола но не воспользовался этим правом.) В результате Израильское царство фактически пережил и первую (но не последнюю) гражданскую войну. Правления Саула завершилась его самоубийством, его войско было разгромлено войсками филистимлян и его сын погиб в битве, сам же Саул покончил с собой, опасаясь быть взятым в плен.

Период царствования Давида и Соломона - золотой век Израильского царства. В 1010 до н. е. Давид переносит столицу в Иерусалим. Он] значительно расширяет город. Но и его правление было небезоблачным. В частности случилась новая гражданская война. На этот раз Давиду противостоял его сын Авессалом, незаконно претендовал на царский престол. В результате цеи войны Авессалом погибает, несмотря на нежелание Давида его убивать, - Авессалом убит слугами Давида, тогда как Давид не санкционировал убийство Абесалома. Тем не менее управляемое Давидом израильское царство достаточно удачно ведет войны против внешних врагов. Также ведется большое строительство, в том числе и в Иерусалиме. Давид также вознамерился построить храм вместо скинии. (Как известно, намерение Давида реализован Соломоном.)

Соломон (1010 до н. э - 970 до н.е.) - сын и преемник Давида на израильском царском престоле вошел в историю как самый мудрый из царей и как строитель Иерусалимского храма. Соломон смог развить внешние и внутриполитические достижения Давида. Собственно во времена правления Соломона Израильское царство находилось в зените своего могущества.


2.2. Разделение

Смерть Соломона (930 г. до н. э) практически поставила точку в истории Израильского царства как единого государства. На царский престол восходит его сын - Ровоам. Но он проводит чрезмерно жесткую репрессивную внутреннюю политику. Именно Ровоаму принадлежит высказывание: "Отец мой наказывал вас бичами. Я буду наказывать скорпионами". Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединилась под властью Иеровоама I, образовав в северной части до этого единого Израильского царства Северо-Израильское царство. Колени Иуды и Вениамина остались верны рода Давида и образовали государство с центром в Иерусалиме, известную впоследствии как Иудейское царство.


Примечания

  1. Wenham 1994, pp. 296-97
  2. Barton & Bowden 2004, p. 126. "The Merneptah Stele ... is arguably the oldest evidence outside the Bible for the existence of Israel as early as the 13th century"