Надо Знать

добавить знаний



Имамиты


Islam

План:


Введение

Имамиты, имамия, (шииты-двонадесятникы), ( араб. اثنا عشرية) - одна из основных ветвей шиитского ислама, "умеренные" шииты, признающие двенадцать имамов из рода Али ибн Абу Талиба. Имамия сегодня является государственной религией в Иране. Распространена также в Азербайджане, Ирака, Ливане, Бахрейне и других странах.


1. История

Идейными предшественниками имамата были те шииты, которые проповедовали, что согласно "божественными установками" имамат принадлежит исключительно Алида и передается путем "прямого назначения" устами пророка Мухаммеда или предварительного имама. Сторонников этой доктрины в разные времена называли по-разному: сначала - шиитами или турабитамы (Тураба - прозвище Али), позже - джафаритамы и рафидитамы. Название "имамиты" появилась в начале IX в.: Первыми имамитамы названы шиитские богословы Али ибн Исмаил ат-Таммар и Мухаммед ибн Халил ас-Саккак. После смерти 11-го имама аль-Хасана аль-Аскари (умер в Самарре в 873-74 лет) сторонники передачи имамата по прямой линии признали своим 12-м имамом его малолетнего сына Мухаммеда, который впоследствии "пропал" или "приховався". Он был провозглашен "Скрытым" имамом и ожидаемым Махди, который должен вернуться и наполнить мир справедливостью. К концу IX в. "Умеренные" сторонники шиитских имамов организационно объединились вокруг учения о двенадцати имамов. После этого объединения их стали называть Имамитамы. В истории штитив-имамитив можно выделить три больших периода.


1.1. Ранний период

Ранний период в истории имамии продолжался до "великого сокрытия?, который начался со смертью в 940 году четвертого, последнего, "посланца" - "скрытого" имама и продолжается. В этот период имамы, а во времена "малого сокрытия" их "посланцы", или "врата" (баб), осуществляли непосредственное руководство своими сторонниками. Их многочисленные советы и высказывания, тщательно собирались и хранились, стали основой для разработки имамитськои догматики. К концу этого периода в основных чертах была сформирована имамитська религиозно-политическая доктрина. О жизнеспособности этой доктрины свидетельствовали политические успехи имамат - победа имамитськои династии Буидов в Иране (932 год) и Ирака (945 год).


1.2. Этап разработки и кодификации имамитськои догматики

Следующий период - когда были составлены самые сборники шиитских преданий (переводов), написаны фундаментальные труды по богословию, экзегетики, теории имамата. Имамитське богословия развивалось в условиях взаимовлияния с теософией и суфизмом. Значительный вклад в разработку религиозно-философской системы имамизму внесли такие признанные всем шиитским миром авторитеты, как Ибн Бабуйа (? 911 г.), аль-Муфид (? 1067 г.), ат-Табарси (? 1153), Насир ад- Дин ат-Туси (? 1273-74 г.), аль-Аллам аль-Хилле (? 1326), Гайдар Амулий (? 1385 г.).


1.3. Период свободного развития

Третий период начинается с XVI в., Когда в Иране имамитський шиизм стал государственной религией. Это способствовало активизации деятельности имамитських ученых, особенно в области религии, философии, права. Существенный вклад в развитие имамитськои философии внесли Мир Дамад (? 1631-32 г.) и Мулла Садра (? 1640 г.). В XIX в. в среде имамитського ислама возник мощный бабидсько - бахаиський движение, основатели которого, используя мессианские идеи, пытались коренным образом реформировать ислам.


1.4. Особенности религиозного учения

Имамитське учение основывается на пяти "основах веры": 1. Учение о единобожия ( таухид) 2. Вера в божественную справедливость 3. Признание пророческой миссии Мухаммеда и предыдущих пророков 4. Вера в воскресение мертвых, Судный день и загробную жизнь 5. Учение о имамат. Первая, третья и четвертая догмы общие для имамата и суннитов. В понимании божественной справедливости между ними сложились некоторые отличия. И только учение о имамат, что стало главной догмой имамитського ислама, идет вразрез с суннитской доктриной о верховной власти. Основой имамитськои религиозно-политической доктрины является представление о божественной природе верховной власти. Имамат рассматривается как "божественная установка". Имамитськи богословы исходили из того, что Бог откровения имеет два аспекта - внешний (Захир) и скрытый (Батин). Со смертью пророка Мухаммеда закончился "пророческий цикл", в котором он был одновременно носителем божественного откровения и толкователем его "скрытого" содержания, и начался "период имамата", как продолжение эзотерических функций пророчества - раскрытие "скрытого" содержания религии. Это привело к формированию представления об абсолютной безошибочности и сверхъестественные знания носителей имамата - имимив с рода Али. Следствием этого стало признание их абсолютного авторитета по делам светского и духовной жизни. Неотъемлемым элементом этой доктрины стало учение о "скрытого" имама, Махди, с пришествием которого имамиты связывают раскрытия истинного смысла Корана и единобожия, установление идеального строя, заложенного божественной справедливостью. Наконец имамитськи богословы создали свою религиозно-философскую доктрину, в которой имамат фигурирует как важнейшая космическая сила, эманация вечного божественного света, а имам - исполнитель божественных установок, верховный духовный руководитель, как "полюс", или "ось", вокруг которой вращаются сферы бытия.


1.5. Религиозная практика

Религиозная практика имамитив мало чем отличается от практики суннитов. Вместе с тем для имамитив характерен культ "Мучеников", к которым они относят всех своих имамов, в первую очередь Хусейна ибн Али (см. Ашура). Поэтому паломничества к могилам имамов и святых (в Наджафе, Кербеле и др.). имеют большое значение в их религиозной практике.

1.6. Духовная и светская власть

Аятолла Рухолла Мусави Хомейни, лидер исламской революции в Иране

Несмотря на все, в шиитской среде с течением времени происходил процесс разделения верховной власти на духовную и светскую. Вследствие того, что шиитский ислам признает божественную природу власти, "люди религии", в частности в Иране, взяли на себя роль посредников между "ожидаемым" имамом, полномочным представителем Аллаха на земле, и его общиной. Это обстоятельство сыграло существенную роль в консолидации оппозиционных сил вокруг "людей религии", противопоставили светском правлению шаха "законное", исламское правление. Обновителем шиитской доктрины верховной власти аятолла Хомейни и его единомышленники проповедуют то, что "исламское правление" - это выполнение "божественного повеления", оно не похоже ни к царского, ни к шахиншахського, ни к императорского. Они считают, что единственным правителем и законодателем этого "законного правления" является сам Аллах. Признавая божественную природу власти, которую должно осуществлять "исламское правление", современные идеологи шиизма провозглашают идеальной моделью правления практику Мухаммеда, первых халифов и шиитских имамов, не разделяя ислам на религию и политику. Они рассматривают "исламское правление" как своеобразный "брачный союз" между религией и политикой. "Исламское правление" является обновленной доктрине имамата, попыткой реализовать идеальную модель теократического правления, попыткой возродить единство духовной и светской составляющей ислама.


1.7. Организация

Развитая иерархическая организация имамитив в Иране. Здесь существует две категории духовенства: те, которые находятся, и те, которые не находятся на государственной службе. Традиционные религиозные авторитеты, которые имеют полуофициальный статус, улемы (институт улемов), - знатоки Корана, толкователи шиитских законов, которые получили богословское образование. Верхушку улемов составляют муджтахиды, среди которых существует своеобразная иерархия. Авторитетные получают звание аятолла (божественное знамение) и имеют право выражать свое мнение по спорным вопросам, делать юридические выводы. Лишь немногие из числа признанных аятолла получают звание аятолла аль-узма (большой аятолла) и мердже ат-тоглид (тот, кто имеет право выдавать фетву). Другая категория религиозных авторитетов - улемы (муджтехиды), которые являются религиозными руководителями и официальными представителями, которые получают зарплату от государства. Прежде всего это судьи ( кади), частично муллы и т.д.. Главный офицйний представитель ислама - шейх уль-ислам, выше судейский авторитет. Среди муджтехидив выделяются имамы (настоятели) крупных мечетей и муллы - проповедники кафедральных мечетей. К низшего духовенства принадлежат карри - те, которые читают Коран; пиш-намазы - те, которые выполняют различные религиозные обряды во время богослужения; Роуз-ханы - те, которые читают религиозные рассказы, связанные с гибелью Али и Хусейна. Среднее духовенство составляют ваезы - проповедники в мечетях, чьи проповеди часто появляются на страницах газет; имамы - настоятели мечетей. Высшее духовенство - это имам-Джума - настоятели кафедральных мечетей (обычно назначаются и утверждаются государственной властью) муаррисы - преподаватели высших религиозных учебных заведений, ученые-богословы; муджтехиды - богословы высшего ранга, которых в стране всего около сотни [1].


1.8. Имамия в современном мире

Сегодня имамиты - самая многочисленная течение шиитского ислама. Имамитське учение является государственной религией Ирана, где имамиты составляют большинство населения. Имамиты составляют большинство населения и в Азербайджане. В Ирака имамиты составляют почти половину населения страны. Большие имамитськи общины существуют в Ливане, Кувейте, Бахрейне, Саудовской Аравии, Иордании, Афганистане, Пакистане и других странах.


1.9. Перечень 12-ти имамов

Мавзолей имама Хусейна в Кербеле, Ирак

1. Али ибн Абу Талиб (604-661 гг) араб. علي بن أبي طالب
2. Хасан ибн Али (624-680) араб. لحسن بن علي
3. Хусейн ибн Али (626-680) араб. الحسین بن علي
4. Али ибн Хусейн (658-9-712) араб. علي بن الحسین
5. Мухаммед ибн Али аль-Багир (677-732) араб. محمد بن علي
6. Джафар ибн Мухаммед (702-765) араб. جعفر بن محمد
7. Муса ибн Джафар (744-799) араб. موسی بن جعفر
8. Али ибн Муса (765-818) араб. علي بن موسی
9. Мухаммед ибн Али (811-835) араб. محمد بن علي
10. Али ибн Мухаммед (827-868) араб. علي بن محمد
11. Хасан ибн Али ( Хасан аль-Аскари) (846-874) араб. الحسن بن علي
12. Мухаммед ибн Хасан (Мухаммед аль-Махди) (868 -) араб. محمد بن الحسن


Примечания

  1. С. В. Павлов, К. В. Мезенцев, А. Любицева. География религий. - К., 1999, С. 151-152

Источники

  • Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. С. 98-100 (Рус.)
  • С. В. Павлов, К. В. Мезенцев, А. Любицева. География религий. - К., 1999

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам