Надо Знать

добавить знаний



Иммануил Кант


Immanuel Kant (painted portrait). Jpg

План:


Введение

Иммануил Кант ( нем. Immanuel Kant ; 1724, Кенигсберг - 1804, Кенигсберг), немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. В своих многочисленных работах утверждал, в частности, условие познания - общезначимых априорные формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами "практического разума", необходимым условием нравственности. Центральный принцип этики Канта - категорический императив.


1. Биография

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в восточной части Прусского королевства, в Кенигсберге. В своих воспоминаниях о родителях Кант писал:

"Мои родители, выходцы из сословия ремесленников, были людьми образцовой честности, нравственной благопристойности и порядочности, не оставив наследства (но также и долгов), дали мне воспитание, которое, если смотреть на него с моральной стороны, не могло быть лучше и за которое я, при каждом воспоминании о родных, чувствую безмерную благодарность ".

В 1740 году Иммануил стал студентом теологического факультета Кенигсбергского университета, куда он поступил по настоянию родителей. Но больше всего его интересовали естествознание, философия, математика.

С 1746 по 1755, после окончания университета, служил домашним учителем. И только в 1755 Кант начал преподавать в родном университете, хотя это было не очень легко. Согласно правилам, ему пришлось защитить три диссертации в течение двух лет. Первая диссертация давала право на преподавательскую деятельность, вторая - на получение звания приват-доцента. А третья - право на занятие должности экстраординарного профессора, которую он получил только в 1770 году.

С 1786 года Кант занимает должность ректора университета, а в 1788 году переизбирается на второй срок.

Личная жизнь Канта сложилось крайне скучно и монотонно. Он никогда не был женат, никогда не выезжал за пределы родного города, общался только с друзьями и учениками, никогда не изменял своим еще со студенческих лет заведенным привычкам, подчиняя всю свою деятельность строгому неизменном распорядка. Любимая поговорка Канта: "жить стоит главным образом для того, чтобы работать". И когда по состоянию здоровья в 1797 он был вынужден отказаться от чтения лекций, а через несколько лет и заниматься научной деятельностью, он начал казаться бременем. Как утверждают биографы Канта, 12 февраля 1804 с чувством облегчения и чуть ли не с удовольствием великий философ ушел из этого мира.

Оставлена ​​Кантом наследие более двухсот лет считается началом тех процессов, которые впоследствии изменили весь мир. Его критическая философия стала основой естественнонаучного материализма. Хотя в зрелом возрасте он пришел к выводу, что для объяснения процессов жизни только этого, как он называл - механистического представления, недостаточно, но его теория уже стала жить независимой жизнью.


2. Основные философские идеи Иммануила Канта

Философию Канта делят на два периода - докритический (до начала 70-х годов XVIII в.) и критический, когда Кант начал исследовать ограничения ума. Результаты своих исследований он изложил в своих известных трудах: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения" и многих других.

2.1. Докритический период

Различают два периода в творческой философской деятельности Канта - "докритический" (до 1770 г.) и "критический". В "докритический" период Кант выступил как влиятельный ученый, теоретик, естествоиспытатель. В этот период он признавал возможность объективного существования вещей вне сознанием человека.

В "докритический период" Кант опубликовал свою выдающуюся работу "Всеобщая естественная история и теория неба" (1755), в которой обосновал гипотезу о естественном происхождении солнечной системы.

В "докритический период" Кант сделал важное открытие о гравитационное взаимодействие Луны и Земли, которая влияет на скорость их обращения, о замедлении вращения Земли вследствие трения, вызванного приливами и отливами. Все эти идеи Канта стали основой для нового взгляда на мир как на подвижный, переменный, противоречив. Это сыграло важную роль в формировании диалектики.

Таким образом, в "докритический период" учению Канта были присущи элементы материализма и диалектики, а именно: признание им объективного, реального существования природы (концепция естественной истории солнечной системы); научные открытия относительно взаимодействия Луны и Земли, замедление вращения Земли вследствие приливов, действия центробежных и центростремительных сил, притяжения и отталкивания, признание фундаментального положения материалистической философии о том, что вещи существуют вне нашего сознания и представления о них мы благодаря ощущениям, которые являются источником знаний. Определяющим для этого периода является работа над проблемами естествознания и математики, преподавания естественно-научных дисциплин. Астрономия, математика, физика, антропология, физическая география (впервые им введена как учебная дисциплина), минералогия - таков неполный перечень отраслей знания, которые его интересовали.

В своих природонаукових исследованиях Кант находился под влиянием ньютоновской концепции всемирного тяготения (разработал объяснения явлений приливов и отливов на основе определения присутствия отталкивающих сил, действия сил на расстоянии) и эволюционной концепции Ж.Бюффона, его идеи закономерного изменения природных тел и явлений во времени. Кант выступает как натуралист-наблюдатель, обосновывает необходимость того, чтобы в естествознании все было объяснено естественным образом. В работах этого периода был поставлен вопрос о развитии в природе. В частности, в работе "Всеобщая естественная история и теория неба" ( 1775) была развита космогоническая гипотеза, в которой на основе законов механики объяснялось, каким образом возникла солнечная система, какие этапы она прошла. В дальнейшем эта гипотеза получила название теория Канта-Лапласа, которая способствовала становлению исторического (эволюционного) подхода в естествознании.

В работах "критического" периода Кант находится под влиянием рационалистической философии Лейбница. Он придерживается точки зрения, согласно которым связь между причинами и следствиями событий не отличается от логической связи между основанием и следствием. Однако постепенно Кант отказывается от такой позиции под влиянием философии Юма. Для объяснения явлений природы Кант внедряет телеологический (целеполагание) принцип. Кант начинает признавать, что связь между причиной и действием имеет эмпирический характер (факт бытия), а не характер логического вывода. Поэтому логики недостаточно для обоснования естествознания. Вместе с этим Кант остается на позициях рационализма и подчеркивает, что наука (математика, естествознание), которая состоит из положений общих и необходимых, не может иметь своим источником опыт, который всегда ограничен, а потому не может быть основанием для универсальных обобщений. Одновременно источником для таких знаний не может быть и разум сам по себе. А такие знания существуют независимо от того, что мы не способны объяснить их возникновение.

В своих трудах "О ложные тонкости четырех фигур силлогизмов", "Опыт привлечения к философии понятие отрицательных величин" Кант обобщил свои соображения заключению, что источником независимых от опыта (таких, существующие до опыта) достоверных знаний может быть форма чувственности и желанию , априорная форма.


2.2. Критический период

В "критический период" творчество Канта приобретает другого рода. Он фактически стал на путь отрицания познания вещей, их сущности. В этот период Кант публикует ряд работ таких, как "Критика чистого разума" (1781), "Критика практического разума" (1788), "Критика способности суждений" (1790).

Главная идея этих произведений - это "критика" теории познания, тезис о том, что человек прежде чем выяснить сущность вещей должна установить пределы своих познавательных возможностей; что она сможет узнать, а что не сможет.

Уже в этом содержался вопрос Канта о возможности самого познания. Это, можно сказать, первый кирпич в кантовать теорию незнания. Это - первый элемент агностицизма. Агностицизм (от греч. а - не, gnosis - знание) - учение, которое полностью или частично отрицает возможность познания мира. Кант требовал осуществлять познания теоретически, а не в процессе практической деятельности. Гегель в связи с этим писал, что Кант подобен человеку, желающему научиться плавать до того, как она войдет в воду.

Второй элемент агностицизма Канта - это размышления о непохожести, неидентичность самого предмета и его образа.

Предметы природы, по Канту, находятся вне нашего сознанием, независимо от нее. Но образы их, возникающие в нашем сознании, не похожи, не идентичны с предметами, так же как дым не похож на огонь, как крик, вызванный болью, на сам боль.

Третий элемент агностицизма Канта - это представление о категории мышления как "чистые", априорные, данные к опыту формы познания. Апріорі (лат. a priori - первісно) - термін ідеалістичної філософії, яким позначаються знання, отримані до досвіду і незалежно від нього, і які споконвічно притаманні свідомості. Так, Кант стверджував, що такі категорії, як простір і час є апріорними формами пізнання.

Більше того, за вченням Канта, всі категорії трансцендентальної логіки є "чистими", апріорними, позбавленими "домішок" досвіду, практики. Трансцендентальним (від лат. transcendere - переступати) є все те, що виходить, переступає за межі чуттєвого досвіду, не дається в ньому, тобто є апріорним.

Апостеріорі (від лат. a posteriori - з наступного) - термін, що на відміну від апріорі, означає знання, отримане в результаті досвіду, практичної діяльності.

Четвертий елемент агностицизму Канта - це розрив діалектичного зв'язку між сутністю і явищем, встановлення принципової відмінності між ними. Кант вважав, що сутність є "річчю в собі" і її пізнати неможливо, що людина здатна пізнати лише явища. Однак з точки зору діалектики, між явищем і сутністю немає принципової межі, а є лише відмінність між тим, що пізнано і тим, що ще не пізнано. Коли ми пізнаємо явище, то так чи інакше одночасно пізнаємо і його сутність. Сутність таким чином з'являється, а явище дає уявлення про сутність. Інакше бути не може.

Кант - философ противоречивый, непоследовательный. С одной стороны, он глубокий ученый-естествоиспытатель, совершивший ряд важных открытий, был близок к материализма и, с другой стороны, стал родоначальником классического агностицизма, фактически стал на путь отрицания познания. С одной стороны, все богатство реального мира Кант втиснул в свои 12 априорных категорий общей логики и считал их вечными, неизменными, неподвижными, которые ни при каких обстоятельствах не переходят друг в друга. С другой стороны, рассматривая так называемые антиномии "чистого разума", раскрыл глубокую диалектику взаимосвязи, категорий конечного и бесконечного, простого и сложного, причины и следствия, свободы и необходимости. Антиномия (греч. - противоречие в законе) - непреодолимая противоречие, затруднения. Что это за антиномии "чистого разума"?

Кант в своей работе "Критика чистого разума" рассматривает четыре таких антиномии:
1. Мир имеет начало во времени и пространстве. Мир не имеет начала и во времени, и в пространстве.
2. Любая сложная вещь состоит из простых частей. В мире нет ничего простого.
3. Все в мире происходит по необходимости. Однако этого недостаточно для объяснения всех явлений. Поскольку в мире действия, которые осуществляются без необходимости, свободно. "Существует свободная причинность. Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы".
4. В мире есть необходимая сущность как его причина. Нет никакой абсолютно необходимой сущности в мире, ни вне его.

То есть, Кант обратил внимание на противоречия "чистого разума", которые, по его мнению, являются неразрешимыми, Антиномическая. Другими словами "чистый разум" может довести первую часть антиномии и опровергнуть вторую и наоборот, может доказать вторую и опровергнуть первую.

Это учение Канта об антиномиях "чистого разума" сыграло важную роль в развитии диалектики. Положительным в учении Канта было представление о роли антагонизмов в общественном развитии и о необходимости вечного мира, которого можно достичь через взаимопонимание между народами, международную торговлю, сотрудничество, учет взаимных интересов, невмешательства во внутренние дела государств, статус-кво границ и т.п..

Интерес представляют и рассуждения Канта о нравственном законе ( категорический императив), о человеке, которую можно рассматривать как средство для достижения любой цели, потому что она сама является такой целью. Эти мысли Канта, бесспорно, является одним из достижений немецкой классической философии.
Кант - дуалисты. С одной стороны, он признавал, что материальные вещи сами по себе, объективно и отображаются нашими ощущениями. С другой стороны, он считал, что они являются "вещами в себе", т.е. непознаваемой.

Далее. Отрицая бога, как архитектора Вселенной, Кант вместе с тем утверждал, что божественный дух создал необходимые предпосылки для последующего развития природы; что выше, разумное начало, создатель мировой целесообразности и гармонии. В связи с этим он стремился ограничить науку, чтобы сохранить религию. Кант писал:

" Я должен потеснить знания, чтобы предоставить место вере. "

Таким образом, основной чертой философии Канта является ее двойственность, сочетание в одной системе разнородных, противоположных философских направлений. Основное противоречие философского учения Канта - это несоответствие между признанием им существование вещей, явлений природы вне сознания человека и отрицанием их познания (вещи - объективные, но непознаваемой).


3. Естественные интересы Канта

Перший період Канта творчості (до кінця 1760) характеризується переважанням природничо-наукових інтересів. У 1754 у статті "Дослідження питання, чи зазнала Земля у своєму обертанні навколо осі, завдяки якому відбувається зміна дня і ночі, деякі зміни з часу свого виникнення" розглянув систему Земля - Місяць і зробив висновок про те, що приливне тертя повинно уповільнити обертання Землі навколо осі. У праці "Загальна природна історія та теорія неба" (1755) виклав свою космогонічну гіпотезу, відповідно до якої планети і Сонце виникли із хмари розсіяної матерії, що займала колись весь простір Солнечной системы. Частинки цієї хмари стикалися одна з одною, що в врешті решт призвело до його ущільнення і впорядкованого обертального руху навколо центрального згущення, з якого згодом утворилося Сонце. Надалі сталася фрагментація матерії, що оберталася навколо Сонця, на окремі згустки, з яких утворилися планети. Гіпотеза Канта пробила пролом у поширені раніше скам'янілим погляді на природу, виключаємо ідею розвитку. Через 50 років після Канта аналогічна гіпотеза була висловлена П.С.Лапласом, який залучив для її обґрунтування нові дані фізики і механіки. Погляди обох вчених часто викладаються як єдина гіпотеза Канта - Лапласа. Ця гіпотеза зробила великий вплив на весь подальший розвиток природознавства, вона стала перехідним етапом від метафізичного світогляду до еволюційного. Сучасні космогонічні гіпотези у загальних рисах використовують ідеї Канта і Лапласа, докладніше описуючи процеси зіткнення частинок з урахуванням переходу механічної енергії в теплову і впливу електромагнітних полів у міжзоряному середовищі. Канту належать здогади, котрі згодом підтвердилися, про існування Великої системи галактик ("молочних шляхів"), а також про роль відштовхувальних сил у космосі поряд із силами тяжіння.


3.1. Теорія побудови всесвіту Канта

У книзі за назвою "Загальна природна історія і теорія неба" Кант виклав свої думки про створення всесвіту, сонячної системи, планет, зірок, і вперше продемонстрував основні положення свого уявлення про процеси, що відтворюють життя і, як кульмінацію загального розвитку - зародження людини. Випереджаючи можливість різночитання свого викладу, автор первісно зумовлює загальні підходи до своєї теорії.

Основоположний момент аналізу теорії можна прийняти, як "усе залежить від усього". Усі світові структури, і кожна окремо, створюють загальну систему, яка утримується обумовленими взаємозв'язками, що розглядаються як фізичні, у визначенні Канта - механістичні, явища. Крім того, теорія розглядає світ, що складається з матеріальних часток, котрі визначаються як "різного роду елементи". Усі ці елементи знаходяться в постійному русі. Рух кожного елемента взаємно узгоджений.

Початковий простір був повністю заповнений матерією, "у достатній мірі здатної передавати рух усім небесним тілам, які знаходяться в ньому, узгоджуючи його зі своїм власним рухом і, як слідство, узгоджуючи між собою всі рухи".

На його думку, всі речовини, з яких складаються небесні тіла нашої сонячної системи, тобто всі планети і комети, були спочатку розкладені на свої первинні частини і заповнювали весь світовий простір, якому нині повертаються ці вже сформовані тіла. У той час усе не мало форми.

Хоча безпосередньо після створення вся матерія знаходилась в стані хаосу, але завдяки тому, що кожна первинна частина матерії має внутрішнє "прагнення піднятися до більш удосконалого спорудження шляхом природного розвитку", відбувається упорядкування світових структур.

У заповненому таким чином просторі загальний спокій триває тільки мить. Елементи, яким властиві сили для приведення один одного до руху, мають джерело життя в самих собі. Таким чином - "матерія із самого початку прагне утворювати форми". Тому ж відразу починають відтворюватися різного роду згустки. Але внаслідок взаємодії сил тяжіння і відштовхування виникають "потужні вихори часток, з яких кожна сама по собі описує криві лінії, що пояснюється спільною дією сили тяжіння і сили обертання". Згустки речовини, які утворюються, складають матеріальні тіла, які в свою чергу складають світи різного порядку:

  • перший порядок матеріальних структур - первинні елементи.
  • другий - частки речовини, з яких складаються планети.
  • третій - сонячна система, яка поєднує центральне світило і планети, які обертаються навколо нього зі своїми супутниками і комети.
  • четвертий - системи багатьох зірок. "Усі нерухомі зірки, як ми знаємо, розташовані біля деякої загальної площини і завдяки цьому утворюють одне зв'язане ціле, світ світів".

Вищий порядок світів утворюють безліч зоряних систем. "Ми бачимо, що в нескінченній далечині, існує ще багато таких зоряних систем і що весь безмежний Всесвіт має характер системи, і частини її знаходяться у взаємному зв'язку".

Але і на цій межі не закінчується система улаштування світу Канта: "Можливо було припустити, що і ці світи вищого порядку в якийсь спосіб зв'язані один з одним і завдяки цьому взаємному зв'язку у свою чергу створюють ще більш неосяжну систему".

Слід зазначити, що загальноприйнята в наш час назва Галактика, в той час ще не застосовувалась. Використовувалася назва "світляні плями". Але Кант вже пояснює їх побудову, як складену з безлічі зірок, і визначає їм місце в загальній ієрархії космічних процесів, називаючи "зоряними туманностями". Та й самі зірки, що вважалися нерухомими, у його теорії рухаються визначеними орбітами. Але "рухаються вони надзвичайно повільно внаслідок великої віддаленості від загального центру їх обертання". В такий же спосіб визначає він місце і нашої сонячної системи в зоряному світі, відносячи її, як звичайну зоряну систему, до Чумацького шляху.

У цій системі світовий порядок підтримується взаємними зв'язками, які визначаються рухом первинних елементів. В наш час прийнята інша назва - поля, що, звичайно не обмежуються тільки полем ньютоновского тяжіння. Хоча і Кант припускав існування інших визначальних взаємозв'язків.

Джерело утворення планет не можна шукати в одному тільки ньютоновскому тяжінні. Для настільки тонких часток це тяжіння було б занадто повільним і слабким. Скоріше можна сказати, що в цьому просторі первісне утворення походить від зближення деяких елементів, що з'єднуються за звичайними законами зв'язку, поки з'явивши в такий спосіб згусток поступово не зросте настільки, що ньютонівська сила тяжіння стане здатною в ньому все більше і більше збільшувати це тіло, діючи на відстані.

Кант припускав, що при утворенні космічних тіл відбулося сепарування згустків речовини, в результаті чого щільніші з них зібралися ближче до центру обертання. Тому комети, що підлітають до сонця з далеких окраїн, відрізняються за складом від центральних планет.

Частки комет належать до найбільш легкого виду, імовірніше, тому, що комети утворюються в віддаленішіх пунктах світобудови, і немає сумніву, що саме цим головним чином пояснюється поява у комет мрячних ядер і хвостів, що відрізняє їх від інших небесних тіл.

От дуже короткий виклад теорії і поглядів великого мислителя на влаштування нашого світу. Можна дивуватися прозорливості вченого, а можна говорити про його здогади. Але в будь-якому випадку Кант залишався людиною свого часу. І його уявлення про світові процеси однозначно відповідали науковим поглядам свого часу. От невелике логічне обґрунтування з тієї ж теорії світобудови, що показує нам рівень наукових досягнень, і яке викликає в нас зараз посмішку співчуття вченим того далекого часу.

Але якщо Сонце або сонця взагалі - вогненні кулі, то звідси випливає перша властивість їхньої поверхні, яка полягає в тому, що на ній повинно бути повітря, тому що без повітря ніякий вогонь не горить. [ ]

В наше время можно по-разному относиться к идеям и теориям того времени. Но нельзя прошлое мерить современными мерками. История не может быть переработана, она может восприниматься только как фактически осуществимо жизни. Сама же творчество Иммануила Канта и сейчас в некоторых аспектах остается непревзойденным логическим изображением сути процессов, к представлению которых мы только подошли. Здесь необходимо отметить, что все его труды пронизаны оптимизмом, любовью к человеку и верой в ее Божественное предназначение. В своих последующих работах Кант еще много раз вернется к великой идеи Божественного начала. И, несмотря на механистичность предлагаемых теорий, его преподавания никак не входит в противоречие с деяниями Творца. Бесконечный ряд будущих веков, что делает вечность неисчерпаемой, совершенно оживит всю сферу Божественного присутствия и постепенно внесет в нее закономерность, что соответствует совершенства Божественного замысла. Но это уже не дань своей эпохе. Это твердое убеждение о связи объективной реальности нашего мира с Божественным, которая, к сожалению, пока еще не дана нам в ощущениях. В более поздних своих работах, Кант излагает свои мысли более определенно, как существующую связь материального и духовного планов.


4. Эстетика Канта

У Канта термин "эстетическое" используется в значении "чувственное". Но эти понятия не сводятся у него друг к другу. Во-первых, Кант различает эмпирические ощущения (чувственное восприятие, ощущение) и эстетические чувства. Во-вторых, понятие "эстетического" у Канта имеет, в отличие от первого, предикаты всеобщности и необходимости. Однако в этих различных значениях чувственного есть и общий момент, так что не случайно они имеют общее название: и эмпирическая чувственность, и эстетические чувства являются некоторыми модификациями состояния субъекта.

Интерес Канта к проблеме прекрасного рос не из желания преодолеть трудности, которые возникали в сфере эстетики как философии искусства, а скорее от желания решить ряд проблем, возникавших в самой философии, а именно проблему объединения ее различных сфер - теоретической и практической . В первой сфере опыт объективно определяется согласно универсальными и постоянными законами (царство абсолютной необходимости научного знания). Во второй сфере опыт основан на безусловном и абсолютном закону, который не зависит ни от каких феноменальных отношений и имеет своим законом не необходимость последних, а свободу. Природный детерминизм как предпосылка научного познания и свобода как предпосылка нравственной деятельности являются автономными сферами.

Но провозгласив эту основную принципиальное отличие, без которой омрачается действительность науки и самостоятельная роль нравственности, Кант бы подчеркнуть, что она не может быть представлена ​​как разграничение принципиального характера. Потому что не только теоретический опыт заканчивается в самом себе (более того, его собственное развитие направляет нас к его собственному ограничения - в сферу чистого разума), но и акт чистого разума, нравственного закон требует своей собственной реализации в сфере чувственного. Поэтому "должны существовать принципы единства понадчуттевого, которые лежат в основе природы, с тем, что практически содержит в себе понятие свободы".

Дослідження того, як можливо у філософії мислити таку основу єдності понадчуттєвого з тим, що містить у собі поняття свободи, - мислити не у теоретичних поняттях, а в особливій функції судження, і складає завдання "Критики здатності судження". Таким чином, Кант прийшов до естетики як філософ, окресливши важливі проблеми естетики й теорії мистецтва та запропонувавши їх рішення. Проблема філософії як системи приводить його до відкриття особливої сфери питань естетики. Естетика, що була задумана як ланцюжок між світом свободи та природи, перетворюється в Канта у спеціальну філософську науку.

Эстетика Канта, с точки зрения построения системы, опирается на общий фундамент критической мысли, берет свои проблемы и содержание с поисков и анализа сферы эстетики XVIII в. Ренессансная эстетика рассматривает искусство как объективную реальность культуры. Затем происходит смещение объекта эстетического рассмотрения. Оставив сферу исследования структуры объективности искусства, закономерности которой она пыталась установить, исходя из загальнорационалистичнои позиции, эстетическая мысль обращается к анализу субъективной оценки самого искусства, и эта оценка выступает не как результат методической критики согласно определенным принципам, а как непосредственной спонтанный акт духа. Так, Т. Любо "под влиянием барочного искусства начнет отмечать превалентний роли в искусстве эмотивного элемента и считать возбуждение и напряжение чувств основной причиной, которая побуждает к высказыванию эстетической оценки". Последняя зависит от "шестого чувства", которое якобы непосредственно оценивает эмоциональное воздействие определенного образа. Это чувство естественное и присуще всем людям, хотя его оценки зависят от эпохи, общества и изменений в эмоциональном состоянии, то есть духовной конституции самих людей. Таким образом, возникает проблема вкуса, есть вопрос о том, как примирить присущую последнем субъективность с его претензией на всеобщность, от которого зависит возможность выработки постоянного критерия для оценки искусства и обоснование всеобщности эстетического чувства.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам