Имамат

Имамат ( араб. إمامة, Imāmah) - институт верховного руководства мусульманской общиной в котором сочетаются светская и духовная власть.
Именно проблема власти привела мусульманскую общину, а позже и весь мусульманский мир к расколу на суннитов и шиитов. Отличие в трактовке природы власти оформилось со временем в две принципиально отличные доктрины верховной власти. Учение о имамат стало одним из основополагающих догматов шиитского ислама. Принципиальное отличие шиитского трактовка имамата от суннитского и хариджитського заключается в том, что шииты провозгласили имамат "божественной учреждением", не зависит от желания людей и принадлежит исключительно рода Али


1. Имамат в суннитском понимании

По значению понятия "имамат" приближается к понятию "Халифат". Халиф - имам должен обеспечивать действие законов шариата, правопорядок, а также защиту и безопасность всех граждан государства

2. Шиитское учение о имамат

Основные доказательства необходимости имамата, его божественной природы и его принадлежности рода Али и Фатимы шиитские богословы брали с Корана и хадисов, прибегая при этом к аллегорического трактовки некоторых коранических выражений. Представление шиитов о духовной власти вытекало из представлений о продолжении божественного руководства сообществом через Алида, к которым перешла "божественная субстанция". Идея божественной природы верховной власти, которую до сих пор проповедуют шииты, в разное время воспринималась в разных формах - от "проникновения божественного света" в род Али к прямому обожания Али и его потомков. Идеи обожания Алида проповедовали в основном "крайние" шииты, тогда как сами алидськи имамы отрицали эти идеи и остро осуждали их проповедников. Отрицая прямое обожествление имамов шииты (кроме зейдитов) фанатично защищали "божественную сущность" имамата. Под влиянием различных исторических обстоятельств в среде шиитов возникли многочисленные сообщества, проповедовали теории временного прекращения, "остановки" имамата, "исчезновение" или "скрытого состояния" последнего имама, "возвращение" ожидаемого имама в качестве Махди и т. п. Каждая из шиитских ветвей ( зейдитов, исмаилиты, имамиты), а также "крайние" шииты, отстаивали право на имамат своего претендента, вносили в учение о имамат свои представления. Это все привело к догматическим разногласий внутри шиитского ислама.
Начиная с XI в. шиитский ислам развивался под влиянием идей античной философии, особенно неоплатонизма. Признав первичной силой Мировой Разум, а его эманацией - Мировую Душу, шииты перенесли эти космические принципы на земную жизнь, создав на земле символическую копию космоса. В этой системе пророк Мухаммед стал рассматриваться как "совершенный человек", носитель организующей и управляющей силы, человеческая ипостась Мирового Разума, а имам - как человеческая ипостась Мировой Души, духовный вождь человечества. С победой шиитской династии Сефевидов в Иране (в начале XVI в.) доктрина имамата получила дальнейшее развитие. Непрерывный ряд имамов был признан носителем предвечного божественного света руководства, очень важной космической силой, является самостоятельным источником творения. Согласно этой доктрине, имамы как лица существуют совершенно независимо от вечного божественного света имамата


Источники