Иларион Киевский

Святитель Иларион

Святитель Иларион И ( 990 - ? 1088) - митрополит Киевский и всея Руси, первый митрополит славянского происхождения, оратор и писатель, церковно-политический деятель древней Украина. Причислен к лику Святых.

День памяти: 28 августа по ст. ст. 3 ноября (21 октября по ст. Ст.)


1. Биография

О жизни и деятельности Илариона сообщают русские летописи под 1051 (реже - под 1050) годом.

Митрополит Киевский Иларион происходил из семьи нижегородского священника и сам был священником придвирнои церкви Св. Апостолов в княжеском селе Берестове (под Киевом). Уже в эти годы Иларион вел строгий подвижнический образ жизни. Он выкопал себе пещеру на берегу Днепра и часто оставался в ней для тайной молитвы. Впоследствии эту пещеру занял преподобный Антоний Печерский. От преподобного Антония Иларион и принял монашеский постриг.

1051 собором русских архиереев святитель Иларион был поставлен митрополитом Киевским и всея Руси. Он вошел в историю Русской Церкви как первый митрополит, поставленный на Киевскую кафедру собором русских епископов. Позже святитель Иларион был утвержден Константинопольским Патриархом.

Святитель Иларион отличался замечательной для своего времени образованием, был блестящим духовным пастырем и проповедником. Его деятельность пришлась на период утверждения и укрепления христианства на Руси. Для достижения успеха в этом важном деле Митрополит Иларион придавал большое значение развитию письменности. Будучи проповедником христианской веры, Митрополит Иларион писал труды, где прославлял христианство, показывал его превосходство над старой верой. Первосвятителем Русской Церкви он был недолго: 1054 года отошел от управления митрополией. Умер он 1067 года и прославлен в лике святых.

Эти отрывочные сведения о Илариона становятся понятными, если их сопоставить с летописными сообщениями о просветительской деятельности князя Ярослава Владимировича Мудрого. Так, еще во времена своего княжения в Новгороде Ярослав распорядился собрать детей старост и священников для обучения их читать и писать. Сам Ярослав "любя церковные уставы, попы любяще по большой, излиха же черноризьце, и книгам прилежа и почитаем и часто в нощи и в дни", "наси книжным словесы сердца вирных люди". Распространение князем книжности и письменности на Руси выразилось еще и в том, что он "собрав писцы многы", организовал переписку славянских и переводных греческих книг, благодаря чему при Софийском соборе в Киеве была устроена первая библиотека.

Формирование Илариона как будущего писателя и оратора проходило, таким образом, в атмосфере освоения Русью новой европейской культуры, а его образованность и талант, надо думать, не остались незамеченными при выборе Ярославом претендента на митрополичий престол.

Тот факт, что именно русин занимает должность митрополита, расценивается как начало борьбы за независимость Киевской митрополии от греческой. Иларион, чья деятельность протекала в полном согласии с князем Ярославом, оказался его верным помощником и единомышленником. Он был соавтором Ярослава в составлении церковного устава - Судебника ("Ярослав съгадал есмь с митрополитом с Ларион, сложил есмь греческий номоканун") Своим участием в летописании, литературной деятельностью Иларион во многом способствовал становлению украинской духовной культуры.

В 1054 г. после смерти Ярослава Иларион, очевидно, был смещен с поста киевского митрополита, потому что его имя не упоминается летописями среди присутствующих на похоронах князя. Представляется, что бывший митрополит уединился в Киево-Печерском монастыре ("ископа пещерку малую двусажену кде ныне ветхыы Манастыре печерьскыы").

Память святителя почитается Церковью 28 августа.


1.1. Сомнения относительно даты утверждения

Существует отличная от летописной дата утверждения Илариона Киевским Митрополитом. В частности, детальное изучение исторических документов того времени позволяет предположить, что Иларион был поставлен митрополитом не в 1051, а в 1044 г. Вряд ли возможно, чтобы патриарх Константинополь послал нового митрополита-грека на Русь, как это было принято всегда, во время военного конфликта между Русью и Византией в 1043 - 1046 г. Однако Русь не могла оставаться без главы церкви, и им, возможно, был избран Иларион. Восстановление мира между двумя государствами заставило Константинополь признать законность избрания Илариона на соборе 1051

Однако дата 1044 г. находится под большим вопросом, потому что у период 1035 - 1051 по источникам Митрополитами Киевскими были Феопемпт и Кирилл I. Несколько митрополитов одновременно быть не могло.


2. Творчество

С историческими и политическими событиями молодой христианской Руси связано содержание главного произведения Илариона - "Слово о законе и благодати". Так принято кратко называть произведение, имеющее более развернутую название: "О законе, Моисеем данном, и о благодати и истине, которые были Иисусом Христом, и как закон отошел, а благодать и истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и на наш народ русский. И похвала кагану 3 нашему Владимиру, которым крещены мы были ". В этом случае название отражает и содержание произведения, и его композицию, состоящую из 3 частей: 1) "о законе и благодати", 2) о значении христианства для Руси, 3) похвала князьям Владимиру и Ярославу. "Слово" построены по всем правилам ораторского искусства: общие рассуждения на тему (первая часть произведения) является доказательством для определенной, конкретно исторического события (вторая и третья части произведения).

Иларион начинает "Слово" с изложения своих представлений о всемирной истории. Он не делает больших экскурсов в ветхозаветную и новозаветную эпохи, как это было принято в христианской историографии, а рассуждает следующим образом. "Закон" (Ветхий завет) через пророка Моисея был дан людям, чтобы они "не погибли" в язычестве ("идольском мраке"). Однако "закон" был известен только древним евреям и не получил распространения среди других народов. "Благодать" же (Новый завет), пришедший на смену "закону", начальном периоду истории, - не узконационального явление, а достояние всего человечества. Главное преимущество "благодати" перед "законом" заключается в духовном образовании и равенства всех народов.

"Благодать", новая вера, дошла и до Русской земли. Иларион считает, что это закономерный акт божественного провидения ("но сделал милость нам Бог, и воссиял в нас свет разума"). Здесь для Илариона важно подчеркнуть мысль о равенстве Руси-Украины с другими народами и тем самым отметить формальную роль Византии в события крещения Руси.

Теоретическое осмысление значения Руси в мировом историческом процессе меняется летописным рассказом о деяниях князя Владимира, "учителя и наставника" Руси, и его ?верного воспреемники" - князя Ярослава. Следуя языческих традиций во взглядах на родовую наследственность княжеской власти и личных заслуг правителей в исторических событиях, Иларион считает, что Владимир по собственной воле крестил Русь. Значит, он достоин равного с апостолами Репутация: как апостолы обратили в христианскую веру разные страны ("хвалит же хвалебными словами Римская земля Петра и Павла" и др.), точно так же Владимир обратил в христианскую веру Русь. Когда Иларион сравнивает его с императором Константином Великим, утвердившего христианство в Западной и Восточной Европе, он подчеркивает всемирный характер просветительской миссии князя Владимира, "от славных родился, благородный от благородных", и является достойным наследником своих могучих предков, князей Игоря и Святослава, что "в годы своего господства мужеством и храбростью прославились во многих странах".

Не оставляет без внимания Илариона и деятельности Ярослава. Идет красочное описание Киева и похвалы Ярославу -строителю. Из зданий, построенных при нем, Иларион особо выделяет Киевский Софийский собор, который был возведен как подобие Софийского собора в Константинополе и символизирует, согласно Иларионом, равенство Руси и Византии.

Так Иларион в ?Слове? мастерски соединил философскую и богословскую мысль с оригинальным видением истории и анализом насущных задач своей эпохи.

Точная дата написания ?Слова? неизвестна, но есть предположение, что оно было произнесено 26 марта 1049 г. в честь завершения постройки оборонительных сооружений вокруг Киева.

Кроме "Слова о законе и благодати", Илариону принадлежат также "Молитва" и "Исповедание веры" - произведения, настолько близки к "Слову" своему стилю и содержанию, что одно время считались его продолжением. В целом указанные произведения составляют довольно скромную литературное наследие, но на фоне литературного процесса средневековья значение его огромно: в течение шести веков заимствования из "Слова" делались в памятниках украинского и славянской литературы. Кроме того, использовались и ораторские приемы Илариона.


3. Смотрите также

Литература

  • История Украины в лицах: IX-XVIII вв. М.: Издательство "Украина", 1993, 396 с.
Предшественник: Митрополит Киевский и всея Руси
1051 - 1055
Преемник:
Кирилл I Ефрем