Надо Знать

добавить знаний



Импрессионизм



План:


Введение

Импрессионизм (от фр. impression - Впечатление) - художественное направление, основанное на принципе непосредственной фиксации впечатлений, наблюдений, сопереживаний. Художественное течение, в живописи, а также в литературе и музыке - которая возникла в 1860-х годах и окончательно сформировалась во второй половине 19 века в Франции. Учредители импрессионизма - как символизма и экспрессионизма - действовали на противовес реализма (особенно неоклассицизма, а также и натурализма). Импрессионисты пытаются в своих произведениях воссоздать благородные, изящные личные впечатления и наблюдения изменяющихся мгновенных ощущений и переживаний, природу, схватить меняющиеся эффекты света - но в отличие от неоклассицизма не обязывались объективно отражать реальность, а взамен поделиться своими чувствами с наблюдателем произведения, повлиять на него. Срок впервые использовался в негативном смысле при критической оценке произведения Моне "Впечатление, восход солнца" (1872)


1. История

Заложенная за времена Людовика XIV, Королевская академия живописи и скульптуры, изначально делала акцент на тренинге мастерства по четко очерченной академической доктриной. Одним из факторов, которые подготовили революционные изменения в отношении импрессионистов в живописи было развитие науки и техники.

В XIX веке появились новые виды кистей: твердые, плоские, укреплены стальной оправой (ранее применялись только круглые кисти из мягкого волоса), которые позволяли применять прочные шаги. В продаже также значительно дешевле синтетические краски - стали больше применять голубого цвета, который до той поры был очень дорогим (изготовляли из лазурита). Начали принимать пленэрные мольберты и переносные коробки для красок и кистей - это облегчило выход на природу.

Продвижение в научной теории и практике принес больше знаний относительно структуры белого света. Открытие структуры света благодаря применению призмы сделал Ньютон. Следующие важные шаги в этой области были сделаны Буффоном. Благодаря трудам французского химика Шевроле в 1839 году было сформулировано описано явление одновременного цветового контраста: глаз, видя какую-то краску, всегда воспроизводит краску дополняющие, а следствием этого явления является то, что возложенные на рисунке рядом две одвильни краски глаз видит как взаимно максимально разрознены. Другим следствием является практическая установка: если на рисунке рядом сопоставлены две противоположные цвета, то они будут отличаться более все остальные сопоставления цветов. Импрессионисты использовали лишь семь цветов цветового спектра и первыми стали смешивать их непосредственно на холсте, а не на палитре, как их предшественники.

Большое влияние на импрессионистов имело изобретение и распространение фотографии. Осматривая фотографии, они начали подобно компоновать свои рисунки: их композиции были открытыми, часто производили впечатление случайных фрагментов целого. Люди или дерева, усеченные посередине, вызвали настоящую революцию на салонах. Этот новаторский прорыв можно было также приписать влиянием японского искусства, ранее решилось на такой прорыв. Появившись в изобразительном искусстве, импрессионизм заложил фундамент и для аналогичных течений в других видах искусств - музыке, литературе.


2. Изобразительное искусство

2.1. Немного о название

Клод Моне : "Впечатление, восход солнца ( фр. Impression, soleil levant ) "(1872)
Эта картина дала название стилю
Худ. Гюстав Кайботт. На мосту Европы.
Скульптор Роден. Поцелуй
Худ. Сислей. Река Сена у Буживале
Ренуар.Танок во время пребывания в селе
Ренуар. Завтрак в загородном кафе
Эдуард Мане.Прогулянка в лодке.

Французский импрессионизм исторически ведут от художественной выставки весной 1874 года, открылась в мастерской фотографа Надара. А уже 25 апреля 1874 малоизвестный ныне репортер Леруа напечатал в юмористическом издании "Шаривари" статью под названием "Выставка импрессионистов". Осуждающей название Леруа приобрела популярность, а позже стала исторической.

Название "импрессионизм" довольно бессодержательная в отличие от названий "Барбизонская школа" или "Школа Фонтенбло", где хотя бы есть отметка географического расположения художественного сообщества. Еще меньше ясности с несколькими художниками, которые формально не входили в круг первых импрессионистов, хотя их технические приемы и средства вполне "импрессионистические" - ( Уистлер, Эдуар Мане, Эжен Буден и т.д.). К тому же технические средства импрессионистов были известны задолго до 19 века и их (частично ограничено) использовали еще Тициан и Веласкес, не порывая с господствующими идеями своей эпохи.

Была еще одна статья (автор Эмиль Кардон) и еще одно название - "Выставка бунтовщиков", вполне сварливая и неодобрительно. Именно она точно воспроизводила неодобрительное отношение буржуазной публики и критики к художников (импрессионистов), которое господствовало в течение рокив.Импресионистив сразу обвинили в безнравственности, мятежных настроениях, неспособности быть добропорядочными. Сейчас это вызывает удивление, поскольку непонятно, что аморального в пейзажах Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, бытовых сценах Эдгара Дега, натюрмортах Моне и Ренуара.

Прошли десятилетия. И новое поколение художников придет к настоящему развала форм и обнищание содержания. Тогда и критика, и публика увидела у осужденных импрессионистах - реалистов (sic!), а немного погодя и классиков французского искусства.


2.2. Недостатки импрессионизма

Французский импрессионизм не поднимал философских проблем и даже не пытался проникать под цветную поверхность обыденности. Зато импрессионизм сосредотачивается на поверхностности, текучести момента, настроения, освещении или углу зрения.

Как и искусство ренессанса ( Возрождение), импрессионизм строится на особенностях и привычках восприятия перспективы. Вместе с тем ренессансное видение подрывается доказанной субъективностью и относительностью человеческого восприятия, что делает цвет и форму автономными составляющими образа. Для импрессионизма не так важно, что изображено на картинке, но важно как изображено.

Их картины представляли только положительные стороны жизни, не нарушали общественных проблем, обходили и такие проблемы как голод, болезни, смерть. Это привело позже к расколу среди самих импрессионистов.


2.3. Преимущества

К перваго импрессионизма как течения относится и демократизм. По инерции, искусство и в 19 веке считалось монополией аристократов, высших слоев населения. Именно они выступали главными заказчиками на стенописи, монументы, именно они - главные покупатели картин и скульптур. Сюжеты с тяжелым трудом крестьян, трагические страницы современности, позорные стороны войн, бедности, общественных проблем осуждались, не приветствовались, не покупались. Критика кощунственной морали общества в картинах Теодора Жерико, Франсуа Милле находила отклик лишь у сторонников художников и немногих знатоков.

Импрессионисты в этом вопросе занимали достаточно компромиссные, промежуточные позиции.Булы отброшены библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты, присущие официальном академизма. С другой стороны они горели желанием признания, уважения, даже наград. Показательной является деятельность Эдуара Мане, годами добивался признания и наград от официального Салона и его адмистрации.

Вместо того появилось видение обыденности и современности. Художники часто рисовали людей в движении, во время забавы или отдыха, представляли вид данного места при данном освещении, мотивом их работ была также природа. Принимались сюжеты флирта, танцев, пребываний в кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах. Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь - это череда маленьких праздников, вечеринок, приятных времен за городом или в приятельски окружении (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне). Импрессионисты одни из первых начали рисовать на воздухе, не дорабатывая своих работ в мастерской.


2.4. Дивизионизм

Генеральной творческой методой импрессионистов был дивизионизм - наложение различных цветов с таким расчетом, чтобы с расстояния краски воспринимались слитыми в определенный цвет. Тени также рисовали с помощью основных цветов, без принятия черного. Дивизионизм не стал однако обязательным правилом, как никакое другое правило. Поэтому эта основа применялась в большей или меньшей степени.

2.5. Главные представители в живописи

Известными пионерами импрессионизма стали художники:

Известны также художницы-импрессионисты - женщины художницы : Мари Бракмон, Ева Гонзалес, Мэри Кассат, Берта Моризо. В 1880-1910-х гг

Импрессионизм повлиял на многих живописцев других стран (М. Либерман, Л. Коринт в Германии; Константин Коровин, Серов Валентин, Э. Грабарь, ранний М. В. Ларионов в России и др.)., что проявилось в освоении новых сторон действительности, в овладении эффектами пленэра, освещение палитры, ескизности манеры, усвоении отдельных технических приемов.


2.6. Импрессионизм в скульптуре

Некоторые принципы импрессионизма - передача мгновенного движения, текучесть формы - в разной степени отразились в скульптуре 1880-1910-х (в Эдгара Дега и Огюста Родена во Франции, М. Россо в Италии, П. П. Трубецкого и А. С. Голубкиной в России), в то же время повышенная живописность импрессионистической скульптуры вступала порой в противоречие с ощутимостью и телесностью, присущими самой природе скульптурного образа.

3. Музыка

Одним из вдохновителей музыкального импрессионизма считается французский композитор Эрик Сати, причем заимствования им импрессионистической эстетики художников было осознанным, в частности в своих воспоминаниях композитор писал:

Я ... объяснял Дебюсси необходимость для француза освободиться от влияния вагнеровских принципов, которые не соответствуют нашим естественным стремлением. Я сказал, что хотя я ни в коей мере не является антивагнеристом, но все же считаю, что мы должны иметь свою собственную музыку и по возможности, без "кислой немецкой капусты". Но почему бы для этих целей воспользоваться такими же изобразительными средствами, которые мы видим в Клода Моне, Сезанна, Тулуз-Лотрека и других? Почему не перенести эти средства на музыку? Нет ничего проще. Не это ли настоящая выразительность? [1]

В свою очередь Малларме писал, что композиторы-импрессионисты учились "слышать свет", передавать в звуках движение воды, колебания листьев, дуновение ветра и преломление солнечных лучей в вечернем воздухе.

Ярче музыкальный импрессионизм нашел свое воплощение в творчестве К. Дебюcси и М. Равеля. Музыку импрессионизма сближает с импрессионизмом в живописи красочность, стремление к воплощению мимолетных впечатлений, к одухотворенной пейзажности (например "послеполуденные отдых фавна", "Море" для оркестра, "Остров радости" для фортепиано К. Дебюсси, "Игра воды", "Отражение" для фортепиано М. Равеля и др.)., к созданию колоритных жанровых зарисовок и музыкальных портретов ("Прерванная серенада", "Менестрель", "Девушка с волосами цвета льна" для фортепиано Дебюсси).

Окружающий мир раскрывается в импрессионизме сквозь призму тончайших психологических рефлексов, только уловимых ощущений, порожденных его созерцанием. Эти черты сближают импрессионизм с другой художественным течением - литературным символизмом, творчеством Поля Верлена, Стефана Малларме, Пьера Луи, Мориса Метерлинка, произведения которых нашли претворение в музыке К. Дебюсси и его последователей.

При всей новизне музыкального языка в импрессионизме нередко воспроизводятся некоторые приемы, характерные для искусства предшествующего времени, в частности музыки французских клавесинистов XVIII века. В сфере красочной фантастики и экзотики (интерес к Испании, стран Востока) импрессионисты продолжили традиции романтизма, отказавшись при этом острых драматических коллизий, социальных тем. Сильное влияние на музыку Дебюсси и Равеля оказало также творчество М. П. Мусоргского.

В жанровом отношении импрессионисты предпочитали программным миниатюрам и сюитним циклам, в которых царило живописное начало. Гармония импрессионистов характеризуется повышением колористичности, в частности под воздействием французского музыкального фольклора и новых для Европы 19 века систем музыкального мышления (влияние русской музыки, григорианского хорала и ренессансной полифонии, музыки стран Востока, негритянского менестрельного театра США). Это проявилось, в частности в использовании натуральных и ангемитонних приборов, элементов модальной гармонии, в аккордовых параллелизма. Инструментовке импрессионистов присущи дифференцированность оркестрового звучания, детализации фактуры, использование чистых тембров.

Помимо Франции, где последователями Дебюсси были Равель, Поль Дюка, Флоран Шмитт и другие, на рубеже XIX-XX веков элементы импрессионизма получили развитие и в других композиторских школах, своеобразно соединившись с национальными особенностями ( М. де Фалья в Испании, О. Респиги в Италии, С. Скотт в Великобритании, К. Шимановский в Польше, раннее творчество И. Ф. Стравинского в России).


4. Импрессионизм в литературе

Почти одновременно с художниками-импрессионистами появились романисты и новеллисты, поэты и драматурги, чье творчество базировалось на мгновенных впечатлениях от увиденного.

Применительно к литературе импрессионизм рассматривается широко - как стилевое явление, возникшее в последней трети 19 века и охватило писателей разных убеждений и методов, и узко - как течение с определенным методом и мироощущением, которые тяготели к декадентства, сложившееся на рубеже 19-20 вв . Признаки "импрессионистического стиля - отсутствие четко заданной формы и стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах, которые проявляли, однако, при осмотре всего, свое единство и связь. Как особый стиль импрессионизм с его принципом ценности первого впечатления давал возможности вести повествование через такие, как бы схваченные наугад, детали, которые нарушали строгую согласованность повествовательного плана и принцип отбора существенного, но своей "боковой" правдой оказывали рассказы необычайную яркость и свежесть, а художественный идеи - неожиданное разветвленность и многоликость. Оставаясь стилевым явлением, импрессионизм не означал, особенно в больших писателей (например, А. П. Чехов, И. А. Бунин и др.)., ломки художественных принципов реализма, а сказывался в обогащении этих принципов, описаний.

К началу 20 в. возникло несколько стилевых разновидностей импрессионизма на общей реалистической основе. Родоначальниками "психологического импрессионизма" считают братьев Ж. и Э. Гонкуров ("поэты нервов, ценители незаметных ощущений), это направление продлен в творчестве К. Гамсуна ("Голод"), раннего Т. Манна (в новеллах), С. Цвейга, Ф. Анненского. Трепетные живописные описания встречаются в творчестве Э.Золя ("Страница любви"), Е. П. Якобсена (в новелле "Могенс"), в русской литературе - в творчестве Чехова и Бунина. Экзотические красочные особенности импрессионизма проступают в творчестве Р. Л. Стивенсона и Дж. Конрад, позже С. Моэма и Поля Верлена, его стихотворение Поэтическое искусство (1874, опубликована 1882) звучит одновременно и как манифест поэтический импрессионизма, и как предвестие поэтики символизма.

В Украинской литературе поэтика импрессионизма отразился в творчестве Коцюбинского, B.Стефаника, Черемшина, частично О.Кобылянской, а также Г.Михайличенка, Хвылевого, Е.Плужника, М.Яцкива, Н.Кобринськои и др..


Источники

  1. Erik Satie Ecrits. - Paris: Editions champ Libre, 1977. - P. 69.



Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам